| |||||
МЕНЮ
| Федеральные округа и система правоохранительных органовФедеральные округа и система правоохранительных органовКалининградский военный институт Федеральной пограничной Службы Российской Федерации Контрольная работа по предмету: Правоохранительные органы Студентки 41 группы 1 курса
Тема: Федеральные округа и система правоохранительных органов |Рецензент | Калининград 2002 год Содержание: | |Введение ……………………………………………... |3 | Введение Система федеральных округов, о которых пойдет речь ниже, образована согласно Указа Президента России № 849 от 13 мая 2000 г.[1] и представляет собой совокупность семи (по числу округов) структурных единиц нового политического деления России. Каждый федеральный округ оказался ареной деятельности одного из семи полномочных представителей Президента. Каждый такой представитель назначается на должность Президентом и ответственен исключительно перед ним. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих «владений». В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. По-видимому, президентские доверенные лица в регионах будут обладать более широкой властью, нежели это было до появления соответствующего указа. Объявив о создании семи федеральных округов с назначением полномочных
представителей, Президент РФ начал не только реформу вертикали
президентской власти, но и серьезную перестройку всех силовых механизмов на
региональном уровне. В том, что перестройка по-путински будет целиком и
полностью опираться на «человека с ружьем», в принципе не сомневался никто. Штабы военных округов почти во всех случаях за исключением Нижнего Рассматриваемая мною тема – Федеральные округа и система правоохранительных органов. Целью настоящей работы является освещение ряда вопросов: во-первых, это характеристика такого неоднозначного явления современной России, как федеральные округа, их состав, структура, а также содержание деятельности полномочных представителей Президента РФ на территории округов. Во-вторых, речь пойдет системе правоохранительных органов (главным образом «силовых» ведомств), чья структура меняется применимо к новым условиям. Не секрет, например, что Федеральный центр выстраивает все силовые структуры под новообразованные федеральные округа. 1. Федеральные округа, эпоха новых реформ? Административная реформа, о необходимости которой так долго и много говорили «державники», кажется, начала свершаться. Именно так можно расценить Указ Президента Российской Федерации № 849 от 13 мая 2000 г. В этом документе, многие не без оснований видят стремление федеральной исполнительной власти централизовать страну, усилить свое влияние на местах через реконструируемый аппарат полномочных представителей Президента РФ в регионах. Согласно данному Указу, на территории страны образовано семь федеральных округов: Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Центр федерального округа - г. Москва. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону. Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Центр федерального округа - г. Нижний Новгород. Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало- Центр федерального Округа - г. Екатеринбург. Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Центр федерального округа - г. Новосибирск. Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа - г. Хабаровск. Соответствующим указом был также создан институт полномочных
представителей Президента РФ в регионах, по одному на каждый федеральный
округ. О цели создания института полномочных представителей Президента РФ в
федеральных округах говорится так: «В целях обеспечения реализации Полномочный представитель получил право: запрашивать и получать в
установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных
подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных
органов государственной власти, а также от органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и
от должностных лиц. Направлять своих заместителей и сотрудников своего
аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов В своей деятельности полномочный представитель руководствуется Первоначальная реакция на нововведение была мягко сказать
неоднозначной. Так, в августе 2000 года, на очередной сессии парламента Вместе с тем, ряд политиков, к примеру, Егор Строев, высказались в том
духе, что создание института прямого президентского воздействия и контроля
над исполнением федеральных законов через полпредов – «шаг абсолютно
правильный, способствовавший консолидации страны и собиранию земель в
единое целое, которое называется Российской Федерацией»». Как полагает Е. В то же время хотя формально федеральные округа созданы только под
аппарат полномочных представителей Президента, однако Администрация Границы федеральных округов во многом определены политической целесообразностью, которая не всегда соотносится со стремлением к оптимизации экономической жизни страны. Об этом свидетельствуют и первые отклики на произошедшие изменения: скептические голоса немногочисленных географов и социологов были подавлены мощным потоком заявлений региональных лидеров в поддержку президентского курса. Таким образом, проведенные территориально-политические изменения в России стали своеобразным тестом на лояльность региональных элит по отношению к Центру. Центрами федеральных округов в большинстве случаев стали
общепризнанные региональные столицы, издавна служившие полюсами
политического и экономического притяжения окружающих регионов (Москва, Вместе с тем, Ростов-на-Дону и Хабаровск, не относясь к наиболее
крупным городским поселениям России, тем не менее, имеют значение торгово-
хозяйственных центров, контролирующих окраины страны. При этом Хабаровск,
имея на Дальнем Востоке давнего конкурента — Владивосток, с которым издавна
он был вынужден делиться своим лидерством, являлся, видимо, наиболее
спорной кандидатурой центра федерального округа. На выбор Хабаровска,
наверное, не в последнюю очередь повлиял сложившийся скандальный имидж Очевидно, что регионы, в центрах которых разместится аппарат представителя Президента, с ходу получат от Центра весомую фору перед своими соседями. Их политические элиты через президентских ставленников смогут успешно лоббировать свои политические и экономические интересы, будут способны контролировать финансовые потоки из Центра. Столицы федеральных округов, согласно Указу Президента, должны будут выделить для нужд семи представителей специальные административные здания, указывать на которые будут поднятые над ними российские флаги и укрепленные на фасадах государственные символы России. За короткое время численность заместителей и помощников представителей 2. Система правоохранительных органов в системе федеральных округов Объявив о создании семи федеральных округов с назначением своих специальных представителей, Владимир Путин начал не только реформу вертикали президентской власти, но и серьезную перестройку всех силовых механизмов на региональном уровне. В том, что перестройка по-путински будет целиком и полностью опираться на «человека с ружьем», в принципе не сомневался никто. Это стало ясно уже тогда, когда границы новых территориальных образований странным образом совпали с границами военных округов России. И хотя некоторые оптимисты утверждали, что совпадение это чисто случайное и никаких намеков со стороны Кремля на возможное силовое давление на «непослушные регионы» не существует, сам факт подобного «географического калькирования» вполне можно трактовать как некий сигнал президента, что в случае явного неповиновения применение силы все же не исключено. Косвенно это подтверждалось и кадровым составом президентских назначенцев на пост полномочных представителей - почти все они носят генеральские погоны. После назначения полпредов в семи федеральных округах стали формироваться свои территориальные органы юстиции, поскольку Владимир Путин поставил перед Министерством юстиции задачу «сформировать единое правовое пространство». Возможно, это можно было бы сделать и по-другому, скажем, через Верховный и Конституционный суды или через суды общей юрисдикции, однако министр юстиции Юрий Чайка счел необходимым иметь в каждом федеральном округе свою структуру. «У Минюста сегодня нет рычагов влияния на местное законодательство, а между тем каждый пятый нормативный акт принят в нарушение Конституции и федерального законодательства», - заявил он.[6] Приказом Министерства юстиции № 235 от 3 августа 2001 года было
утверждено - Положение о Федеральном управлении Министерства юстиции 1. Федеральное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (далее - Федеральное управление) является окружным территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации. 2. В своей деятельности Федеральное управление руководствуется Основными задачами Федерального управления, согласно этого документа
являются: 1) обеспечение реализации Министерством юстиции Российской Следом за Чайкой потянулся директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов, который также подписал приказ о создании семи управлений налоговой полиции со штатом 195 человек и управлений по разработке межрегиональных налоговых экономических преступлений.[8] Об этом он сообщил общественности сразу после подписания Соглашения о взаимодействии со Счетной палатой РФ. Приказ предусматривает создание окружных управлений на базе региональных, которое будет производиться путем перераспределения штата. Руководитель ФСНП также подписал приказ о создании управлений по разработке межрегиональных налоговых экономических преступлений. В июне 2001 года, Президент Российской Федерации подписал Указ, в
соответствии с которым изменена структура ФСНП России. Повышена роль Генеральный прокурор Владимир Устинов, 24 мая 2000 года принял решение о создании семи окружных прокуратур, работу в которых, по замыслу руководителя этого силового ведомства, должны возглавить заместители генпрокурора.[9] Как заявил В. Устинов: в самое ближайшее время будет создано 7 окружных прокуратур, которые будут руководить работой ведомства во всех областях и республиках, входящих в федеральный округ. В общем-то, в этом решении ничего сверхъестественного нет. Третий пункт указа о создании федеральных округов прямо предписывает руководителям силовых ведомств создавать подобные межрегиональные подразделения. Поняв, что дело идет нешуточное, но очень «важное и нужное», члены Понятно и то, почему Владимир Устинов откликнулся на указ первым. Не отставая от них, идет реформирование системы МВД России, которое
осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4
июня 2001 года. Появление этого указа, а также последовавшего за ним
постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 года № 558 В федеральных округах, образованы главные управления МВД России. Как
указал в своем выступлении Министр внутренних дел РФ Б.В. Грызлов[10]: Новым главкам передан ряд функций, ранее выполняемых непосредственно
подразделениями центрального аппарата МВД России: в частности,
осуществление в рамках своей компетенции борьбы с межрегиональной
организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти. Действенным инструментом решения задач, возложенных на главные
управления по федеральным округам, станет формируемое при начальнике главка
постоянно действующее оперативное совещание. В его состав войдут
руководители органов, подразделений и учреждений системы МВД России,
расположенных в округе. Таким образом, министерство, создавая главные
управления по федеральным округам, должно усилить свое влияние на положение
дел в субъектах Российской Федерации, получая возможность оперативно
реагировать на изменение ситуации на местах, в том числе при возникновении
различного рода чрезвычайных обстоятельств, имеющих межрегиональный
характер. Достижению этой цели будет способствовать и деятельность
следственных управлений по федеральным округам, сформированных в структуре Одновременно с созданием главных управлений МВД России по федеральным округам происходит укрепление единоначалия руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. С ликвидацией комитетов федеральной криминальной милиции по субъектам Российской Федерации все сосредоточенные в них оперативные подразделения (по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности) возвращены в МВД, ГУВД, УВД. Теперь на территории каждого субъекта Федерации существует один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны широкие полномочия и вместе с тем возложена вся ответственность за положение дел в регионе. Укреплению управленческой вертикали, повышению ответственности органов
внутренних дел за надлежащее выполнение возложенных на них функций будут
способствовать и внесенные недавно в Закон «О милиции» поправки,
предусматривающие назначение начальников МВД, ГУВД, УВД субъектов Подводя некоторые итоги сказанному, отметим, что любая административная реформа в России всегда приводит к одному - к увеличению числа чиновников. Причем вне зависимости от результатов самой реформы. Помимо генералов от Налоговой полиции, МВД, наверно, имеются еще генералы и ФСБ, МЧС и так далее. А ведь вслед за военными в округа потянутся и гражданские ведомства. Окружные управления, похоже, намерены организовывать Центробанк, антимонопольное министерство - всех не перечесть. По самым скромным подсчетам, реформа Владимира Путина позволит обеспечить работой несколько десятков тысяч чиновников. Что, безусловно, уже само по себе результат. Вне зависимости от того, позволит ли такая реконструкция сделать страну более управляемой. Заключение Реформа вертикали власти, начатая Президентом РФ в мае 2000 года,
имела в своей основе тезис о том, что происходит процесс усиленной правовой
суверенизации российских регионов, что не только ослабляет власть
федерального центра, но и государство в целом. Определенные основания для
этого имелись и они, прежде всего, определялись той политикой, которая
доминировала в конце 1980-х — начале 1990-х годов: берите столько
суверенитета, сколько сможете. Но нужно при этом отметить, что все же в
реальном плане ни один из субъектов Российской Федерации (не берем Чечню),
не поставил в практическую плоскость вопрос, например, о своем выходе из
состава России в течение всего срока пребывания Б. Ельцина у власти. Проблема скорее была в другом. В стране никак не могли сложиться нормальные федеративные отношения, что начало пагубно сказываться, прежде всего, на экономическом развитии России, не давало возможности проводить сколь либо осмысленную политику на этом направлении в общефедеральном масштабе. Разделение страны на семь федеральных округов, введение института представителей президента в них, стало попыткой найти хоть какую-то возможность усилить управляемость процессами и, в какой то степени, усилить централизацию вместо развития федерализма. Необходимо подчеркнуть, что предпринятые Президентом шаги, безусловно,
свидетельствуют о его стремлении к централизации страны посредством
ограничения местных суверенитетов. Однако это только первая проба сил,
зондирование отношения населения и местных политических элит к вопросам
укрупнения федеральных единиц. Предугадывать грядущую конфигурацию страны
пока преждевременно, а говорить о превращении России из федерации в
унитарное государство, еще никаких оснований нет. Перечень из 89 субъектов
федерации с описанием их статуса и полномочий содержится в Конституции Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид.лит.1993. 2. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849. // СЗ РФ, 15.05.2000, № 20, ст. 2112. 3. Андрусенко Л. Вертикаль власти усиливается // Новая газета № 142 (2204) 2.08.2000. 4. Безлепкин Б. Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. М.: Юристъ, 2001. 5. Волкова М. Магия числа семь // Сегодня, 25.05.2000. 6. Затея Президента пока неясна // Информ-Регион, 31.08.2000 7. Министерство юстиции тоже хочет контролировать регионы // Allnews, 26.05.2000 8. В федеральных округах России создаются главные управления налоговой полиции // Правополитен, 16.06.2000 9. Каждому округу свою прокуратуру // Vesti.ru, 24.05.2000 10. Новый законопроект укрепит вертикаль власти // Новости on-line, 15.06.2001 ----------------------- [8] В федеральных округах России создаются главные управления налоговой
полиции // Правополитен, 16.06.2001
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|