| |||||
МЕНЮ
| Бессоюзное сложное предложениеБессоюзное сложное предложение1. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Общие сведения Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей. Различаются: 1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями). По выражаемым ими значениям (одновременность или последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность видо - временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложносочиненными предложениями; ср.: Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят. многие цветы еще не раскрыли венчиков (Пришв.).— Не раны, не больное легкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.); 2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями). По выражаемым ими значениям (отношения обусловленности, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования предикативных частей единого целого, лексический состав первой части и др.) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложноподчиненными предложениями; ср.: Печален я: со мною друга нет (П.).— Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за руку а толкает (Т.). Виды бессоюзных сложных предложений В зависимости от значений частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений: 1) бессоюзные сложные предложения со значение» перечисления: Метель не утихала, небо не прояснялось (П.); Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист (Гонч.); 2) бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления или противопоставления: Семь раз отмерь — один отрежь (Поел.); Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего (Сим.); 3) бессоюзные сложные предложения со значением обусловленности: А
убьете — ничего не получите (Л. Т.); Любишь кататься — люби и саночки
возить (Поел.). (О бессоюзных предложениях типа И будь не я, коптел бы ты в 4) бессоюзные сложные предложения со значением изъяснительных
отношений: С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает
меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.); Я тебе определенно скажу:
у тебя есть талант (Фад.); Федор понял: речь шла о связи (Фурм.); Алексей
решил: довольно тянуть (Б. Пол.). В этих примерах во второй части
обозначается объект, относящийся к сказуемому в первой части, выраженному
глаголом речи, мысли, восприятия и т. п. Вторая часть может также выполнять
функцию субъекта по отношению к первой части: Так решено: не окажу я
страха... (П.); Мне пришло в голову: отчего же так крепко спит матушка? 5) бессоюзные сложные предложения со значением определительных отношений: Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами... (Гр.); Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль: обворуют лавку, сведут лошадей (Бун.); 6) бессоюзные сложные предложения со значением причинно-следственных отношений: Я не мог гаснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами (Л.); Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фад.); Богатому не спится: богатый вора боится (Посл.); 7) бессоюзные сложные предложения со значением временных отношений: 8) бессоюзные сложные предложения со значением сравнения: Молвит слово—соловей поет (Л.); ...Посмотрит—рублем подарит (Н.); 9) бессоюзные сложные предложения со значением следствия, результата,
быстрой смены событий: ...Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Я 10) бессоюзные сложные предложения со значением пояснения; С ранней
молодости Татьяну держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки
никакой никогда не видела (Т.); Поведение Нагульнова все расценивали по-
разному: одни ободряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали 11) бессоюзные сложные предложения со значением присоединения: Я все
это уже знаю наизусть — вот что скучно (Л.); Она сидела неподалеку на
скамье под покосившимся деревянным грибом,— такие делают в лагерях для
часовых (Пауст.); Он всегда любил поболтать—это было мне отлично известно 12) бессоюзные предложения сложного состава. В этих предложениях
вторая часть состоит не из одного, а из нескольких простых предложений: 2. Способы передачи чужой речи. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Общие сведения Авторское повествование может включать в себя речь другого лица или высказывания и мысли самого автора, выраженные в определенной ситуации и переданные дословно или по содержанию. Высказывание других лиц (реже—самого автора), включенное в авторское повествование, образует чужую речь. В зависимости от того. как передается такое высказывание, различаются прямая речь и косвенная речь. Основным критерием разграничения прямой и косвенной речи служит прежде всего то, что первая, как правило, дословно передает чужое высказывание, сохраняя его лексико-фразеологический состав, грамматическое построение и стилистические особенности, тогда как вторая обычно воспроизводит только содержание высказывания, причем подлинные слова и выражения говорящего, характер построения его речи изменяются под влиянием авторского контекста. С точки зрения синтаксической прямая речь сохраняет значительную самостоятельность, будучи связанной с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь выступает в качестве придаточного предложения в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главного предложения играют авторские слова. Таковы важнейшие различия между обоими способами передачи чужой речи. Однако четкое их разграничение в ряде случаев уступает место их сближению, тесному взаимодействию и перекрещиванию. Так, прямая речь может не дословно передавать чужое высказывание. Естественно, что не дословную передачу, а точный перевод мы находим в
тех случаях, когда лицо говорящее изъясняется на иностранном языке, а
принадлежащая ему прямая речь передается по-русски: — Что? Что вы говорите? С другой стороны, косвенная речь может дословно передавать чужие слова, например, в косвенном вопросе, соответствующем вопросительному предложению прямой речи; ср.: Он спросил, когда начнется заседание.— Он спросил: «Когда начнется заседание?» Иногда косвенная речь отличается в лексическом отношении от прямой только наличием служебного слова — союза, подчиняющего придаточное предложение главному; ср.; Он сказал, что рукопись уже отредактирована.— Он сказал: «Рукопись уже отредактирована»; Он спросил, готовы ли все к отъезду.— Он спросил: «Готовы все к отъезду?» Сближение прямой и косвенной речи возможно не только со стороны их
лексического состава, но и со стороны синтаксического строя, построения
речи, доходящего в просторечии до смешения обеих форм передачи чужого
высказывания (так называемая полупрямая речь); Конечно, почтмейстер и
председатель и даже сам полицеймейстер, как водится, подшучивали над нашим
героем, что уж не влюблен ли он и что мы знаем дескать, что у Павла Такая же смешанная конструкция образуется в тех случаях, когда
отсутствует подчинительный союз, которым косвенная речь в качестве
придаточного предложения должна была бы присоединяться к авторский] словам: Прямая речь Прямая речь представляет собой передачу чужого высказывания, сопровождаемую авторскими словами. Последние прежде всего устанавливают самый факт чужой речи, поясняют, кому она принадлежит, могут при этом указывать, при каких условиях она была сказана, к кому обращена, давать ей оценку и т. д.: «Тише, дети, тише!» — даже сердито закричал Левин на детей, становясь перед женой, чтобы защитить ее, когда толпа детей с визгом радости разлетелась им навстречу (Л. Т.). При отсутствии авторских слов можно говорить о чужой речи, но не о прямой речи: Все заняли свои места. «Открываю собрание, товарища!» В зале водворилась тишина. В подобном повествовании авторский текст характеризует обстановку, но не вводит прямую речь. По отношению к авторским словам прямая речь выступает как
самостоятельное предложение, по смыслу и интонационно связанное с авторским
контекстом, вместе с которым она образует одно целое, напоминающее
бессоюзное сложное предложение. В некоторых случаях связь между прямой
речью и авторскими словами более тесная и прямая речь напоминает член
предложения, образуемого авторскими словами: Мы услышали: «Помогите!» В других случаях ближе аналогия с придаточными предложениями. Таковы
конструкции, в которых прямая речь связана с глаголами речи: он сказал...,
он спросил..., он ответил..., он возразил... и т. п. При замене прямой речи
косвенной образуется придаточное предложение, а не член предложения. Прямая речь может передавать: 1) высказывание другого лица, т.е. в прямом смысле чужие слова: 2) слова самого говорящего, произнесенные им ранее: «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением (П.); 3) невысказанные мысли: «Как хорошо, «то я спрятал револьвер в вороньем гнезде»,— подумал Павел (Н. Остр.). Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к прямой речи. Они могут: 1) предшествовать прямой речи: Обрадованная» мать уверенно ответила: 2) следовать за прямой речью: «Буду, буду летать!» — звенело а шло в голове Алексея, отгоняя сон (Б. Пол.); 3) включаться в прямую речь: «Нам придется здесь ночевать,— сказал 4) включать в себя прямую речь: На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.). Прямая речь чаще всего связана с глаголами высказывания или мысли, имеющимися в составе авторских слов (говорить, сказать, спросить, ответить, воскликнуть, промолвить, возразить, подумать, решить и др.), реже—с глаголами, указывающими на характер речи, на ее связь с предыдущим высказыванием ( продолжать, прибавить, заключить, закончить, завершить, перебить, прервать и др.), с глаголами, выражающими цель речи (попросить, приказать, пояснить, подтвердить, пожаловаться, согласиться и др.), а также со словосочетаниями с именами существительными, близкими по значению или образованию к глаголам речи (обратился с вопросом, донесся ответ, раздались восклицания, произнес слова, послышался шепот, разнесся крик, доносился голос и т. п.), или с существительными, указывающими на возникновение мысли Порядок слов в прямой речи не зависят от места ее по отношению к авторским словам, а порядок слов а авторской ремарке связан с местом, которое она занимает по отношению к прямой речи. а именно: 1) если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно наблюдается прямой порядок главных членов предложения (подлежащее предшествует сказуемому); Жухрай стая на площадку учебного пулемета и, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрала вас для серьезного и ответственного дела» (Н. Остр.); 2) если авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее,
то порядок главных членов предложения в них обратный (сказуемое
предшествует подлежащему): «Пожар! Пожар/»—раздался внизу отчаянный крик Косвенная речь Косвенная речь — это передача чужой речи в форме придаточного
предложения: Гуров рассказал. что он москвич, по образованию филолог, но
служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому последнего с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных: что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который. чей, как. где, куда, откуда, зачем, почему и др. Союз что указывает на передачу реального факта и употребляется при замене повествовательного предложения прямой речи: Говорили, что Кубань готовит восстание против Добровольческой армии... (Шол.) Союзы будто и как будто придают косвенной речи оттенок неуверенности, сомнения в истинности передаваемого содержания: ...Одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей... (Л. Т.). Союз чтобы употребляется при замене побудительного предложения прямой речи: ... Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его (Г.). Также в некоторых случаях при отрицательном сказуемом главного предложения: Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере (Г.). Относительные слова кто, что, какой, еде, куда и др. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи, т. е. вопросительные местоименные слова сохраняются в роли вопросительно-относительных: Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н. Остр.). Такое придаточное предложение называется косвенным вопросом. Косвенный вопрос выражается с помощью частицы-союза ли, если вопрос в прямой речи был выражен без местоименных слов: Мать спросила работавшего в поле рабочего, далеко ли до дегтярного завода (М. Г.). В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора (т.е. лица, передающего косвенную речь), а не лица, которому принадлежит прямая речь. Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими значения и экспрессивная окраска речи передаются только приблизительно другими лексическими средствами. Введение в косвенную речь модальных частиц дескать, де, мол и др. позволяет сохранять в ней некоторые оттенки прямой речи: Слуга... доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться (П). Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи (на письме это показывается с помощью кавычек): От Петрушки услышали только запах жилого покоя, а от Селифана, что «сполнял службу государскую, да служил прежде на таможне», и ничего более (Г.). Несобственно-прямая речь Чужая речь может быть выражена также особым приемом так называемой несобственно-прямой речи. Сущность ее заключается в том, что в ней в той или иной степени сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае выражает мысли и чувства своего героя, сливает его речь со своей речью. В результате создается двуплановость высказывания: передается «внутренняя» речь персонажа, его мысли, настроения (и в этом смысле «говорит» он), но выступает за него автор. С косвенной речью несобственно-прямую сближает то, что в ней тоже заменяются лица глагола и местоимения, она может иметь форму придаточного предложения. Различие между прямой, косвенной и несобственно-прямой речью показывает следующее сопоставление: 1) прямая речь. Все вспоминали этот вечер, повторяя «Как хорошо и весело нам было!»; 2) косвенная речь: Все вспоминали этот вечер, повторяя, что им было хорошо я весело; 3) несобственно-прямая речь: Все вспоминали тот вечер Как хорошо и весело им было! С точки зрения синтаксической несобственно-пряная речь выступает: 1) в составе сложного предложения: То, что Любка осталась в городе,
было особенно приятно Сережке Любка была отчаянная девчонка, своя в доску 2) как независимое, самостоятельное предложение: Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит ... (Ч). Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования: Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась;
вероятно, и он, с своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она
отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и
еще не слыхом его признания? Что удерживало его? Робость .. гордость или
кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою (П.); Николай Ростов
отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Взаимодействие отдельных способов передачи чужой речи позволяет, в
целях стилистических, объединить их в одном тексте: Он [провинциал] сердито
молчит при подобных сравнениях, а иногда рискнет сказать. что такую-то
материю или такое-то вино можно у них достать и лучше и дешевле, а что на
заморские редкости. этих больших раков и раковин, да красных рыбок, там и
смотреть не станут, и что вольно, дескать, вам покупать у иностранцев
разные материи да безделушки. они обдирают вас, а вы и рады быть олухами Литература 1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 1995. – 560 с.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|