| |||||
МЕНЮ
| Частная детективная и охранная деятельность в РФЧастная детективная и охранная деятельность в РФМинистерство Образования РФ Архангельский Государственный Технический Университет Институт права Юридический факультет Кафедра уголовного права и процесса. Творческая работа по Правоохранительным органам на тему: «Организация частной детективной и охранной деятельности». Выполнил: студент I курса 2 группы _____________ Проверил: __________ Архангельск 2003г. Содержание. Введение I. Основная часть: 1. Частная детективная и охранная деятельность в России. 2. Частная детективная (сыскная) деятельность. 3. Частная охранная деятельность. 4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью. Введение. Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая,
экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост
числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие
предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно
повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России. В
период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные
формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время
возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно
развивался институт частной детективной и охранной деятельности. В
настоящее время некоторые должностные лица МВД и депутаты Государственной В настоящее время частной охранно-сыскной деятельностью в РФ
занимается около 25 тысяч частных охранных предприятий и служб
безопасности, представляющих на договорных условиях услуги по защите жизни
и здоровья граждан, охране грузов, консультации по защите от преступных
посягательств, монтаж средств сигнализации и охрану порядка на различных
мероприятиях. К этому же кругу предприятий необходимо отнести фирмы,
обеспечивающие производство программно-технических комплексов защиты
информационных систем, предприятия обеспечения информационной,
коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Создано значительное
количество негосударственных учебных центров и школ, специализирующихся на
подготовке частных детективов и охранников. Только в Архангельске
зарегистрировано, ______ негосударственных охранно-сыскных предприятий и
служб безопасности при банках, фирмах, общественно-политических
объединениях; выдано более __ тысяч лицензий на право занятия частной
охранной и детективной деятельностью.[1] В нынешней острой криминогенной
ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью
системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад
в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею. Попытка бездумного
удушения, разрушения негосударственных охранных предприятий
законодательным, путем, либо волевыми решениями отдельных недальновидных
политиков сыграли бы явно на руку преступному сообществу. Такие действия
способны резко обострить и без того сложный социальный климат в стране,
поскольку сделали бы безработными сотни тысяч здоровых, хорошо
подготовленных, имеющих боевой опыт бывших офицеров и лишили бы средств к
существованию их семьи. Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис
российской экономики, сохранение остроты криминогенной обстановки, на
обозримую перспективу совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и
укрепление института частных охранных предприятий и служб безопасности. Таким образом, выбранная мной тема “Организация частной детективной и охранной деятельности” представляется весьма актуальной. Важность темы связана с необходимостью определения места, частных охранных и детективных предприятий в борьбе с преступностью, а также создания условий, необходимых для оптимального включения частной охранно-сыскной деятельности в эту деятельность. Основная часть. 1. Частная детективная и охранная деятельность в России. К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек. На данный момент правовой основой частной детективной и охранной
деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; 6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело. В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать
лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива,
частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или
частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения. 2. Частная детективная (сыскная) деятельность. Частным детективом признается гражданин Российской Федерации,
получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность
и выполняющий перечисленные в Законе сыскные услуги. Согласно Закону
сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного
детектива, таким образом, Законодатель приближает частного детектива к
работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать
службу с иными способами заработка. Статья 5 ФЗ РФ «О частной детективной и
охранной деятельности» очерчивает круг действии частного детектива. В ст. 5 рассматривается также и вопрос о применении специальных
средств в ходе оказания услуг. Отдельно оговорено то, что частные детективы
имеют право использовать специальные средства только в ситуациях,
сопряженных с опасностью для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения,
учета, хранения и ношения специальных средств устанавливаются В определении частной детективной и охранной деятельности задевается
вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Это
положение развивается в статье 6 настоящего Закона и в Положении о
лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности. Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие
ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих
ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной
деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать
себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от
правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или
совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость
содействия между правоохранительными органами и частными детективами. Защита интересов клиента подтверждается статьей 9 вышеназванного закона. Согласно этой статье частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В договоре должны быть обозначены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок выполнения, меры ответственности сторон, дата заключения договора. В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о проделанной работе. Копия отчета подлежит в архиве предприятия (объединения) в течении трех лет. Споры между клиентом и частным детективным предприятием (объединением) по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором, рассматриваются в судебном порядке. 3. Частная охранная деятельность. Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей
выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально
учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в
соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие,
создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий территориальный
орган внутренних дел записку, в которой «перечисляются виды охранных услуг
и указываются территория деятельности, данные о предполагаемой численности
персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные
средства, оружие и потребности в них»[6]. Обязательным требованием к
руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования. Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннулированию в случаях нарушения закона и только по решению суда. Охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие
государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно- розыскная деятельность может осуществляться путем создания ассоциаций частных охранных и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия различных форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности. Руководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе безопасности запрещается оказывать какие- либо услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия. В процессе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять как специальные средства так и огнестрельное оружие. Условия и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в ст.ст. 16, 17, 18 Закона. Охранник либо частный детектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). Частные охранники имеют право применять огнестрельное оружие в
следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь
подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или
вооруженного нападения на охраняемую собственность; для предупреждения 4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности», Положения о
лицензировании негосударственной (частной) охранной и детективной
деятельности определяют порядок контроля и надзора за данными видами
деятельности. В соответствии с этими документами контроль возложен на Проверка наличия, организации хранения оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с Приказом МВД РФ _____, регламентирующим порядок __________. В случае выявления нарушений в ходе плановой проверки или поступления в лицензирующий орган информации о нарушениях от органов государственной власти, граждан, юридических лиц проводится внеплановая проверка. По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из
которых вручается проверяемому. В случае выявления нарушений лицензионных
требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия
нарушены, и устанавливаются сроки их устранения. В зависимости от характера
нарушения ОВД вправе вынести предупреждение либо (если ранее выносились
предупреждения) приостановить действие лицензии, до устранения нарушений. В
случае неоднократных нарушений лицензионных требований, орган внутренних
дел вправе ходатайствовать перед судом о лишении предприятия лицензии. «Надзор за исполнением законодательства осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры»[7]. Создание или деятельность незаконных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом «О частной детективной и охранной деятельности», влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Заключение. В настоящее время частная детективная и охранная деятельность переживает «период нормативно-правового многообразия»[8]. Одновременно действуют Федеральный Закон «О частной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии», Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений Правительства РФ и соответствующих ведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базу внес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения в старые. 15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16 часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическую проверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Изменения, внесенные в закон, не коснулись служб безопасности
предприятий. Соответственно их право на существование никто не отменял. Другие мелкие изменения касаются приведения терминов в соответствие с
законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Новым нормативным
документом является Постановление Правительства РФ №600, утвердившее Анализ вышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об острейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной и охранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной и сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать букве закона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона в подзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотя поправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», не столько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частным детективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимо нынешней нормативно-правовой базой. Список использованной литературы. 1. Конституция РФ. 2. ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003г № 15-ФЗ). 3. ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ. 4. ФЗ РФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ (с изменениями от 21.07.98, 31.07.98, 17.12.98, 19.11.99, 10.04.2000, 26.07.2001, 08.08.2001, 27.11.2001, 10.01.2003, 30.06.2003). 5. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности». 6. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992г. №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями от 22.09.93, 11.12.93, 19.06.94, 12.08.94, 30.12.94, 01.11.95, 13.01.96, 14.03.97, 15.05.97, 12.11.98, 03.08.99, 04.09.99, 9.12.99, 02.02.2000, 10.03.2000, 20.06.2000, 5.07.2000, 25.07.2000, 26.07.2000). 7. Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.// Мир безопасности, 1997. №1. 8. Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г. 9. Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1999. ----------------------- [1] Реестр выданных лицензий УВД Архангельской области. [2] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1. [3] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской [4] - Евланова О. А. Участие частных детективных и охранных
предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект./Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., [5] - Александров А. И. Развитие института частной правоохраны.//Мир безопасности, 1997. № 1. [6] - Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности». [7] - ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» [8] - Бабиков В.Г. ЧОП: от создания до успеха/ М.:НОУ ШО «Баярд», 2002г.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|