| |||||
МЕНЮ
| Функции конфликтовФункции конфликтовМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ рф ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ БАЛТИЙСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя АКАДЕМИя РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА Контрольная работа по конфликтологии Выполнил: курсант заочного отделения экономического факультета специальности 061100 шифр ЭЗС 1 538 вариант № 8 Миклашевская Н.Я. Дата выполнения: 5 ноября 1999г. Калининград 1999 Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлимой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современные исследования немецких, австрийских, американских социологов начала ХХ века: Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель, рассматривают конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Конфликт – это «столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций» [2, c.52]. Основой любого конфликта является накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Конфликт – это «важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия», это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [2, c.105]. Существенной стороной социального конфликта является то, что его субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без определенной напряженности и без столкновения между позициями, представленными в ней, между группировками людей. Расхождения во взглядах – неизбежный результат того, что у людей есть
свои представления о том, что правильно, а что нет. В конфликтной ситуации
происходит столкновение интересов нескольких сторон, преследующих различные
цели и имеющих для достижения некоторый набор альтернатив, каждая из
которых приводит к одному (или одному из нескольких) возможному исходу. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия, обусловленное наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда «существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей» [3, c.25]. В таком случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия, вступать в открытое конфликтное взаимодействие. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была
принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же
самое. Конфликт «обычно ассоциируется с агрессией, спорами, враждебностью,
напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Но … конфликт
помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную энергию,
позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д.» [2,c.97]. При оценке последствий конфликта большую трудность вызывает субъективность суждений индивидов. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта – объективно положительное явление, но с точки зрения части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. «В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где существует многообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу» [1, c.120]. Существует 2 группы конфликтов: Попадание конфликта в одну из этих групп во многом зависит от умений
решать проблемы межличностных отношений у руководителя. «Эффективный
менеджер регулирует неизбежные конфликты в рамках организации таким
образом, что большинство участников, вовлеченных в процесс принятия
решения, остаются убежденными, что вопрос решился по справедливости» К позитивным функциям конфликта относятся: Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми
противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. «Своевременно
выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные
конфликты, ведущие к тяжелым последствиям» [1, c.120]. Образно говоря,
конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил,
ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты,
обновляя существующие. Позитивные функции конфликтов обусловливают и функциональные последствия их преодоления. «Очерчивая приемлемый для всех сторон путь решения проблемы, позволяют приобщить к этому процессу широкий круг людей и устранить трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость, и вынужденность поступать против воли» [2,c.90]. В последствии при этом более вероятно сотрудничество между сторонами, чем антагонизм. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативные критерии оценки. Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции
и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд
отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт
может привести к неудовлетворенности и снижению производительности,
непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут
рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Негативные функции конфликта: Конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности. Следует еще подчеркнуть, что к отмеченным выше позитивным и негативным функциям не следует подходить с оценочными категориями, так как «их ценность ситуативна» [2, c.61]. Все трансформации, происходящие во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны. «Только послеконфликтный анализ может вывести реальную направленность конфликта» [2, c.61]. Так, функциональный конфликт может перерасти в дисфункциональный, особенно при его подавлении: загнанные вглубь противоречия накапливаются, а если проявляются в форме явного конфликта, то могут привести к серьезным потрясениям. Несомненно одно: конфликт есть нормальное явление и самой большой ошибкой является игнорирование их, стремление представить ситуацию таким образом, что все идет гладко. Но лучшей стратегией решения конфликтов является та, которая вовлекает в решение сложной ситуации как можно большее количество сторон с целью выявления всех мотивов и позволяет сделать тот или иной выбор наиболее оптимальным [5, c.47]. Эта должна быть стратегия сотрудничества, так как именно она делает чаще всего конфликты функциональными. Не стоит вводить общество в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если мне будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на их регулирование. «Как известно, жемчужина рождается, если в раковину моллюска попадает раздражающая его песчинка», и истина рождается в споре, суть в том, чтобы в этом споре не допускать насилия, а если оно и произошло, «найти средства выхода из тупиковых ситуаций» [2, с.104-105]. Стратегию, которая исключает не только поражение, но указывает
направление мобилизации социальной энергии, при которой каждая сторона
уходит удовлетворенной интересно и на множестве примеров описывают Х. 1. Козырев Г.И. Конфликтология. Социальные конфликты в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания, 1999, №1, с.103-121. Пер. с англ., М., АО Стрингер, 1992. – 116с. №6, с. 36-48. 1990. – 387с. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|