| |||||
МЕНЮ
| Г.В. СвиридовГ.В. Свиридов
Сочинения 2 Творческий путь композитора 4 РАЗНЫЕ МЫСЛИ "Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться..." 12 Литература 21 Георгий Васильевич Свиридов 3.12.1915 – 6.01.1998 Сочинения Творчество нашего земляка Г.В. Свиридова, величайшего композитора современности, чрезвычайно разнообразно. Он является автором следующих произведений: музыкальные комедии- Раскинулось море широко (1943, Московский Камерный театр, Барнаул), Вольность (слова поэтов-декабристов, 1955, не окончено), Братья-люди! Деревянная Русь (маленькая кантата, слова Есенина, 1964), Снег идёт Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), Маленький триптих 5 хоров на слова русских поэтов (1958), Ты запой мне ту песню и Душа
грустит о небесах (на слова Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Творческий путь композитора Творческий путь Георгия Васильевича Свиридова никак не назовешь
легким, а его жизнь - безоблачной. Он достиг известности только благодаря
своему таланту и самоотверженному труду. Первые сочинения Свиридова -
романсы на стихи А. Пушкина - сделали его имя известным еще в 1935 году. Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору. Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской
губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и
музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного
педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин. В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много
талантливой молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою
первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны
среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему
пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем
композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но
и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре
года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью. До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы. Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Основное место в творчестве занимает вокальная музыка. Работает со стихами самых разных поэтов, по-новому раскрывает их облик: С. Есенин предстает как свидетель и летописец перемен в народной жизни, когда его стихи становятся основой "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956). В "Патетической оратории" (1959) (на слова В. Маяковского) Свиридову удалось показать не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену гимнов. Один из первых Свиридов "распел" стихи Велемира Хлебникова ("Юным", Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально- симфонической музыки, создал новые жанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формы у него проявилось нового, своеобразного, индивидуального. Публике широко известна музыка Свиридова к кинофильмам "Время, вперед!" (1965) и "Метель" (1974). Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту. Произведения Свиридова широко известны в нашей стране и за рубежом. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех
властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, Но при всех регалиях: Герой Соцтруда, Лауреат Ленинских
премий,народный артист, он был очень одинок. В 1972 году, в Лондоне, во
время исполнения его "Патетической оратории" публика встала, газеты писали,
что Британия столь мощной музыки не слышала с тех пор, как звучали оратории В "Правде" уже лежала статья Дмитрия Кабалевского "Творческая неудача". И только случайность (ораторию услышал Суслов и сказал: "Хорошая музыка") воспрепятствовала ее публикации. О завистливости в творческой среде Свиридов говорил: "Среда - это от слова "посредственность". Хрущев и Брежнев, будучи земляками Свиридова, неплохо относились к
нему относились. Музыку Свиридова любили Юрий Андропов и Михаил Горбачев. В записной книжке Георгия Васильевича этому времени соответствуют
горькие строчки: "Травля моей музыки и моего несчастного имени…Пресса в Нет, Свиридов не диссидент, но он и не советский. Пишет вокальные циклы на стихи Есенина – не очень-то любимого советской властью поэта, любит русское крестьянство, деревню, тогда как гегемон – пролетариат. И никак не хочет заменить свое "суконно-народное" на "возвышенно- приобретенное". Музыка Свиридова тесно связана с "опиумом для народа" - религией. Друзьям композитор признавался, что отголоски всех своих будущих сочинений впервые услышал в раннем детстве в церкви. В страшные 30-е он продолжал носить крест. Он вообще никогда не подстраивался. Калибр личности не тот… "Самый великий наш композитор – конечно же Мусоргский. Совершенно
новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащенный мощным
религиозным чувством, да еще в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться
из мировой жизни…И вдруг "Хованщина"! Это же не просто опера, это разговор
с Богом", – писал Георгий Васильевич. Музыкальная среда, которой не
досталось таких оваций во всем мире, с удовольствием изливает желчь. Благо, Свиридов обратил внимание на то, что в "Моцарте и Сальери" скрипач слепой, играл на слух. Это не случайно, считал Георгий Васильевич. Музыка должна отлетать от нот, а та, которую без нот не произвести – это не музыка. В общем Свиридов не понимал "искусства для избранных", а посему его
обвиняли в простоте и примитивности. Он же совпадал со Львом Толстым,
считавшим, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды, совпадал
с Чеховым, который говорил, что не знает, что такое художественно и
антихудожественно, а знает только что нравится и не нравится. Немудрено,
что в друзьях у Георгия Васильевича были Василий Белов, Валентин Распутин, Вот как описывает впечатление от музыки Свиридова композитор Владимир Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова. Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории. Последний год жизни композитора был для его семьи просто чудовищным. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января 1998
г. в Москве. В тот же день Е. Кретова в газете "Московский комсомолец"
писала: "Официозной панихиды, этого помпезного детища склонной к
гигантомании советской эпохи, не было - так решила вдова композитора. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. РАЗНЫЕ МЫСЛИ "Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться..." В обширном личном архиве композитора сохранились его многочисленные
записи. На протяжении нескольких десятилетий Георгий Васильевич постоянно
фиксировал свои мысли на бумаге, записывал их на магнитофон. Записи его
можно найти повсюду - в телефонной книжке, справочнике Союза композиторов
Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта Истина. Музыка - искусство бессознательного. Я отрицаю за Музыкой Мысль, тем
более какую-либо философию. То, что в музыкальных кругах называется
философией, есть не более чем Рационализм и диктуемая им условность На своих волнах (бессознательного) она несет Слово и раскрывает сокровенный, тайный смысл этого Слова. Слово же несет в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено для выражения Мысли). Декабрь 1977 г. Моцарт и Сальери Любопытно, что Пушкин сделал трактирного скрипача слепым. Это - тонкая деталь! Он играет не по нотам, а по слуху. Музыку Моцарта он берет, что называется, из "воздуха" - который как бы пронизан, пропитан ею. Если сказать просто: дар мелодии - вот тот божественный дар, которым наделен Моцарт и который отсутствует у "жрецов" искусства вроде Сальери, владеющих тайнами и ухищрениями мастерства, умением, формой, контрапунктом, фугой, оркестром и т.д., но лишенных дара вдохновенного мелодизма, который дается свыше, от природы, от рождения. У Твардовского... о словах: "Им не сойти с бумаги!" Ноты Моцарта именно сошли с бумаги - они парят в пространстве, их слышит слепой скрипач. О зависти Сальери к Моцарту, в чем ее причина. Чаще всего говорят, что
в профессиональной зависти меньшего таланта к более крупному. Это не совсем
верно. Дело совсем в ином. Не завидует же Сальери Гайдну, великому
композитору, величие которого он сознает, напротив, упивается "дивным
восторгом", слушая его музыку и наслаждается ею, как гурман, как избранный Не завидует же он великому Глюку, новатору, направившему музыку по новому, дотоле неизвестному пути, и Сальери бросает свою дорогу и идет за ним, смело, убежденно и без колебаний. Не завидует он и грандиозному успеху Пуччини, кумиру Парижа. Народность Моцарта - вот с чем он не может смириться. Народность Моцарта - вот что вызывает его негодование и злобу. Музыка для избранных, ставшая и музыкой народной. Вот что вызывает гнев и преступление Сальери. Чужой - народу, среди которого он живет, безнациональный гений, становящийся злодеем, для того чтобы утверждать себя - силой, устраняя связующее звено между искусством и коренным народом. Стремление утвердить себя (свое творчество) силой, не останавливаясь перед злодейством, - это мы видим на каждом шагу, и особенно много этого в наши дни, когда художественное творчество стало важной частью общественного сознания. Борьба с Моцартом - это борьба с национальным гением. Симфоническая рутина наших дней расплодилась до бесконечности, до невозможности, она заполнила собою все концертные эстрады, проникла в театр, в балет и оперу, механическая, мертвая сама, она умерщвляет и другие жанры, все, к чему она прикасается, становится мертвым. Идея этого искусства есть смерть, и она поразила всю музыку. Спасение искусства заключено в вере в чудо воскресения, т.е. в идее,
лежащей вне самой музыки, ибо новая музыка мертва не только сама по себе,
мертва идея, ее рождающая. Движение в театре: ревизия русской литературы, приспособление ее для других целей, чем она была предназначена ее авторами. Все смешалось, любой из деятелей современной режиссуры почитает себя вправе делать что угодно с творениями классиков, которые когда-то почитались великими, неприкосновенными. Боже, сколько издевательств претерпела царская цензура за свое вмешательство в литературу, а это вмешательство совершенно ничтожно рядом с тем, что творят современные деятели театра с попустительства государства и при отсутствии всякой критики! М.А. Булгаков, Нестеров и Корин - три великих русских художника - ощутили, в чем подлинный пафос современных им событий, минуя национальные, сословно-социальные проблемы и всякие иные, они увидели самую суть, корень вещей, духовный смысл происходящего, определяющий все строение новой жизни, строение общества. Дьявольское овладело людьми настолько, что сам дьявол удивлен этому и благодарит людей за исповедование веры в него. Воланд не примитивный носитель, совершитель зла, он делает так, что
люди сами начинают творить зло. Композиторы РАПМА, организации типа "Массолит". Была такая серия Во дворе Московской консерватории горел костер, в котором сжигались ноты классиков. Это было за 2-3 года до костров Геббельса. Самодеятельным хорам было нечего почти петь. Хоркружками пелись только
песни типа "Славное море..." и т.д. Новая музыка, создаваемая
представителями РАПМА, как правило, была примитивно-слабой,
малохудожественной. Главные же пласты хоровой музыки, накопленные за века
существования русской хоровой культуры, исчезли из жизни, казалось -
навсегда. Режиссер П. Его лозунг "освободить оперу от ораториальности", т.е. от духовного начала. Надо сказать, что многоопытный режиссер во многом здесь преуспел. Особенно мешала ему русская опера, как раз до краев наполненная этим ораториальным, хоровым, народным началом, народной духовностью. Его идеал - это "мюзикл" американского типа, скверный драматический театр с прикладной, неважно какой музыкой. Скверный, потому что актеры в опере учились и должны прежде всего петь. Он идет в своей работе не от "литературы" как искусства слова и уж
совсем не от музыки, к которой он глух как стена, а от сюжета, от фабулы,
от интриги, действия, от занимательности, а не от содержания. Рахманинов-композитор творил в атмосфере жестокой, беспощадной борьбы со всем тем, что составляло сущность его творчества. Эта борьба, открыто прокламировавшая тогда: "Сбросить Толстого, Например, у Маяковского в какой-то статье - слова: "бежал от невыносимой мелодизированной скуки" (с концерта Рахманинова). Да эта борьба и вынудила его покинуть Родину. Не только резкостями и критическими нападками боролась художественная среда с музыкой Рахманинова, но и замалчиванием, демонстративным невниманием и т.д. Все это продолжалось и после Революции, а в 1931 г. его музыка была вообще запрещена. Один из критиков озаглавил статью о нем "Фашизм в поповской рясе". Путь Рахманинова-композитора не был столь безоблачным, усеянным только розами. Быть в России ХХ века русским художником, в том глубоком смысле, в каком им был Рахманинов, - это тяжелая судьба. Рахманинов в эпоху крайней переусложненности, увлечения всякой звуковой "экзотикой" имел смелость быть простым в том смысле, в каком было простым творчество Пушкина, Глинки, Л.Толстого, П.Чайковского, А.Чехова. Простота - изначальное свойство русского искусства, коренящееся в духовном строе нации, в ее идеалах. "Красный дьявол" Первый сатирический журнал, который издавался в России после
установления Советской власти, начал выходить в 1918 году. Он назывался Очень красноречивое название. 21 ноября 1981 г. Слушаю радио - прохожу по шкале - на всех языках - мир поет! Наше время - время песни, эпоха песенного искусства, причем далеко не всегда пошлого и безвкусного, нет, именно сейчас, теперь, в последние годы, песня стала намного лучше, чище, лиричней, благородней (чего раньше совсем не было почти!), нежнее, разнообразней. Лишь наша советская песня удручает своим однообразием, своей унылой,
затасканной пошлостью. Ничего свежего, ничего своего. Вот беда! Есть однако 8 ноября 1985 г. Нота - совершенно упала в цене. Современные сочинения наполнены поистине мириадами нот, неисчислимым количеством звуков. Композитор наших дней пытается воздействовать на слушателя, обрушивая на него тонны мертвой музыкальной материи (да - тонны, ибо она имеет вес!), замысловато-математически организованной. Желание пришибить, прибить слушающего, дезорганизовать его душу и
сознание, воздействовать на нервное, на низменное в человеческом существе. О "сложности" и "простоте" в искусстве. За последнее время такое противопоставление часто встречается в разговорах об искусстве, в том числе и о музыке. Безобидное и на первый взгляд как будто естественное, оно между тем совсем не безобидно. В основе его лежит - софизм. Как бы ты ни ответил на вопрос: "Какое искусство вы любите, предпочитаете? Простое или сложное?" - ответ будет далеким от сущности искусства, от его смысла (пусть даже тайного!), от его идеи, предназначения. Такой вопрос обычно задают сторонники так называемого "сложного" искусства, ибо кто же в наши дни сознается в своей "простоте", в любви к простому, бесхитростному, простодушному, "однозначному", несложному. Никто не хочет быть простым, все теперь люди сложные. Прокламируемый интерес к "сложному" заменяет собою интерес к Глубина, если она действительно есть в произведении, никогда не бывает пустой, на то она и глубина, т.е. тайное, скрытое, зерно, если угодно истина, которая всегда ценна. Между тем "сложное" само по себе не есть ценное. Есть много Одним словом, ни простота, ни сложность сами по себе не представляют ценности. Однако же говорят "Божественная простота", например о Пушкине. Но я никогда не слыхал, чтобы говорили "Божественная сложность". Отчего же не говорят "Божественная сложность"? А вот отчего: "Искусство", т.е. содеянное человеком, в особенности "сложное", несет
на себе печать его разума, "измышленности", и чем ни сложнее, тем "Измышленная простота" не особенно интересна, наоборот, чем сложнее, тем "измышление" интереснее. Простота же ценна тогда, когда она появляется как озарение, откровение, наитие, вдохновение не разумного, а духовного Божественного начала. Только такая, вдохновленная простота, внезапное проникновение в истину, в "тайну" мира - вот это ценно. Сложность есть понятие человеческое, для Божества - мир прост. Вот почему мы говорим "Божественная простота" о творении человека,
когда оно просто, когда с него снята поверхностно окружающая его оболочка При созерцании такого искусства человек испытывает чувство облегчения, успокоения души, восторга исходящего от сознания прикосновения к Высшему началу. Никто не хочет быть простым, что понимается как "примитивным". Жизнь
теперь сложная (как будто она когда-либо, хоть один день в истории, была
простая!). Век сложный, время сложное. Считается, что все в мире
усложнилось. "Битлз". Ансамбль. Редкое, талантливое искусство. Современные шотландские барды. Легкое, изящное, мелодичное пение без натурализма, без утробного воя,
без воплей. Легкая игра, яркая ритмика. Все - с душой, просто, без Они использовали богатую ритмику американского джаза, которая не является у них самоценной, а сопровождает мелодичное пение, идущее от традиций шотландской песни, баллады, ничего агрессивного, лирично, проникновенно, народно, если хотите. Литература 1. Сохор А. Георгий Свиридов. М., 1972. 2-е изд. 2. Л. О. Акопян. Музыкальный мир Георгия Свиридова. М., 1990. 3. А.Б. Сергеенко. Записные книжки Георгия Свиридова. М., 2000. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|