| ||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудиторское заключениеАудиторское заключениеМинистерство сельского хозяйства РФ Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерский учет и аудит» на тему : «Аудиторское заключение»
Выполнил: студентка 5 курса экономического факультета 2 группы специальности 060800 Союзова Мария
Великие Луки 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1. 1 Необходимость аудита 1. 2 Сущность аудита и аудиторской деятельности
Глава 2. ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Глава 3. ВИДЫ АУДИТА
3. 1 Внутренний и внешний аудит 3. 2 Аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности и специальный аудит 3. 3 Обязательный и инициативный, первоначальный и согласованный аудит
Глава 4. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера. Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора. Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Росси звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества. В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации – бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, становление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер. Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Глава 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами: 1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами); 2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации; 3. необходимость специальных знаний для проверки информации; 4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансувую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Собственник, и, прежде всего, коллективные собственники – акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
1. 2 Сущность аудита и аудиторской деятельности
Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, т.е. отличительной его чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка. Как правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают банки, налоговые органы, потенциальные инвесторы и сами собственники. При этом каждый и пользователей аудиторских услуг, заботясь о своих интересах, объективно нуждается в функции засвидетельствования аудиторов. Чтобы удовлетворить эти потребности, резко возрастает число присяжных или дипломированных общественных бухгалтеров. Многие из них выполняют функции аудиторов. Далее необходимо более подробно определить сущность аудита. А она вытекает из тех задач, которые ставят перед ним законодатель и общество. Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот подход отражает американскую и некоторую иную зарубежную практику аудита, причем резко отличающуюся от практики известной нам ревизии.Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». А по действующим в РФ Временным правилам основной задачей аудиторской деятельности является определение достоверности отчетности экономических субъектов. Дословно (п. 5 Временных правил) это звучит следующим образом: Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Основные показатели(содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а до его принятия – нормативными актами Совета Министров – Правительства Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитных учреждений – нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. По Проекту закона данная основная задача, из формулировки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторы Проекта закона отметили, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Целью аудиторской деятельности в Проекте закона является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов во всех существенных аспектах, что более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам. Приведенная выше оговорка чрезвычайно важна. Она связана с тем, что цивилизованный рынок определяет главные, основополагающие задачи аудита иначе, нежели это делается сейчас в России. И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как: · процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации; · процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами. Таким образом, полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно. Такая цель просто нереальна. И все же практика аудита в странах с развитой рыночной экономикой действительно очень обширна, а стоящие перед аудитором задачи – весомы и значительны. Это можно увидеть в одном из наиболее применяемых западных (США) определений аудита[1] : Аудит (auditing) – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита: 1. Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор, Государственная налоговая служба и Центральный банк России. 2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста: · с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию; · с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов. 3. Финансовая независимость аудитора от клиента: · достаточный размер уставного капитала и чистых активов; · самострахование; · безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента; · оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов; · фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов. 4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента. 5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента. 6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита. 7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности.
Глава 3. ВИДЫ АУДИТА
3. 1 Внутренний и внешний аудит
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Необходимость во внутреннем аудите обусловлена: · усложнением организационной структуры предприятий; · разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования; · удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия; · стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление; · повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя: 1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений; 2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур; 3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации; 4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита представлена в таблице 2[2]. Таблица 1.
|
Факторы
|
Внутренний аудит
|
Внешний аудит
|
Поста-новка задач
|
Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом
|
Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
|
Объект
|
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия
|
Главным образом система учета и отчетности предприятия
|
Цель
|
Определяется руководством предприятия
|
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
|
Средства
|
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)
|
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
|
Вид деятельности Страницы: 1, 2 ИНТЕРЕСНОЕ
|