| |||||
МЕНЮ
| Формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправленияФормы прямого волеизъявления в системе местного самоуправленияГлава I. Понятие института прямой демократии и формы его проявления (классификация). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в различных организационных формах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления, несмотря на сложную
социально-экономическую ситуацию в стране по-прежнему играют институты
непосредственной демократии. Обусловлено это тем, что: во-первых, именно
народ является носителем суверенитета и единственным источником власти,
имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 Решения, принятые самими гражданами, имеют не только общественно- политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.[2] Как известно, непосредственная демократия - прямое осуществление власти народам в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением ( преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера.[3] Участие граждан в непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться в самых разнообразных формах. Основными из них являются местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, общие собрания (сходы) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и т.д. Все их перечислить попросту невозможно, так как федеральное законодательство практически не ограничивает творчество и инициативу населения муниципальных образований в поиске и использовании форм прямого волеизъявления граждан в решении вопросов местного самоуправления. Центральное место среди форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления занимает референдум. Обусловлено это рядом обстоятельств, в числе которых прежде всего необходимо обратить внимание на то, что юридическая сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юридической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов. В нашей стране в течение многих десятилетий референдумы не
проводились, а возможность их проведения на местном уровне даже не
предусматривалась законодательством. Впервые понятие «местный референдум»
было использовано в статье 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в В качестве самой массовой формы прямого народного волеизъявления населения муниципальных образований выступают местные выборы. Без выборов, в отличие от референдума, принципиально невозможно осуществление местного самоуправления. Кроме этого, их значение определяется тем, что посредством их проведения формируются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а также посредством выборов могут получать свои полномочия главы муниципальных образований. Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных компаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная компания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения. Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от качественного состава тех, кто возглавляет местную администрацию, так как этот состав тоже определяется населением на выборах. В настоящее время правовой основой выборов в органы местного
самоуправления являются Конституция Российской Федерации , Федеральный Если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Этот федеральный закон имеет в качестве приложения Временное положение
о проведении выборов депутатов представительных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления. Он применяется для защиты прав граждан Российской Кроме того, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Одной из самых массовых форм непосредственной демократии наиболее доступной гражданам являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения
вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой,
выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании. Собрания В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода. В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг
вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по
месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Принятый в 1991 г. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления. Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе
местного самоуправления был сделан Положением об основах организации
местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной
конституционной реформы, утвержденным Указом Президиума Российской В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) собрания и сходы
граждан могут собираться на уровне муниципального образования для решения
вопросов местного значения. При этом порядок созыва и проведения собрания С муниципальными выборами тесно связана такая форма прямого волеизъявления граждан, как отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица. Под ним, как правило понимается, установленная в законодательстве возможность досрочного прекращения полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе избирателей. Действующая Конституция Российской Федерации не устанавливает каких - либо положений о праве избирателей отзывать избранных ими депутатов. Вместе с тем в Федеральном Законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) закреплено, что
уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов В настоящее время во многих краях (Алтайский, Ставропольский и др.) и
областях (Белгородская, Воронежская, Калининская) приняты законы о порядке
отзыва избирателями депутата представительного органа местного
самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. В них
достаточно подробно оговариваются основания, условия проведения и
процедуры отзыва, а также определяются его юридические
последствия.[9]Указанные выборные лица в соответствии с законами субъектов Вместе с тем законодательство отдельных субъектов Российской Федерации
исключает институт отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного
самоуправления. При этом оно исходит из соображения того, что депутаты и
выборные должностные лица местного самоуправления представляют и
обеспечивают в своей деятельности интересы всего населения муниципального
образования, вследствие чего вряд ли правомерно ставить вопрос о досрочном
прекращении их полномочий по волеизъявлению избирателей. Ведь местное
самоуправление и его органы призваны обеспечивать в первую очередь именно
интересы населения, а не отдельной его части, выступающей в качестве
избирателей. Именно поэтому, по мнению Князева С. Д. и Хрусталева Е. Н. Еще одной самостоятельной формой прямого волеизъявления граждан в
системе местного самоуправления является народная правотворческая
инициатива. Как предусмотрено в ст. 25 Федерального Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
население самоуправляющихся территорий в соответствии с уставом
муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в
вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного
значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей
населения, а результаты рассмотрения официальному опубликованию Важное значение в непосредственном осуществлении гражданами права на
местное самоуправление имеет закрепленная Конституцией Российской Федерации Одной из форм участия населения в осуществлении местного
самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Приведенное определение территориального общественного самоуправления позволяет взглянуть на эту категорию по крайней мере с двух позиций. Во- первых, как составную и вполне самостоятельную часть местного самоуправления, а во-вторых, как одну из форм непосредственного участия населения в управлении местными делами. Ее отличительной особенностью является участие населения в самоуправлении и решении вопросов местного значения не на всей территории муниципального образования, а на какой-то его части. Являясь частью общей системы местного самоуправления в Российской Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27), наряду с предусмотренными этим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоопределения), граждане в праве участвовать в осуществлении местного самоуправления и в других формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. К формам непосредственной демократии, используемым гражданами в системе местного самоуправления, которые служат выявлению общественного мнения и позволяют соответствующим органам общественного самоуправления принимать решения с учетом общественного мнения и интересов большинства населения, относятся: обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения. Важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к
актуальным проблемам социально-экономического и культурного развития,
вопросам охраны окружающей среды, требующим срочного решения, играют такие
общественные инициативы граждан, как митинги, демонстрации, шествия,
пикетирование и собрания. Право на проведение публичных мероприятий -
субъективное право граждан. Оно является важным элементом народовластия,
формой участия граждан в управлении делами государства как на
общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного
самоуправления. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|