реферат, рефераты скачать
 

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимующих и перелетных птицах


p> 3.1. «Птички на кормушках»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек
(снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,

Игровое действие.

Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

Ход игры

Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.

Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе — картинки-вставки.)

1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.

3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.

5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?

1) Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

(Снегири).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Свои ответы дети сопровождают показом картинки.

2) Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(Синичка.)

3) Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4) Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует.

(Голубь.)

В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает свежий корм.

Для формирования у дошкольников представления о природе как едином целом мы использовали рассказы Ю. Дмитриева «Если бы…», 3. Плохий «Кто нужнее?». Здесь в доступной форме рассказывается о существующих в природе взаимосвязях и взаимозависимостях (зачем нужны насекомые, земноводные, рептилии, растения и т.д.). С целью закрепления этих знаний проводили игру
«Пирамидки».

3.2. Настольно-печатная игра «Пирамидки» («Птицы в природе»)

Дидактическая задача. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,— экологическую пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Материал и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.

Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.

Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.

Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и. объясняет их.

Ход игры. Второй вариант.

Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.

Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Продолжением данной работы явилось знакомство дошкольников с правилами поведения в природе:

. с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья, не сдирать с деревьев кору и т.д.);

. нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поляны и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

. при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми знаний о правилах поведения в природе использовали дидактические игры.

3.3. «Угадай правило»

Дидактическая задача. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материал и оборудование. Рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии). Приведем примеры.

Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи — санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем —

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознанно, а не как строгие указания. Можно предложить дошкольникам самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при реальном общении с природой.

Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а дети своими словами передают смысл правила.

Когда дети усвоят правила и научатся их применять в реальной жизни, этикетки можно использовать для обозначения соответствующих действий на экологической тропе.

3.4. «Выбери правильно дорогу»

Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).

Материал и оборудование. Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.

Игровое действие.

Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.

Ход игры. Первый вариант.

Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник).

По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти — между деревьями паук сплел свою паутину.

На третьей тропинке змея с детенышами греется на солнышке.

Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем — гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.

Ход игры. Второй вариант.

На первой тропинке — тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.

В конце года для уточнения и закрепления знаний провели совместно со школьниками-юннатами игру-викторину «Мы знаем и любим природу».


5 «Мы знаем и любим природу»

Дидактическая игра-викторина

Программное содержание. Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Материал и оборудование. Проигрыватель и пластинка «Голоса птиц», оборудование для игр «Птички на кормушках», «Птицы в природе», «Угадай правило», жетоны, эмблемы для команд.

Ход игры.

В группу заходят два школьника, здороваются. Воспитатель спрашивает, кого они ищут. Школьники рассказывают, что они юннаты, объясняют, чем занимаются, и говорят, что им нужны помощники в работе по охране природы.

Воспитатель. Я думаю, здесь вы найдете себе много помощников. Наши дети тоже любят природу и ухаживают за растениями и животными.

Дети рассказывают, как они ухаживают за растениями в уголке природы, за попугаями, лягушками, как зимой кормили птиц, весной сажали деревья, чтобы привлечь птиц на участок.

Школьники. Это очень интересно, но нам нужны помощники, которые хорошо знают и правила поведения в природе.

Участники игры отвечают на вопросы педагога, выполняют задания, отгадывают загадки, участвуют в уже известных им играх. За правильный ответ команда получает одно очко (жетон).

Вопросы и задания

1. Назовите птиц, которые встречаются в наших краях.

2. Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Каким одним словом можно назвать этих птиц?

3. Какие птицы остаются зимовать? Каким одним словом можно назвать этих птиц?

4. Загадка.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(Кормушка.)

5. Игра «Птички на кормушках» (задание выполняют по одному ребенку из каждой команды поочередно).

6. Отгадывание загадок про птиц (первая игра).

7. Игра «Птицы в природе» (из каждой команды по одному ребенку составляют экологические пирамидки для дятла и снегиря).

8. Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского «Пойманная птичка»

(участвуют трое детей — «птичка» и два «птицелова» с сеткой).

Ход инсценировки.

Птицеловы накрывают птичку сеткой.

Первый птицелов.

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка.

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов.

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка.

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю:

Первый птицелов.

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка.

О! Не бойтесь, в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе — светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов.

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все б тебя ласкали.

Птичка.

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы (вместе).

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой — лети

И живи на воле!

Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.

9. Игра «Угадай правило». По окончании дидактической игры- викторины «Мы знаем и любим природу» школьники считают жетоны и называют количество очков у каждой команды (практически одинаковое).

Школьники. Мы принимаем всех детей в помощники юных натуралистов, и первое наше задание — установить скворечники на участке детского сада.

Тогда вы сможете слушать песни птиц все лето (звучат голоса птиц, записанные на пластинке).

Дети выходят на улицу вместе с юннатами и устанавливают скворечники.

Определенное место в нашем исследовании занимала - методическая работа с воспитателями по вопросу экологического просвещения родителей.

Был оформлен стенд, материалы которого отражали различные проблемы экологического воспитания дошкольников.

Проводились ежемесячные консультации по организации прогулок экологического содержания, по изготовлению кормушек, искусственных гнездовий и др.

Без участия родителей в нашей работе невозможно заложить фундамент экологической культуры.

Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

4. Дополнительный материал

Сапсан[pic]

Ну, а каков же он внешне, этот чабан гусиный? Красавец! Статного, крепкого, ловкого и красивого человека, мужественного и смелого в народе величали соколом не случайно. Телосложение у сапсана скульптурное. Грудь широкая, мускулистая, оперение плотное, будто закован он в рыцарскую кольчугу, крылья длинные и острые. Ноги у сокола короткие: по земле он ходит мало, его стихия — голубой океан, но пальцы на лапах длинные, и вооружены они круто изогнутыми и острыми когтями-резаками. Тело взрослого сапсана массой до 1,5 кг, причем это у самок, а самцы не бывают более 1 кг. Размах крыльев 85—100 см. Оперение окрашено контрастно. Вся нижняя часть туловища светлая, по груди и на брюшке есть вкрапление темных перышек, а верх головы, спины и крыльев темно-бурый. Под глазами у сапсана оригинальные темные полосочки, образующие подобие усиков. Лапы и восковица светло-желтые. На надклювье (верхняя челюсть) характерный острый выступ —
«зуб». По этой особенности сокола легко отличить от других хищных пернатых.

Будучи распространен почти по всему свету, сапсан устраивает гнезда на земле и на скалах, на деревьях по речным долинам и как было сказано в начале, даже на высоких зданиях в больших городах. Вот такая пара соколов жила на башне Киевского вокзала досаждая в течение нескольких лет московским голубеводам. Соколы сапсаны самостоятельно гнезд не строят.
Они предпочитают занимать: чужие «квартиры», уверенные в том, что законный хозяин в конфликт с ними не вступит. Ну, а если и решится, то от когтей сап сана уберечься ему будет трудно. Завладев чужим гнездом, пара сапсанов все-таки чуть-чуть его подправляет, ремонтирует, после чего самка откладывает 2—4 яйца. Насиживает соколиха, а самец сторожит, в его супружеские обязанности входит и кормление подруги.

Бородач

[pic]

Бородач — не орел (орел-ягнятник — название ошибочное). Бородач — это гриф, падальщик, но гриф не типичный, а выделенный учеными в отдельный род
— бородач. От обычных грифов он отличается тем, что голова и шея у него оперенные, крылья длинные, острые, хвост клиновидный, лапы значительно более сильные, чем у обыкновенных грифов, с большими когтями. В полете бородач похож на крупного сокола, размах крыльев у взрослой птицы более 2 м, туловище длиной 100—120 см, массой до 7 кг. Клюв крючком, мощный и сильный, под клювом характерная «козлиная» бородка из перышков, поэтому и название «бородач». Лапы как бы в штанишках почти до самых пальцев.
Оперение пестрое и очень красивое, в нем сочетаются белые, желтые, черные и бурые цвета. Глаза с красным окаймлением. Весь облик бородача очень внушителен. Живут бородачи выше всех других горных птиц, придерживаясь области вечных снегов и гор, покрытых ледниками. Излюбленные места обитания бородачей — скалы выше границы древесной растительности. Отдельных бородачей наблюдали даже в самом поднебесье, на высоте 6000—7000 м над уровнем моря. Всю жизнь бородачи живут парами. В горах, в пещерах, расщелинах скал, на каменных карнизах, под нависшими камнями, на удобных площадках устраивают птицы свое огромное гнездо. Это нагромождение высотой более метра состоит из сучков, веток, старых костей, внутри которого сделана лунка с мягкой подстилкой из шерсти, волос, растительных волокон, сухой травы и т. п. Гнездятся птицы рано. Например, в горах Казахстана брачные пары появляются в ноябре — декабре. В январе в гнезде появляются обычно два яйца, но вскоре одно яйцо птицы уничтожают, а оставшееся насиживается в течение двух месяцев. Большую часть времени на гнезде сидит самка. Выкармливают птенца оба родителя.

Беркут

[pic]

Беркут — сильная и ловкая птица, его тело длиной около метра, массой до
7 кг, размах крыльев 160—180 см. Орлицы крупнее самцов. Раз подружившись, орел и орлица живут вместе всю свою жизнь, своих птенцов выводят и выкармливают в огромных колыбелях. Эти колыбели-гнезда бывают высотой с человеческий рост, диаметром нередко достигают 2—3 м. Гнездо беркут строит из сучьев, веток и располагает на больших деревьях, на выступах скал, в каменных нишах, на саксаулах (в Средней Азии), но всегда с расчетом большого обзора, чтобы было видно добычу и противников, как со сторожевой башни. Беркут охотится успешно только на открытом пространстве, где не надо маневрировать. В лесу он неповоротлив. В середине гнезда сделана выемка,
«люлька», с мягкой подстилкой из травы, шерсти, пуха и перьев.

Орлица откладывает 1—3, обычно 2 яйца. Насиживание продолжается полтора месяца. Все эти 45 суток орлица согревает яйца, но все же орел изредка дает ей возможность полетать, поразмяться, поесть и попить. Орлят выкармливают оба родителя, таская им в гнездо всевозможную живность. К трехмесячному возрасту орлята машут крыльями, покидают гнездо и под присмотром родителей совершают свои первые полеты, но расстаются они со взрослыми птицами только через год.

Вначале я не случайно назвал беркута «пернатым львом». Этот орел — крупный типичный хищник, а по силе, ловкости, гордому виду и могуществу в мире пернатых он вполне сравним со львом. И ранее, и особенно сейчас, когда орлов беркутов стало очень мало, они не наносят ущерба ни хозяйству человека, ни природе, а, наоборот, служат ее прекрасным украшением.

Питается беркут мышами, белками, голубями, куропатками, зайцами, сурками, сусликами, глухарями, тетеревами, гусями, молодыми оленями, козлами, баранами, лисицами и другими животными (чаще всего ослабленными, больными), с которыми орел расправляется ловко и легко. В трудные периоды при бескормице он не брезгует падалью.

Журавль

[pic]

Журавли стройны. У них длинные ноги, длинные шеи, большой клюв, с помощью которого они добывают насекомых, моллюсков, мелких грызунов, корневища растений, ягоды, семена, зерна и молодые побеги. Эти птицы не приносят никакого вреда человеку.

На втором, третьем году жизни журавли образуют пары и уже не расстаются до смерти. Гнезда свои они строят на земле. Журавушка откладывает обычно два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в этот период несет службу зоркого часового днем и ночью. Птенцы журавлей, выбравшись из яичных скорлупок, едва обсохнув, уже способны стоять на ножках. Глазки у них открыты, а при малейшей опасности они с первых часов своей жизни умело маскируются и совершают перебежки.

У журавлей наблюдается интересная особенность — они замечательно танцуют! Перед гнездованием, прежде чем разойтись парами, птицы собираются группами и ловко проделывают удивительные разнообразные движения, сопровождая их громкими криками, как бы аккомпанируя себе. Журавли подпрыгивают с полураспущенными крыльями, планируют в воздухе, кружатся на месте, грациозно поднимают ноги, приседают, кланяются друг другу, захватывают клювом с земли разные предметы и подбрасывают их высоко в воздух. Зрелище неповторимое.

Снегирь

[pic]

Птица крупнее воробья (вес 32-34 г). У самца черные шапочка, крылья и хвост, спина голубовато-серая, надхвостье, подхвостье и полоска поперек крыла белые, низ красный. У самки и молодых красный цвет заменен буровато- серым, у последних нет и черной шапочки. Крик - мелодичный однотонный свист
("фью-фью"). В гнездовое время скрытная, осторожная птица.Широко распространенная птица глухой высокоствольной тайги, наиболее многочисленная в южной тайге и подтайге.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.