| |||||
МЕНЮ
| Ш. Монтескье о государстве и правеШ. Монтескье о государстве и правеМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ШИШКАНОВ ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ I курс з/о ЮЗВ-I3 группа Ш. МОНТЕСКЬЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Контрольная работа по истории политических и правовых учений КРАСНОЯРСК 2002
1. Введение. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы предвосхитили многие положения современного понимания политики, государства и права. Самыми значительными его работами считаются: "Персидские письма", "О духе законов" и "Размышления о причинах величия и падения римлян". Если брать философскую онтологию, то Монтескье был деистом, т.е.
признавал наличие бога и факт сотворения им мира, но не влияние его на
происходящее на Земле. Как и у Монтескье, понимание мира многих мыслителей
того времени основывалось на механике Ньютона и рационализме Декарта. Если брать гносеологию, то Монтескье придерживался идеи объединения рационалистического и эмпирического подходов. Он считал, что изучать общество, государство и право нужно на основе исторических фактов, но концепций, построенных путем умозрения не обойтись. При этом он полностью отрицал наличие врожденных идей – одного из основных положений не только рационализма, но и различных теологических учений. В человеческой истории он не видел хаоса и придерживался исторического оптимизма, веря в возможность познания закономерностей существования общества. Исходя из того, что человеческий дух – "само противоречие", а любое общество представляет собой борьбу людей друг с другом, Монтескье приходил к выводу о противоречивости развития общества, что свойственно диалектическому подходу. Систематизируя и анализируя политико-правовые знания, Монтескье
использовал историко-сравнительный метод, за что многие исследователи
называют его родоначальником сравнительного правоведения. В вопросе происхождения государства, Монтескье относится к сторонникам теории общественного договора, хотя его у Монтескье интерпретация имеет несколько разногласий с трактовками Гроция, Локка, Спинозы и Гоббса, по поводу которых он и спорил с ними. Одним из ключевых разногласий было естественное состояние человека как "война всех против всех". Монтескье считал, что людям присуще скорее стремление быть в обществе, чем желание господствовать. "Но люди с самого рождения связаны между собою; сын родился подле отца и подле него остался: вот вам и общество и причина его возникновения". При чем он подчеркивал, что общество неизбежно разрушится, если ему не будут присущи начала справедливость, что на ней оно держится, а не на власти отца над сыном, чем критиковал сторонников патриархальной теории. Причем Монтескье различал общество и государство, которые многие
теоретики общественного договора отождествляли. По Монтескье, государство –
более поздний продукт исторического развития людей, ему предшествовали
естественное состояние людей, семья, общество героических времен и,
наконец, общество вражды людей друг с другом, т.е. гражданское общество. Сам общественный договор Монтескье понимал как вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть, а значит вправе без согласия правителей изменить форму правления. Причем Монтескье видел в общественном договоре основные законы государства, его позитивное право, причем субъектом этого права он считал и государя тоже. Основную задачу государства Монтескье видел в поддержке выполнения законов, ибо основное благо, которое исходит от государства – это "верховный закон". При всем при этом он не предлагал революцию как способ смены формы правления, он был больше сторонником реформ и законотворчества. Что касается формы правления, такого немаловажного со времен Платона
вопроса, то и здесь Монтескье был оригинален. Он выделял всего три формы
правления – республика, монархия и деспотия – по характеру политических и
иных отношений между правителями и управляемыми, причем, скорее, характеру
повиновения управляемых, который он называл "природой правления". Согласно Кроме "природы правления" Монтескье выделял еще и "принцип правления",
который считал внешним проявлением конкретной "природы правления",
выражающейся в методах управления, принятия решений и т.д. Этой мыслью В своем учении о государстве Монтескье уделил много внимания поиску закономерностей между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест. Идеальной формой правления Монтескье считал демократическую
федеративную республику, отмечая ее стойкость и большие возможности в
обеспечении законности. Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей, их взаимного сдерживания от произвола и на основе распределения верховной власти между различными слоями общества. Хотя идея разделения властей и принадлежит Д. Локку, свою классическую
формулировку она получила именно у Монтескье. Основное назначение
законодательной власти, по Монтескье, - выявить право и сформулировать его
в виде положительных законов государства. Исполнительная власть в
государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых
законодательной властью. Судебная власть "карает преступления и разрешает
столкновения частных лиц". Так как задачей судей является всего лишь Теория разделения властей долго критиковалась различными мыслителями,
но была воплощена в Конституции Франции 1791 года, а также в Конституции В своем учении о праве, Монтескье критикует феодальное право за
отсутствие справедливости и теологические подходы в юриспруденции за
оторванность от действительности. Сначала в рамках теории естественного
права, затем вне ее, Монтескье, применял историко-сравнительный метод и
пытался при помощи "духа законов" связать право и закон. Он считал
справедливость права объективной, а законы, вытекающими из природы вещей. Согласно Монтескье, законодательство в той или иной степени является
естественным, т.к. формируется под влиянием ряда факторов общественного
развития, что он и назвал "духом законов". Проанализировав множество историко-правовых фактов, применив сравнительный метод, Монтескье удалось, по сути, заложить основы будущего буржуазного законодательства. Его работы оказались плодотворными для дальнейшего развития юридической науки и сыграли важную роль в становлении диалектического и историко-материалистического учения о государстве и праве. 5. Список литературы.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|