реферат, рефераты скачать
 

Безнадзорные дети


Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.[15]

Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. [16]

Президент Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».

Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой государственный строй», – отметил С.Комков.[17] 


Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

 

2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних


В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:

Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.[18]

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание  социально-психологической  и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

-  обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.[19]

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.[20]

Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

МВД России обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.[21]

Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;

- усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

- эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении их доступности для всех детей и семей.

В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.



2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики

беспризорности несовершеннолетних в РФ

 

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. [22]

 В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.[23]

 Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.


Заключение

Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.

Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.

Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

 Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг,  также требует затрат со стороны семьи. 

  Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании с такими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

Литература:

 

1.                 Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

2.                 Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

3.                 Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

4.                 Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

5.                 Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

6.                 Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8

7.                 Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

8.                 Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4

9.                 Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

10.            Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

11.            Тематический обзор материалов на сервере #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1


[2] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7


[3] Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15


[4] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3


[5] Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8


   [6] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3



[7] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

 

[8] Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

 

[9]  Садовская  Ю. Беспризорников  гораздо  больше,  чем  мест для  них  в  детских  приютах//Аргументы и  факты.- 2004.- №4


[10]  Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

[11] Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7


[12] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

 

[13] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

 

[14]  Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.-  №3




[15] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3


[16] Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

 

[17] Тематический обзор материалов на сервере #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3


[19] Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15


[20] Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14


[21] Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3



  [22]Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15



[23] Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.