| |||||
МЕНЮ
| Характеристика туристического маршрута Малое Золотое КольцоОсобой гордостью музея-заповедника является Культурно-образовательный комплекс "Палаты" во Владимире. Здесь действует Детский музейный центр, не имеющий аналогов в России. Музей - заповедник проводит обзорные и тематические экскурсии на пяти языках (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский) по памятникам и экспозициям Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального, Боголюбова, Кидекши.[14] Туристы могут послушать колокольные звоны, купить сувениры в музейном художественном салоне "Владимирский шик". Взрослые и дети с интересом посмотрят подготовленные музейными сотрудниками театрализованные представления: "Прогулка по старому городу", "Мастерство и вдохновение" - демонстрация эксклюзивных костюмов, "Бал в дворянской усадьбе" - знакомство с традициями бала и старинными танцами. Музей-заповедник подарит Вам уникальную возможность совершить приятное и познавательное путешествие не только в пространстве, но и во времени.[15] 2.3. Гороховец 2.3.1. Памятники архитектуры Гороховец - один из замечательных древних городов России. Возник в середине XII века при князе Владимирском Андрее Боголюбском, живописно расположился на высоком правом берегу реки Клязьмы в 18 км от впадения её в Оку. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века. И.Э. Грабарь, академик, побывавший в Гороховце с целью спасти бесценные произведения древнерусского искусства, оставил в дневнике восторженные строки: "...и дивная муромская архитектура, и сам Феофан поблекли перед Гороховцом. Правда, здесь половину дела сделала природа... Когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажёгшиеся от заходящего солнца в стенах невидимых ещё зданий, то уже одно это было изумительно хорошо... Казалось, что это не город, а просто два - три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле... Пошли бродить по городу, который весь оказался как бы застывшим с XVII века. Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века, - не расшиты как всюду окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Мы ходили весь вечер и часть ночи как во сне... Другого такого "Китежа" я не знаю". И сегодня хорошо заблудиться в лабиринте старых городских улиц с тем, чтобы неторопливо вглядеться в почерк народных мастеров, почувствовать горение их творческой мысли. Удивляют изяществом орнамента резные кружева домов, разбудят фантазию диковинные флюгера, поразят торжественным величием дымники и грандиозным изгибом ажурные водостоки. Пребывание в Гороховце позволит подольше сохранить в душе увиденное, ибо здесь можно почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт, вдохнуть чистого воздуха, который "...по причине малого зноя нарочито чист и к житию способен...". 2.3.1. Памятники архитектуры 2.3.1.1. Дом Сапожникова-Ершова Построен в 1680-е годы Семёном Ершовым. Это уникальный памятник древнерусского каменного жилого зодчества, настоящий "могикан" жилой архитектуры древней Руси. После реставрации в 1981 году дом используется под экспозиции Гороховецкого историко-архитектурного музея: · кустарные и отхожие промыслы Гороховецкого уезда (кон. XIX - нач. XX в.в.) · гражданская архитектура и быт Гороховца XVII - XVIII в.в. · интерьеры купеческих палат, предметы быта, подклет. [16] 2.3.1.2. Деревянные ворота дома Сапожникова Деревянные ворота дома Сапожникова - уникальный памятник древнерусского зодчества XVII века. Высота их свыше трёх метров, строились одновременно с домом в 1670-х годах. Мощные столбы в форме резных бусин характерны для русской народной резьбы по дереву.[17] 2.3.1.3. Дом Шорина "Дом Шорина" - построен заводчиком и судовладельцем И.А.Шориным в начале 20-го века. Представляет собой одноэтажный особняк в стиле "модерн". В настоящее время в здании расположен Дом народного творчества и ремесел. [18] 2.3.1.4. Дом купцов Канунниковых Построен в конце XVII века. Он менее притязателен на вид и даже аскетичен. Трезвость и расчёт стояли на первом месте. Дом на высоком подклете (1 этаж), где располагалось хозяйское добро. Второй этаж - жилые комнаты (клети). В ходе реставрационных работ в 1979-1981 годах восстановлена древняя трёхчастная планировка дома. Дом приобрёл свой древний вид строгой и даже суровой архитектуры XVII века. Здесь разместились библиотека и отдел культуры районной администрации.[19] 2.3.1.5. Дом Пришлецова Построен в 1915 году председателем земской управы. Столичный, так называемый "новорусский" стиль нашёл здесь своеобразное преломление в формах местного плотницкого искусства.[20] 2.3.1.6. Дом Морозова Дом построен в начале 20-го века И.А.Шориным, и впоследствии подарен им зятю - купцу И.П.Морозову. Представляет собой одноэтажный особняк в стиле "модерн". В настоящее время в здании расположена библиотека. [21] 2.3.1.7. Благовещенский собор Благовещенский собор построен в 1700 г. Он высится на центральной площади города, перекрывая мощью своего эпического звучания суетную многоголосицу городской жизни. Строгий, скромный в убранстве, величественный храм, увенчанный пятью главами, - таким хотел видеть его "гостиной сотни человек Семён Ершов", когда давал немалые деньги на его постройку. Людям на загляденье, себе на прославленье! Всем своим видом храм напоминает столичные соборы. Стройная и высокая колокольня (37м) занимает доминирующее положение не только в ансамбле соборных построек, но и во всём городе. [22] 2.3.1.8. Церковь Иоанна Предтечи Рядом с собором расположена небольшая зимняя церковь Иоанна Предтечи (кон. XVII - нач. XVIII в.в.), тип которой восходит к жилым деревянным постройкам. Особую нарядность этому храму придают богато оформленные наличники, имеющие строгие полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканными "раковинами" на очелье. В этой церкви расположился музей "Искусство в русском быту 19-20 веков". В музее представлены: металлические резные ворота, мебель, иконы, одежда горожан[23] 2.3.1.9. Сретенский монастырь Сретенский монастырь (бывший женский) занимает юго-восточную часть центральной площади города. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона и первоначально был деревянным. Каменное строительство начинается с 1689 года и велось до середины XVIII века. Были построены Сретенский собор с куполами, украшенный глазурованным лемехом и ажурными крестами, церковь зимняя Сергия Радонежского и кельи. Отличаясь богатством и разнообразием композиционных, объёмно-планировочных и декоративных решений, Сретенский собор предстаёт как один из наиболее выдающихся памятников Гороховца XVII века.[24] 2.3.1.10. Знаменский монастырь Знаменский монастырь (XVII-XVIII вв.) расположен за рекой Клязьмой. Это самый древний монастырь в Гороховце, основанный в 1598 году как мужская обитель. В 1679 году на средства купца Семёна Ершова строится каменная церковь Знаменья Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. В 1720-е годы строится каменным двухэтажный келейный корпус и святые ворота. В 1723 году по указу Петра I монастырь, в виду "малобратственности", был приписан к Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль подворья. Монастырь привлекателен и сегодня. Располагаясь в непосредственной близости от города, он органично связывает его с бескрайним простором лесов. [25] 2.3.1.11. Троицко-Никольский монастырь Троицко-Никольский монастырь (XVII-XVIII вв.) основан при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Самой значительной постройкой, сохранившейся до нашего времени, стал Троицко-Никольский собор (1686 - 1689г.г.), выстроенный на средства купца Семёна Ершова по разрешению и наставлению патриарха московского Иоакима. Первый этаж храма занимает тёплая церковь Никольская, а на втором Троицкая летняя.[26] 2.3.1.12. Церковь Иоанна Лествичника В линии монастырской ограды на краю северного склона горы стоит церковь Иоанна Лествичника (1710-1716 гг.). Она построена на средства купца Ширяева и относится к типу одноглавых бесстолпных храмов с трапезной. Внимание привлекают пышные наличники окон второго этажа в форме полуколонок, с бусинами и капителью коринфского ордера. Наиболее празднично и нарядно выглядит фасад церкви, к которому примыкает крыльцо с мощными бочкообраз-ными столбами и декоративными вставками из резного камня.[27] 2.4. Гусь-Хрустальный С 1756 года стоит в мещерских лесах город мастеров стекла с поэтическим названием Гусь-Хрустальный. Минуло уже более200 лет, как орловским купцом Акимом Мальцовым была построена здесь первая гута по выплавке стекла. Сейчас это - один из районных центров Владимирской области, известный за рубежом и в нашей стране как центр отечественного стеклоделия. Старую часть города составляет поселок 2-й половины XIX - начала XX вв. Его облик - заводские и фабричные строения, улицы, жилые и общественные здания - запечатлели старые открытки. Первоначально поселок поместился в излучине речки Гусь, по течению впадавшей в нее Дубравки. Речку Гусь перекрыли плотиной, отчего с северной стороны образовалось искусственное озеро; вместе с рекой оно делит поселок на две половины: южную и северную. В южной, более старой, части поселка находится хрустальный завод (гута начала XIX в. не сохранилась). В центре этой половины поселка возвышается Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг нее правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с "мальцовскими домами". В этой же, более старой, части поселка, на южной окраине, уцелела часовня св. Варвары. По преданию, в XVIII в. в этом месте, в версте от хрустального завода, в лесу у ручья, явилась икона св. великомученицы Варвары. В 1885 году на этом месте построили каменную, изящной архитектуры, часовню. Сейчас храм передан православному приходу. По другую сторону пруда к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина поселка с таким же прямоугольным планом и регулярной сеткой улиц. Вдоль Вокзальной улицы по-прежнему стоят деревянные дома, построенные во 2-й половине XIX в. Центром этой части городка в конце XIX в. стал Георгиевский собор, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению. Храм реставрирован и в его интерьере разместился Музей хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И сам Георгиевский храм, и Музей хрусталя сверкают настоящей жемчужиной в довольно однообразном и будничном течении провинциальной жизни стеклодельческого города. 2.4.1. Памятники архитектуры 2.4.1.1. Георгиевский собор Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным. Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, возвращенный сюда после долгого отсутствия. По эскизу Васнецова выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом В.А.Фроловым, украшающая алтарную часть собора. Один из лучших музеев отечественного художественного стекла органически вписался в интерьер Георгиевского собора, величественного памятника архитектуры и живописи. [28] 2.4.2. Музеи города 2.4.2.1. Музей хрусталя Экспозиция музея была открыта в здании Георгиевского собора в мае 1983 года. В настоящее время в ней представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины 18 столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства. Многие произведения декоративно - прикладного искусства демонстрировались на российских, всесоюзных и международных выставках. Уникальные экспонаты 19 века и современные авторские работы, представленные в экспозиции, были опубликованы в каталоге Gorning Museu of glass (США, 1990 г.), каталогах художественных выставок в Швеции (1990 г.), в Германии (1991 г.) [29] 2.5. Муром Красив, интересен и по-своему неповторим древний город на Оке - Муром, история которого насчитывает более 1100 лет. Название городу оставили финно-угорские племена "мурома", жившие здесь 15 веков назад. Муром - родина былинного героя Ильи Муромца. Какому русскому не известно имя почитаемого в православии богатыря, олицетворяющего силу духа русского человека. Памятник Илье Муромцу, установленный на высоком берегу Оки, встречает туристов, приезжающих в город по реке. Взору пассажиров теплоходов открывается панорама города, где в кронах столетних вязов и лип тонут крыши домов и главы храмов трех действующих монастырей. Самый древний из них - Спасский мужской монастырь, не так давно отметивший свое 900-летие. Его Спасо-Преображенский собор, восставший из запустения и разрухи, вновь засиял золотом куполов. Запах вкусного монастырского хлеба и знаменитых муромских калачей разносится из монастырской пекарни по окрестным кварталам. Калач, символ гостеприимства и символ города, обозначен на гербе города, некогда славившегося на всю Россию калачами да огурцами. Добро пожаловать в древний Муром! -Эти слова, былинный камень да три сосны на муромской дорожке встречают каждого на въезде в этот сказочный город на Оке.
2.5.1. Памятники архитектуры 2.5.1.1. Троицкий монастырь Троицкий ново-девичий женский монастырь основан в 1642-43 гг. муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной. Основатель монастыря был незаурядной личностью. Он известен не только по надписям на драгоценных церковных предметах - его вкладах в монастырь, но и из произведения древнерусской литературы "Повесть о Виленском кресте". Этот чудотворный крест был установлен им для поклонения в Троицком соборе монастыря. Троицкий собор, пятиглавый и небольшой по площади монастырский храм, был возведён за 11 месяцев в 1642-1643 гг. Обилие всевозможных декоративных деталей придаёт собору неповторимую нарядность. Пять лет спустя на монастырской территории были построены Казанская надвратная церковь и колокольня. Эти постройки монастырского ансамбля фасадами выходили на торговую площадь и стали главным её украшением. В настоящее время монастырь действующий. Главная его святыня - мощи Святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака. День почитания - 8 июля. Архитектурные памятники: Троицкий собор (1642-1643 гг.), надвратная Казанская церковь (1648 г.), колокольня (1652 г.), настоятельский корпус (XVII-XIX вв.), стены и башни (1805-1807 гг.), деревянная церковь Сергия Радонежского (начало XVIII в. привезена). [30] 2.5.1.2. Воскресенский монастырь Муромский девичий Воскресенский монастырь, по местным преданиям, возник ещё в древности на месте загородного княжеского дворца Муромских князей Петра и Февронии. Хотя не сохранилось документальных сведений о времени его основания, возможно предположить, что монастырь основан не позднее 16 века. Монахини монастыря занимались лицевым шитьём. В фондах Муромского музея созранились пелены и покровцы, вышитые монахинями Воскресенской обители. На территории монастыря в 1658 г. был построен массивный пятиглавый Воскресенский собор с большой трапезной и открытой галереей. Рядом возведены колокольня и Введенская церковь 1659 г. В 1764 г. по указу Екатерины II монастырь был ликвидирован и учреждён Воскресенский приход, просуществовавший до 1920-х годов. В советское время церковные постройки занимали светские организации. В 1998 г. было принято решение о возрождении монастыря. В настоящее время здесь возобновлены церковные службы, ведётся возрождение обители силами монахинь и послушниц Троицкого девичьего монастыря. [31]
2.5.1.1. Спасский мужской монастырь Спасский мужской монастырь - древнейший монастырь Северо-Восточной Руси. По преданию, расположен на месте первой деревянной церкви Спаса поставленной в Муроме святым князем Глебом в начале XI в. В ранних источниках монастырь называли "Спасский, что на бору". В летописи упоминается под 1096г. в связи с осадой города Олегом Святославичем. Расцвет Спасского монастыря связан с именем царя Ивана Грозного, который после посещения Мурома в 1552 г. "устроил" здесь каменный собор, "открыл общежитие" и наделил монастырь вотчинами. В 18 веке. обитель перешла в разряд заштатных монастырей 3 класса, но при этом был широко известен собранием памятников древней письменности и библиотекой. В советское время на территории монастыря размещалась воинская часть. В 1996г., в год своего 900-летия Муромский Спасский монастырь был передан церкви и возрождён за короткое время. Архитектурные памятники: Спасо-Преображенский собор (XVI в.), настоятельский корпус (1687 г.), двух этажная Покровская церковь (1691 г.), стены (начало XIX в.), братский корпус (конец XIX в.). Главная святыня монастыря - икона Богоматери Скоропослушницы. При монастыре открыты приюты для бездомных взрослых и беспризорных детей. [32] 2.5.1.2. Благовещенский монастырь Благовещенский мужской монастырь основан в 1553 г. царем Иваном IV Грозным. По преданию, расположен на месте деревянной церкви "при дворе" князя Константина, крестившего Муром. В 1616 г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении 17 в. монастырь возрождался из руин. Его ктитором был известный Муромский купец Тарасий Цветнов. На его деньги в 1664 г. вновь отстроили Благовещенский собор и установили часы на колокольне. 1792 г. братия пережила опустошительный пожар, но каменные строения и основные святыни уцелели. Во время нашествия наполеона монастырь стал приютом главных русских святынь- Иверской и Владимирской икон Богоматери. Архитектурные памятники: Благовещенский собор (XVI-XVII вв.), надвратная церковь св. Стефания (1716-1835 гг.), трапезная (XIX в.), стены и башни (XIX в.). Монастырь был закрыт в советское время, однако Благовещенский собор закрывался только в период с 1940 по 1942 гг. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен - будущий Патриарх всея Руси. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|