реферат, рефераты скачать
 

Действия караулов и подразделений по конвоированию при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах


p> - при конвоировании на гужевом транспорте или пешим порядком – условная линия, определяемая местом нахождения конвоиров.

Сотрудники, получившие данные о побеге или обнаружившие признаки побега осужденного из охраняемого объекта (следы на КСП, нарушение охранной сигнализации, пролом в ограждении, подкоп, отсутствие осужденного на проверке), немедленно сообщают об этом оперативному дежурному.

Оперативный дежурный при поступлении сигнала о побеге:

1. Немедленно сообщает начальнику караула и совместно с ним организует преследование, а затем докладывает о происшествии начальнику колонии, дежурным центрального и территориального органов УИС, МВД, ГУВД, УВД и информирует дежурного горрайоргана внутренних дел по месту дислокации колонии.

2. По указанию начальника колонии объявляет сбор начальствующего состава по тревоге согласно схеме оповещения.

3. Обеспечивает охрану места и следов побега.

4. Организует пофамильную проверку осужденных с целью точного установления лица, совершившего побег.

5. Дает указание о приведении в готовность транспортных средств.

6. Принимает меры к задержанию бежавшего (высылает оперативные группы для блокирования наиболее вероятных направлений его движения).

7. Установив осужденного, совершившего побег, дает указание сотрудникам отдела специального учета о подготовке установочных данных по его личному делу, организует тщательный обыск его рабочего и спального мест, изъятие всех личных вещей и переписки, а также выявление и опрос лиц, знавших отсутствующего осужденного.

8. Уточняет, когда и с кем были последние свидания бежавшего осужденного, от кого получал передачи, посылки, бандероли и его связи.

9. При отсутствии видимых следов преодоления линии охраны проводит тщательный осмотр мест возможного укрытия, подземных сооружений и коммуникаций. Одновременно устанавливает, когда, куда и какие транспортные средства выходили с территории колонии, опрашивает лиц, работавших вместе с отсутствующим осужденным.

По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах и действует по их указанию.

Начальник колонии организует розыск бежавшего осужденного в соответствии с планом действий при чрезвычайных обстоятельствах, требованиями Инструкции по охране ИУ и другими правовыми нормативными актами Минюста России и МВД России.

Оружие для пресечения побега из-под стражи может быть применено лишь в том случае, если совершающему побег лицу известно о взятии его под стражу в установленном законом порядке. При отсутствии других оснований, указанных в законе, применение оружия для задержания совершающих побег лиц, которым еще не объявлены постановление, протокол или иные документы, в которых зафиксировано решение оперуполномоченных на то органов или должностных лиц об их задержании или заключении под стражу, не допускается.

Оружие не должно также применяться и для пресечение побега лица, в отношении которого известно, что сроки его пребывания под стражей истекли, но по каким-либо причинам оно до сих пор не освобождено.

Запрещено использовать оружие и для пресечения побега других лиц, задержанных в связи с совершением административных правонарушений, отбывающих административный арест, задержанных за уклонение от отбывания административного ареста и т.п. Такие лица могут задерживаться с применением огнестрельного оружия только в том случае, если их побег сопряжен с нападением, опасным для жизни или здоровья сотрудника конвоя, либо попыткой завладения его оружием

Оружие в ходе непосредственного преследования может применяться до того момента, пока лицо, совершающее побег, не будет настигнуто или, напротив, окончательно потеряно преследующим из виду, т.е. до окончания собственно побега.

В юридической литературе на этот счет приводится следующий случай. Из зала суда сбежал подсудимый, обвиняющийся в совершении тяжкого преступления. В ходу осуществления розыскных действий два сотрудника конвоя, один из которых был в форменной одежде, заметили на опушке леса человека, схожего с разыскиваемым по приметам. На требование остановиться этот человек побежал в сторону леса, на предупредительные выстрелы не реагировал и был задержан только после прицельного выстрела, повлекшего его ранение. Задержанный оказался вовсе не тем лицом, которого разыскивали.
Сотрудники конвоя были осуждены за неосторожное преступление.

По мнению авторов, приведших этот пример, сотрудники конвоя, исходя из обстановки задержания, не могли осознавать ошибочности своего представления относительно личности задерживаемого и не должны были нести ответственность. Между тем, ни прежнее законодательство, разрешавшее применять оружие для задержания преступника, совершающего (именно совершающего, а не совершившего) побег из-под стражи, ни ныне действующий закон, не позволяют согласиться с указанными авторами. Побег уже был закончен, сбежавший, скрывшись из зала суда, не находился в поле зрения конвоя и его сотрудники применили оружие на свой страх и риск[10].

6. Действия при обнаружении у осужденных наркотических веществ

При обнаружении у осужденного вещества, похожего по внешнему виду на наркотическое (растительного или синтетического происхождения), либо получении информации о наличии такового вещества у кого-либо из осужденных оперативный дежурный совместно с лицами дежурной смены проводит тщательный обыск и доставляет осужденного и лиц, находящихся с ним, в комнату оперативного дежурного или на КПП.

Вещество изымается только в присутствии других лиц (понятых) и по факту изъятия составляет акт, который подписывается оперативным дежурным, младшим инспектором, а также другим представителем администрации.

Изъятое вещество помещается в пакет, опечатывается в присутствии лиц, участвовавших в его изъятии, которые расписываются на пакете.

Спальное и рабочее место осужденного подвергаются тщательному обыску, его личные вещи, переписка изымаются и доставляются в помещение оперативного дежурного, а осужденный изолируется в отдельную камеру.

Для проведения расследования вызывается сотрудник оперативного отдела, который подробно информируется о проделанной работе по данному факту.

Изъятое вещество и собранные материалы передаются ему под расписку на копии акта об изъятии.[11]

7. Действия при пожаре или стихийном бедствии

Работники колонии и осужденные, обнаружившие пожар на объектах учреждения, обязаны немедленно сообщить о месте его возникновения в подразделение пожарной охраны учреждения, оперативному дежурному и принять необходимые меры к его тушению. Одновременно работники колонии ведут наблюдение за осужденными с тем, чтобы исключить возможность совершения ими побегов или других преступлений, а также принимают меры к обеспечению их безопасности.

Оперативный дежурный, получив сообщение о пожаре, обязан:

1. Вызвать к месту пожара подразделения пожарной охраны государственной противопожарной службы (ГПС) и ведомственной противопожарной службы учреждения (ВПС).

2. Доложить о возникновении пожара и принятых мерах по его ликвидации начальнику колонии.

3. Проинформировать начальника караула для принятия мер по усилению охраны ИК.

4. Объявить сбор личного состава учреждения по тревоге согласно схеме оповещения.

5. Сообщить о происшествии дежурному по территориальному органу УИС.

6. С целью выяснения обстановки и принятия решений уточнить: место и размеры пожара, что горит, пути распространения огня; местонахождение людей в районе пожара и пути их спасения; вероятность взрыва, отравления, обрушения строительных конструкций, наличие в очаге пожара легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, отравляющих и взрывчатых веществ, а также электрических сетей и установок, работающих под напряжением; необходимость эвакуации имущества и материалов, защиты их от огня, дыма, огнетушащих веществ.

7. Принять меры к эвакуации людей с места пожара с использованием всех имеющихся сил и средств.

8. Организовать тушение пожара, привлекая к этому личный состав учреждения, членов добровольной пожарной дружины и секции пожарной безопасности, согласно плану тушения пожара.

9. Обеспечить усиление надзора за поведением осужденных, при необходимости выставить посты возле мест хранения материальных ценностей, привлечь на помощь членов СДП.

10. Организовать беспрепятственный проезд пожарной автотехники на охраняемые объекты и выделить для встречи и сопровождения подразделений государственной противопожарной службы сотрудников колонии, знающих расположение подъездных путей и водоисточников.

11. Обеспечить отключение электрической энергии (за исключением освещения периметра охраняемого объекта), остановку транспортных устройств, промышленного оборудования, перекрытие сырьевых, газовых и других пожароопасных коммуникаций, осуществить другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения пожара, вызвать медицинскую и другие необходимые службы.

12. По прибытии подразделений пожарной охраны проинформировать старшего начальника об очаге пожара, принятых мерах по его ликвидации, о наличии в помещениях людей и осуществлять другие мероприятия по распоряжениям руководителя тушения пожара.

13. Обеспечить охрану пожарной техники и пожарно-технического оборудования подразделений пожарной охраны, задействованных при тушении пожара, а также безопасные условия работы личному составу пожарной охраны.

14. После ликвидации пожара принять меры к устранению его последствий и проведению мероприятий согласно распорядку дня. При выезде с территории подразделений ГПС провести проверку наличия их личного состава, а также пожарной техники и пожарно-технического оборудования.

Руководство тушением пожара до прибытия должностного лица гарнизона пожарной охраны осуществляют начальник колонии или лицо начальствующего состава подразделения ВПС, которые по прибытии должностного лица гарнизона пожарной охраны информируют его о сложившейся обстановке и принятых мерах по тушению.

По прибытии подразделений ГПС руководство по тушению пожара возлагается на старшее должностное лицо гарнизона пожарной охраны, распоряжения которого обязательны для всех должностных лиц колонии, участвующих в тушении пожара.

При стихийном бедствии сотрудники колонии усиливают наблюдение за поведением осужденных, особенно за лицами, склонными к побегу. К поддержанию порядка и спасению имущества привлекаются члены самодеятельных организаций осужденных. Представители администрации и дежурной смены закрепляются за каждым жилым помещением, осуществляют наблюдение за поведением находящихся там осужденных в соответствии с указаниями оперативного дежурного, начальника колонии и его заместителей.

В колониях, расположенных в районах, подверженных стихийным бедствиям, заранее определяются соответствующие мероприятия, в том числе по усилению надзора за осужденными. Устанавливаются безопасные места, куда в случае необходимости выводятся осужденные.[12]

8. Действия при отравлении осужденных

При получении информации об отравлении осужденных оперативный дежурный:

1. Докладывает о происшествии начальнику колонии, его заместителю.

2. Вызывает по тревоге медицинского и оперативного работников и со своим помощником прибывает на место происшествия.

3. Обеспечивает изъятие пищевых продуктов или иных веществ, явившихся по предварительным данным источником отравления, охрану места происшествия; если отравление произошло в столовой, прекращает прием пищи, удаляет из помещения всех осужденных, уточняет количество и фамилии лиц, принявших пищу.

4. Организует доставку пострадавших в медицинскую часть.

5. При осложнении оперативной обстановки объявляет сбор личного состава.

6. Дает указание лицам дежурной смены усилить надзор за осужденными на постах несения службы.

7. По прибытии начальника колонии, его заместителя докладывает о принятых мерах, действует по их указанию.

9. Функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении ЧО

Заместитель начальника колонии по производству (директор предприятия) несет персональную ответственность за организацию надзора за осужденными на производственных объектах и выполнение инженерно-техническим персоналом обязанностей по надзору.

Начальник отряда обязан:

1. В пределах компетенции принимать меры к нарушителям установленного порядка отбывания наказания, вести учет состояния дисциплины и дисциплинарной практики среди осужденных отряда.

2. Готовить необходимые материалы для применения мер поощрения и взысканий на осужденных, в том числе на водворение нарушителей режима в
ШИЗО, перевод в ЕПКТ, ПКТ, одиночные камеры и запираемые помещения, присутствовать при водворении (освобождении) их в эти помещения (приложения
N 45 - 48).

3. Готовить списки злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания для установления над ними индивидуального шефства, принимать меры по предупреждению и локализации конфликтных ситуаций между осужденными, нейтрализации и разложению группировок осужденных отрицательной направленности.

Начальник цеха (участка) обязан:

1. Составлять необходимые документы на лиц, умышленно не выполняющих требования установленного порядка отбывания наказания на производстве, выводящих из строя технологическое оборудование, использующих его, а также сырье и материалы не по назначению.

2. Своевременно информировать лиц дежурной смены о совершенных или готовящихся правонарушениях со стороны осужденных.

3. Совместно с дежурной сменой принимать участие в реализации мероприятий по недопущению побегов, в том числе с использованием транспортных средств и другой техники, в проведении обысков на территории цеха (участка).[13]

10. Применение физической силы, специальных средств и оружия

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:

1. Предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.

2. Обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.

3. Доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждения, исполняющих наказания сообщают об этом прокурору.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:

1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан.

2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу.

3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.

4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побге либо причинить вред окружающим или себе.

5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавних из- под стражи из учреждения, исполняющего наказание.

В качестве специальных средств могут применяться:

- резиновые палки;

- наручники. При отсутствии наручников сотрудники уголовно- исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;

- светозвуковые средства отвлекающего воздействия;

- средства разрушения преград;

- водометы и бронемашины – только по указанию заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомление прокурора в течение 24 часов с момента их применения;

- служебные собаки;

- газовое оружие.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

Порядок ношения оружия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно- исполнительной системы.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

1. Для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

2. Для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием.

3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.

4. Для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства.

5. Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, также для задержания вооруженного лица, оказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

1. Для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным.

2. Для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статье основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

1. При отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств.

2. При побеге заключенных и осужденных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства по время движения.

3. При попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно- исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового побега, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно- исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику. Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора[14].

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрен порядок надзора за осужденными и действия сотрудников уголовно-исполнительной системы при возникновении следующих чрезвычайных обстоятельств:

- при неповиновении осужденных;

- при захвате осужденными заложников;

- при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью;

- при побеге осужденного;

- при обнаружении у осужденных наркотических веществ;

- при пожаре или стихийном бедствии;

- при отравлении осужденных.

В отдельной главе рассмотрены некоторые функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того определены случаи, когда возможно применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, и запреты на указанные действия.

Приложение 1

Акт о применении наручников
«___»_______ 200 __ г. в ________ час. ______ мин. применены наручники к осужденному (осужденным)
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(Ф.И.О) по распоряжению

______________________________________________________________________

(должность, звание, фамилия, инициалы)
Наручники применены в связи с
______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

(причины применения)
В применении наручников участвовали
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(звания, фамилии, инициалы)

Наручники сняты в _______ час. ______ мин.


Оперативный дежурный ______________________________________________


Помощник оперативного дежурного ___________________________________


____________________________________________________________________

(иные лица) (должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)

Список литературы
|1 |Конституция Российской Федерации |
|2 |Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.- |
| |М.: Зерцало, 2002. |
|3 |Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7. |
|4 |Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных |
| |колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002) |


6
| |Инструкция по планированию действий учреждений и органов |
| |уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской |
| |Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп) |
|6 |Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1. |
|7 |Письмо Министерства юстиции РФ «О порядке применения приказа Минюста |
| |России от 6.06.2002 № 152 «О мерах по реализации постановления |
| |Правительства Российской Федерации от 26.01.2002 № 132» |
|8 |Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и|
| |органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской|
| |Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под |
| |стражу» |
|9 |Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и |
| |статистика, 2003. |
|10 |Приказ Минюста РФ "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, |
| |содержащимися в исправительных колониях" |
|11 |Таблица сигналов МВД РФ |
|12 |Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон|
| |«О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» и закон РФ «Об |
| |учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения |
| |свободы» |

-----------------------
[1] Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.-
М.: Зерцало, 2002.
[2] Конституция Российской Федерации
[3] Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и статистика, 2003.
[4] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях
[5] Таблица сигналов МВД РФ
[6] Инструкция по планированию действий учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп)
[7] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[8] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[9] Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7.
[10] Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1.
[11] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[12] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[13] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[14] Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под стражу»



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.