реферат, рефераты скачать
 

Дворцово-парковые комплексы Беларуси как перспективные объекты туристских маршрутов


Дворцово-парковые комплексы Беларуси как перспективные объекты туристских маршрутов

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИКУССТВ
КАФЕДРА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА










 КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теме

«ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ БЕЛАРУСИ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ»




                                   Выполнила:

                                         студентка 2 курса

                                                                       Осененко Вероника Анатольевна

                                                                         _______________________

                                                     Научный руководитель:

                                                                  Блищ Валентина Леонидовна

__________________________


Вильнюс, 2007

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.                 ИСТОРИЯ, АРХИТЕКТУРА И КУЛЬТУРА СТАРИННЫХ

ДВОРЦОВ И УСАДЕБ  БЕЛАРУСИ

                        Владельцы  и  их  усадьбы

2.                 ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ

КОМПЛЕКСОВ

 2.1.    Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала

2.2.          Балльная оценка дворцово-парковых комплексов и

 их характеристика

3.                 ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ БЕЛАРУСИ

                        Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы

                        Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых  комплексов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Темой данной курсовой работы является Дворцово-парковые комплексы как перспективные объекты туристических маршрутов. Искусствовед-историк, доктор биологических наук А.Т.Федорук, который с 1967 года занимается изучением истории, архитектуры, культуры старинных усадеб, отметил, что в процессе работы постоянно росло убеждение, что каждая старинная усадьба - это особый культурно-исторический и экономический пласт, тесно связанный с историей и жизнью других усадеб и страны в целом. По его словам, несмотря на потери и разрушения, надо стараться смотреть на бывшие усадьбы с высоты, именуемой историей культуры человечества. За каждым творением, если даже оно оказалось в руинах, стоят философия, поэзия, живопись, архитектура, быт и нравы той или иной эпохи[2].

Актуальность данной темы продиктована самой жизнью. С одной стороны - последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая — невероятно быстрый рост количества путешествующих людей, в результате чего туризм из малозначимой сферы экономической деятельности превратился в одну из крупнейших и наиболее прибыльных индустрий мира. Вторая — распространение идей охраны окружающей среды, которые стали неслыханно популярны среди представителей цивилизации, особенно западной. Экологизация сознания коснулась, естественно, и туристов[19].

В результате возник спрос на виды туризма, альтернативные массовому, — всякого рода “зеленые” путешествия. А Беларусь — идеальная страна для всех видов “зеленых” путешествий: экологических, сельских, приключенческих, этнографических[19].

С другой стороны  - включение ценного историко-культурного и природного на­следия Беларуси в сферу международного туризма. «Если ценные природно-территориальные ландшафты Беларуси являют собою неповторимую и во многом уникальную часть ландшафтов Европы, то памятники истории и культуры являют собою вклад белорусского народа  в культурную сокровищницу мировой цивилизации. Степень сохран­ности, благоустройство памятников и историко-градостроительных заповедников, их доступность для туризма благоприятствуют об­щению данной страны с иными народами мирового сообщества, в значительной степени формируют мнение о благополучии государ­ства, что в конечном итоге благоприятствует развитию деловых и культурных контактов» [ 12].

Целью данной курсовой работы является определение туристских возможностей старинных дворцово-парковых ансамблей Беларуси и выдвижение некоторых предложений по более рациональному их использованию как объектов туристических маршрутов и как самостоятельных культурно-исторических и архитектурных достопримечательностей.

Задачи исследования:

Изучить по литературным источникам и интернет-ресурсам старинные усадьбы и дворцы, их историю возникновения, архитектуру и парковую культуру;

Выявить их территориальное распределение в привязке к  дорожной инфраструктуре и  к  туристической инфраструктуре, т.е. к зонам прохождения туристических маршрутов либо к  зонам отдыха;

Разработать критерии определения перспективности дворцово-парковых ансамблей как культурно-исторических и архитектурных объектов и определить наиболее перспективные объекты для туристского использования;

Описать и проиллюстрировать наиболее интересные с туристической точки зрения дворцово-парковые комплексы.

Данная курсовая работа состоит из трех частей.

В первой части кратко рассматривается история возникновения усадеб на территории Беларуси, описывается влияние европейской культуры на архитектуру строений и на развитие парковой культуры, а также участие самих владельцев в формировании и жизни собственных  усадеб.

Во второй части описывается выявленное территориальное распределение старинных усадеб и дворцов, разрабатывается комплекс критериев для определения перспективности как культурно-исторических памятников, и, как результат проведения исследований согласно выбранным критериям, определяются наиболее перспективные.

В третьей части дается краткое описание дворцово-парковых комплексов и старинных усадеб, которые были выделены мною как перспективные, и могут являться объектами туристических маршрутов. А также в этой части мною выдвигаются некоторые предложения по использованию старинных дворцово-парковых ансамблей и старинных усадеб, основанные на изучении литературы, истории, статей, Интернет- ресурсов.

1.                ИСТОРИЯ, АРХИТЕКТУРА И КУЛЬТУРА СТАРИННЫХ 

ДВОРЦОВ И УСАДЕБ БЕЛАРУСИ


В  культурно-историческом  наследии  Беларуси  особое  место  занимают  старинные  усадьбы  -  сложные  комплексы  соподчиненных  архитектурных  и природных  элементов.  Они  включают  жилые, служебные, хозяйственные  и  промышленные  сооружения,  сады  и  парки, водные системы, а также малые архитектурные формы, каплицы, объединенные логикой планировочного построения и созданные в соответствии со стилевыми требованиями определенной эпохи. Усадьбы формировались в русле развития общеевропейской культуры с учетом исторических, экономических и природных условий, местных традиций. Немалое значение имели также образ жизни, эстетические вкусы их владельцев[1, стр.7].

История возникновения усадеб уходит в глубокую старину. По данным археологических раскопок, они как частновладельческие замки известны на территории Беларуси с XI – XIIвв.

Следует отметить, что ни одна из европейских стилевых волн не обошла нашей восприимчивой культурной почвы.  Усадьбы эволюционировали от древних укрепленных дворов до хорошо отстроенных ренессансных комплексов и далее к художественным ансамблям барокко. Усадьбы наиболее богатых имений этого периода представляли собой величественные ансамбли, пользующиеся европейской известностью (Несвиж, Альба, Слоним, Ружаны, Бочейково), в которых архитектура, живопись, скульптура и садовое искусство отличались особым великолепием.

Необычайно представительной была эпоха классицизма и особенно романтизма, расцвет которой приходится в Беларуси на первую половину XIXв. Развитию романтизма благоприятствовала спокойная красота белоруской природы, а уважение к природе было главной чертой стиля.

Разнообразием архитектурных форм, размерами, подчеркнутой утилитарностью отличаются усадьбы, построенные в формах эклектики, а затем модерна (примерно с середины XIXв.).

Усадьбы были мощными хозяйственными системами и в то же время исключительным культурно-историческим явлением края. Родовые гнезда создавались рядом поколений. Историческая цепь предков обязывала беречь родовое наследие. Богатые люди - владельцы этих усадеб - были прекрасно образованы, они занимались наукой, искусством, это были очень авторитетные люди,  которые очень много сделали для Беларуси.  В традиции рода, преемственности поколений  складывался шляхетский материальный и духовный усадебный мир [1, стр.7].


1.1.  Владельцы  и  их  усадьбы


В прошлом усадьбы были выразительными культурными и экономическими центрами на Беларуси.  Принадлежали они в основном шляхте. Формирование и жизнь исторических усадеб, их ценность обусловлены особенностями этого привилегированного сословия.

Шляхетством наделялись за особые заслуги, а также при достижении определенной должности (гражданской или воинской). Шляхти чи заносились в родоводные  книги. Права и привилегии были утверждены Статутами Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566 и 1588 годов.

Слово «шляхта» - немецкого происхождения и означает «род, порода». Из Германии оно перешло в Польшу, а затем, на рубеже XII и XIV вв., вошло в употребление на Беларуси. Шляхтой считалось рыцарство – низшая группа светских феодалов. Основной обязанностью шляхтичей была защита Родины. Основой политической и экономической мощи шляхты являлась земельная собственность. За хорошую службу земли дарили великие князья и короли: Витовт, Казимир, Александр, Жигимонт Старый, Жигимонт Август.

Шляхта в Беларуси, как и в целом в Великом княжестве Литовском, по сравнению с другими странами Европы была многочисленной. Преобладающая часть шляхты принадлежала к так называемой застенковой, или шарочковой, шляхте, которая имела фамильный герб, коня и право носить саблю, но не имела крепостных. [ 6, 8, 7]. К концу XIX в. Численность такой шляхты значительно увеличилась в результате бесконечных разделов земли между наследниками.

Шляхта оказывала значительное влияние на развитие белорусской культуры, на социально-экономическую жизнь страны, содействуя переходу на рыночно-капиталистический путь развития.  В 1860-е годы, например, большинство мануфактур и фабрик Беларуси, преимущественно сахарных, мукомольно-крупяных, винно-водочных, принадлежало шляхте. Мельницы, сыроварни, винокуренные заводы имелись почти в каждом имении.  Во многих имениях имелись кирпичные заводы, сукновальни.  При некоторых имениях имелись заводы по выплавке чугуна из местных железных руд. Беларусь также славилась стекольным производством.[3, 4] 

С усадьбами связано еще одно примечательное явление в Беларуси – коллекционирование, положившее начало музейному делу.[4, 5]

Принадлежностью каждой усадьбы был плодовый сад или парк, обычно окружавшие усадебный дом или примыкавшие к нему. Сад со всем разнообразием растений и животных мыслился как подобие Вселенной, как особый микромир, рай, Эдем [1, стр. 13-16].

2.  ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ

КОМПЛЕКСОВ

Туристский потенциал дворцово-парковых комплексов и старинных усадеб, с моей точки зрения, - это совокупность  культурно-исторического и природного потенциала этих объектов. Эти две составляющие рекреационных и познавательных ресурсов любого района или местности фактически неразделимы. Для определения перспективности дворцово-парковых ансамблей как туристических объектов, необходимо определить их потенциал, т.е. наличие следующих характеристик:

-          древняя история;

-          интересные либо необычные архитектурные решения;

-          выгодное географическое положение;

-          богатейшая природа;

-          ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады.

Для определения наиболее перспективных дворцово-парковых ансамблей как потенциальных туристических объектов мною была поставлена задача выработки критериев для их оценки.


2.1.         Разработка критериев для оценки культурно-исторической значимости и туристского потенциала

Для определения культурно-исторического потенциала следует охарактеризовать объект с точки зрения  наличия совокупности материальных и духовных ценностей, таких  как уникальность, историческая и художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность.

С моей точки зрения, одним из самых первых и основных критериев оценки культурно-исторических памятников должна быть историческая ценность, и, как следствие, известность. Архитектурная ценность, с указанием стиля, выбранного при построении объекта – также один из необходимых критериев оценки. И в то же время, немаловажную роль должна также играть сохранность объекта, т.к. естественно, что осмотр полностью развалившегося объекта не может заинтересовать туриста. Хотя и с этим утверждением можно поспорить – и руины могут быть прекрасны и этому есть неопровержимые доказательства. Поэтому необходимо наличие такого критерия, как эстетическая привлекательность. Уровень парковой культуры, который  может характеризовать владельцев усадеб с точки зрения их культуры и образованности и который создает своеобразный микромир усадебных ансамблей – еще один из критериев оценки дворцово-парковых комплексов. Наличие поблизости развитой туристической инфраструктуры – также один из главных критериев оценки для актуального использования объекта в туристических маршрутах. Не последнюю роль также  играет  и привязка к дорожной инфраструктуре.  Для оценки по двум последним критериям мною были нанесены на карту Беларуси (разбивка по областям) отметки о расположении на территории Беларуси значимых культурно-исторических достопримечательностей (см. Приложение 1-6), а так же приводится карта с отмеченными на ней уже существующими познавательными туристическими маршрутами по Беларуси  и с местами массового отдыха(См . Приложение 7 ).

При оценке исторической ценности была использована следующая шкала:  строительство объекта до XVIII в.   -  5 баллов;  в  XVIII в.   -   4 балла; в XIX в. – 3 балла; начало XX в.  – 2 балла; после середины XX в. – 1 .

При оценке архитектурной ценности:  строительство всемирно-известными архитекторами – 5 баллов, известными архитекторами – 4 балла; оригинальность архитектурного стиля – 3 балла; частичное использование архитектурных стилей – 2 балла; отсутствие архитектурного стиля – 1 балл.

При оценке известности:  объект имеет мировую известность – 5 баллов; известность на республиканском уровне – 4 балла; объект включен в основные туристические маршруты – 3 балла; объект известен специалистам и  жителям ближайшего района – 2 балла; объект известен только специалистам или имеются только архивные сведения – 1 балл.

Шкала уровня парковой культуры: парк является лучшим образцом паркостроения своего времени – 5 баллов; является украшением ансамбля – 4 балла; достаточно хорошо сохранился – 3 балла; сохранился плохо – 2 балла; как таковой не существует – 1 балл.

Шкала наличия туристской  инфраструктуры: объект включен в основные туристские маршруты республики – 5 баллов; включен в некоторые туристские маршруты – 4 балла; располагается вблизи мест массового отдыха – 3 балла; располагается  вблизи прохождения туристских маршрутов либо в городах – 2 балла; полное отсутствие туристской инфраструктуры –1 балл.

Привязка к дорожной структуре: объект располагается на пути автомобильных дорог республиканского значения – 5 баллов;  вблизи автомобильных дорог республиканского значения – 4 балла; по дороге районного значения – 3 балла; вблизи дороги районного значения – 2 балла; достаточно долго добираться по проселочной дороге – 1 балл.

При оценке эстетической привлекательности использовалась шкала от 5 до 1 по чисто субъективному мнению.

Шкала критерия сохранности: объект отлично сохранился – 5 баллов; хорошо сохранился – 4 балла; был  перестроен – 3 балла; плохо сохранился – 2 балла; сохранились только руины – 1 балл.


2.2.         Балльная оценка дворцово-парковых комплексов и их характеристика

С помощи разработанных мною критериев я постаралась оценить, насколько потенциально может рассматриваться каждый изученный мною дворцово-парковый ансамбль. Все оценки занесены в таблицу и просуммированы.

Таблица 1


Балльная оценка дворцово-парковых комплексов Беларуси


Название дворцово-паркового комплекса

Адрес расположения, примерная дата строительства, архитектурный стиль

Историческая  ценность

Архитектурная ценность

Известность

Уровень парковой культуры

Наличие туристской инфраструктуры

Привязка к дорожной инфраструктуре

Эстетическая  привлекательность

Сохранность

Общая  сумма баллов

Дворцово-парковый ансамбль Тышкевичей

Воложин, нач.XIX в.

3

4

3

4

4

4

3

4

29

Дятловский дворцовый ансамбль

Дятлово,Гродненская обл. 1751

4

4

2

2

3

3

2

3

23

Дворец Хрептовичей

Бешенковичи, Вит. обл., 1770, ранний классицизм

4

3

2

4

4

3

3

4

27

Замок Сапегов (руины)

Гольшаны, Ошмянский р-н, Гродненская обл., 1 пол. XVII в

5

1

3

1

4

4

3

1

22

Усадьба Потоцких

д.Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл, 1816г., классицизм

3

3

2

2

3

2

3

3

21

Новый  замок

Гродно, Гродненская обл, 1 пол. XVIII в., рококо

4

4

2

1

5

5

3

3

27

Дворец  Уместовских

Жемыславль, Ивьевский р-н, Гродненская обл, 1877, неокласс

3

4

2

2

4

2

4

4

25

Усадьба  Юндзилов

Ивацевичи, Брестская обл, XVIII в.

4

3

2

1

4

5

2

3

24

Усадьба  Радзивиллов «Радзивиллимонты»

д.Кр.Звезда, Клецкий р-н, Минская обл, 2 пол. XVIII – XXв,кл.

4

3

3

2

3

2

2

2

21

Дворец  губернатора

Витебск, Витебская обл, 1811г., классицизм

4

4

3

1

5

5

4

3

29

Усадьба Потоцких

д.Высокое, Каменецкий р-н, Брестская обл, 1816г., классицизм

3

3

2

2

3

2

3

3

21

Дворец  Румянцевых-Паскевичей

Гомель, Гомельская обл, 1785-1793гг., классицизм

4

3

4

5

5

5

4

3

33

Дворцово-усадебный комплекс Четвертинских

д.Желудок, Щучинский р-н, Гродненская обл, 1908г., модерн

2

2

2

2

3

3

3

3

20

Дворцово-усадебный комплекс Булгаков

д.Жиличи, Кировский р-н, Могилевская обл, 1830 г

3

3

2

3

2

3

3

4

23

Усадьба  Огинских

д.Залесье, Сморгонский р-н, Гродненская обл, 1802-1822гг, кл

3

3

5

4

3

3

4

4

29

Дворец  Пусловских

д.Коссово, Ивац. р-н, Брестская обл, 1838г., ретросп.-готичес

3

4

4

3

4

4

4

4

30

Усадьба генрал-лейтенанта Гатовского

д.Кр.Берег, Жлобинский р-н, Гомель.обл, 1890-1893гг, модерн

3

4

3

4

3

4

4

4

29

Дворец  Потемкина

г.Кричев, Могилевская обл, 1778-1787гг, ранний классиц

4

3

2

1

2

4

2

3

21

Дворец архирея Георгия Конисского

г.Могилев, Могилевская обл, 1762-1785гг, барокко

4

4

2

1

2

5

3

3

24

Усадьба Наркевичей-Иодко «Малысковщина»

д.Наднеман, Узден. р-н, Минская обл, 1820-1830гг, неорен.

3

3

2

2

4

3

2

2

21

Дворец Бохвицей

д.Павлинов, Баран. р-н, Брестская обл, 1906-1909гг, неогот.

2

3

2

2

3

3

4

3

22

Дворцово-Парковый ансамбль Радзивиллов

г.Несвиж, Миская обл, XVII-XVIII вв, разл.стили

5

5

5

5

5

4

5

4

38

Дворец Радзивиллов

д.Полонечка, Барановичский р-н, Брестская обл, XVIII-XIXвв.

4

2

3

1

3

3

2

3

21

Усадьба Чапских

д,Прилуки, Минский р-н, Минская обл, XIX в, ретросп.-готич.

3

3

3

2

5

4

4

3

27









Продолжение

Дворцовый комплекс Сапегов

д.Ружаны, Пруж. р-н, Брест. обл, 1 пол. XVIIIв,позд.ренесс.

4

4

4

1

3

3

4

2

25

Усадьба Шадурских, Дворец (руины)

д.Освея, Верхнедвинский р-н, Витебская обл, 1782г.

4

3

3

3

4

1

3

2

23

Дворец Бутримовича

г.Пинск, Бресткая обл, 1784-1790гг, барокко-классицизм

4

4

3

2

4

4

5

4

30

Дворец Тизенгауза

г.п. Поставы, Витебская обл, 1788г. – 1 пол. XIX в., класс.

4

3

4

4

5

2

4

4

30

Дворцово-парковый ансамбль Валовичей

Святск, Гродн. р-н, Гродненская обл, 1779, барокко-классиц.

3

4

3

4

3

3

3

4

27

Усадьба Манюшко

г.п.Смиловичи, Червенский р-н, Минская обл, XIX в, неогот.

3

3

2

2

2

4

3

3

22

Усадьба Сципионов

г.Щучин, Гродненская обл,, XIII-XIXвв., барокко, классиц.

4

3

3

4

3

4

3

4

28

Дворец Рдултовских

г.Снов, Несвижский р-н, Минская обл, 1827г., классицизм

3

4

4

4

4

4

4

4

31

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.