реферат, рефераты скачать
 

Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления


Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ




КАФЕДРА: Конституционного и административного права.







КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Федеральный орган исполнительной власти: понятие, система, структура, отрасли и сферы управления».




Выполнил: курсант 2 взвода 2 роты

Зайцев Александр Владимирович

Научный руководитель:

профессор Конин Н.В.




Саратов

2005

ПЛАН


Введение

1.1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственное управления) и его компетенции

1.2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

1.3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

1.4.Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации

1.5.Правовые основы формирования, организационная структура аппарата, штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

Заключение

Список используемой литературы



Введение


Основной целью моей курсовой работы является характеристика государственных органов исполнительной власти.

Актуальность моей курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов XX века в России, с выдвижением в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, в частности федеральные органы исполнительной власти, приобретают пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

Основной целью данного исследования является: раскрытие понятия федеральных органов исполнительной власти; его компетенции; сущность, основные задачи; система, структура, отрасли и сферы управления. Для достижения поставленной цели необходимо:

- проанализировать диалектику «государственного органа исполнительной власти» и его отражение;

- выделить и изучить основные связи между данным органом и роли принципа разделения властей в правовом государстве;

- раскрыть особенности, специфику и сущность «государственного органа исполнительной власти»;

- проанализировать влияние основных форм данного понятия.

1.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ.


Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах – уставах, положениях, должностных регламентах (инструкциях).

Компетенция любого органа государственной, в том числе и исполнительной, власти[1] (как, впрочем, и любого другого субъ­екта управления) как достаточно сложное организационно-юриди­ческое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи – область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой ведения, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).

Функции – содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления. Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

Орган исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственно-властную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ во взаимодействии с помощниками Президента в установленном Президентом порядке координируют работу соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе подразделений Администрации Президента и представителей Правительства; обеспечивают представление интересов Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в этих представительных (законодательных) органах государственной власти.[2]

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвуя в его заседаниях без специального на то решения Президента[3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Президент РФ и его Администрация, имеющая сложную и разветвленную структуру, составляют и представляют некое неразрывное единство, особый и весьма специфический государственный орган президентской власти – Президентуру. Особенности этого государственного органа отражают и организационно закрепляют всю специфику и суть предназначения российской президентской власти в общей системе государственной власти, обеспечивающей, с одной стороны, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти (прерогатива Президента как главы государства и гаранта Конституции), а с другой – государственное регулирование и управление делами всей жизнедеятельности государственно-организованного общества (прерогативы Президента как организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти в стране, как главы над правительственной инстанции в системе исполнительной государственной власти в стране).


1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) И ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ЕЕ СТРУКТУРЫ.


Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной систе­мой, принадлежит ей и характеризует ее внутреннее устройство, по­этому категории «система» и «структура» представляют собой нераз­рывные парные понятия, которые не существуют одно без другого.

Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1).              структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

2).              структура системы феде­ральных органов исполнительной власти;

3).              структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4).              структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5).              организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами:

1.                 всеобщими обязательными для всех требованиями – принципами их организации и деятельности:

–             принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

–             принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

–             принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и т. д., отраженные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71 – 73, 77 и некоторые др.)

2.                 всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчинен­ность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.);

3.                 общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).

Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий в порядке формирования, территориальных масштабов деятельности, в объеме и характере их компетенции. На основе совокупности этих признаков в системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить четыре фундаментальных укрупненных структурных звена:

1).              федеральные органы исполнительной власти (органы государственного управления и их территориальные органы);

2).              органы исполнительной власти (органы государственного управления) субъектов Федерации;

3).              местные органы муниципальной исполнительной власти;

4).              администрация государственных предприятий, социально-культурных учреждений и их отраслевых и территориальных объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

1.3. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ВЫСШИЕ, ЦЕНТРАЛЬНЫЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ)


В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[4] структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства (федеральные службы и агентства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти).

Правительство Российской Федерации на основании ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[5] говорится, что Правительство РФ является высшим кол­легиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В этом же Законе достаточно детально регламентируются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном в Конституции РФ. После назначения на должность он представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (перечень предлагаемых к созданию федеральных министерств и ведомств), а затем определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства осуществляется по предложению последнего Президентом РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и ведомств и контролирует их деятельность. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство организует и направляет работу всех федеральных органов исполнительной власти: назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов; отменяет или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти.

В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней государственной политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Кроме этого в Законе «О Правительстве Российской Федерации» закреплены более конкретно его полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации и иные полномочия.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц, и в ст. 28 Закона «О Правительстве Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства (проекты программ социального и экономического развития, проекты программ прива­тизации федеральной государственной собственности, решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ и др.). Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых эти вопросы отнесены.

В основе взаимоотношений Правительства РФ с органами государственной власти субъектов Федерации лежит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного с субъектами Федерации ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет контроль за их деятельностью по вопросам совместного ведения.

Основные правила внутренней организации деятельности Правительства (планирование заседаний, организация работы его членов, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, организация заседаний Правительства и т.д.) урегулированы в Регламенте Правительства РФ.

Всестороннее обеспечение и обслуживание деятельности Правительства возложено на Аппарат Правительства РФ, который возглавляется Руководителем Аппарата Правительства (членом Правительства), назначаемого и освобождаемого от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ является государственным орга­ном, образованным для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля, за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. Состав, функции и полномочия этого органа урегулированы специальным Положением о нем[6]. Структура Аппарата Правительства РФ утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р и включает:

– заместителей руководителя аппарата правительства РФ, полномочных представителей правительства РФ в палатах федерального собрания РФ, в конституционном суде РФ, верховном суде РФ и высшем арбитражном суде РФ;

– секретариаты председателя правительства РФ, заместителя председателя правительства РФ и руководителя аппарата правительства РФ – министра россий­ской федерации;

– административный департамент правительства РФ;

– департамент государственного управления и местного самоуправления правительства;

– департамент массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ;

– департамент международного сотрудничества правительства РФ;

– департамент оборонной промышленности и высоких технологий правительства РФ;

– департамент отраслевого развития правительства РФ;

– департамент регионального мониторинга правительства РФ;

– департамент социального развития и охраны окружающей среды правительства РФ;

– департамент экономики и финансов правительства РФ;

– правовой департамент правительства РФ;

– департамент делопроизводства и контроля правительства РФ; департамент управления делами правительства РФ.

Структура системы федеральных органов исполнительной власти кроме Правительства включает в себя федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых может осуществлять непосредственно Президент РФ или Правительство РФ, а некоторые федеральные службы и агентства подведомственны федеральным министерствам. В целом система и структура федеральных органов исполнительной власти[7] включает:

                  I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентст­ва, подведомственные этим федеральным министерствам:

–       Министерство внутренних дел РФ (МВД России)[8];

–       Федеральная миграционная служба (ФМС России);

–       Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Министерство иностранных дел РФ (МИД России);

–       Министерство обороны РФ (Минобороны России);

–       Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);

–       Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ);

–       Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ТЭК России);

–       Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России);

–       Министерство юстиции РФ (Минюст России);

–       Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);

–       Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация);

–       Федеральная служба судебных приставов (ФССП России);

–       Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба) (ГФС России);

–       Служба внешней разведки РФ (федеральная служба) (СВР России);

–       Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба) (ФСБ России);

–       Федеральная служба РФ по контролю, за оборотом наркотиков (федеральная служба) (ФСКН России);

–       Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба) (ФСО России);

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.