реферат, рефераты скачать
 

Этика делового общения: руководители и подчинённые


p> Поза – как один из важных неречевых средств общения наиболее подвержена регулированию, так как есть определённые каноны в деловом общении. Когда человек (руководитель) выступает перед большим количеством народа
(подчинённых), то несомненно его охватывает своего рода смущение. На начальном этапе его движения неестественны и он сам знает и чувствует это, ещё более начиная смущатся. В данном случае весьма полезны будут тренировки перед зеркалом для отработки универсальных поз.

Сидеть в присутствии собеседника, развалившись на стуле и положив ноги на стол, может быть допустимо в обществе близких друзей во время отдыха. Но такая же поза в деловом общении у нас будет расценена как проявление крайней вульгарности.

В управленческом общении, в часности в беседе, важное практическое значение имеет оценка открытости позы партнёра, потому что эта характеристика в большей степени, чем слова собеседника свидетельствуют о восприятии информации, согласии или несогласии с сообщением, доброжелательном или, наоборот, враждебном отношении. На основе этого признака различают открытые позы и закрытые (позы защиты). Об открытости позы, как правило, свидетельствуют раскрытые руки, наклонённый в сторону партнёра корпус тела, перемещение на край стула ближе к партнёру, расстёгнутый пиджак. Опыт показывает, что соглашения между людьми в расстёгнутых пиджаках достигаются чаще, чем между теми, кто остаётся застёгнутым. Тот, кто менял своё решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстёгивал пиджак. Удержите его в этом положении – и вам, скорее всего легче будет достичь цели. Элементы открытости в позе партнёра по общению говорят о наличии атмосферы доверия, которая является основным принципом управленческой беседы.

Скрещенные на груди руки, сжате кисти рук, слегка поднятая вверх голова говорят о закрытости позы. К этой же группе можно отнести и поворот головы от собеседника, отведение взгляда в сторону. Обычно они говорят о сомнении, несогласии, о том, что партнёру не нравится ход беседы. Поза, предполагающая отсутствие визуального контакта, как правило, свидетельствует о формальности общения. Поворот корпуса и ноги, обращённые к выходу (если собеседники стоят) показывает, что партнёр уже мысленно закончил беседу и ждёт удобного предлога уйти. Очевидно, что многое из сказанного ему при этом, не будет воспринято, поэтому продолжение беседы в такой ситуации нужно дополнительно мотивировать. Сигналом о желании продолжить разговор будет изменение позы.

К невербальным средствам общения обычно относят и пространственную организацию коммуникации, важным компонентом которой является расстояние между собеседниками. Многие, вероятно, могут вспомнить чувство дискомфорта, когда партнёр по общению, образно говоря, «давит» или «нависает» над вами, сокращая оптимальную дистанцию. С другой стороны, трудно представить себе интимную беседу, участники которой удалены на расстояние более четырёх метров. Здесь также есть определённые закономерности. Люди, находящиесяв очень близких отношениях, обычно общаются на расстоянии до 50 см,(«интимная дистанция общения»). С коллегами по работе, знакомыми, не очень длизкимидрузьями общаются на расстоянии от 0,5 до 1,5 м, («личностная дистанция»). В общении типа «начальник-подчинённый» участники обычно удалены друг от друга на 1,5-4 метра, («официальная дистанция»). Публичное общение с аудиторией или большой группой людей осуществляется на расстоянии более 4 метров, («открытая дистанция»). Такое выделение разновидностей дистанций условно, поскольку дистанция может значительно изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей собеседников и социально- культурной среды.

Чтобы добиться гармоничности в использовании экспрессивных средств общения, нужно учитывать, что они проявляются и воспринимаются комплексно.
Все без исключения средства важны в ходе беседы, поэтому нельзя упускать из виду хотя бы один вид средств. Противоречия в использовании различных средств в общении приводит к дезорганизации внимания собеседника, и впоследствии возникает недоверие к руководителю и к тому, что он говорит.

Таким образом, можно составить своеобразный экспрессивный портрет участников управленческой беседы (прежде всего руководителя), включающий предпочтительные выразительные средства: o доброжелательное, внимательное выражение лица; o периодический и как можно более продолжительный контакт глаз; o сдержанные неинтенсивные жесты; o открытая поза, корпус наклонён к собеседнику; o спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов, этапов беседы.

Организация системы коммуникаций в процессе управления.

Если высшая администрация организации ориентирована на постоянные изменения, а отсутствие изменений выявляет застой предприятия, то ей необходимо разработать такую организацию «коммуникативного пространства», чтобы органично могли совмещатся устойчивость и динамизм, управляемость и спонтанность, новый и прежний опыт. «Коммуникативное пространство» руководителя и оказывается такой средой, в которой формулируется это двуединство.С одной стороны, организационное поведение работников может быть ориентированно на поиск, инициативы, новаторство (конструкторский и технический отделы, службы маркетинга, отделы продаж), с другой – на сдерживание новаций (финансовая служба, особенно бухгалтерия, отдел снабжения).

В зависимости от характера деятельности даже всего предприятия (фирмы) в целом осуществляются разные подходы к руководству. Атмосфера, царящая в организации, во многом определяет характер общения как между сотрудниками, так и с руководством. Выделяют команду так называемого «боевого корабля» и
«футбольную команду». Если наглядно представить эти два вида организации производства, то нетрудно будет провести ассоциации в сферу управленческой деятельности. К первой относится «жёсткая» организация управления, а ко второй – «мягкая». Чтобы определить, какая система коммуникаций «царит» на вашем предприятии, надо проанализировать его деятельность с помощью следующей таблицы.

Организационная структура коммуникаций.
|«Жёсткая» организация коммуникаций |«Мягкая» организация коммуникаций |
|-«Пирамидальная» структура управления |-«Плоская» структура управления |
|- У каждого строго определённый фронт | |
|работ |-Каждый соотности свою работу с фронтом |
|Точно описываются права, обязанности и |общих работ |
|ответственность для каждого служащего |Права, обязанности и ответственность |
|Внешняя координация поведения |модифицируются в зависимости от ситуаций|
| | |
| |Самокоординация поведения в |
|Заданные способы поведения |соотнесённости с поведением других |
| |Многовариантные способы поведения |
|Линейный характар мышления как |Полимерный характер мышления как |
|предпочтительный |предпочтительный |
|Манёвренная узость взаимодействия |Манёвренная широта взаимодействия |
|Инновационная закрытость коммуникативных |Инновационная открытость коммуникативных|
|сетей |сетей |
|Строгая информационная адресность в |Размытая информационная адресность, |
|определённые коммуникационные точки |информацией пользуются все сотрудники |
|Ощущение разобщённости работников |Ощущение солидарного по необходимости |
| |«командного духа» |
|Философия организации: «Человек для |Философия организации: «Дело для |
|дела». |человека». |


После того, как определена направленность вашей будущей работы (но только с позиции межличностного общения!), неодходимо выработать тактику поведения с подчинёнными, или же наоборот, с руководителем. Как видно из таблицы, данные системы диаметрально противоположны, поэтому и поведения должно соответствовать.
Например, ситуация: вы идёте на приём к начальнику. Как вы изложите свою просьбу:устно или письменно?
Решение: Присмотрись к руководителю!
Если оказываешься в позиции подчинённого, то надо пытаться произвести на руководителя хорошее впечатление своей работой, следовательно, надо уметь её правильно преподнести. Оказывается это в немалой степени зависит от характера самого руководителя. Если руководитель балагур и весельчак, то он
– экстраверт. То есть он является человеком, любящим процесс общения. Он предпочитает получать информацию не из бумаг, а от людей. Поэтому ему лучше изложить свою информацию устно.

Малоразговорчивый человек – интроверт. Он предпочитает бумаги живому общению. Поэтому при визите к нему имеет смысл подать письменное изложение своей просьбы.

Если вы не знаете ничего о руководителе, вы обратитесь к нему устно или письменно? В этом случае лучше всего заранее приготовить оба варианта изложения, а потом спросить самого руководителя, как ему удобнее получить необходимую информацию, и он сам подсознательно выберет лучшее.

Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении.
Важнейшей причиной неадекватности восприятия информации является наличие коммуникативных барьеров, обусловленных как особенностями личности коммуникатора и реципиента (слушающего), так и ситуацией общения. В самом общем смысле коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватности передачи информации между партнёрами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся случаи возникновения барьеров.

Очень важно отрабатывать модель коммуникативного поведения нижестоящих по отношению к вышестоящим, но особенно тогда, когда обращение к ним основано на внесении инициативных предложений или когда эти инициативы захватывают сферу организационного управления поведением работников. Выот здесь-то и может быть допущено много ошибок в самих обращениях нижеследующего к вышестоящему. Эти ошибки можно свести в таблицу, которая показывает наглядно, как происходит психологическое разрушение основ коммуникативного поведения, почему это происходит и каким образом можно преодолеть эти ошибки, а также предлагает жёсткие рекомендации, выработанные и в американской, и в отечественной практике.

Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении.
|Ошибки, |Возможные |Ситуативные |Важные |
|допускаемые |психологические |требования к |поведенческие акты|
|нижестоящим |барьеры у |поведению |в этой ситуации |
|сотрудником |вышестоящего | | |
| |партнёра | | |
|Предоставление |Смысловой барьер |Устный доклад |Заранее знать |
|письменного |непонимания |предшествует |возражения |
|доклада |(неубедительность, |письменному |вышестоящего |
|руководителю по |сомнения, | |руководителя |
|поводу |возражения) |В письменном |Заранее знать |
|нововведений без | |докладе |основные точки |
|предварительной |Эмоциональный |учитываются мнения|соприкосновения |
|устной беседы с |барьер: боязнь |руководителя |управленческих |
|ним по данной |личных неудобств | |позиций |
|проблеме | | |Понять причины |
| | | |возражений |
| | | |руководителя |
| | | |Вовлечь его в |
| | | |обсуждение своих |
| | | |предложений |
|В докладной |Настороженность |В докладной |Завоевать |
|записке указаны | |записке по поводу |расположение |
|только |Недоверие к |нововведений |руководителя по |
|положительные |аргументации |объективно |отношению к себе |
|аспекты | |оценивается не |как к серьёзному |
|нововведений |Несерьёзное |только |аргументатору |
| |отношение к автору |положительный |Лучше подготовить |
| |нововведений |аспект |руководителя к тем|
| | |предложений, но и |возражениям, |
| | |отрицательный |которые могут быть|
| | |Сопоставляются |со стороны |
| | |положительный и |противников |
| | |отрицательный |нововведений |
| | |аспекты, чтобы |Обеспечить себя |
| | |чётче выявить те |тем самым |
| | |реальные проблемы,|поддержку |
| | |которые предстоит |руководителю при |
| | |решать |последующем |
| | |руководителю |обсуждении |
| | | |нововведений |
|Представив доклад |Недовольство |Необходимо дать |Проявить максимум |
|по поводу | |возможность |терпения в |
|нововведений, |Раздражение |руководителю |ожидании ответа на|
|торопит | |разобраться в |свои предложения |
|руководителя с |Неприязнь к |докладной записке |Дождаться |
|ответом, проявляет|нижестоящему |не спеша, тогда, |благоприятной |
|нетерпимость, | |когда у него есть |ситуации для |
|каждый раз при |Возникновение |для этого |корректного |
|встрече |установки на поиск |достаточно времени|напоминания |
|спрашивает, |только одних |и желания |руководителю об |
|прочитан ли доклад|недостатков в | |ожидании ответа на|
| |представленном | |выдвинутые |
| |докладе | |предложения |
| | | |Избегать упрёков в|
| |Предвзятость по | |адрес руководителя|
| |отношению к | |в том случае, если|
| |возможным | |докладная записка |
| |нововведениям | |ещё не прочитана. |
|Решает проблему |Настороженность |Прежде чем ставить|Выявить |
|как объективно | |и решать проблему |«распределение |
|назревшую, но |Подозрительность |необходимо |сил» в возможном |
|субъективно ещё не| |выявить, «чья» это|решении проблемы |
|прочувствованную |Недоумение |проблема, кто |Выявить, на чьё |
|ни руководством, | |больше |мнение и поддержку|
|ни коллективом |Равнодешие |заинтересован в её|можно опираться |
| | |решении |Представлять, что |
| |Неприязнь к автору | |не все, кто |
| | | |заинтересованы в |
| | | |решении проблемы, |
| | | |могут реально |
| | | |помочь в случае |
| | | |необходимости |
| | | |Знать людей, |
| | | |нейтрально |
| | | |относящихся к |
| | | |решению проблемы, |
| | | |ибо они могут в |
| | | |определяющий |
| | | |момент примкнуть к|
| | | |оппонентам |
|Предложения |Недовольство |Предложения о |Щадить самолюбие |
|высказываются в | |нововведениях |руководителя |
|категорической |Раздражение |высказызаются |Искать |
|форме на основе | |руководителю в |благоприятный |
|критики |Несогласие |форме раздумий |момент для |
|недостатков | | |высказывания своих|
| |Неприязнь | |предложений |
| | | |Опираться на |
| | | |мнение |
| | | |вышестоящего |
| | | |руковобства, |
| | | |высказывая своё |
| | | |мнение |
| | | |Использовать |
| | | |мнение |
| | | |непосредственного |
| | | |руководителя таким|
| | | |образом, чтобы |
| | | |новые предложения |
| | | |как-то |
| | | |перекликались и с |
| | | |его точкой зрения |
| | | |Помнить, что |
| | | |руководитель |
| | | |всегда ожидает |
| | | |компетентной |
| | | |помощи от |
| | | |подчинённых, а не |
| | | |лобовой критики |
| | | |своих недостатков |
|Пытается привлечь |Недоумение |Необходимо |Знать деловые |
|внимание |Осторожность |привлекать |интересы |
|начальника к себе,|Настороженность |внимание |руководителя |
|а не к своей |Внутренний конфликт |начальника не к |Представлять |
|работе, стараясь |в оценках личных и |своим личным |отчёты, учитывая |
|завоевать его |деловых качеств |достоинствам, а к |деловые интересы |
|симпатию |подчинённого (по |своей работе, так |начальника |
| |типу |как он ценит |Давать ему |
| |симпатии-антипатии) |прежде всего |информацию по |
| | |отношение |интересующим его |
| | |работника к делу, |проблемам |
| | |умение его | |
| | |организовывать | |
|Нарушение |Недовольство |Нельзя |Скрупулёзно |
|субординации путём|Раздражение |обнаруживать свои |соблюдаить |
|подчёркивания |(скрытое) |дружеские |служебный этикет |
|своих дружеских |Желание поставить на|отношения с | |
|отношений с |место того, кто |начальником в |Не выходить за |
|руководителем в |злоупотребляет |служебное время |рамки своих прав и|
|служебное время, |дружбой |Необходимо |обязанностей в |
|особенно при | |соблюдать строгую |качестве его |
|присутствии равных| |субординацию с |подчинённого |
|по рангу | |руководителем, | |
|подчинённых | |чтобы его не | |
| | |обвинили в | |
| | |фаворитизме | |
|Обращается к |Недовольство |Лучше заранее |Получить |
|руководству через | |сообщать |разрешение на |
|голову своего |Раздражение, |непосредственному |такую встречу у |
|непосредственного |возникающее в |начальнику о |непосредственного |
|начальника |результате ощущения |встречах с |начальника |
| |потери престижа |вышестоящим | |
| | |руководством |Проинформировать |
| | |Нельзя |своего начальника |
| | |дискредитировать |о результатах |
| | |служебное |встречи с |
| | |положение своего |вышестоящим |
| | |начальника в его |руководством. |
| | |собственных глазах| |
| | |и в глазах | |
| | |вышестоящего | |
| | |руководства | |
|Часто отрывает |Недовольство |Необходимо ценить |Стремиться |
|своего начальника | |время начальника, |получить все |
|от работы, |Раздражение, |постоянно |указания сразу, в |
|настаивая на том |возникающее из-за |подчёркивая это |течение одной |
|чтобы он ему |того, что его |своим поведением |встречи |
|что-то разъяснил |беспокоят по | |Просить его |
|заново или |пустякам, отнимая | |уделить лишь |
|подправил |время | |столько требуется |
| | | |для получения |
| | | |необходимых |
| | | |указаний |
| | | |Предлагать свою |
| | | |помощь лишь тогда,|
| | | |когда это даёт |
| | | |возможность |
| | | |сэкономить ему |
| | | |время |
| | | |Обращатся к нему |
| | | |лишь тогда, когда |
| | | |допущены ошибки, |
| | | |которые невозможно|
| | | |определить |
|Ищет сочувствия у |Недовольство |Нельзя прибавлять |Проявлять |
|начальника по |Неприязнь, |свои заботы к |уверенность в |
|поводу трудностей |возникающая из-за |заботам |преодолении |
|в работе, желая, |того , что начальник|непосредственного |трудностей |
|чтобы начальник |всегда ожидает |начальника |Подбадривать |
|знал, сколько сил |напряжённой работы | |своего начальника,|
|он отдаёт делу |от своих | |когда вдруг у него|
| |подчинённых, | |появится желание |
| |показывая личный | |поделиться своими |
| |пример | |сомнениями по |
| | | |поводу возникших |
| | | |трудностей |
|Пытается скрыть |Срыв надежд при |Лучше, если |Хорошо знать свои |
|свои недостатки, |обнаружении |непосредственный |недостатки и быть |
|прилагая максимум |недостатков |начальник точно |готовым с ними |
|усилий, чтобы | |знает, что его |бороться |
|показать |Разочарование в |подчинённые могут |Быть честным с |
|начальнику свои |работнике |сделать, а что - |руководителем, |
|сильные стороны | |нет |надеясь на его |
| | | |помощь в их |
| | | |преодолении |
| | | |Укреплять его |
| | | |уверенность в том,|
| | | |что тот помогает |
| | | |подчинённым |
| | | |преодолевать |
| | | |недостатки. |

Таким образом коммуникативные барьеры оказывают определяющее воздействие на процесс восприятия информации в ходе управленческого общения. Знание и своевременное устранение их причин позволит повысить руководителем эффективность управления, предотвратит потери рабочего времени. Вместе с тем, теоретические знания в этой области требуют серьёзной практической отработки. В повседневной практике управленческого общения руководителю необходимо развивать в себе способности предвидеть и устранять препятствия в понимании сообщения собеседника.

Заключение

Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение.
Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения.

Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоление коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия и некоторые советы по этике общение существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчинённого.

На протяжении всей жизни человек интуитивно осваивает нормы и правила общения. Но для руководителя этого явно недостаточно. Поэтому необходимо систематическое обучение руководителей тем аспектам делового общения, которые имеют более или менее надёжную научную базу. Актуальной задачей является научная разработка тех вопросов общения, которые обусловлены спецификой управленческой деятельности.

Джон Д. Рокфеллер, достигнув вершины успеха, однажды сказал: «Умение общатся с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе.
И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире».

С другой стовоны, подчинённые также играют большую роль в межличностном общении. Они помогают руководителю выбрать правильную тактику общения и корректируют недоработки начальника.

Таким образом, Обшение объекта и субъекта управление представляет собой неразрывную взаимосвязь и рассматривать её надо целиком, в непосредственной близости.


Список используемой литературы

1. А. Л. Потеряхин, «Психология управления», Киев, 1999 г., 383 стр.;
2. Ю. Д. Красовский, «Организационное поведение», Москва, изд. «Юнити»,

1999, 471 стр.;
3. Прокофьева, «Менеджмент»,
4. В. П. Сабат, «Бизнес-этикет»,
5. Морозов, «Деловая психология»,


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.