| |||||
МЕНЮ
| Государственная служба РФp> Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой. «Государственной является должность в федеральных органах
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,
а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Законодательное определение государственной должности
государственной службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах
государственной службы РФ»: «Государственная должность государственной службы - государственная должность категории «Б» или «В»,
включённая в Реестр государственных должностей государственной службы Государственными должностями государственной службы являются
только государственные должности категорий «Б» и «В», включённые в Государственные должности категории «Б» учреждаются в
установленном законодательством РФ порядке для непосредственного
обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. В реестре государственных должностей федеральных государственных
служащих утверждённом Указом Президента от 11 января 1995г. №33
установлен перечень наименований государственных должностей. Часть 1 Часть 2 Реестра определяет должности кадрового корпуса
государственных служащих, непосредственных специалистов – управленцев,
ориентированных на службу государству, а не какому-либо частному
лицу или какой-то конкретной политической партии. Это
государственные должности федеральных государственных служащих в Государственные должности государственной должности
государственной службы классифицируются на виды по ряду оснований: а) по видам деятельности в государственных органах и
организациях, в администрации государственных предприятий и
учреждений, на воинской службе. В свою очередб, в каждой из этих
сфер государственной деятельности различаются должности тоже по
видам, например, в государственном аппарате - должности
управленческие, конторольные и т.д.; б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и
индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИЩИХ. Государственный служащий - это физическое лицо, граждан РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задания для достижения определённой цели государственного строительства, а государство, в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально- правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д. Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии, без которой не существует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются от имени государства и по его поручению; государство же ведёт контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения. Государственный служащий занимает государственную должность
только в государственном органе. ФЗ «Об основах государственной
службы РФ» не считает деятельность служащих государственных
предприятий и учреждений государственной службой. Не является
государственной службой, по мнению законодателя, и деятельность Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности служащего, права, обязанности, ограничения, запреты ответственность, гарантии и т.д. Государственные должности могут занимать только государственные служащие. Государственному служащему присваивается в установленном порядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс, ранг и т.д.). Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере. Государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и используются в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов. Многие законодательные акты, регулирующие государственно-
служебные отношения, содержат ещё один признак государственного
служащего: принятие им присяги на верность государству - РФ. Существует масса классификаций видов государственной службы. Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, служащие в органах судебной власти, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооружённых сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и других структурах). При классификации государственных служащих по объему должностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализации функций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал. К группе руководителей относятся руководители органов,
организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделений и т.д. К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Продолжением классификации служащих по объёму должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые. К первой группе в этом случае относятся руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами. ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицирует государственных служащих по видам государственной службы в соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей на: государственных служащих исполнительной власти, государственных служащих судебной власти. 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО. Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Правовое положение служащего, находящегося на федеральной государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности. Правовое положение государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей. Права государственного служащего перечисленные в ст. 9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно объединить в две группы. Ко второй группе можно отнести те права государственного
служащего, которые имеют целью обеспечение выполнения служащим его
должности: Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.10 - обеспечить поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ; В другую группу обязанностей государственного служащего входят
те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее
эффективное исполнение должности: За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе
государственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня Для некоторых видов государственных служащих существуют
некоторые дополнительные права и обязанности. Например,
военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и
использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для
них определены некоторые ограничения общегражданских прав и
свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности В правовое положение государственного служащего входят нормы,
устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с
государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. Кроме прав, обязанностей и ограничений правовое положение государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда, требования предъявляемые к государственным служащим; прохождение государственной службы (аттестация, повышение по службе присвоение квалификационного разряда, ранг, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности. Специфика выполняемых служащими задач и государственных функций определяет особенности правового положения различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видов государственных служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации, привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административной ответственности. Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ «О прокуратуре», «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», Положением о федеральной государственной службе. Правовое положение государственных служащих с изменением
условий прохождения государственной службы также изменяется. (кроме научной, предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором состоит на службе; Положение о федеральной государственной службе утверждённое 5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: 1. Порядок поступления гражданина на государственную службу и требования, которые в связи с этим к нему предъявляются. В ст.2 Конституции РФ закреплён принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональна пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д. Правом поступления на государственную службу обладают граждане «Гражданин не может быть принят или состоять на
государственной службе в случаях: После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. На государственную службу принимают посредствам определённого организационно-правового способа замещения должности. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс. В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного
персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). При назначении на должность совершаются те же юридические действия. Особенность имеет административный акт: он обращен помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Выборы на должность - способ тоже довольно распространённый. Конкурс заключается в замещении должности в порядке
состязательности, соревнования. Проведение конкурса на замещение
вакантной государственной должности государственной службы
регулируется ст. 22 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», а
проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности
федеральной государственной службы регулируется кроме этого закона и одноимённым Положением утверждённым Указом Президента РФ от 29
апреля 1996 г. № 604. В соответствии с п.2 этого Положения: По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки здравоохранения и т.д. При поступлении любым способом гражданин представляет документы предусмотренные п.4 ст.21 ФЗ «Об основах государственной службы 5.2 Порядок прохождения государственной службы. Прохождение государственной службы государственным служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности. Прохождение государственной службы государственным служащим заполняется определёнными юридически значимыми действиями. К этим юридически значимым действиям относятся: 1) исполнение служащим должностных полномочий; 2) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов; 3) порядок прохождения аттестации; 4) порядок оставления государственной службы. а) исполнение служащим должностных полномочий. Исполнение должностных полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией. б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов. Продвижение по службе в настоящее время определяется как
неотъемлемый элемент прохождения службы. Государственному служащему,
при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение
по службе. Это право государственного служащего закреплено в п.6
ст.9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Можно выделить
следующие основные меры продвижения по службе:
а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации);
б) присвоение очередного квалификационного разряда в установленном
порядке, с надбавкой к зарплате;
в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном
органе, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации;
г) присвоение почётных званий (государственных и отраслевых) в
установленном порядке, с надбавкой к зарплате;
д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не долее 3-х (6-ти, Классность государственных служащих охватывает такие категории: классы (например, нотариусов), ранги (для работников дипломатической службы), звания (воинские, научных работников), всё это характеризует должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д. ФЗ «Об основах государственной службы РФ» вводит для государственных служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д. Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 утверждено Согласно этого положения федеральным государственным служащим,
замещающим государственные должности соответствующей группы,
присваиваются квалификационные разряды в следующем порядке: действительного государственного советника РФ 1, 2, и 3
класса, государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса - Присвоение очередных квалификационных разрядов федеральным государственным служащим производится на основании результатов государственного квалификационного экзамена или аттестации. При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд, присвоенный федеральному государственному служащему сохраняется. в) порядок прохождения аттестации. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица. Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы. Аттестация государственных служащих отведена ст.24 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Порядок прохождения аттестации федеральными государственными служащими установлен Положением «О проведении аттестации федерального государственного служащего» утверждённым Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. №353. Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в
каждом государственном органе (организации) из представителей
руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива. 5.3 Порядок оставления государственной службы. Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленном правовыми актами. Действующее законодательство различает основания прекращения служебных отношений. Основанием прекращения государственной службы может является инициатива государственного служащего и инициатива руководителя государственного органа. Основанием прекращения службы по инициативе служащего является
заявление: Прекращение государственной службы по инициативе руководителя государственного органа предусмотрено п.2 ст.25 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Порядок оставления должности оформляется документально При оставлении должности руководителем органа (организации) производится приём-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Реформирование государственной службы обусловлено многими
факторами, главными из которых являются: Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ: 1. Конституция Российской Федерации Верховного Совета РСФСР 1991 г., № 16 ст.503 РГ 1993 г., 9 февраля СЗ РФ 1995 г., № 3 ст. 174 Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим» // СЗ РФ 1996 г., № 17 ст.1936 РФ 1996 г., № 18 ст. 2115 1996 г., № 24 ст.2868 И ЛИТЕРАТУРЫ: 12. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации / М., 1996 г. Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 1995 г.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|