реферат, рефераты скачать
 

Государственная служба РФ


p> Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью.
Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.

«Государственной является должность в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с
Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей»[8].

Законодательное определение государственной должности государственной службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах государственной службы РФ»: «Государственная должность государственной службы - государственная должность категории «Б» или «В», включённая в Реестр государственных должностей государственной службы
РФ».

Государственными должностями государственной службы являются только государственные должности категорий «Б» и «В», включённые в
Реестр государственных должностей государственной службы в РФ. Таким образом, среди государственных должностей ФЗ «Об основах государственной службы РФ» выделяет и государственные должности государственной службы, и государственные должности РФ.

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории
«А». Государственная служба на государственных должностях категории
«Б» ограниченна сроком, на котором назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории
«А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

В реестре государственных должностей федеральных государственных служащих утверждённом Указом Президента от 11 января 1995г. №33 установлен перечень наименований государственных должностей. Часть 1
Реестра включает наименования государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных для назначения на должности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами: Президента
РФ и Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации или
Федерального Собрания и его заместителей, Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания и его заместителей, Председателя
Государственной Думы Федерального Собрания, его заместителей и органов Государственной Думы Федерального Собрания и т.д.

Часть 2 Реестра определяет должности кадрового корпуса государственных служащих, непосредственных специалистов – управленцев, ориентированных на службу государству, а не какому-либо частному лицу или какой-то конкретной политической партии. Это государственные должности федеральных государственных служащих в
Администрации Президента РФ, в Аппарате Совета Федерации
Федерального Собрания, в Аппарате Государственной Думы Федерального
Собрания, в Аппарате Правительства и т.д.

Государственные должности государственной должности государственной службы классифицируются на виды по ряду оснований: а) по видам деятельности в государственных органах и организациях, в администрации государственных предприятий и учреждений, на воинской службе. В свою очередб, в каждой из этих сфер государственной деятельности различаются должности тоже по видам, например, в государственном аппарате - должности управленческие, конторольные и т.д.; б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в
Аппарате Президента РФ); г) по замещению в данное время - занятые и вакантные; д) по признаку взаимоотношений государственных служащих занимаемые ими должности разделяются в ст. 6 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» на пять групп:
- высшие государственные должности государственной службы (5 – я группа);
- главные государственные должности государственной службы (4 – я группа);
- ведущие государственные должности государственной службы (2 – я группа);
- старшие государственные должности государственной службы (1 – я группа).

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИЩИХ.

Государственный служащий - это физическое лицо, граждан РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задания для достижения определённой цели государственного строительства, а государство, в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально- правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д. Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии, без которой не существует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются от имени государства и по его поручению; государство же ведёт контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения.

Государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не считает деятельность служащих государственных предприятий и учреждений государственной службой. Не является государственной службой, по мнению законодателя, и деятельность
Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих политические государственные должности государственные должности категории «А».

Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе.

Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности служащего, права, обязанности, ограничения, запреты ответственность, гарантии и т.д.

Государственные должности могут занимать только государственные служащие. Государственному служащему присваивается в установленном порядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс, ранг и т.д.).

Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.

Государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и используются в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни.

Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Многие законодательные акты, регулирующие государственно- служебные отношения, содержат ещё один признак государственного служащего: принятие им присяги на верность государству - РФ.
Однако ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не устанавливает необходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в трудовом договоре, заключаемом государственным служащим с государственным органом содержится обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение
Конституцией РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ.

Существует масса классификаций видов государственной службы.
Наиболее существенное теоретическое и практическое значение имеет классификация государственных служащих по: 1) роду их деятельности;
2) признаку объёма должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, служащие в органах судебной власти, работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду вооружённых сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и других структурах).

При классификации государственных служащих по объему должностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализации функций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.

К группе руководителей относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители.
В их задачи входит непосредственное осуществление функций данного органа (организации).

К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа) относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделений и т.д.

К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп.
Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

Продолжением классификации служащих по объёму должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые.

К первой группе в этом случае относятся руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами.

ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицирует государственных служащих по видам государственной службы в соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей на: государственных служащих исполнительной власти, государственных служащих судебной власти.

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан.
Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности на перед обществом на ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).

Государственный служащий имеет определённое правовое положение.
Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

Правовое положение служащего, находящегося на федеральной государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

Правовое положение государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей.

Права государственного служащего перечисленные в ст. 9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно объединить в две группы.
В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:
- ознакомление с документами, определяющими его должностное положение;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности;
- посещение в установленном порядке предприятий и учреждений независимо от форм собственности;
- принятие решений и участие их в подготовке в соответствии с должностным положением.

Ко второй группе можно отнести те права государственного служащего, которые имеют целью обеспечение выполнения служащим его должности:
- участие в конкурсе на замещение должности;
- продвижение по службе;
- ознакомление с материалами своего личного дела;
- повышение квалификации;
- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
- объединение в профсоюзы и некоторые другие.

Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.10
ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий:

- обеспечить поддержку конституционного строя и соблюдение

Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов

РФ;
- добросовестно исполнять должностные обязанности;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
- в пределах своих полномочий рассматривать жалобы и другие обращения граждан в соответствии с законодательством.

В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в государственном органе, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
- поддерживать необходимый для должностей уровень классификации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня
1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».

Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности
(например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых
Сил РФ), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Пункт 3 ст.26 ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет, что материальная ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.

В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст.
11 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Государственный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой должностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом законодательного органа (представительного органа) всех уровней;
- заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа коммерческой организации;
- принимать участие в забастовках;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе;
- использовать в неслужебных целях средства и имущество органа, в котором состоит на службе;
- и другие ограничения.

Кроме прав, обязанностей и ограничений правовое положение государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда, требования предъявляемые к государственным служащим; прохождение государственной службы (аттестация, повышение по службе присвоение квалификационного разряда, ранг, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими задач и государственных функций определяет особенности правового положения различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видов государственных служащих законодателем могут быть установлены особые правила прохождения государственной службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, порядок проведения аттестации, привлечения к дисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлечения к уголовной и административной ответственности.

Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ «О прокуратуре», «О федеральных органах налоговой полиции», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», Положением о федеральной государственной службе.

Правовое положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется.
Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. Указ Президента РФ от 4 апреля
1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственный службы» установил, что государственным служащим запрещается:
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- оказывать любое не предусмотренное законом, содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;
- выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства

(кроме научной, предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором состоит на службе;
- самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами.

Положение о федеральной государственной службе утверждённое
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. также запрещает лицам, состоящим на государственной службе, одновременно занимать должности через доверенных лиц участвовать в управлении хозяйствующим субъектом кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении специально предусмотрено законодательством.

5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:

1. Порядок поступления гражданина на государственную службу и требования, которые в связи с этим к нему предъявляются.

В ст.2 Конституции РФ закреплён принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональна пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.

Правом поступления на государственную службу обладают граждане
РФ независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами РФ устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.

«Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) наличия подтверждённого заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связанно с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с государственными служащими, если их государственная служба связанна с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
7) отказа от представления сведений, предусмотренных ст.12 настоящего
Федерального закона».[9]

После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность.

На государственную службу принимают посредствам определённого организационно-правового способа замещения должности. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.

В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу).
Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.) обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделением
(отдел кадров, бухгалтерия, и др.) трудовой договор или контракт заключается в установленном законом порядке.

При назначении на должность совершаются те же юридические действия. Особенность имеет административный акт: он обращен помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений).

Выборы на должность - способ тоже довольно распространённый.
Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д.
Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования. Проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы регулируется ст. 22 ФЗ «Об основах государственной службы РФ», а проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы регулируется кроме этого закона и одноимённым Положением утверждённым Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 604. В соответствии с п.2 этого Положения:
«Конкурс провидится в государственном органе для граждан, впервые или вновь поступающих на федеральную государственную службу. Конкурс проводится в форме конкурса документов на замещение старшей государственной должности или курса - испытания на замещение ведущей, главной и высшей государственных должностей».

По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки здравоохранения и т.д.

При поступлении любым способом гражданин представляет документы предусмотренные п.4 ст.21 ФЗ «Об основах государственной службы
РФ». Для гражданина принятого впервые на государственную службу, устанавливается испытательный срок от 3-х до 6-ти месяцев.

5.2 Порядок прохождения государственной службы.

Прохождение государственной службы государственным служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.

Прохождение государственной службы государственным служащим заполняется определёнными юридически значимыми действиями.

К этим юридически значимым действиям относятся: 1) исполнение служащим должностных полномочий; 2) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов; 3) порядок прохождения аттестации; 4) порядок оставления государственной службы.

а) исполнение служащим должностных полномочий.

Исполнение должностных полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется должностной инструкцией.

б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов.

Продвижение по службе в настоящее время определяется как неотъемлемый элемент прохождения службы. Государственному служащему, при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе. Это право государственного служащего закреплено в п.6 ст.9 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Можно выделить следующие основные меры продвижения по службе: а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации); б) присвоение очередного квалификационного разряда в установленном порядке, с надбавкой к зарплате; в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации; г) присвоение почётных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к зарплате; д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не долее 3-х (6-ти,
10-ти) лет в соответствии с условиями должности; е) другие меры, которые будут установлены высшими органами государственной власти.

Классность государственных служащих охватывает такие категории: классы (например, нотариусов), ранги (для работников дипломатической службы), звания (воинские, научных работников), всё это характеризует должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д.

ФЗ «Об основах государственной службы РФ» вводит для государственных служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д.

Указом Президента РФ от 22 апреля 1996 г. № 578 утверждено
Положение «О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим». Это Положение определяет порядок присвоения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, для которых они не установлены.

Согласно этого положения федеральным государственным служащим, замещающим государственные должности соответствующей группы, присваиваются квалификационные разряды в следующем порядке: действительного государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса, государственного советника РФ 1, 2, и 3 класса -
Президентом РФ по представлению соответствующего руководителя федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа образованного в соответствии с Конституцией
РФ; советника РФ 1, 2, и 3 класса, советника государственной службы 1, 2, и 3 класса, референта государственной службы 1, 2, и 3 класса - руководителем государственного органа в соответствии и нормативными актами РФ.

Присвоение очередных квалификационных разрядов федеральным государственным служащим производится на основании результатов государственного квалификационного экзамена или аттестации.

При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд, присвоенный федеральному государственному служащему сохраняется.

в) порядок прохождения аттестации.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

Цель аттестации - проверка профессиональной подготовки служащего, соответствия его занимаемой должности, определить перспективы роста аттестуемого лица. Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы.

Аттестация государственных служащих отведена ст.24 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Порядок прохождения аттестации федеральными государственными служащими установлен Положением «О проведении аттестации федерального государственного служащего» утверждённым Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. №353.

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива.
Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. При необходимости аттестация может быть назначена для конкретного служащего и ранее этого срока. В решении аттестационной комиссии делает одно из следующий заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует.

5.3 Порядок оставления государственной службы.

Государственная служба прекращается в результате увольнения государственного служащего на основании и в порядке, установленном правовыми актами. Действующее законодательство различает основания прекращения служебных отношений.

Основанием прекращения государственной службы может является инициатива государственного служащего и инициатива руководителя государственного органа.

Основанием прекращения службы по инициативе служащего является заявление:
- об увольнении от должности;
- об увольнении в связи с уходом на пенсию;
- об увольнением в связи с зачислением на учёбу в высшее, среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру;
- об увольнению по состоянию здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
- о переводе на другую должность;
- с просьбой об отставке.

Прекращение государственной службы по инициативе руководителя государственного органа предусмотрено п.2 ст.25 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

Порядок оставления должности оформляется документально
(решением, приказом и т.п.) с указанием времени прекращения служебных полномочий, при необходимости с определением часа.
Руководитель органа определяет перечень необходимых при этом мер: отчётность служащего, передача имущества и т.д.

При оставлении должности руководителем органа (организации) производится приём-сдача дел в порядке, установленном правительственным постановлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что
Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:
- необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РФ;
- обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;
- осуществление правовой реформы;
- проведение экономической и хозяйственной реформы;
- укрепление органов федеральной государственной власти;
- укрепление органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- создание государственного и муниципального аппарата в субъектах
РФ;
- необходимость выработки концепции и практическое осуществление новой государственной кадровой политики;
- проведение в проведении организационно-правовых мероприятий в федеральных и региональных органах государственной власти;
- кардинальное изменение действующего и создание нового законодательства о государственной службе.

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ:

1. Конституция Российской Федерации
2. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ 1995 г. № 31 ст.2990
3. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г., в редакции от 15 июня 1996 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и

Верховного Совета РСФСР 1991 г., № 16 ст.503
4. Закон РСФСР «О прокуратуре» от 17 января 1992 г., в редакции от 17 ноября 1995 г. // СЗ РФ 1995 г., № 47 ст. 4472
5. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. //

РГ 1993 г., 9 февраля
6. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об утверждении положения о федеральной государственной службе»
7. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. №33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» //

СЗ РФ 1995 г., № 3 ст. 174
8. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г., № 353 «Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» // СЗ РФ 1996 г., № 11 ст.1036
9. Указ Президента РФ от 22 апреля 1996 г., № 578 «Об утверждении

Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим» // СЗ РФ 1996 г., №

17 ст.1936
10. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г., № 604 «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности Федеральной государственной службы» //СЗ

РФ 1996 г., № 18 ст. 2115
11. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г., № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // СЗ РФ

1996 г., № 24 ст.2868

И ЛИТЕРАТУРЫ:

12. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации / М., 1996 г.
13. Бахрах Д.Н. Административное право / М., 1993 г.
14. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации /

Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 1995 г.
15. Лазарев Б.М. Государственная служба / М., 1993 г.
16. Манохин В.Н. Советская государственная служба / М, 1966 г.
17. Манохин В.Н., Адушкин В.С., Багишаев З.А. Российское административное право / М., 1996 г.
18. Старилов Ю.Н. Государственная служба в РФ / Воронеж 1996 г.


25 сентября 1997 года
-----------------------
[1] Бахрах Д.Н. «Административное право» / М., 1993 г., стр.97
[2] Лазарев Б.М. «Государственная служба» / М.., 1993г., стр.5-6
[3] ст. 2 закона РСФСР «О милиции»
[4] ст. 12 закона РСФСР «О милиции»
[5] ст. 12 закона РСФСР «О милиции»
[6] Старилов Ю.Н. «Государственная служба в РФ» / Воронеж 1996 г., стр. 78
[7] Манохин В.М. «Советская государственная служба» / М., 1966г., стр. 72
[8] Алёхин А.А., Козлов Ю.М. «Административное право РФ / М.,
1996г.
[9] ФЗ «Об основах государственной службы РФ» ст. 21 п. 3



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.