реферат, рефераты скачать
 

Аудит расходов по обычным видам деятельности


Аудит расходов по обычным видам деятельности

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(РГУПС)

 

 

Дисциплина "Аудит"

 

 

 

 

 

Курсовой проект

на тему: «Аудит расходов по обычным видам деятельности»

 

 










Ростов-на-Дону

2007 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Аудиторские доказательства и процедуры…………………...…….....5

Глава 2. Аудит расходов по обычным видам деятельности………..…….…...13

2.1 Цели и задачи аудита расходов по обычным видам деятельности…....….13

2.2 Характеристика предприятия…………………...……………………….….19

2.3 План и программа аудита расходов по обычным видам деятельности….21

2.4 Источники информации для проведения аудиторской проверки………..26

2.5 Протокол выявленных в ходе аудиторских проверки нарушений и ошибок………………………………………………….……………………..…28

2.6 Отчет……………………………………………………...…………….....….29

Заключение…………………………………………………..………………..….31

Список использованной литературы…………………………………..…….....32

Введение

 

В России аудит – новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы  деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, которой бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит -–деятельность направленная на снижение предпринимательского риска.

В данном курсовом проекте рассмотрен вопрос аудита расходов по обычным видам деятельности.

Правильность отнесения затрат на производство и реализацию продукции очень важна потому, что от этого зависит величина себестоимости продукции, и, следовательно, прибыли и рентабельности, размеры резервного и специальных фондов, размеры налогов на прибыль и другие показатели.

Цель данного курсового проекта – провести аудит расходов по обычным видам деятельности на примере условной организации.

Задачами курсового проекта являются:

- составление плана (общих вопросов проверки) и программы аудиторской проверки, содержащей  перечень  аудиторских процедур  в соответствии с  намеченными вопросами проверки;

- составление отчета с описанием выявленных нарушений и ошибок и рекомендаций по их устранению.

Курсовой проект состоит из теоретической и практической части. В теоретической части рассмотрены аудиторские доказательства и процедуры. Практическая часть состоит из:

- цели, задач аудиторской проверки и перечня типичных (наиболее распространенных) ошибок, допускаемых в бухгалтерском учёте по данному разделу;

- характеристики аудируемой организации;

- плана (общих вопросов проверки) и программы аудиторской проверки;

- источников информации для проведения аудиторской проверки;

- протокола выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и ошибок;

- отчета с описанием выявленных нарушений и ошибок.

Глава 1. Аудиторские доказательства и процедуры

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств определяет Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства».

Количество информации, необходимой для аудиторских оценок, стандартом жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Виды аудиторских доказательств:

1. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными:

- внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде;

- внешние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде;

- смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

2. Аудиторские доказательства могут быть прямыми и обратными:

- прямые доказательства непосредственно подтверждают истинность (правильность) сделанного предложения;

- обратные доказательства подтверждают истинность (правильность) сделанного предположения путем опровержения противоположного предложения.

3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными.

4. Аудиторские доказательства могут быть устными и письменными. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

- первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

- регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

- устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

- сопоставление одних документов экономического анализа с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

- бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу нацелены на получение аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Под процедурами проверки понимают:

- детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

- аналитические процедуры.

Независимо от вида аудиторских доказательств, они должны быть достоверными, достаточными и иметь надлежащий характер. Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов средств внутреннего контроля и проведения аудиторских процедур по существу.        Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность. Обычно аудитор считает необходимым полагаться на аудиторские доказательства, которые представляют собой лишь доводы в поддержку определенного вывода, а не носят исчерпывающего характера. Зачастую аудиторские доказательства собирают из различных источников или из документов различного содержания с тем, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу однотипных хозяйственных операций.

При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бухгалтерского учета, группы однотипных хозяйственных операций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным способом.

На суждение аудитора о том, что является достаточным надлежащим аудиторским доказательством, влияют следующие факторы:

- аудиторская оценка характера и величины аудиторского риска как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и на уровне остатка средств на счетах бухгалтерского учета или однотипных хозяйственных операций;

- характер систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценка риска средств внутреннего контроля;

- существенность проверяемой статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- опыт, приобретенный во время проведения предшествующих аудиторских проверок;

- результаты аудиторских процедур, включая возможное обнаружение недобросовестных действий или ошибок;

- источник и достоверность информации.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор обязан рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

- организация – устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений;

- функционирование – эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации экономическим субъектом не представлены существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, не являющегося безоговорочно положительным.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – утверждения, сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме и отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Они включают в себя следующие элементы:

- существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшее место в течение соответствующего периода;

- полнота – отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

- стоимостная оценка – отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

- точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

- представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

- инспектирование;

- наблюдение;

- запрос;

- подтверждение;

- пересчет;

- аналитические процедуры.

Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита.)

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос в информации, содержащейся в бухгалтерских записях.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операции, выявление причин таких ошибок и искажений.

Наряду с приведенными методами сбора аудиторских доказательств могут применяться и некоторые другие, например инвентаризация, прослеживание, устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны, подготовка альтернативного баланса.

Приведенные методы не противоречат тем, которые приведены в стандарте, а лишь дополняют и расширяют их. Так, инвентаризация является классическим методом, широко применяемым в бухгалтерском учете. Она дополняет такие методы, как наблюдение и инспектирование.

Прослеживание позволяет изучить нетипичные ситуации (статьи, бухгалтерские записи и др.), которые отражены в документах клиента. Этот метод близок по содержанию к подтверждению и аналитическим процедурам.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно указываются фамилия аудитора, проводившего опрос, а также фамилия, имя, отчество опрошенного лица. Данный метод может дополнять любой из приведенных в стандарте.

Составление альтернативного баланса, по существу, является расширенным вариантом метода «пересчет» и др.

Например, для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

Это весьма трудоемкая работа, но она позволяет проверить правильность ведения учета в целом по предприятию.

В целях расширения положений, касающихся методов сбора аудиторских доказательств, рассмотренные вопросы должны быть развиты во внутренних стандартах как аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, так и внутренних стандартах аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Глава 2. Аудит расходов по обычным видам деятельности

2.1 Цели и задачи аудита расходов по обычным видам деятельности


Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

Расходы по обычным видам деятельности формируются из расходов:

- на приобретение сырья, материалов, товаров и иных МПЗ;

- по переработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- по продаже продукции и товаров.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты  или величине кредиторской задолженности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.  

Целью проверки операций по производству и продажи продукции при проведении аудита является контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

- проверка неизменности выбранных в учетной политике схем и методов учета затрат и способов калькулирования себестоимости;

- анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

- проверка соблюдения временного фактора отнесения некоторых затрат на фактическую себестоимость;

- оценка качества инвентаризации незавершенного производства (сальдо 20 сч.) и распределения фактической себестоимости между незавершенным производством и себестоимость готовой продукции;

- проверка обоснованности, целесообразности и правомерности включения в затраты стоимости материалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д.;

- подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;

- изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;

- проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;

- оцениваются полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям; 

- анализируются правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

- контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

Типичными ошибками и нарушениями в учете готовой продукции и ее продаже являются следующие:

- нарушения, допущенные при оформлении первичных документов;

- отсутствие графиков документооборота;

- нарушения сроков хранения документации в архиве;

- отсутствие инвентаризации готовой продукции;

- несоответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;

- несоответствие применяемого предприятием способа оценки готовой продукции, отражаемой в бухгалтерском балансе, способу, утвержденному учетной политикой;

- неправильное формирование расходов по бартерным (товарообменным) сделкам;

- расходы организации не соотнесены с доходами;

- неправильная оценка остатков незавершенного производства;

- необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат;

- счетные (арифметические) ошибки при расчете отклонений фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от нормативной (плановой) производственной себестоимости продукции;

- невключение в выручку суммовых разниц;

- отсутствие аналитического учета в разрезе видов произведенной и отгруженной продукции;

- несоответствие данных складского учета данным бухгалтерского учета в части отгруженной продукции и хранящейся на складе;

- нарушение методологии учета (неверно составленные корреспонденции счетов);

- отражение на балансе организации продукции, выработанной ею из давальческого сырья;

- наличие сальдо на счете 90 «Продажи» на конец отчетного месяца;

- несоответствие данных аналитического и синтетического учета готовой продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора – подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.