реферат, рефераты скачать
 

Грудной ребенок. Первые шесть месяцев жизни


Когда прорежутся один-два зуба, родите­лям надо быть особенно бдительными: только что появившиеся зубы очень остры, ребенок может откусить ими небольшой кусо­чек яблока и подавиться им.

ü                Первые зубы

Первый зуб у младенца еще за несколько дней до своего появления виден как небольшая белесая выпуклость на десне. И первый зуб, и второй, который появляется обычно через две-три недели после первого, — нежные зубы.

Начали появляться первые зубы. Первым будет передний ниж­ний зуб, он прорежется примерно в шестимесячном возрасте; за ним последует зуб, расположенный по соседству.

7. Движения, управление телом

Новорожденные почти не в состоянии вообще управлять своим телом, а их позы определяются положением тя­желой относительно остального тела головы. Первым делом мла­денцы должны научиться держать голову с помощью шейных мышц. Затем младенец овладевает и другими мышцами. К шести месяцам ребенок способен достаточно хорошо управлять мышцами спины, чтобы самостоятельно садиться. К концу первого года жизни он старается окончательно овла­деть мускулатурой ног, чтобы начать вставать.

Все дети проходят в своем физическом развитии один и тот же дуть, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы мо­гут в физическом развитии уйти вперед на несколько недель или на несколько недель отстать от своих сверстников, но вот после­довательность, в которой они учатся управлять телом, остается совершенно определенной. Ребенок может рано освоить переход из положения лежа в положение сидя, но сидеть он обязательно научится прежде, чем сможет стоять.

Сами по себе достижения в физическом развитии (например, умение поворачиваться, садиться, ползать, вставать и ходить) — хороший показатель того, что можно ожидать от ребенка, но они отнюдь не могут что-либо сообщить о том, когда может произойти следующее событие. И если начать сравнивать, что уме­ет один ребенок в сравнении с другим, то большинство матерей начнут лишь беспокоиться или завидовать другим, и притом со­вершенно необоснованно. Ребенок не  может быть лучше и хуже соседского только потому, что он чему-то научится раньше или позже, чем тот. Ребенок — уникальное создание природы, он проходит в собственном развитии исключительный, ни на кого не похожий путь. И сравнивать его развитие с развитием другого ребенка столь же неверно, как сравнивать яблоко с апельсином.

ü                Движения головой

К полутора месяцам большинство детей уже достаточно хорошо управляют мышцами шеи, чтобы держать голову прямо.

Если ходить с ребенком на руках или наклоняться вместе с ним, то голова его бессильно валится набок. Если брать его на руки или опускать в кроватку, нужно по-прежнему поддерживать его голову и шею рукой.

Примерно в три месяца шейные мышцы станут креп­че, и ребенок научится постепенно управлять не только ими, но и мышцами плеч. Ребенок растет, прибавляет в весе, так что его голова перестает быть самой тяжелой частью тела. Примерно к трем месяцам жизни ребенок научится управлять головой. Поддерживать ее рукой надо только тогда, когда поднимаем ре­бенка из кроватки или коляски или совершаем какое-то резкое, неожиданное движение.

ü                Позы

По мере того как ребенок все лучше умеет управлять головой, изменяются все его позы, т. е. те положения в пространстве, кото­рые он принимает самопроизвольно. Он постепенно разворачи­вается, перестает лежать в скрюченной «позе эмбриона». Он учит­ся лежать на спине — затылком на матрасике, а руки и ноги сво­бодно движутся в суставах. Лежа на животе, он учится вытяги­вать ноги и поворачивать голову в обе стороны. Если взять его на руки, то он уже не прильнет к взрослому всем телом, чтобы голова лежа­ла на его плече, а будет держать ее прямо. Если попробовать потя­нуть его за руки и перевести в сидячее положение — он научится поднимать голову вместе с телом и не даст ей упасть назад.

Все эти малые и постепенные изменения в физическом раз­витии жизненно важны для него. Умение принимать позы и управлять собственными мышцами дает возможность ребенку знакомиться с окружающим его миром. В «позе эмбриона», ког­да голова повернута в одну сторону, ребенок не мог видеть ниче­го за пределами своей колыбельки. Теперь же у него хороший об­зор над собой, а еще он может увеличить поле видимых предме­тов, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. Он спосо­бен с удовольствием разглядывать игрушки, у которых много движущихся частей.

Большинство младенцев к трехмесячному возрасту ведут себя так, словно собственное тело доставляет им приятные ощущения, словно им весело учиться пользоваться им.

Теперь ребенок, если не спит, постоянно движется. Лежа на спине, он дергает руками и ногами, причем ноги совершают глав­ное движение — как при езде на велосипеде, сильно отличающее­ся от прежних, судорожных подергиваний. Руки тоже вовсю ма­шут. Именно руки, которые то появляются в поле его зрения, то исчезают из него, становятся для него самы­ми важными игрушками.

Лежа на животе, ребенок учится новому способу управлять мышцами головы. Он отрывает голову от подстилки на долю се­кунды, так же как недавно отрывал ее от вашего плеча. Вскоре он научится удерживать голову в течение нескольких секунд. Как только это произойдет, ребенок сможет удерживать часть тела с помощью рук, так что при упоре на локти не только голо­ва, но и плечи отрываются от подстилки.

ü                Перекатывания

Уже в двухмесячном возрасте младенец настолько активен, что, если уложить его спать на боку, он способен сам повернуться на спину.

К трем месяцам ребенок обычно осваивает и гораздо более сложное движение, из-за чего на голове появляются порой шиш­ки. Он может теперь поворачиваться со спины на бок, разгляды­вать свои руки и ноги, поворачиваться настолько, чтобы изменить положение и угол зрения; он может приподнять голову, чтобы разглядеть что-то, заинтересовавшее его.

Ребенку не удастся подрыгать руками и ногами, если туго за­вернуть его в пеленки или надеть тесную одежду. Находясь на толстой подстилке, на которой образовалась складка, он не сможет поворачиваться на бок. А если в поле его зрения лишь белая стена, на которой нет ничего, привлекающего его внимание, то ему будет скучно. Ребенку нужна постоян­ная помощь, чтобы он мог максимально быстро развиваться.

ü                Ребенок учится садиться

После того как ребенок научится держать голову прямо, он будет овладевать верхними мышцами спины. Если подтянуть его за руки в положение сидя, и он не откинет, как прежде, голову назад, а приподнимет голову и плечи, так что толь­ко средняя часть спины и бедра еще будут прогибаться.

Между тремя и четырьмя месяцами ребенок может особенно полюбить эту игру: только протянешь ему руки, как он схватится за них, и можно легко подтянуть его в положение сидя. Но теперь он и без помощи взрослых будет стараться подняться и сесть. А еще через месяц он сможет сам приподнять голову и плечи.

В положении сидя он оказывается сам лицом к лицу с осталь­ными членами семьи, он сам видит теперь, что происходит вокруг него; он замечает проходящих мимо людей, которые иногда оста­навливаются, чтобы улыбнуться ему, поговорить с ним. Так что в сидячем положении он еще больше становится членом общества.

Однако родители должны быть внимательны. Если посадить его на кресло или в угол дивана, он постепенно сползет вниз, спи­на его согнется, а голова наклонится вперед. Он еще не способен сам устроиться поудобнее.

В пять-шесть месяцев ребенок обычно умеет управлять мыш­цами, находящимися ниже талии. Теперь все мышцы спины под­контрольны ему, хотя бедра по-прежнему обвисают. Теперь он в состоянии обойтись своими силами, чтобы подтянуться в положе­ние сидя.

ü                Ребенок учится ползать

После того как младенец научился поднимать голову и частично удерживать свой вес, когда его кладут на живот, пройдет немного времени — и появится умение подтягивать под себя ноги и поднимать зад. К четырем-пяти месяцам появляется умение оттолкнуться руками от опоры и поднять плечи. Позже ребенок начнет ползать по полу, однако должно пройти еще не­которое время, чтобы закрепилось умение одновременно стано­виться на колени и на руки.

ü                Ребенок пытается встать

Умение стоять приходит всегда после умения сидеть и ползать. Однако тренировка начинается довольно рано. Подерживая ребен­ка на руках, так чтобы он находился в стоячем положении, — и он обвиснет на руках; и все же скоро он на­чнет отталкиваться пальцами ног, пытаясь встать на колени. К че­тырем-пяти месяцам он регулярно выпрямляет колени и делает это столь ритмично, что создается ощущение, будто он подпрыгивает. В это время он начнет отказываться сидеть на коленях он сожмется, крепко-прекрепко схватит одежду взрослого своими ку­лачками и будет стараться подняться.

К шести месяцам жизни ребенка можно думать, что он воспринимает взрослого как удобный гимнастический снаряд, на ко­тором он постоянно тренируется.

8. Зрение и развитие сознания

У новорожденных существует врожденный механизм, застав­ляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной фор­мы или со сложным узором.

В первые полгода жизни младенцы постепенно начинают по­нимать, какие именно предметы они видят перед собой. Они учат­ся отличать предметы друг от друга, а также что-нибудь делать с ними.

ü                Ребенок учится управлять движениями рук

Младенцы поначалу пользуются руками и глазами независимо друг от друга. Так, они трогают игрушку, но не глядят на нее или же смотрят на игрушку, не дотрагиваясь до нее. До тех пор пока зрение и осязание останутся несопряженными друг с другом, младенец будет пассивен: он лишь смотрит. Мла­денец тогда будет активен, когда сможет соотнести свои осяза­тельные и зрительные ощущения, когда научится брать предметы, которые видит перед собой.

Дети начинают учиться, как только доходят до определенного уровня в своем развитии.

Исследования показали, что младенцы, с которыми мало общаются взрослые, а также дети, которым дают мало игрушек и они часами лежат в кроватках, ничего не делая, — эти младенцы очень медленно учатся брать предметы.

 Взять что-либо - очень сложная процедура. Надо увидеть предмет, надо подумать, что хочешь заполучить его; надо оценить, как далеко он находится, а затем заставить работать мышцы, что­бы подвести к этому предмету кисть руки. Но вслед за тем пона­добится совершить очень точные движения пальцами, чтобы пред­мет можно было взять и удержать в руке. Освоение всего этого комплекса действий требует соотнесения движения руки с тем, что видит глаз. Постичь эту связь в первые полгода столь же важ­но, как научиться ползать и ходить во втором полугодии жизни. Более того, координация движений рук и глаз остается важней­шей в течение всей последующей жизни человека. Если ребенок ловко играет в мячик, значит, у него в достаточной степени разви­та координация зрения и движения.

ü                Координация зрительного и двигательного аппарата

От О до 8 недель

Ребенок еще лежит в «позе эмбриона», он не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руки и не пока­зать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние примерно 20 см. Если его взгляд сфокусируется на предмете, ребенок может выразить интерес к нему каким-либо движением.

Пока кулачки ребенка не раскроются (при­мерно около восьмой недели), пока он не начнет играть своими руками, ребенку не нужны игрушки. Но не мешает поупражнять­ся в фокусировке зрения на разные предметы.

От 2 до 2,5 месяца

Ребенок начинает разворачиваться из скрюченной позы, раскры­вать кулачки, разглядывать собственные руки, когда они появля­ются в поле его зрения. Он все еще близорук, но уже гораздо луч­ше следит глазами за движениями предмета и, возможно, повер­нет голову, чтобы не потерять его из вида.

Очень полезно давать ребенку погремушки. Звук привлечет внимание ребенка к тому, что у него находится в руке, и это ускорит наступление момента, когда он свяжет то, что видят глаза, с тем, что делают руки.

От 2,5 до 3 месяцев

Большинство детей этого возраста смотрят себе на руки, когда играют ими. Если показать малышу предмет, он не только смотрит на него и старается сохранить его в поле своего зрения, но и стре­мится что-то с ним сделать. Обычно он пытается достать этот предмет, взмахнув руками. Ребенок может также переводить взгляд с руки на предмет и об­ратно.

Ребенок нуждается в тренировке, чтобы увереннее управлять движениями руки и уметь на глаз опреде­лять расстояние между рукой и предметом. На этом этапе лучше всего иметь такие игрушки, которые можно отводить рукой в сто­рону, отпихивать от себя.

От 3 до 4 месяцев

Ребенок глядит на предмет, потом на руку — ту, что поближе к нему; поднимает руку, «измеряет» расстояние еще раз, и так будет до тех пор, пока он не дотронется до игруш­ки. Но вот схватить ее он пока что не умеет: почти неизменно пальцы смыкаются прежде, чем он доведет руку до предмета.

Взрослые в это время нередко помогают детям, держа игруш­ки перед ними. Но нередко они же по незнанию все портят: ребе­нок так долго переводит взгляд от игрушки к руке и обратно, что взрослый, сжалившись, сам дает игрушку ребенку в руку. Не надо помогать  ребенку, пока он не коснется того, к че­му тянется. Лишь тогда надо вложить предмет ему в руку, чтобы усилить удовольствие: он не только дотронулся до желанной игрушки, но и заполучил ее..

От 4 до 6 месяцев

Ребенок теперь уже в состоянии сфокусировать зрачки на предме­тах, расположенных почти на любом расстоянии от него; он мо­жет следить глазами за их передвижением практически в любом направлении. Постепенно ему становится ненужным постоянный контроль за положением руки, когда он хочет взять что-то. Ребе­нок и так теперь знает, где находится его рука. Ему достаточно не сводить глаз с желанного предмета. К шести месяцам он будет уже направлять руку сразу к тому, что ему нужно. Одновремен­но он учится брать предмет.

Чем интереснее предметы, которые дают ребенку, чтобы он разглядывал их и брал в руки, тем быстрее научится он тянуться к ним, не глядя себе на руку, и брать их самостоятельно. Ему нужно как можно больше тренироваться в подобных действиях.


9. Слух и издаваемые звуки

Младенцы начинают связывать слуховые и зрительные впе­чатления примерно к четырем-пяти неделям жизни. В первые не­дели жизни ребенок, лежа на пеленальном столе, глядя отсут­ствующим взором в потолок, внимательно прислушивается к то­му, что ему говорят. А вскоре он уже не разглядывает потолок, он принимается искать глазами, откуда раздается голос.

Если внимательно наблюдать за малышом в это время, можно заметить, как ребенок начал улыбаться, чтобы вызвать ответную реакцию. Самая первая улыбка возникает не потому, что ребе­нок увидел улыбку на лице взрослого. Нет, ребенок впервые улыбнется на звук его голоса. Когда же младенец обнаружит лицо взрослого и увидит, что он говорит, малыш начнет улыбаться не только на звук, но и видя взрослого. И еще целых две-три недели улыбка взрослого сама по себе, без звука голоса, не будет вызывать у ребенка ответной улыбки.

На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на большее число разных звуков, чем до сих пор. Если что-то упа­дет, он вздрогнет, спокойная ритмичная музыка будет успокаи­вать его по-прежнему, однако теперь ребенок реагирует и на бо­лее нейтральные, неярко выраженные звуки. Его реакция на кон­кретный звук зависит обычно от настроения и от общего со­стояния. Лишь голос всегда действует на него умиротворяюще, в любых обстоятельствах и при любом на­строении.

ü                Первые преднамеренные звуки

Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам людей, не удивительно, что его собственные осмыслен­ные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним. Кое-какие звуки, не имеющие отношения к плачу, ребенок издает уже вскоре после рождения, однако довольное «гуканье» после кормления или попискивания перед тем, как заплакать, не являют­ся преднамеренно издаваемыми звуками — они лишь харак­теризуют состояние организма.

Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если ему улыбаются и заговаривают с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении. К двух­месячному возрасту он добавит к улыбке некоторые звуки «от себя» и время от времени будет раздаваться мелодичный «ще­бет». Недели через две-три ребенок отделяет улыбку от «разгово­ра». Теперь он улыбается вам в ответ на вашу улыбку. Когда же вы заговариваете с ним, он «отвечает» вам. Те младенцы, с кото­рыми родители много разговаривают, «словоохотливы». Те, за кем ухаживают молча, на кого вообще обращают мало внима­ния, гораздо меньше любят «поговорить». Конечно, младенцы «разговаривают» не только тогда, когда к ним обращаются. Они нередко издают звуки, пока лежат одни в кроватке или в ко­ляске. Однако чем больше слов слышит и воспринимает младенец при общении со взрослыми, тем больше он будет «практиковаться», когда предоставлен сам себе.

Звуки, издаваемые в таком раннем возрасте, отнюдь нельзя назвать речью в том смысле, что ребенок хочет выразить нечто определенное, однако они постольку выполняют функции «речи», поскольку ребенок пытается намеренно вступить в контакт с окружающими. Он использует свой голос как способ взаимодействия с родителями. Допустим, вы что-то сказали ребенку, он «отве­тил» вам, но потом замолчал, словно ожидая вашей реакции. Если вы «отвечаете» ему, он ждет, пока вы не кончите говорить, и снова издает некоторые звуки. Его стремление «поговорить» проявляется в том, что только голос вызывает у ребенка подоб­ное поведение. При наличии других звуков ничего подобного не происходит. Некоторые исследователи ставили такой опыт: после каждого звука, изданного ребенком, раздавался мелодич­ный звон колокольчика. И ни разу дети «ответили» на этот звон; никак не повлиял он и на то, как долго «разговаривали» они сами с собой. Ваш ребенок «отвечает», поскольку кто-то обра­тился к нему, а не потому лишь, что он услышал какой-то звук.

Но и когда ребенок остается один, в издаваемых им звукахпрослеживается ритмическая картина, характерная для диало­га. Слышно, как он «гукнет» и помолчит, словно прислушиваясь к им самим изданному звуку. Потом он вновь «гукнет» и вновь помолчит. Такого рода тренировка в «разговорной речи» плюс игра с собственными руками нередко составляет излюбленное занятие для трехмесячных младенцев, пребывающих в одиночестве. Малыши, любящие «поговорить», как правило, ведут себя в одиночестве более спокойно, чем менее «разговорчивые». Вот еще одна причи­на, отчего дети, которым взрослые уделяют много внимания, бо­лее расслаблены и довольны своим существованием, не столь требовательны по сравнению с младенцами, чьи родители из бояз­ни избаловать их мало общаются с ними.

ü                Лепет

От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоя­щий поток звуков, который называют лепетом. Ребенок достиг возраста, когда все в его жизни стимулирует дальнейшее раз­витие. Он со вкусом и удовольствием сучит ногами и руками, играет руками, замахивается на подвешенные или лежащие око­ло него предметы, приходит в полный восторг, когда ему удает­ся достать до них; он радуется всему и взахлеб комментирует все. Он будет по-прежнему «отвечать», если с ним заговарят, но теперь он редко лежит молча, когда предоставлен сам себе.

С трех до четырех месяцев ребенок больше всего издает от­крытые звуки. Он тянет «а-а-а» и «о-о-о». Часто говорят, что ребе­нок «гулит», и это очень точное определение: действительно по­хоже на «гуление» голубей.

К гласным раньше остальных добавляются согласные «п», «б» и «м». Благодаря этому «гуление» превращается в сочета­ния, которые очень похожи на слова. Чаще всего замечают слог «ма-а-а». Обычно матери думают, что ребенок пытается позвать их. А некоторые папы начинают волноваться, почему это ребе­нок не говорит «па-а-а». На самом деле эти звуки не имеют ника­кого отношения к попыткам назвать или обозначить родителей. Ребенок говорит «ма-а-а», поскольку звук «м» он осваивает, как правило, раньше, чем «п».

Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности. Если родители много разго­варивают с малышом, он будет лепетать более живо, однако даже если на него не обращают внимания, ребенок как-то сам научится лепетать. Нельзя считать, что у шестимесячного ребен­ка нормальный слух лишь на том основании, что он лепечет или «гулит». До второго полугодия жизни по голосу нельзя судить, нормальный ли слух у ребенка, или же он от рождения глух.

Наблюдая за реакцией ребенка на внешние слуховые раздражи­тели, можно достаточно рано определить, утрачен у него слух или нет. Если он никогда не поворачивает голову, чтобы посмотреть, откуда раздается ваш голос, если он не вздрагивает, нужно обязательно обратиться к врачу, — как бы много ни «разговаривал» ребенок.

ü                Слух и слушание

В четыре-пять месяцев ребенок, с которым много разговаривают, обучается все более и более сложным звуковым сочетаниям. Когда взрослый говорит с ним, младенец внимательно вглядывается ему в лицо. Как только в потоке слов возникнет пауза, ребенок «ответит». Оставшись один, он будет учиться издавать раз­личные звуки.

Многие родители считают, что ребенок учится говорить, подра­жая взрослым. Поэтому взрослые упрощают то, что говорят малышам, выделяют отдельные слова — так, по их мнению, ре­бенок быстрее научится говорить, подражая им. Однако младен­цы учатся говорить отнюдь не подражая, и потому попытки заставить их повторять слова неэффективны и бес­смысленны. Ведь разговаривая с ребенком, мы даем ему больше, чем модель для подражания: общение — хороший для него стимул произнести все звуки, которые он уже умеет воспроизво­дить, и еще выговорить какие-то новые сочетания.

И хотя ребенок не пытается подражать, он изучает голос взрослого. На этом этапе жизни он учится различать голоса на слух. К полугоду жизни он своим радостным возбуждением даст понять, что в прихожей стоит и разговаривает с кем-то знакомый ему человек. Если же в ком­нату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малы­ша будет недоверчивым, настороженным.

10. Игра и обучение

Дети никогда не играют забавы ради, просто так. Игра — это про­цесс познания, обучения, закрепления того, чему ребенок научил­ся. В игре ребенок узнает окружающий мир, исследует его. В игру включается все, что способствует развитию физических способ­ностей ребенка, органов чувств, мышления, разума. Так что игра несомненно должна быть веселой, увлекательной, однако не всякая игра обязательно должна быть веселой. Ребенок попытается превратить в игру любое обыч­ное неприятное для него занятие: от смены пеленок до кормления. Однако, когда взрослый осознанно играет с ребенком, зани­мается очень важным делом: он обучаете малыша. Игрушки, кото­рые ему дают, будут для него столь же ценным учебным посо­бием, как настоящие учебники, когда он пойдет в школу. Игры, в которые с ним играют, не менее важны для него, чем само­стоятельные задания, которые ребенок будет получать в началь­ных классах. Важно проводить вместе такие игры, которые наиболее подходят ребенку по уровню развития, а значит, интерес­ные, приносящие ему максимум удовольствия.

Игрушки

В этом возрасте лучшая игрушка для ребенка — взрослый. Его тело — идеальный гимнастический снаряд; его мышцы помо­гают ребенку проделывать такое, что он не способен совершить в оди­ночку. Лицо и голос взрослого вызывают у ребенка восторг, он зача­рованно наблюдает за ними.

Правда, постепенно ребенок хочет узнать все больше об окру­жающих его вещах, о мире, в котором он живет, а значит, и о лю­дях вокруг. Для игры ему нужны теперь определенные предметы. Игрушки для этого возраста делают такими, чтобы они были без­опасными в использовании, разноцветными и разными по форме. Хорошо, когда игрушки разнообразны, разной фактуры и веса.

Однако покупные игрушки недостаточны для удовлетворения его любознательности на этом этапе. Что бы ни давали ребен­ку, его больше интересует пока что не процесс игры, а сама возможность взять предметы домашнего обихода, которые могут на некоторое время удовлетворить его любознательность.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.   Возрастная и педагогическая психология: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение.1984.-256с.

2.   Мухина в.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.- 7-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 456с.

3.   П.Лич, Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет/ Пер. с англ.- 2-е изд.-М.: Педагогика,1988.-320 с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.