реферат, рефераты скачать
 

Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел


p> Итак, в период нэпа продолжала оставаться на низком уровне служебная дисциплина работников милиции, и в связи с этим почти поголовно командный
(начальствующей) состав увлечен был наложением дисциплинарных взысканий, в первую очередь, в виде дисциплинарных арестов и увольнений со службы.
Одновременно на состояние служебной дисциплины негативное влияние оказывал высокий уровень преступности в рядах милиции.

§ 2. Дисциплинарная власть и ее формы в структурных подразделениях органов внутренних дел.

Важным условием управления коллективом, дисциплинарными отношениями является эффективное использование влияния, лидерства, власти.

Влияние – это любое поведение человека, вносящее изменение в поведение другого человека.

Лидерство – способность оказывать влияние на личность, группу, направляя их на достижение целей организации, способность добиться поставленной задачи с помощью других людей.

Власть нередко определяют как возможность влиять на поведение других людей. Дисциплинарная власть – это право, возможность, основанная на законе, давать обязательные указания подчиненному, устанавливать правила поведения для подчиненных, поощрять, наказывать их, распределять обязанности, права, ответственность.

Объем власти обусловлен степенью зависимости одного человека от другого. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по своему служебному положению делятся на начальников и подчиненных. Прямыми начальниками являются те, которым сотрудники подчинены по службе, хотя бы и временно. Непосредственным начальником считается ближайший к подчиненному прямой начальник. При совместном несении службы лицами рядового и начальствующего состава, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены начальником, старший из них по должности, а при равных должностях – старший по званию является начальником и пользуется дисциплинарной властью, предоставленной ему по занимаемой должности. При временном исполнении должности, когда об этом объявлено в приказе, начальник пользуется дисциплинарной властью по временно исполняемой должности.

В зависимости от присвоенных специальных званий сотрудники могут быть старшими и младшими. Старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести.
Фактически устанавливается следующий баланс власти. Власть подчиненных частично проявляется в реальном осуществлении больших полномочий, чем предусмотрено в официальном внутреннем трудовом распорядке.

Какие же полномочия входят в понятие дисциплинарной власти начальника в органах внутренних дел? Под дисциплинарной властью начальника в органах внутренних дел понимаются предоставленные ему законами, дисциплинарными уставами и иными нормативными актами права по применению без предварительного согласования с какими-либо органами к подчиненным лицам рядового и начальствующего состава различных видов поощрения и мер дисциплинарного воздействия в целях обеспечения высокого уровня дисциплины, четкого выполнения служебных задач. Эти права неразрывно связаны с обязанностью каждого начальника активно использовать свои дисциплинарные полномочия, своевременно поощрять отличившихся и применять необходимые меры воздействия к провинившимся подчиненным.

При нарушении дисциплины подчиненным начальник должен напомнить ему о служебных обязанностях и предупредить о недопустимости таких дейст- вий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, подвергнуть виновного дисциплинарному взысканию. При этом лица рядового и начальствующего состава, подвергнутые дисциплинарному взысканию, не освобождаются от привлечения к уголовной ответственности, если в их действиях содержатся признаки состава преступления

Начальник прежде всего несет ответственность за состояние дисциплины среди своих подчиненных. Он должен постоянно подавать им пример соблюдения
Конституции РФ, норм законодательства РФ, безупречного выполнения требований присяги, уставов, приказов, норм морали, развивать и поддерживать у подчиненных сознание служебного долга, чести и достоинства, поощрять за разумную инициативу, усердие и отличия по службе и строго взыскивать с нерадивых.

Особое внимание начальника должно быть направленно на изучение индивидуальных качеств подчиненных, поддержания уставных взаимоотношений между ними, сплочения коллектива, своевременное выявление причин и предупреждение проступков подчиненных, создание нетерпимого отношения к на
-рушениям дисциплины. При этом он обязан всемерно использовать силу общественного воздействия коллектива.

Состояние дисциплины и организованности в любом коллективе, в значительной степени зависит от примерности самих начальников от того, насколько они авторитетны среди подчиненных, насколько они сами во всей своей служебной деятельности и в повседневной жизни соблюдают требования дисциплины.

Нельзя обеспечить высокое состояние дисциплины, не показывая постоянного примера строжайшего соблюдения законности и всех требований государственной дисциплины. Начальник, который на словах призывает к повышению дисциплины, к борьбе с правонарушениями и их предупреждению, а на деле сам допускает нарушения, не исполняет в установленные сроки распоряжений и предписаний вышестоящих органов, не когда не сможет воспитать в подчиненных высокую дисциплинированность, должное уважение к указаниям и распоряжениям как старших начальников, так и своих собственных.
Его недисциплинированность будет передаваться и подчиненным. Каждый начальник ни на минуту не имеет права забывать о том, что на него равняются и подчиненные, поэтому его требовательность к себе должна быть особенно строгой.

Поэтому твердая дисциплина в органах внутренних дел достигается:

- воспитанием у лиц рядового и начальствующего состава высоких морально-политических и деловых качеств и сознательного отношения к выполнению служебного долга;

- поддержанием уставного порядка;

- обеспечением неукоснительного соблюдения законности;

- повседневной требовательностью начальников к подчиненным, постоянной заботой о них, уважением их личного достоинства, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения.

Так, согласно ст. 35 Положения о службе в органах внутренних дел РФ за состояние служебной дисциплины среди подчиненных ответственность несет начальник, который наряду с высокой требовательностью к ним обязан:

- создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;

- воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

- обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

- уважать честь и достоинство подчиненных;

- не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.[3]

Требовательность начальника к подчиненным ничего общего не имеет с грубостью и оскорблениями. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко в работах, посвященных вопросам коммунистического воспитания, отмечал необходимость сочетания требовательности с уважением к человеку. «В нашей диалектике это, собственно говоря, одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем, - писал А.С.Макаренко. – Когда мы от человека много требуем, то в этом самом и заключается наше уважение, именно по тому, что мы требуем, именно потому, что это требование выполняется, мы и уважаем человека».[4]

Со всеми своими подчиненными каждый начальник обязан быть ровным, от каждого в равной степени требовать исполнения его служебных обязанностей, установленных правил поведения. В отношениях с подчиненными начальник не имеет права поддаваться чувству симпатии и привязанности. Он всегда должен быть объективным ко всем и давать оценку подчиненным по их конкретным делам. Несправедливые излишние придирки к одним подчиненным и попустительство к другим подрывает основы дисциплины и могут в ряде случаев привести к тяжелым правонарушениям и даже преступлениям.

Начальники в органах внутренних дел наделены большими полномочиями по применению к подчиненным аттестованным работникам поощрений, взысканий и иных мер воздействия в целях воспитания и обеспечения дисциплины и порядка во вверенных им учреждениях, отделах и подразделениях. Использование этих полномочий проводится в тесной связи со всеми другими мероприятиями и мерами воспитательного и профилактического характера, с проявлением постоянной и большой заботы о нуждах подчиненных, об их бытовых условиях и своевременно удовлетворении всеми видами положенного довольствия.

Так, в соответствии с п.п. 2.1, 2.3, 4.1 - 4.5 Приказа МВД РФ от
02.08.1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел» начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ, начальникам УВДТ, УЛИТУ, органов внутренних дел УРО МВД
России приказано:

- считать одной из важнейших задач руководителей органов внутренних дел всемерное укрепление законности и дисциплины;

- шире использовать в целях мобилизации личного состава на добросовестное исполнение служебных обязанностей моральные и материальные формы стимулирования. К нарушителям дисциплины и законности применять меры материального ограничения: снижать размеры или лишать полностью выплачиваемых ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; премии за личный вклад в общие результаты по реализации возлагаемых на органы внутренних дел задач, выполнение специальных заданий и добросовестное исполнение служебных обязанностей; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года; ежемесячной доплаты

(надбавки к денежному довольствию) сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию;

- решительно пресекать факты сокрытия случаев правонарушений, допущенных личным составом, беспринципности в их оценке. Принимать к виновным строгие меры дисциплинарного воздействия вплоть до освобождения от занимаемой должности;

- организовать в системе служебной подготовки постоянно действующие семинары руководящего и командного состава по обучению современным формам и методам работы с подчиненными, укрепления законности и дисциплины, основам воспитания сотрудников, педагогики и психологии;

- постоянно осуществлять разъяснение требований норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение преступлений и должностных проступков, раскрывать содержание норм служебной дисциплины, этики, такта, профессионально - ориентированного поведения. Использовать в этих целях возможности средств массовой информации, художественную литературу и произведения о деятельности органов внутренних дел, показывающие нравственную суть дисциплины и профессиональной культуры. В работе по укреплению дисциплины и законности среди личного состава основной упор делать на индивидуальное воспитание подчиненных, обратив особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков, на молодых сотрудников.[5]

Рассмотрим формы власти, существующие в коллективе.

Одним из видов формы власти является власть, основанная на законе, которую также называют традиционной властью. Человек, подчиняющийся такой власти, уверен и согласен с тем, что начальник имеет право принимать решения, отдавать приказы, распоряжения, командовать подчиненными. Законная власть основывается на иерархической структуре учреждения, при которой люди расставлены по ступеням учреждения.

Считается, что культура Запада тысячелетия укрепляла власть начальства. И потому подчинение человека человеку, занимающему определенную должность, принимается как должное, как нормальный порядок существования общества. Постепенно в обществе зародилась соответствующая традиция.
Отрицательной чертой этого вида власти является отчуждение системы управления от человека, бюрократизация власти. Человек подчиняется должности, а не человеку. Соответственно вознаграждения предоставляются прежде всего тем, кто лучше всего подчиняется учреждению, а не тому, кто лучше работает, более компетентен, но одновременно и более независим. Это оборотная сторона всеобщей покорности.

Проявлением порядка, основанного на традиции, является распределение наград не за результаты труда, а за трудовой стаж.

Следующим видом власти является власть, основанная на принуждении.
Сила этого вида власти состоит в страхе, который внушает обладающий властью начальник. Этот страх основывается на следующих полномочиях обладателя власти: расторгнуть договор, применить меру наказания, лишить премии и других материальных благ. Этот вид власти эффективен при соблюдении определенных правил, независимо от того, нуждается или не нуждается человек явно в каких-либо благах.

Кроме того, негативная эмоция, возникшая при представлении возможных мер наказания, также способствует действенности этого метода. Как указывают многие специалисты, именно страх – та причина, которая заставляет человека соглашаться с влиянием, властью других.

Различают множество страхов – потерять работу, надбавку, льготы, доверие начальника и так далее.

Способами вызвать, активизировать страх начальники пользуются очень часто. Использование начальниками разных уровней такого способа вызвать страх, как унижение, заставляет подчиненных работать более полноценно и эффективно. Например, начальник может перевести в менее удобный кабинет, перевести на не престижную должность, громогласно указать на некомпетентность и так далее.

Принуждение, хотя и вызывает внешнюю покорность, нередко сопровождается чувствами скованности, страха, отчуждения, желанием мести, низкой производительностью труда, текучестью кадров, неудовлетворенностью работы, стремлением сознательно обманывать начальника.

Этот метод неудобен и тем, что его основа – это эффективная система контроля, которую создать нелегко, да и она слишком дорога для любого учреждения.

Третьей формой власти является власть, основанная на вознаграждении, на поощрении. Работник выполняет свои обязанности в этом случае по тому, что верит в возможность удовлетворить свои потребности с помощью поощрения.
Это влияние основано на положительных эмоциях, связанных с так называемым пряником.

Недостатком этого вида власти является довольно сложная система применения – нужно определить главные потребности работников, чтобы предложить им те формы поощрения, которые удовлетворяют их потребности.
Другой недостаток – ограниченность средств, которые учреждение может выделить на поощрение.

Четвертая форма власти – экспертная власть. Рекомендации экспертов выполняются потому, что эксперты знают решение проблем, различных вопросов, пути достижения цели. Власть эксперта – это влияние через разумную веру.

Пятая форма власти – эталонная власть. Эта власть, основанная на влиянии примера. Этот вид власти основан на силе личных качеств, способностей лидера. Последователи такого лидера испытывают потребности в принадлежности к его группе, уважении этой группы. Типичными чертами лидера является:

. умение говорить, убеждать;

. уверенная и достойная манера держаться;

. способность внушить чувство восхищения своей личностью;

. способность как бы излучать энергию;

. обладание внушительной внешностью;

. обладание независимым характером.

В большинстве случаев отделы кадров, подыскивая начальников разных рангов, ориентируются на перечисленные качества, присущие лидерам.

Идеальный вариант управления состоит в попытке комплексно использовать все эти пять видов власти для повышения работы учреждения.

Шестая форма власти – власть путем убеждения. Этот вид власти – самый эффективный способ влияния. Убеждение - это наиболее эффективная передача своего мнения, решения.

Все рассмотренные виды власти можно сгруппировать несколько по- другому. Такие виды, как власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, на убеждении, включаются в содержание законной власти. В то же время каждый вид власти может существовать обособленно. Например, один из работников учреждения, даже не обладая законной (легитимной) властью, с помощью убеждения может влиять на поведение всего учреждения, а кто-то из сотрудников может попросту запугать коллег и приобрести в учреждении определенную власть. Лица, обладающие иными видами власти в коллективе, кроме законной, всегда интересовали отделы персонала, так как с ними необходима очень большая работа для того, чтобы они не мешали работе учреждения, а наоборот, использовали свое влияние ему на пользу.

Седьмая форма власти – влияние через участие в управлении. В данном случае поведение человека мотивируется потребностями высокого уровня: во власти, компетентности, успехе, самовыражении, лидерстве.

При применении этого вида власти объединяются власть начальника и власть исполнителя.

Этот вид власти подходит не всем. Так, он не подходит для сотрудников, которые не любят ясности, не склоны к индивидуализму и которым нравится ситуация, когда за них все решают другие.

Так на чем же все-таки основывается власть? Рассмотрев вышеперечисленные формы власти можно выделить источники власти:

- сила, которая порождает у других людей уступчивость и смирение;

- богатство – дающее возможность обеспечить людям средства существования;

- занимаемое положение;

- владение информацией; организация – которая мобилизует ресурсы и способна проводить в жизнь решения.

§ 3. Методы управления, применяемые при дисциплинарных отношениях.

Процесс управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.

Воздействие субъекта управления на волю объекта управления осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами социального управления. Следовательно, метод управления
– это способ практического осуществления целей, задач и функций управления.
Содержание метода управления дает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.

Из содержания характеристики методов управления следует, что методам управления присущи следующие характерные черты: они выражают связь субъекта управления с объектом управления; метод – это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления, т.е. воздействие одного человека на другого, одного коллектива людей на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека; методы – это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей; методы управления являются наиболее подвижным и активным элементов в системе управления; методы управления носят альтернативный характер; в государственном управлении они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером.

Методы управления в деятельности органов внутренних дел, так же как и в других системах управления, призваны обеспечить высокую эффективность деятельности личного состава органов внутренних дел, их слаженную работу, способствовать развитию творческой инициативы каждого работника. Назначение любого метода управления состоит в конечном счете в воздействии на человека, конкретного сотрудника.

Методы управления представляют собой систему способов и приемов, с помощью которых реализуются цели, задачи и функции управления.
Существование множества методов обусловлено сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.

Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на субъекты управления: прямой или косвенный.

Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Неисполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность). Совершенно очевидно, что в силу самой природы социального управления методы прямого воздействия абсолютно необходимы для нормального процесса управления.
Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления.

Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.
Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение стимулируется соответствующими средствами. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления.

Выбор конкретных методов управления и их практическое применение обуславливаются рядом факторов субъективного и объективного характера.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.