| |||||
МЕНЮ
| Фрезерные станкиp> В зависимости от формы режущих кромок получается тот или иной профиль обрабатываемых деталей. Зубья фасонных затылованных фрез имеют плоскую переднюю грань; заднюю их грань чаще всего оформляют по кривым архимедовой спирали или по дугам окружности, проведенным из смещенного центра. Особенность затылованных фрез в том, что при переточках по передней грани они сохраняют постоянство профиля режущей кромки в осевом сечении зуба фрезы. Диаметры посадочного отверстия d у фрез цельных фасонных составляют 22; Фасонные цельные затылованные фрезы имеют ряд достоинств: сохраняют угловые параметры за весь срок службы инструмента, что обеспечивает постоянство профиля обрабатываемых деталей, удобны в эксплуатации, хорошо сбалансированы. Однако имеют и недостатки, основной из которых — нерациональное использование легированной инструментальной стали: эффективно используется не более 10—20 % массы фрезы. У фрез с остроконечными зубьями передняя и задняя грани имеют плоскую
форму в плоскостях перпендикулярных оси вращения фрезы. Конструкции фрез
данного типа довольно разнообразны. К группе фрез с остроконечными зубьями
относятся фрезы для фасонного фрезерования, пазовые, для фрезерования шипов
и др. В зависимости от назначения и конструкции фрезы с остроконечными
зубьями затачивают по передней или задней грани. Эти фрезы могут быть
изготовлены целиком из легированной или конструкционной стали (корпус) с
припаянными пластинками быстрорежущей стали или твердого сплава на зубьях
фрезы. В зависимости от вида выполняемых работ и сложности профиля детали
фрезы с остроконечными зубьями могут быть одинарными, составными Боковые режущие кромки фрез, обеспечивающие размер по ширине В паза, имеют задний угол 3°. Для сохранения ширины В постоянной зубья затачивают по задним граням. Пазовые фрезы для поперечных пазов кроме основных зубьев, формирующих размер В, имеют с двух сторон подрезающие зубья с передним углом 45°. Подрезающие зубья (подрезатели) выступают над основной окружностью резания на 0,5 мм и служат для обеспечения качественной обработки. Существуют аналогичные по конструкции пазовые фрезы, оснащенные пластинками твердого сплава. Для плоского цилиндрического фрезерования применяют фрезы с остроконечными зубьями, оснащенными пластинками твердого сплава. Эти фрезы чаще всего используют в мебельном производстве при обработке щитов, облицованных шпоном, пластиками и другими материалами. Для повышения качества обработки со стороны облицовочного слоя (устранения сколов) зубья имеют наклон к оси вращения. Наклон режущей кромки выбирают таким образом, чтобы сила Р была направлена в глубь массива. При фрезеровании плит, облицованных с двух сторон, применяют фрезы с двусторонним наклоном режущих кромок, что обеспечивают составные фрезы, состоящие из двух одинаковых фрез, но с разным наклоном зубьев, или одинарные фрезы с двумя рядами зубьев. Угол наклона зубьев к оси фрезы обычно 15—20°. При фрезеровании древесных материалов (ДСтП, ДВП, пластиков и др.)
рационально использовать твердый сплав в качестве инструментального
материала. В зависимости от профиля обрабатываемой детали могут быть
применены стандартные пластинки или пластинки из пластифицированного
твердого сплава. Довольно часто приходится перешлифовывать стандартные
пластинки твердого сплава, чтобы придать им требуемую форму и размеры. Окончательное профилирование режущих кромок фрезы делают после припайки пластинок. Очертание профильных режущих кромок у фасонных фрез, оснащенных твердым сплавом, может быть самым разнообразным. Для фрезерных станков наибольшее распространение получили конструкции
сборных насадных фрез, представленные на рис. 9. Дисковая пазовая фреза
предназначена для фрезерования пазов и проушин на станках с шипорезной
кареткой. Такая фреза содержит вставные ножи 1, укрепляемые в клиновых
пазах корпуса 4 клиньями 2 и распорными винтами 3. Внешний диаметр D фрез Цилиндрическая сборная фреза с прямыми ножами (рис. 9,6) имеет центробежно-клиновой способ крепления ножей. Фреза состоит из корпуса 4, ножей 1, клиньев 2 и распорных болтов 3: При вывинчивании болтов 3 клинья 2 прочно закрепляют ножи в корпусе. Для надежного крепления ножей усилие затяжки составляет 30—40 Н при длине ключа 120—140 мм. Во время вращения фрезы под действием центробежных сил усилие зажима ножа в корпусе возрастает. Фрезы выпускают в двух исполнениях: исполнение А — с плоскими стальными
ножами длиной 40; 60; 90; ПО; 130; 170 и 200 мм; исполнение Б — с ножами,
оснащенными пластинками твердого сплава ВК15. Внешний диаметр фрез 80; 100; Составные фрезы собирают (составляют) из двух и более цельных фрез для обработки сложных (двухсторонних) профилей, имеющих участки, расположенные в плоскости вращения фрезы. Сборные насадные фрезы имеют сменные режущие элементы — резцы или ножи. В этом их основная особенность. Сборные насадные фрезы состоят из корпуса, режущих элементов в виде ножей или резцов, деталей крепления, регулирования, центрирования и зажатия на шпинделе станка. Сборные насадные фрезы обеспечивают постоянство диаметра резания независимо от переточек. 3.3 Концевые фрезы В отличие от насадных фрез у концевых нет посадочного отверстия, а есть хвостовик, которым они закрепляются на шпинделе станка. Хвостовики бывают цилиндрические, конусные или резьбовые. Фрезы закрепляют в конусном или резьбовом гнезде шпинделя, патроне или цанге. В зависимости от формы поверхности, описываемой режущими кромками при вращении инструмента, фрезы подразделяют на цилиндрические и фасонные. Концевые фрезы применяют для выборки гнезд и пазов, обработки деталей по контуру, фасонной обработки боковых поверхностей деталей, снятия свесов у щитов, облицованных различными материалами, объемного копирования и т. п. Концевые фрезы изготавливают в основном цельными, но существуют конструкции и сборных концевых фрез. При выборке продольных пазов, фрезеровании четверти, обработке внутренних контуров деталей (для заглубления) концевые фрезы кроме боковых режущих кромок должны иметь и торцовые режущие кромки. В зависимости от оформления задних поверхностей зубьев концевые фрезы
разделяются на затылованные, незатылованные и с остроконечными зубьями. Цельные концевые фрезы могут быть изготовлены целиком из легированной
или быстрорежущей стали с припаянными пластинками из твердого сплава,
монолитными (целиком из твердого сплава), в виде монолитной рабочей части
из твердого сплава и напаянным хвостовиком из конструкционной стали. Фрезы
концевые цилиндрические из легированной стали марок Х6ВФ и 8Х4В4Ф1 (Р4)
изготавливают трех типов (рис. 10): незатылованные для фрезерования по
контуру (а); затылованные для фрезерования по контуру (б); для выборки
гнезд (в). Фрезы типов -а и б-однорезцовые, типа в — двухрезцовые. Диаметр
фрез типа а 3— 20 мм с градацией через 1 мм до диаметра 8 мм и через 2
имевшие 8 мм. Диаметр фрез типов б и в. 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20 и 25 мм. Для фрезерования различных древесных материалов (ДСтП, ДВП, пластики и др.) следует применять концевые фрезы, осна- щенные
пластинками твердого сплава. На рис. 10, г показана одно-резцовая
незатылованная фреза, корпус которой изготовлен из стали 40Х или стали 45,
а пластинка — из твердого сплава ВК15. Диаметр таких фрез 8—18 мм с
градацией через 2 мм, диаметр посадочной шейки 8 и 10 мм, длина 55—70 мм. 4. Понятие о качестве продукции Качество продукции — один из важнейших показателей деятельности предприятия. Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности применительно к ее назначению (ГОСТ 15467—70). Качество машин зависит от многих факторов. Перечислим основные: . технические, определяющие технический уровень конструкции, надежность и другие показатели качества конструкции выпускаемого оборудования, а также технологические и контрольные процессы его изготовления; . производственные, характеризующиеся техническим уровнем технологического оборудования и прежде всего его способностью обеспечить точность и заданный класс шероховатости поверхности; . квалификационные, к которым относится квалификация занятых в производстве рабочих, контролеров и других исполнителей; . организационные, характеризующие состояние технологической дисциплины, соблюдение принципов и методов научной организации труда; . экономические, к числу которых относятся уровень цен на продукцию машиностроения и потребляемые им материалы и комплектующие изделия, порядок кредитования и финансирования мероприятий по повышению качества продукции, системы материального стимулирования за достижения в этой области и др. Улучшение качества продукции обычно связано с дополнительными затратами труда. Поэтому уровень качества продукции должен быть оптимальным, обеспечивающим удовлетворение потребностей по определенному назначению при минимальных затратах на производство и эксплуатацию этой продукции. В большинстве случаев оптимальный уровень качества должен быть максимально достижимым при современном состоянии науки и техники. 4.1 Показатели качества машин Показатель качества машины - это количественное выражение одного или нескольких свойств машины применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (ГОСТ 15467—70). Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание
новой науки — квалиметрии. Последняя занимается разработкой правил и
приемов для сбора и обработки исходных данных при определении
количественных показателей качества, устанавливает требования к точности их
вычислений, к составу показателей качества при его планировании и т. д. Единичные показатели качества машин подразделяются на эксплуатационные
показатели технического уровня и производственно-технологические К эксплуатационным показателям технического уровня относятся показатели назначения, надежности, эргономики, эстетики и патентно-правовые. Показатели назначения характеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, мощность, производительность, к. п. д. и др. Надежность — важнейший показатель качества изделия. Под надежностью понимают свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. К показателям надежности относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Безотказностью называется свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных условиях и режимах эксплуатации этой машины. Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка. Долговечность машины характеризует ее сроки службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания. Показателями долговечности являются ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы, срок службы до списания и др. Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и др. Сохраняемость -- свойство машин сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования, установленного в техни- . ческой документации. Отказом называют неисправность, без устранения которой невозможно
дальнейшее выполнение машиной (или аппаратурой) всех или хотя бы одной из
основных ее функций. По ряду признаков отказы делятся на полный, неполный Частичный отказ - отказ, связанный с ухудшением работы одного или
нескольких узлов машины. Катастрофический отказ — отказ машины, приводящий
к полному нарушению работоспособности (например, отказы при коротком
замыкании, поломке и деформации деталей или узлов машины и т. п.). Коэффициент технического использования - отношение времени работы к
полному времени, включая ремонт, профилактику и др. Технический ресурс Эргономические показатели характеризуют машину в системе человек Художественно-конструкторский уровень (техническая эстетика) изделия определяется сопоставлением его с лучшими зарубежными образцами с учетом современных требований и тенденций эстетики при обязательном сравнении удобства обслуживания, управления, облегчения условий труда. Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данной машине. Они определяют степень ее защиты принадлежащими отечественным предприятиям и организациям авторскими свидетельствами в РФ и патентами за рубежом. Одновременно с показателем патентной защиты определяется показатель патентной чистоты. Этот показатель дает возможность беспрепятственной реализации машины как в РФ, так и за рубежом. Производственно-технологические показатели характеризуют затраты общественного труда на производство машины. Конструкция машины должна быть технологичной. Технологичность конструкции - совокупность свойств конструкции изделия, обеспечивающих оптимальность затрат труда, средств, материалов и времени при технической подготовке производства, изготовлении, эксплуатации и ремонте по сравнению с соответствующими показателями однотипных конструкций того же назначения при обеспечении установленных значений показателей качества и принятых условиях изготовления, эксплуатации и ремонта. Различают производственную и эксплуатационную технологичность
конструкции. Производственная технологичность конструкции проявляется в
сокращении затрат средств и времени на конструкторскую подготовку
производства (КПП) и технологическую подготовку производства (ТПП). Показатель трудоемкости служит для определения количества труда,
затрачиваемого на изготовление машины. Показатель материалоемкости
определяет количество конструктивных материалов, потребных на изготовление
изделия. Энергоемкость характеризует затраты энергии на единицу продукции 4.2 Оценка уровня качества и аттестация машин При оценке качества машин для их сравнения на практике используются следующие аналогии: а) реально выпущенные в СССР и за рубежом машины; б) машины, запроектированные к выпуску и находящиеся в различной стадии освоения; в) отечественные государственные, отраслевые, республиканские стандарты и зарубежные стандарты, а также технические условия. Продукция машиностроительных предприятий делится на три категории -
высшую, первую и вторую. К высшей категории относят продукцию, которая по
своим показателям соответствует лучшим отечественным или мировым
достижениям или превосходит их, конкурентоспособна на внешнем рынке. Эта
продукция имеет стабильные показатели качества, соответствует стандартам К первой категории качества относится продукция, показатели которой соответствуют современным требованиям стандартов (технических условий); такая продукция удовлетворяет потребности народного хозяйства и населения страны. Ко второй категории относится продукция, которая по своим показателям не соответствует современным требованиям народного хозяйства и потребностям населения страны, морально устарела и подлежит модернизации или снятию с производства. Одним из постоянно действующих факторов в области управления качеством машиностроительной продукции является ее аттестация. Аттестации подлежит вся продукция. Аттестацию производят государственные аттестационные комиссии, которые создаются машиностроительными министерствами. 4.3 Управление качеством продукции Под управлением качеством продукции в соответствии с ГОСТ 15467—70 следует понимать установление, обеспечение, поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемые путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на влияющие на качество условия и факторы. Таким образом, управление качеством должно охватывать все стадии цикла создания машины: исследование и проектирование, изготовление и эксплуатация. На стадии разработки, к которой относятся научно-исследовательские работы и все этапы проектирования и освоения машины вплоть до выпуска ее опытного образца (или опытной партии), должна быть создана конструкция машины, отвечающая требованиям высшей категории качества. На стадии изготовления должна быть внедрена передовая технология заготовительных операций, механической обработки, сборки, окраски, испытаний, технического контроля при неуклонном соблюдении технологической дисциплины. На стадии эксплуатации должна быть обеспечена обратная связь от потребителя к производителю машины. Цель обратной связи — обеспечить производителя систематическими сведениями о качестве выпущенных им машин, о ремонте и др. Список использованной литературы 1. Воякин А.С. Фрезерные станки для обработки древесины – М.: Лесная промышленность, 1984. – 80 с. 2. Пикус М.Ю., Пикус И.М. Справочник фрезеровщика. Минск, Вышэйша школа, 1975. 304 с. 3. Григорьев М.А. Справочник молодого столяра, плотника и паркетчика. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Лесная промышленность, 1989. – 376 с. ISBN5-7120-0250-7 4. Барбашов Ф.А. Фрезерное дело: Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ – 3-е издание, переработанное и дополненное – М.: Высшая школа, 1980. – 208 с. 5. Кувшинский В.В. Фрезерование. М., «Машиностроение», 1977. 240 с. 6. Блюмберг В.А., Зазерский Е.И. Справочник фрезеровщика. – Л.: Машиностроение, 1984. – 288 с.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|