| |||||
МЕНЮ
| Военные суды РФp> Не всем, быть может, известно, что в связи с объявлением в г. Москве осадного положения Государственный Комитет Обороны постановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские суды (как и органы прокуратуры) столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры. Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны - быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию. После окончания Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала
рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г.
был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов
белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при
жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всей судебной системой
также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с В последующем судебные постановления по этим делам были отменены, а осужденные реабилитированы. Причем в процессе реабилитации также активно участвовала и продолжает участвовать Военная коллегия. Принципиальные изменения произошли по окончании периода культа личности С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г.
нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция
военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов
общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с
посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция Этот краткий исторический экскурс позволяет заметить, что военные суды и Военная коллегия в предшествующие периоды были органами уголовного судопроизводства и предназначались для рассмотрения дел в отношении преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивались интересы обороны и безопасности государства. Военные трибуналы в советский период отечественной истории
рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов страны. При
осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами
на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил,
воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2 Одновременно Военная коллегия являлась кассационной и надзорной инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимися нижестоящими военными трибуналами, она занималась обобщением судебной практики военных трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методические рекомендации судьям, участвовала в решении кадровых вопросов. С учетом этой специфики организовывалось комплектование и материально- техническое обеспечение военных трибуналов и Военной коллегии. Так, установление структуры и штатов военных трибуналов находилось в совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны; личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы этого Министерства осуществлялось также материально-техническое снабжение военных трибуналов, их финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и др. В то же время указанная специфика обеспечивала комплектование военных
трибуналов и Военной коллегии в 70-90 годах квалифицированными офицерскими
кадрами, отличавшимися высокой дисциплинированностью, ответственностью и
оперативностью в работе. На должности судей Военной коллегии подбирались
кандидаты только из числа лучших офицеров и генералов, которые имели
большой опыт судебной работы и прошли в военных трибуналах все должностные
ступени. Как правило, это были председатели военных трибуналов округов В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в В.М. Лебедев, являвшийся в то время Председателем Верховного Суда С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. «О военно- судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992 г. «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 1992 г. очередной Съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда РФ внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название «военные суды». С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию. Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Их количество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г. военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г. их стало уже 13501, а в 2001 году - 211888. Военная коллегия соответственно стала выполнять функцию надзорной инстанции по этим делам. 23 октября 1996 г. принят Федеральный конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России
формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды. Основные положения организации работы военных судов РФ. 29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный
конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его
принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно -
судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и
независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов
военного управления) судов, способных быть гарантом законности и
справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и
деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего,
подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства
судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не
образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а
наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью
входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно
которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации,
являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную
власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и
федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному
принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно входили. Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах. На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений. Наряду с укреплением в системе военных судов общих для всех судов принципов осуществления правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты организации и деятельности военных судов, обусловленные их работой в войсках. Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых
действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к
войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке,
экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и
часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское
звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием
военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы. Но поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил, вводится институт прикомандирования судей и работников аппаратов из числа военнослужащих к военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц. Система организации и комплектования военных судов РФ. В новом Законе установлена система военных судов, которая состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации. В соответствии со ст. 21 Закона гарнизонный военный суд образуется в
составе председателя, его заместителей, других судей и действует на
территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Впервые в окружных (флотских) военных судах Законом предусмотрено образование президиума, а также предоставлена возможность образования судебных коллегий и составов. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Он рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции; вопросы организации работы и координации работы судебных коллегий и судебных составов; по представлению председателя суда утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет численность судебных коллегий и судебных составов; рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда должны проводиться не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Решения на них принимаются большинством голосов. Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским)
военным судам является Верховный Суд Российской Федерации. Полномочия Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Осуществление правосудия в военных судах и Военной коллегии призваны обеспечить аппараты военных судов и Военной коллегии, на сотрудников которых возложено организационное обеспечение процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизация законодательства и выполнение других функций суда. Аппарат военного суда и аппарат Военной коллегии возглавляют руководители соответствующих аппаратов. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии контролируют соответственно председатель военного суда и председатель Военной коллегии. Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям
судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии
независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной
системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона "О статусе судей в Российской Органы судейского сообщества создаются в военных судах округов (флотов)
в соответствии с Законом о статусе судей и выражают интересы судей как
носителей судебной власти. Конференции судей военных судов округов Полномочия военных судов Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы. Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенных
гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в
совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане,
проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы Поэтому, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом. Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в
первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не
отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее. Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу. Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании
ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на
решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять
стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный
на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы
военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач
возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной. Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в феврале 2003 года группа
депутатов от фракции "Яблоко" ( Игорь Артемьев, Алексей Арбатов и Сергей "Военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от
органов военного управления и командования, на самом деле находятся в
жесткой зависимости от них, поскольку обеспечение социальных гарантий
военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им воинских званий (а
значит и их заработок), обеспечение их жильем напрямую зависит от По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека Как стало известно из прессы, представители Главной военной
прокуратуры и Военной коллегии Верховного суда высказались крайне негативно
по отношению к законопроекту партии “Яблоко”. "Действительно офицерам
звание присваивает министр обороны РФ. Но так сложилось в нашем
государстве. Ни о какой зависимости от военного ведомства, тем более
материальной речи здесь не идет. Депутаты накануне новых выборов в "В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с принятием законов "О
судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах" все вопросы,
которые сейчас пытаются ставить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В
частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются
судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и
обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими,
областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую "В работе военных судов и прокуратур, конечно, есть недостатки. Тем не
менее органы военной юстиции играют положительную роль в деле социальной
защиты военнослужащих. И то, что к ним обращаются офицеры и солдаты, а
также гражданские люди, говорит о том, что они востребованы в российском
обществе", - такое мнение высказал известный правозащитник, президент
академии духовного единства народов мира Георгий Трапезников. При этом он
подчеркнул, что рассмотрение дел военнослужащих имеет свои особенности, как
например, наличие того или иного уровня секретности. Поэтому наличие
военных судов в системе судебной власти, по мнению Трапезникова, не какая-
то обособленная специфика России. Он отметил, что военные суды существуют в В последствии оказалось, что рассматриваемая инициатива партии “Яблоко”
не была рассмотрена в нижней палате российского парламента, а комментарии к
данному законопроекту видных правозащитников и чиновников показали его
полную несостоятельность. Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ 1993 г. М., 1993. Дополнительная литература: О.И. Чистякова, М., изд. Юристъ. www.supcourt.ru Скалон. Составил заслуженный профессор Александровской Военно- юридической Академии И.А. Шендзиковский. Помощник составителя Н.И.Фалеев. - СПб., 1902. Управление.- СПб., 1902. -----------------------
общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М. 1997. С 5. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|