реферат, рефераты скачать
 

Аудит в страховых компаниях


Несколько соотношений установлено и для такого вида актива как доля перестраховщиков в страховых резервах. Она учитывается в пределах 60% от суммарной величины резервов (в том числе доля иностранных перестраховщиков не более 30%), а максимальная доля одного перестраховщика не должна превышать 15% от этой величины.

Важным является соотношение, устанавливающее, что не менее 80% стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должны быть размещены на территории России. При этом контролирующий орган четко определил, какие активы считаются расположенными на российской территории Проверка соблюдения страховой организацией указанных и других установленных соотношений (всего их 20) является важной задачей аудитора, так как, в конечном счете, позволяет установить достоверность определения общей стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. Это стоимость не должна включать в себя суммы, выходящие по своей доле за предусмотренные нормативные ограничения. Например, если величина страховых резервов составляет 100 руб., а вклады в банки равны 60 руб., то в общую стоимость активов, исходя из установленных соотношений, может быть включено только 40 руб. при условии соблюдения требований по вложениям в один банк (не более 15 руб.).

Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины последних, т.е. при объеме резервов 100 руб. у страховой организации должно быть и активов на сумму, не менее указанной. Аудитору необходимо обратить внимание на выполнение указанного положения органа страхового надзора от общей величины страховых резервов, срок действия разрешения.

По согласованию с Министерством финансов в покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, не перечисленные выше. Если такой факт устанавливается, то в страховой компании проверяется наличие разрешения контролирующей организации на это и соблюдение согласованных в нем положений вид актива, ограничение на его суммарную стоимость в процентах

Однако следующие виды вложений не могут рассматриваться в качестве активов, принимаемых в покрытие страховых резервов:

1.                       долговые обязательства, оформленные в виде договора займа (кредита);

2.                       интеллектуальная собственность, лицензии и т.п.;

3.                        служебные автомобили, компьютеры, офисное оборудование и прочие основные средства, кроме объектов недвижимости;

4.                        такие ценные бумаги, как векселя физических лиц, чеки, сберегательные книжки на предъявителя;

5.                        ссуды по договорам страхования жизни, заключенные страхователем, не являющимся физическим лицом - резидентом или выданные по договорам страхования жизни, срок действия которых составляет менее 5 лет, или выданные ранее, чем через год с начала действия договора страхования.

При выдаче ссуд по страхованию жизни следует обратить внимание на соблюдение страховщиком следующих требований страхового надзора:

1) ссуды выдаются только страхователям -физическим лицам, заключившим договор страхования в отношении своих имущественных интересов, связанных с дожитием до установленного срока (возраста). Распространенным нарушением была выдача ссуд застрахованным работникам при заключение договора страхования предприятием;

1.                      размер выданной ссуды не может превышать выкупной суммы по договору страхования;

2.                      ссуды должны выдаваться на возмездной основе (условие прибыльности вложений).

Неисполнение страховщиком тех или иных требований по размещению страховых резервов является основанием для применения к нему санкций со стороны контролирующего органа.

Определенная специфика имеется в использовании резерва предупредительных мероприятий (РПМ). Этот резерв предназначен не для страховых выплат, а для финансирования мероприятий, направленных на предотвращение наступления несчастных случаев и снижения убытков при их возникновении. Поэтому очень важен контроль за целевым использованием средств.

Каждый страховщик, формирующий РПМ, имеет положе­ние, в котором оговорены возможные направления его использования. Следует сопоставить фактические и разрешенные цели расходования средств резерва. Более того, необходимо проверить наличие у страховой компании отчета той организации, которой выделялись средства. Этот отчет с приложе­нием первичных документов (договоров, счетов и т.п.) должен содержать всю исчерпывающую информацию о том, на что конкретно были потрачены выделенные деньги. Всякий случай не целевого использования средств РПМ (например, выдача ссуд своим работникам) является, основанием применил к страховщику санкций со стороны страхового надзора и налоговой инспекции.

Доходы страховщиков складываются из следующих трех элементов: выручки, прочих поступлений от страховой деятельности и доходов от иной деятельности.

Выручка страховщика формируется за счет:

а)         страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования;

б)         сумм возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;

в)         комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;

г)         комиссионных вознаграждений и тантьем по договорам, переданным в перестрахование;

д)         возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование.

При определении выручки указанные выше доходы уменьшаются на суммы отчислений в страховые резервы, страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование, и страховых выплат. Следует отметить, что к последним относятся расходы страховой организации, осуществленные при наступлении страхового случая не только по договорам страхования, но и по договорам, принятым в перестрахование.

Среди перечисленных доходов, формирующих выручку, основное место обычно занимают страховые взносы. В ходе аудита устанавливается законность оприходования в кассу или зачисления на расчетный счет страховых взносов (проверяется наличие договора страхования с лицом, уплатившим взносы; соответствие поступивших и исчисленных страховых взносов, сроков действия договора и даты перечисления средств и т.д.), правильность отражения в бухгалтерском учет платежей по страхованию (счет 38) и перестрахованию (счет 34), достоверность отражения страховых взносов в отчете о финансовых результатах за соответствующий период.

Практика показывает, что иногда страховщики в условия договоров страхования вносят дополнения, предусматривающие уплату страхователем дополнительных сумм сверх страхового взноса, рассчитанного по тарифной ставке.

Например, в договорах встречаются такие записи: «+5% на ведение дела» или «+3% на конвертацию». Важно иметь в виду, что все средства, полученные сверх исчисленного по утвержденной ставке страхового взноса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Кстати, этот же налог должен быть уплачен и с комиссионных вознаграждений, полученных страховщиком за оказание услуг страхового агента, брокера, сюрвейера и аварийного комиссара.

К прочим поступлениям от страховой деятельности относятся:

а)         доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств;

б)         суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

в)         суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб;

г)         прочие доходы от осуществления страховой деятельности

Среди названных поступлений от страховой деятельности ведущее место занимают доходы от инвестирования средств страховщиков. Все поступления должны быть в полном объеме отражены на счете учета прочих доходов (счет 39).

Кроме полноты отражения инвестиционных доходов следует проверить правильность уплаты с них налогов. Дело в том, что отдельные виды доходов облагаются у источника их выплаты, тогда как другие - непосредственно в страховой организации. Различны и ставки обложения. Поэтому в ходе проверки аудитор должен обратить на этот момент пристальное внимание.

Доходы от иной деятельности включают поступления, непосредственно не связанные со страховыми операциями:

а) прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов;

б) доходы от сдачи имущества в аренду;

в) суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;

г) списанная кредиторская задолженность;

д) доходы от прочей не запрещенной законом деятельности.


Специфика доходов этой группы состоит в том, что многие из них  (прибыль от реализации активов, доходы от сдачи имущества в аренду, оказания консультационных и иных услуг по страхованию и др.) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС). Поскольку операции по страхованию и перестрахованию не облагаются этим налогом (за исключением операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость) некоторые  страховщики, получая доходы от иной деятельности, не уплачивают с них  НДС совсем или неверно рассчитывают сумму налога,  что в обоих  случаях ведет к санкциям со стороны  налоговых органов.

Порядок расчета НДС в страховых организациях имеет свои особенности. Одна из них состоит в  том, что величина налога не  выделяется из общей суммы, уплаченной поставщикам. Основные средства и нематериальные активы, используемые для осуществления основной деятельности, отражаются  учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога. Сумма налога по приобретенным товарам (услугам), которые использованы для осуществления страховых и перестраховочных операций, относится на издержки и списывается на счета учета расходов. Если товары и услуги использовались на непроизводственные цели, то уплата налога производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховой компании.


3.4.3. Контроль за расходами страховых компаний


К основным затратам страховщиков относятся:

а)         страховые выплаты по прямому страхованию;

б)        отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных мероприятий, и фонд пожарной безопасности;

в)         страховые взносы, переданные в перестрахование;

г)         возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

д) комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;

е) расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности;

ж) расходы на ведение дела;

з) другие затраты, связанные со страховой деятельностью.

Правомерность и обоснованность каждого из названных видов расходов требует тщательной проверки при осуществлении контроля за деятельностью страховой организации. Мы уже рассмотрели процедуры проверки страховых выплат, отчислений в страховые резервы и затрат, связанных с перестраховочными операциями. Остановимся на других не менее важных видах расходов.

Многие страховые организации не имеют собственных зданий и несут большие затраты по аренде нежилых помещений. Эти затраты могут быть отнесены на себестоимость страховых услуг лишь при наличии соответствующего договора с арендодателем, имеющим право на предоставление имущества в аренду. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным лишь с момента такой регистрации. Страховщики нередко используют также помещения, в отношении которых страховая компания является субарендатором. В Москве передача помещения в субаренду осуществляется после оформления в Москомимуществе свидетельства, согласно которому арендатор и субарендатор заключают и регистрируют договор субаренды. При отсутствии отметки о соответствующей регистрации договора расходы страховой компании по оплате аренды, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по охране помещения не могут быть отнесены на себестоимость и должны покрываться за счет собственных средств.

В состав расходов на ведение дела страховщиков входят как общие затраты, характерные для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы на рекламу, командировки и т.д.), так и специфические, обусловленные особенностями страховой деятельности.

Основания для осуществления и порядок отражения общих расходов в страховых компаниях такие же как и в других предпринимательских структурах. Вместе с тем имеется и некоторая специфика, в частности в определении предельной величины некоторых расходов. Так, страховщики для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя «объем выручки от реализации продукции (работ, услуг)» используют показатель выручки страховщика и прочих поступлений от страховой деятельности. Однако в целом контроль общих расходов в страховых организациях; их проверке у других экономических субъектов.

К характерным для страховщиков расходам относятся следующие:

а)         комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;

б)         возмещения при наличии подтверждающих документов
страховым агентам расходов по проезду от места жительства
до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации, страховым агентам расходов по проезду на участке работы;

в)         оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе оплата услуг предприятий, учреждений и организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

г) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т. п.;

д) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;

е) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков.

В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов на ведение дела и обоснованность отнесения этих расходов на себестоимость страховых услуг. Для этого аудитор обязательно должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления.

Например, осуществляя контроль расчетов со страховыми агентами и брокерами, устанавливается наличие юридических оснований для начисления и оплаты комиссионного вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного вознаграждения страховым агентам и т.д. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.

В целях исследования страхового рынка компании часто заключают договоры на оказание маркетинговых услуг и расходы, связанные с оплатой этих услуг, как правило, включаются в себестоимость. Однако следует иметь в виду, что если изучение рынка проводится на длительную перспективу, то в этом случае затраты следует рассматривать как долгосрочные инвестиции и, соответственно, на себестоимость они не могут быть отнесены.



 

 

 

 

 

3.4.4. Аудит формирования финансовых результатов и уплаты налогов.

 

 Конечный финансовый результат деятельности страховщиков слагается из доходов от проведения страховых и перестраховочных операций, а также поступлений от не страховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый результат является обобщающим качественным показателем деятельности страховой организации. Он определяется сальдовым методом и находит отражение в отчете о прибылях и убытках и балансе страховщика. Аудит финансовых результатов, таким образом, сводится к аудиту доходов и расходов, из которых складывается прибыль или убыток от работы страховой компании. Вопросы проверки полноты отражения доходов и расходов страховщиков были подробно рассмотрены в предыдущих главах.

Не менее важным является контроль за точностью определения налогооблагаемых баз для исчисления налогов, а также за правильностью расчета сумм налогов и своевременностью их уплаты .

В целом страховые компании платят те же налоги, что и другие юридические лица, однако специфика страховой деятельности обусловливает некоторые особенности, в частности, при определении базы исчисления того или иного налога. Так, базой для расчета налога на пользователей автомобильных дорог является выручка страховщика и прочие поступления от страховой деятельности (за исключением некоторых доходов, полученных по отдельным видам ценных бумаг). Проверки показывают, что часто в эту базу страховые компании не включают суммы, полученные по регрессным искам. Облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы обычно принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен представительными органами власти. В некоторых регионах такой базой является выручка страховщика, в ряде других - собранные страховые взносы. Свою специфику определения имеет база для расчета налог на имущество страховых организаций.

Особого внимания требует проверка правильности определения базы для исчисления налога на прибыль, поскольку расчеты с бюджетом осуществляются исходя из балансовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) в соответствии с действующим налоговым законодательством. Например, из прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются доходы, полученные по акциям и облигациям, принадлежащим страховщику, доходы от долевого участия в других предприятиях и т.д. С другой стороны, база обложения увеличивается на величину превышения фактических расходов над нормативными по нормируемым статьям затрат (представительские расходы, расходы на рекламу и т.д.). Страховая организация может воспользоваться установленными льготами по налогу на прибыль. В этом случае аудитор должен проверить обоснованность их применения.

Перестраховщики тех государств, с которыми наша страна подписала соглашения об избежании двойного налогообложения, могут быть освобождены от уплаты налога при предоставлении в российские налоговые органы установленных документов.

К облагаемым доходам относятся премии по перестрахованию, проценты на депо премий, формируемых отечественными страховщиками по договорам, переданным иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые зарубежным партнерам. Налог с доходов иностранного перестраховщика должен удерживаться российским страховщиком, выплачивающим доход, в валюте, в которой производится выплата при каждом перечислении платежа, и зачисляться в бюджет одновременно с выплатой дохода. Доходы от премий по перестрахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,125, и облагаются по ставке 20%.

Таким образом, именно у российского страховщика возникает, обязанность удерживать налог у источника по доходам зарубежного перестраховщика и именно к нему отечественные налоговые органы будут предъявлять претензии по взысканию данного налога. Поэтому в случае перевода средств за границу по договору перестрахования аудитору следует проверить наличие факта удержания налога с доходов и правильность расчета его  суммы. Отличительной особенностью деятельности страховых организаций является удержание ими подоходного налога с доходов, полученных гражданами по договорам страхования. Поэтому аудиторы уделяют много внимания проверке правильности исчисления и уплаты этого налога.

Прежде всего следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы страховых выплат, полученных физическими лицами:

1.                      по обязательному страхованию;

2.                      по договорам добровольного имущественного страхования
(за исключением материальной выгоды в виде разницы между
суммой страховой выплаты и стоимостью реально полученного
ущерба застрахованного имущества) и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая:

3.                      в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;

4.                      по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни.

В остальных случаях выплаты, полученные от страховой организации, могут стать объектом налогообложения, но порядок расчета подоходного налога различается в зависимости от того, кто оплатил взносы по договору страхования. Если договор был оплачен физическим лицом и суммы страховых выплат окажутся больше сумм, внесенных этим лицом в виде страховых взносов, увеличенных страховщиком на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%.

В том случае, когда физическое лицо застраховано за счет средств предприятия, налог взимается в общеустановленном порядке с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом.

Некоторые нюансы имеются при налогообложении выплат по договорам добровольного медицинского страхования, на которые аудитор должен обратить внимание. В частности, страховые выплаты в форме оплаты стоимости амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания застрахованных работников и членов их семей налогом не облагаются, тогда как выплаты в виде оплаты стоимости иных форм медицинского обслуживания, например санаторно-курортного лечения (даже если они предусмотрены правилами страхования) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Важно отметить, что страховая организация иногда может и не удерживать подоходный налог, не нарушая при этом налогового законодательства. В том случае, когда страховые выплаты перечисляются страхователю, который непосредственно выплачивает их застрахованным физическим лицам, удержание налога должно производиться указанным страхователем, являющимся источником выплаты. Однако такой порядок выплат должен быть предусмотрен, договором страхования и обязанность аудитора проверить, наличие такого условия в договоре.

Контроль за полнотой исчисления и уплаты всех установленных налогов сводится к проверке правильности: определения суммы налогов, соблюдения методики их исчисления; заполнения налоговых расчетов, предоставляемых налоговым органам; отражения на счетах бухгалтерского учета начисленных сумм налогов, а также проверке своевременности уплаты исчисленных налогов.


3.4.5. Проверка финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

 

Финансовая устойчивость страховщика представляет собой сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Эта устойчивость проявляется в постоянном сбалансировании или превышении доходов страховщика над его расходами. Основой финансовой устойчивости страховых компаний является наличие у них оплаченного уставного капитала, страховых резервов, системы перестрахования, а также рост страховых операций и применение оптимальных тарифных ставок.

Главным признаком финансовой устойчивости страховщиков является их платежеспособность. Последняя есть способность страховой организации рассчитаться имеющимися активами по уже наступившим и еще не наступившим обязательствам.

При контроле финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков проверяется соблюдение требований о максимальной ответственности по отдельному риску и нормативном соотношении активов и обязательств. Условиями лицензирования страховой деятельности установлено, что максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика. Обязательства, превышающие возможности страховой организации, должны быть переданы ею в перестрахование. В ходе проверки следует проконтролировать правильность расчета размера собственных средств страховщика и определения величины отдельного риска применительно к различным видам страхования. Практика показывает, что многие страховые компании игнорируют требование о максимальной ответственности, оставляют у себя крупные риски и полученную страховую премию, «экономят» ее, не перестраховывая эти риски. Такое поведение характерно как для прямых страховщиков, так и тех, кто принимает риски в перестрахование, что ставит под угрозу их платежеспособность и финансовую устойчивость.

В целях обеспечения своей финансовой устойчивости и платежеспособности страховщики обязан соблюдать установленное органом страхового надзора нормативное соотношение активов и обязательств, т.е. фактический размер свободных активов страховой организации должен быть не ниже нормативного размера этих активов.

В ходе проверки осуществляется контроль правильности определения фактической и нормативной величины свободных активов. Для их расчета, который страховщики обязаны делать ежеквартально, используются данные бухгалтерского учета и отчетности. Фактический размер свободных акти­вов рассчитывается как сумма собственного капитала, включающая в себя оплаченный уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года, фонд накопления, фонд социальной сферы, фонд потребления, уменьшенная на величину нематериальных активов (за вычетом стоимости отдельных квартир) и непокрытых убытков.

Нормативный размер свободных активов для страховых организаций, проводящих виды страхования иные, чем страхование жизни, устанавливается в размере 16 процентов суммы страховых взносов, поступивших за четыре квартала, предшествующие отчетной дате. Предварительно эта сумма уменьшается на величину отчислений в резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования и корректируется на поправочной коэффициент. Последний рассчитывается как отношение суммы страховых выплат за вычетом доли перестраховщиков к общей сумме страховых выплат. Это отношение не может быть менее 0,5. Если величина полученного в результате расчета поправочного коэффициента меньше 0,5, то для расчета принимается 0,5.

Нормативный размер свободных активов для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, устанавливается в размере 5 процентов величины резерва по страхованию жизни, исчисленного по состоянию на последнюю отчетную дату.

Для страховых компаний, осуществляющих операции по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни, нормативный размер свободных активов рассчитывается как сумма свободных активов, установленных отдельно для операций по страхованию жизни и по видам страхования иным, чем страхование жизни.

В случае, если по итогам работы за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) фактический размер свободных активов страховой организации окажется ниже их нормативного размера, страховщик в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, направляет в орган страхового надзора план оздоровления своего финансового положения.

В плане страховщик может предусмотреть повышение размера оплаченного уставного капитала, расширение пере­страховочных операций, изменение тарифной политики, ограничения по использованию прибыли, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности, изменение структуры активов, а также применение других способов поддержания платежеспособности, не противоречащих действующему законодательству. При составлении плана приоритет следует отдавать мероприятиям, приводящим к оздоровлению финансового положения в максимально сжатые сроки.На основе анализа отчетности и представленного плана оздоровления финансового положения орган страхового надзора дает страховым организациям рекомендации, а также контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных планом.

После согласования с надзорным органом плана оздоровления страховщик обязан ежеквартально представлять отчет о ходе его выполнения с приложением баланса, счета прибылей и убытков и расчета соотношения активов и обязательств. При необходимости этот орган может направлять страховщику своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению, а также назначать сплошную или выборочную проверку деятельности страховой организации. При непринятии мер по оздоровлению финансового положения или если эти меры не привели, к его улучшению к страховщикам в соответствии с действующим законодательством применяются санкции вплоть до отзыва лицензии.

Такой же план оздоровления должен быть составлен и в том случае, если по результатам расчета чистых активов страхового общества их стоимость будет ниже размера уставного капитала. Чистые активы определяются путем вычитания из суммы активов страхового общества суммы его обязательств. Оценка статей бухгалтерского баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Аудитор проверяет достоверность данных, использованных в расчете указанных активов, правильность арифметического счета.

В соответствии с действующим законодательством, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.






















Заключение.


В данной работе я рассмотрела особенности организации аудиторского контроля за деятельностью страховых компаний. Из данной работы я выяснила, что страхование и аудит в страховании настолько обособленное действие и достаточно отличается от других форм предприятий. В первую очередь, страховая компания должна иметь лицензию на проведение своей деятельности, при совершении сделок, страховщики обязаны заключить договор и указать в нем все особенности страховки, аудитору следует уделить внимание и проконтролировать правильность составления, юридического оформления и учета, а также правильность осуществления учета операций по сострахование и перестрахованию.

В ходе аудиторской проверки страховой компании проверяются как общие вопросы, свойственные предприятиям других отраслей народного хозяйства, так и специфические операции. Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты, поэтому проверке обоснованности этих выплат уделяется большое внимание. Аудитор проверяет, когда было подано заявление, условия страхования, своевременность выплаты страхового возмещения и так далее. Так как в специфику своей деятельности страховщики образуют специальные фонды, резервы, то в ходе проверки выясняется правильность соблюдения условий размещения этих страховых резервов. Правильный расчет страховых резервов играет огромное значение в обеспечении выплат по страховым случаям, затем проверяется, куда и как используются эти страховые резервы и гарантируют ли они страховые выплаты и финансовую устойчивость предприятия, то есть проверяется их прибыльность, ликвидность, возвратность, диверсификация.

 К особенностям у страховщиков  относится состав расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг, что и вносит свои отличия в формирование финансовых результатов. Поэтому аудитор проверяет обоснованность включения расходов в себестоимость услуг.

Так как страховая компания имеет своей целью обеспечение страхования от рисков, несчастных случаев и так далее, то она должна иметь средства для выплаты по страховому случаю. Аудитор при проверке уделяет внимание нормативному соотношению активов и обязательств. 









Список используемой литературы



1.     С. М. Бычкова «Доказательство в аудите»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 1998г.

2.     М. В. Романова «Налогообложение страховой деятельности»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 2002г.

3.     Д. Бланд «Страхование: принципы и практика»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 2000г.

4.     А. А. Гвозденко «Финансово-экономические методы страхования»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 1998г.

5.     Л. А. Урланюк-Малицкая «Платёжеспособность страховой организации»

Издательство «АНКИЛ» М. 1994г.

6.     Хемптон Д. Д. «Финансовое управление страховой компанией»

Издательство «АНКИЛ» М. 1995г.

7.     Учебник под редакцией Д. Е. Кварлеони «Экономика и организация медицинского страхования», Хабаровск 1995г.

8.     Алекринский А. Л. «Экономика, страхование и перестрахование»

Издательство «АНКИЛ» М. 1996г.

9.      Архангельская Г. А., Асабина С. Н. «Аудит страховых компаний»

Издательство «ФинСтатИнформ» М. 1995г.

10.  А. А. Гвозденко «Основы страхования»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 2002г.

11.  М. И. Басаков «Страховое дело в вопросах и ответах»

Издательство «Феникс», Ростов на Дону  1999г.

12.  Адамс Р. «Основы аудита»

Издательство «Юнит» М. 1995г.

13.  Андреев В. Д. «Практический аудит», справочное пособие

Издательство «Экономика» М. 1994г.

14.  Белкин Р. С. «Собирание, исследование и оценка доказательств, сущность и методы»

Издательство «Наука» М. 1996г.

15.  Временное правило аудиторской деятельности в РФ

Издательство «Бухгалтерский учёт» М. 1994г. №2 стр. 50-54

16.  Ковалёв В. В. «Финансовый анализ управления капиталом»

Издательство «Финансы и Статистика» М. 1995г.









Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.