реферат, рефераты скачать
 

Аудит в страховых компаниях


Важное значение имеет и лицо, в пользу которого заключен договор личного страхования (выгодоприобретатель). Если это лицо не является застрахованным, то договор может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным. Поэтому в ходе аудита следует проверить наличие согласия застрахованного лица, если выгодоприобретателем названо другое лицо.

Много ошибок допускается при заключении договоров медицинского страхования, что обусловлено спецификой отношений, регулируемых названными договорами, и наличием специального Закона РФ " О медицинском страховании граждан в РФ". Здесь, прежде всего, проверяется наличие у страховщика договора с медицинским учреждением, так как при его отсутствии страховая организация не имеет право заключать договоры страхования. При этом следует помнить, что для участия в медицинском страховании лечебное медучреждение должно иметь соответствующую лицензию. Поэтому договоры страхования, заключенные страховщиком при отсутствии у него договора с медучреждением или лицензии у последнего, не соответствуют требованиям закона и могут быть признаны недействительными.

Часто страховые компании заключают договоры добровольного медицинского страхования, которые значительно отличаются от типового, предусмотренного законом о медицинском страховании. Страховщики забывают, что закон устанавливает типовой договор не только по обязательному, но и по добровольному медицинскому страхованию и отклонение от него ставит под угрозу действительность заключенных договоров. В частности, распространенным нарушением является установление в договоре страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется осуществлять страховые выплаты, тогда как в типовом договоре такое условие отсутствует.

Другое распространенное нарушение в добровольном медицинском страховании - продажа населению так называемых монополистов. При обращении граждан за платными медицинскими услугами лечебное учреждение совместно со страховой компанией часто оплату этих услуг оформляют посредством выписки страхового полиса. Наличие последнего как бы свидетельствует о заключении договора страхования между страхователем и страховщиком. Однако оформленный в лечебном учреждении полис, на самом деле противоречит действующему страховому законодательству.

Закон устанавливает, что объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления, которого проводиться страхование. Событие  рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Однако эти признаки страхового риска полностью отсутствуют, когда полис выдается при обращении посетителя в медицинское учреждение за конкретной услугой, т.е. событие, на случай наступления, которого могло бы проводиться страхование, уже совершилось. Правила добровольного  медицинского страхования предусматривают, что обращение застрахованного в лечебное учреждение за получением медицинской помощи является страховым случаем, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Поэтому выдача страхового полиса при обращении гражданина в медучреждение является и чем иным как заключением договора страхования после страхового случая. Это является недопустимым, так как противоречит основополагающим принципам страхования. При установлении факта выдачи монополистов к страховой компании могут быть применены предусмотренные санкции со стороны органа страхового надзора.

     

3.2.2. Проверка обоснованности страховых выплат.

      

Контроль этого блока вопросов имеет целью подтвердить обоснованность и правомерность страховых выплат и, следовательно, достоверность финансовых результатов. Рассмотрим порядок проведения проверки на примере страхования имущества.

Аудит начинается, с контроля своевременности подачи страхователем заявления о страховом случае  условия страхования обязывают страхователя заявить о гибели или повреждении имущества обычно в течение одного - трех дней и если этот срок был нарушен, выясняют причины. Дату подачи заявления можно проверить по журналу учета убытков, который ведется в страховой компании.

После получения заявления страхователя, в котором указывается когда, где, при каких обстоятельствах и какое имущество погибло или повреждено, проводиться проверка соответствия приведенных сведений условиям договора страхования. Эта проверка имеет целью установить, является ли происшедшее событие страховым случаем, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату.

Прежде всего, необходимо установить было ли застраховано имущество на момент возникновения события, т.е. состоял ли договор страхования в силе. На это следует обратить особое внимание, поскольку договор мог еще не вступить в силу (не наступление оговоренной даты, с которой он начинает действовать, неуплата страховых взносов) или был уже прекращен(истечение срока действия, не внесение страхователем очередных взносов в установленные сроки при уплате их в рассрочку и т. д.).

Далее необходимо проверить было ли наступившее событие (например, уничтожение имущества в результате наводнения) включено в перечень стихийных бедствий и других опасностей, от которых проводиться страхование. Факт и причину возникновения события, причинившего ущерб, должны подтверждать необходимые документы от соответствующих организаций (гидрометеослужбы, пожарной охраны, милиции). Если наступившее событие не было предусмотрено договором страхования, то оно не является страховым случаем и страховщик отказывает в возмещении возникшего ущерба.

Аналогично поступает страховая компания, если погибшее или поврежденное имущество, указанное страхователем в заявлении о страховом случае, не было застраховано (при страховании части имущества были застрахованы совсем другие объекты: например, повреждены незастрахованные машины и оборудование, а страховалось лишь здание0), поскольку это также не считается страховым случаем.

Очень важно также сопоставить место гибели или повреждения имущества с его местонахождением, указанным страхователем при заключении договора страхования. Обычно страховая компания берет обязанность по выплате независимо от местонахождения имущества, но применительно к отдельным его видам (имущество, полученное страхователем по договору имущественного найма; принятое от других организаций, населения; домашнее имущество и др.) страховым случаем признается гибель или повреждение имущества лишь в тех местах, которые указаны в заявлении о страховании и страховом свидетельстве (полисе).

Если страховщик признает наступившее событие страховым случаем, то на основании заявления страхователя составляется акт установленной формы о гибели (повреждении) застрахованного имущества. Последний не составляется, если при проверке заявления будет установлено, что гибель (повреждение) имущества произошли не в результате страхового случая, или когда из-за несвоевременности сообщения не представляется возможным установить факт и причину гибели (повреждения) имущества, а также размер его повреждения. В этом случае страховщиком и страхователем составляется документ произвольной формы, в котором указываются только причины не составления  вышеназванного акта. Поэтому при наличии заявления о страховом случае и отсутствии акта о гибели (повреждении) застрахованного имущества необходимо выяснить причины его не составления.

Правила страхования обычно предусматривают, что страховая компания обязана приступить к составлению акта не позднее 3 - х дней и закончить эту работу в течение 5-10 дней со дня получения заявления от страхователя. Своевременность составления акта о гибели имущества также становиться объектом контроля.

Особенно тщательно проверяются разделы акта, где приведены сведения об уничтоженном (поврежденном ) имуществе и его остатках, а также содержащие расчет суммы ущерба. К акту должны быть приложены документы, на основании которых производиться расчет ущерба. Определение последнего по отдельным видам имущества имеет свои особенности. Например, при гибели основных средств размер ущерба исчисляется путем исключения из действительной стоимости имущества стоимости имеющихся остатков, а при повреждении объекта - путем исключения из стоимости восстановления (ремонта) стоимости остатков.

Для исчисления ущерба по  товарно-материальным ценностям (продукция, сырье, материалы, товары и т.д.) необходимо знать стоимость ценностей до и после страхового случая. Разница  этих стоимостей обычно и составляет сумму ущерба. Наличие ценностей на день пожара устанавливается по учетным данным страхователя, стоимость их - по балансу на ту же дату, а в случае уничтожения при пожаре бухгалтерских книг - по балансу на последнее отчетное число.

После проверки достоверности расчета ущерба следует проконтролировать правильность определения размера страхового возмещения. Обычно страховое возмещение за погибшее (поврежденное ) имущество исчисляется в таком проценте от суммы ущерба, в каком имущество было застраховано, но не выше страховой суммы, указанной в договоре страхования. Однако до исчисления страхового возмещения необходимо проверить правильность определения стоимости имущества, показанной страхователем в заявлении о страховании. Если проверкой будет установлено, что стоимость имущества в заявлении была показана ниже фактической суммы, то процент, в котором было застраховано имущество, соответственно уменьшается. Поэтому сумма страхового возмещения определяется путем умножения общей суммы ущерба на процент, в котором оказалась, застраховано это имущество после произведенной проверки, и делением полученного результата на 100.

Необходимо также обратить внимание на своевременность выплаты страхового возмещения. Договор страхования может предусматривать, что за задержку выплаты страховщик обязан уплатить страхователю штраф в оговоренном размере от суммы подлежащего выплате страхового возмещения за каждый день просрочки. Если такой факт имел место, то сумма страхового возмещения увеличивается на размер штрафа и это должно быть отражено в документах на выплату. Следует проверить правильность оформления актов, расчетов и других документов, на основании которых произведена выплата страхового возмещения. Если в них сделаны исправления, то последние должны быть оговорены, заверены лицами, составлявшими эти документы, и скреплены печатью страховщика.

Проверке подлежит и  адресность  страховой выплаты. Обоснованной может считаться выплата, которая произведена лицу, имеющему право на ее получение в соответствии с условием страхования: страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю). Выплата страхового возмещения, каким - либо другим лицам (строительным или ремонтным организациям предприятиям автосервиса и т. д.) возможна только при наличии письменного распоряжения страхователя (выгодоприобретателя).

Как известно, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Поэтому, если в документах компетентных органов указано виновное лицо, то у страховщика есть возможность обратиться с регрессным иском к этому лицу, а аудитор в данном случае контролирует работу по предъявлению претензий.

Правила страхования предусматривают случаи отказа в выплате страхового возмещения, например, если факт кражи со взломом не подтвержден органами милиции. В процессе контроля следует проверить наличие письменного решения страховщика об отказе в страховой выплате с мотивацией причин отказа, внимательно рассмотреть все случаи отказа и удостовериться, что эти решения приняты на основании пунктов, содержащихся в условиях страхования.

То же самое можно сказать и о снижении суммы страхового возмещения. В договоре страхования может быть предусмотрено, что при гибели (повреждении) имущества от пожаров, взрывов, аварий и других страховых событий, происшедших вследствие невыполнения руководителем предприятия предписаний органов государственного надзора (пожарного, технического и т. д.), а также нарушения технологии производства работ и несоблюдения правил хранения, сумма страхового возмещения снижается на оговоренную величину. Если имел место факт снижения величины возмещения, то в документах на выплату должно быть соответствующее заключение компетентных органов об имевших место нарушениях.

При проверке обоснованности выплат по личному страхованию изучаются заявление о выплате, страховое свидетельство, квитанция об уплате страховых взносов и другие документы. Если выплата связана со смертью застрахованного, должны быть приложены, кроме указанных документов, копия свидетельства ЗАГСа о смерти, свидетельство нотариальной конторы о праве на наследство (если страховая выплата производилась наследникам застрахованного). При выплатах за повреждение здоровья проверяется достоверность документов, послуживших основанием для принятия решения (особенно документов медицинских учреждений), правильность определения размера страховых выплат при наступлении временной или постоянной утраты трудоспособности.

Важно обратить внимание на лицо, которому произведена страховая выплата. В соответствии с действующим законодательством право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор личного страхования. Поэтому если в договоре назван выгодоприобретатель, а выплата произведена другому лицу, то она незаконна. Договор, в котором не назван иной выгодоприобретатель, считается заключенным в поьзу застрахованного. В случае его смерти выгодоприобретателями по такому договору признаются наследники застрахованного лица. В силу этого положения выплаты, осуществляемые в случае смерти работника непосредственно предприятию, заключившему договор страхования своих сотрудников, а также являются незаконными.

Специфической страховой выплатой является возврат премии по досрочно прекращенному договору страхования. При расторжении договора взносы, подлежащие возврату, должны направляться страхователю. Если же страховая организация выплачивает средства застрахованным лицам, то данные суммы не будут уменьшать базу обложения налогом на прибыль.

Во всех случаях, когда аудиторы приходят к выводу, что та или иная выплата является необоснованной, они рекомендуют произведенные расходы не относить на себестоимость страховых услуг, а в качестве источника такой выплаты показывать собственные средства страховщика.



3.3.КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ

Перестрахование является довольно сложным  и для многих отечественных страховых организаций недостаточно изученным видом деятельности. Поэтому в ходе аудиторской проверки особое внимание следует уделить контролю правильности осуществления перестраховочных операций.

Формы контроля рассматриваемой деятельности во многом определяются методом передачи рисков в перестрахование. Напомним, что такая передача может быть как разовой, эпизодической, так и на основе длительных договорных отношений. Поэтому по методу передачи рисков в перестрахование и оформления правовых взаимоотношений сторон перестраховочные операции делятся на факультативные и облигаторные (договорные).

При факультативной форме (она сейчас является преобладающей в нашей стране) страховая компания может передавать принятые на страхование риски в перестрахование. Но передающая компания не имеет никаких обязательств перед перестраховщиком по передаче того или иного риска, и этот вопрос рассматривается и ре­шается ею по каждому риску отдельно. В свою очередь и у перестраховщика нет никаких обязательств перед передающей компанией по приему рисков в перестрахование: он может отклонить полностью предложение, принять его частично или продиктовать свои условия, на которых готов принять риск в перестрахование.

Обычно, предлагая риск в перестрахование, страховщик направляет возможным перестраховщикам слип, в котором указываются краткая характеристика риска, сроки действия оригинального договора страхования, его страховая сумма, собственное удержание перестрахователя, доля ответственности перестраховщика и расчет причитающейся ему премии.

В ходе проверки следует обратить внимание на правильность составления слипа. Иногда в слипе не указываются все данные, относящиеся к существенным условиям договора. Так, почти не встречается в прямом написании термин «срок договора перестрахования», а вместо него используются выражения «период ответственности перестраховщика»

«Срок действия договора страхования» и отсутствие четкого указания на срок действия договора перестрахования может поставить под сомнение факт его заключения, а, следовательно, и вытекающие обязанности сторон.

Часто допускаются ошибки при определении даты заключения договора перестрахования. Обычно такой датой принято считать день подписания слипа представителем перестраховщика. Однако это положение редко прописано в договорах об общих условиях факультативного перестрахования и в конкретных перестраховочных договорах. В случае же отсутствия такой записи действуют общие нормы гражданского законодательства, в соответствии с которыми договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим предложение, его одобрения.

Если слип, подписанный перестраховщиком, в тот же день попадает к перестрахователю, проблем не возникает. Но бывают ситуации, когда даты одобрения слипа перестраховщиком и получения его обратно перестрахователем не совпадают и расхождение между ними может составлять от одного до пяти дней. Причины здесь могут быть разные, но, поскольку стороны в своей деятельности широко используют факсимильную связь, чаще всего это связано с проблемами техники.

В результате перестрахователь ошибочно полагает, что перестраховщик принял на себя обязательства с даты подписания слипа, а на самом деле эти обязательства возникают с момента получения перестрахователем одобренного слипа. Такое положение может явиться источником спора между сторонами. Чтобы избежать этого, следует в договоре об общих условиях факультативного перестрахования четко оговорить, что моментом заключения договора перестрахования стороны считают именно момент одобрения слипа перестраховщиком.

Передавая риск, перестрахователь имеет право на удержание в свою пользу комиссии, которая предназначается на покрытие расходов по приему страхования и его оформлению (комиссионное вознаграждение страховому агенту, выдача полиса, создание учетных документов и другие расходы по ведению дела). Если перестрахование размещается через брокера, то он удерживает в свою пользу часть премии для покрытия произведенных расходов и получения прибыли. Проверяющий должен проанализировать размер этих комиссий и сопоставить их с уровнем, сложившемся на перестраховочном рынке. При этом следует обратить внимание, что в первом случае комиссия исчисляется с брутто-премии, а комиссионные брокера - с нетто-премии.

Аудитор проверяет правильность расчета премии, передаваемой в перестрахование (при ее определении должны быть полностью исключены отчисления в резерв предупредительных мероприятий и фонд пожарной безопасности), перестраховочной комиссии, премии к перечислению перестраховщику.

Облигаторное перестрахование регулируется перестраховочным договором - юридическим документом, определяющим взаимоотношения сторон и устанавливающим их права и обязанности. Этот договор является также основополагающим документом при судебном или арбитражном разбирательстве споров между сторонами. Поэтому, осуществляя контроль за содержанием перестраховочного договора, необходимо обратить внимание на четкость и однозначность толкования формулировок его условий. Поскольку договор носит обязательный характер, то в нем должна быть запись об обязанности перестрахователя переда­вать в перестрахование «все и каждый» принятые им на страхование риски, а перестраховщика - принимать их на свою ответственность. В зависимости от вида перестраховочного договора (квотный, эксцедентный и др.) устанавливается конкретный размер участия в нем каждой из сторон. При квотном договоре обязательно указывается доля (квота) участия перестрахователя и перестраховщика в передаваемых» рисках. При эксцедентном договоре определяется размер собственного удержания страховщика и размер участия перестраховщика в договоре. В ходе проверки следует проверить правильность установления размера участия каждой из сторон в перестраховочном договоре.

В соответствии с договором перестраховщик имеет право на долю премии по принятым в перестрахование рискам. Даже потеря страховщиком премии из-за того, что она была присвоена страховым агентом или по причине банкротства банка, в который была переведена страхователем премия, не является основанием лишения перестраховщика причитающейся ему по договору доли.

Из этой доли в пользу перестрахователя удерживается перестраховочная комиссия, величина которой устанавливается в процентах от премии. Передающая компания также имеет право на тантьему или комиссию с прибыли, которую перестраховщик может получить по результатам прохождения перестраховочного договора. Размер тантьемы фиксируется в договоре в процентах и исчисляется с суммы прибыли. Правильность определения размера комиссии и тантьемы в зависимости от вида страхования, конъюнктуры на перестраховочном рынке и т.д. может стать объектом контроля со стороны  проверяющего и посылает перестраховщику счет. В нем находят отражение все суммы, которые причитаются перестраховщику или причитаются с него за соответствующий период. Если сальдо является положительным, т.е. складывается в пользу передающей компании, то перестраховщик в течение обусловленного срока должен подтвердить счет и перевести перестрахователю причитающуюся с него сумму. В случае отрицательного сальдо передающая компания в свою очередь после подтверждения перестраховщиком причитающихся ему сумм переводит их в оговоренные сроки. При этом важно подчеркнуть, что в процессе подтверждения счета за перестраховщиком остается право контроля: запросить расшифровку соответствующих сумм, другую экономическую информацию, а в необходимых случаях произвести проверку правильности оформления страховых документов, записей в книгах оперативного и бухгалтерского учета и т. п.

При наступлении страхового случая страховщик самостоятельно определяет размер ущерба и страховой выплаты, однако при определенных обстоятельствах он может обратиться за консультацией к перестраховщику. В установленные сроки (обычно один раз в квартал или полугодие) перестрахователь обязан высылать перестраховщику бордеро убытков, в котором должна содержаться информация о характере страховых случаев по оплаченным убыткам, их величина и сумма расходов, связанных с ликвидацией этих убытков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.