| |||||
МЕНЮ
| Философия терроризмаФилософия терроризмаМинистерство образования РФ Вятский Государственный университет Электротехнический факультет Кафедра Философии ДОКЛАД
Подготовил: Студент группы Э-22 Скулкин Д.В. Приняла: Матвеева М.В. г. Киров 2003 г. Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим. Т. Гоббс Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает
сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения –
веком войн и тоталитаризма (Сталин, Гитлер), то XXI уже включает в свою
характеристику слово «терроризм». Как явление терроризм существует более
чем долго. Можно вспомнить дореволюционную Россию, тогда это считалось
вполне нормальной формой политической борьбы, только против императора Новый терроризм не исключает старый, он дополняет его. Став более
организованным, технически оснащенным новый терроризм стал более чем
серьезным и достойным противником цивилизованного мира. В каждой отдельной
стране, в разные периоды могут быть свои определения терроризма. Тем не
менее, попытаемся выделить нечто общее.. Терроризм – это форма
политической борьбы, при которой предельно упрощенная система координат Давайте попытаемся разобраться в мотивационно-ценностной и социально- философской основе такой формы борьбы. Компетентные в этой области люди, исследователи выделяют два основных типа – личностные и политико-идеологические мотивации. Личностные мотивы обращения к терроризму в свою очередь могут подразделяться на три вида: эмоциональные, невротичеко-психопатологические и корыстные (государства, организации или лица, спонсирующие террористическую деятельность)3. Если смотреть в корень терроризма, то исходит в основном от стран третьего мира. Отсталость и бедность – вот мощный источник агрессии. Самое страшное, что отставание растет и усугубляется глобализацией. Мир раскололся на страны где высоко цениться жизнь, свобода и есть стремление к объединению, с одной стороны, и мир с низким уровнем и ценой жизни вообще – с другой. «Терроризм – есть месть отставшей части мира преуспевающей его части, вызванная окончательностью раскола и невозможностью “догнать” сегодняшний Запад»1, - заключает В.В.Никитаев. Но это не абсолютная причина, т.к. во главе терроризма стоят как раз таки далеко не бедные индивидуумы, способные выкладывать миллионы долларов на дестабилизацию обстановки и теракты. Что касается невротичеко-психопатологических причин. Здесь доминирует
не психопатология, т.к. большинство террористов объективно вменяемы, а
невротические комплексы. Почему среди опрошенных шиитов старшего возраста
способны и готовы совершить теракт 34,37%, а среди респондентов в возрасте Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-
сепаратистскими и религиозными. Мотивационная основа националистического и
сепаратистского терроризма часто значительно прочнее, чем у социально-
политического, поскольку связана с кровными узами и семейными традициями,
передается из поколения в поколение и закладывается с раннего детства. Еще
более "мощной" оказывается мотивационная основа, когда националистические
мотивы переплетаются с религиозным фундаментализмом, который нередко
приводит к особенному фанатизму. Известный специалист по терроризму Особенно опасна эта религиозность в исламе, где она доходит до крайних форм фанатизма и слепой веры в свою правоту. "Чтобы стать террористом, - говорит К.Л.Оотс, - человек должен иметь такую систему верований, которая позволяет ему рассматривать насилие как приемлемое средство для достижения цели... Уверенность в собственной правоте является основополагающим элементом, поскольку немногие способны в достаточной мере посвятить себя делу совершения насильственных актов, если не убеждены в моральной правоте дела, поскольку только правота делает такие акции правыми.”3 Террористы Ирландии, Шри Ланки отличаются от исламских радикальных организаций более реальными и осязаемыми целями и требованиями. Исламские террористы делят мир на две части без середины: свои и неверные (сюда же входят и мусульмане лояльные западу) - «друг- враг». Атака на Всемирный торговый центр показала, что нашлись такие религиозные группы, которые способны ударить прямо в сердце глобализма. Но в современном терроризме, на мой взгляд, религия – форма Наиболее варварский компонент социальной практики и социальной
философии терроризма - отрицание основного права человека - права на жизнь,
возведение убийства в принцип. Это, конечно, требует серьезных обоснований. Бедность, неравенство, психология фанатиков – почему это причины именно терроризм, а не революции или войны? Терроризм – как средство борьбы слабых с сильными (с государством), с которыми они не могут вступить в непосредственную схватку. Как причину событий 11 сентября и наряду с ними теракт американца Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей
правоте, нуждающийся в самоутверждении и преследующий личные экономические
и политические цели, попадает под влияние той или иной радикальной
группировки «эволюционирует» по цепочке «радикализм – экстремизм – фанатизм Таким образом, рассмотренные нами идеи и мотивы современного терроризма дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней простоте. В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности, философии терроризма, может помочь понять, разрушить выше указанную цепочку, а значит и искоренить «пропаганду действием» - терроризм как явление. Материал: . Федотова В.Г. «Терроризм: от старого к новому.»; «Философские науки», № 2, 2003 (с.5) . Уткин А.И. «Исламский терроризм В США.»; «Философские науки», № 3, 2003 (с.11) . Чурков Б.Г. «Мотивационные и идейные основы современного терроризма.»; http://conflictolog.isras.ru/93-4-1.html
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|