реферат, рефераты скачать
 

Аудит денежных средств в МУП "Водоканал"


Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными докумен-тами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. До передачи в кассу пре-дприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалте-рии в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по при-ходу и отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ор-деров производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это регистр анали-тического учета операций с наличными денежными средствами. Записи в кас-совую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом ка-ссира, отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчи-тать итог операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию.

Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50 "Касса" – счет активный, основной, денежный.

Основные проводки по движению денежных средств в кассе предприятия:

1. Получено в кассу  с расчетного счета: Дт 50 "Касса" Кт 51 "Расчетный счет".

2. Получена наличными выручка от реализации: работ, услуг, продукции, това-ров: Дт 50 "Касса" Кт 90/1 "Выручка".

3. Сдан в кассу остаток подотчетной суммы: Дт 50 "Касса" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

4. Получено в кассу в возмещение задолженности по недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

5. Получено наличными от дебиторов: Дт 50 "Касса" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

6. По объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет: Дт 51 "Рас-четный счет" Кт 50 "Касса".

7. Выдано под отчет: Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса".

8. Выдана из кассы заработная плата персоналу предприятия: Дт 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кт 50 "Касса".

9. Выдано наличными в погашение кредиторской задолженности: Дт 76 "Расче-ты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 50 "Касса".

10. Выдано наличными за счет средств органов социального страхования: Дт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" Кт 50 "Касса".

Не реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия кассы. Резуль-таты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия: Дт 50 "Касса" Кт 91/1 "Прочие доходы".

Недостача относится на материально-ответственное лицо (кассира).

В учете составляются следующие проводки:

1. При обнаружении недостачи: Дт 94 "Недостачи, потери от порчи  ценностей" Кт 50 "Касса".

2. Выявленная недостача относится на материально-ответственное лицо: Дт73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кт 94 "Недостачи, потери от порчи  ценностей".

3. Внесено наличными в кассу в погашение задолженности по недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

4. Удержано из заработной платы в погашение недостачи: Дт 70 "Расчеты с пер-соналом по оплате труда" Кт 73/3 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российс-кой Федерации в проверяе­мом периоде нормативным документам для форми-рования мнения о достоверности бухгалтерской от­четности во всех существен-ных аспектах.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций в МУП «Водоканал» организу-ется в такой последовательности:

•    инвентаризация кассы и обследование усло­вий хранения денежных средств:

•    проверка правильности документального оформления операций;

•    проверка полноты и своевременности опри­ходования денежных средств;

•    аудиторская проверка правильности списа­ния денег в расход;

•    проверка соблюдения кассовой и финансо­вой дисциплины;

•    проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

•    оформление результатов проверки.

Источниками информация аудита кассовых операций являются:

§     Кассовая книга;

§     Отчеты кассира;

§     Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

§     Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

§     Выписки банка;

§     Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

§     Чековые книжки;

§     Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

§     Договоры о материальной ответственности;

§     Документы по ККМ;

§     Книги кассира-операциониста ;

§     Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

§     Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

§     Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

§     Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

§     Приказы руководящего органа;

§     Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

§     Учетная политика в части документооборота;

§     журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;

§     Главная книга;

§     баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;

§     Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентариза-цию денежных средств, храня­щихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты инвентаризации оформляют ак­том, который подписывают кассир и главный бух­галтер организации. Акт яв-ляется письменным аудиторским доказательством, и его данные необхо­димы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводит­ся проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой, аудитору необходимо выяснить:

•    обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка;

•    имеется ли для хранения денег и других цен­ностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

•    застрахована ли касса организации;

•    соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа;

•    соблюдается ли установленный лимит хране­ния денежной наличности по отдельным да­там.

Аудитор проверяет полноту и своевремен­ность оприходования денег, по-лученных по каждо­му чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записан-ных в корешках чеков, и выписок банка. Чековые книжки, корешки использова-нных чеков, а также неиспользованные чеки должны хра­ниться у главного бух-галтера. Направления использования денежных средств и их целевое назначе-ние организация определяет по своему усмотрению.

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отче-тами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).

Все случаи неполного набора документов по кассовым операциям долж-ны быть за­фиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соиз-меряют с кредитовым оборотом по счету 50 "Касса".

Проверим правильность формирования показателя «Денежные средства» в бухгалтерском балансе МУП «Водоканал» на 01.01.05 г.

Остаток на начало дня 30.12.04 г. по отчету кассира составил 2932,98 руб. К отчету кассира за день приложены следующие первичные документы:

- приходный кассовый ордер № 1411 от 30.12.04 г. на сумму 1355,20 руб. (приложение 1), основание – реализация сырья, отражено – Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- расходный кассовый ордер № 1074 от 30.12.04 г. на сумму 238,18 руб. (приложение 2), основание - выдача сумм подотчет, отражено - Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»;

         - расходный кассовый ордер № 1075 от 30.12.04 г., платежная ведомость от 30.12.04 г. на сумму 2050,00 руб., основание – выдана зарплата Городиловой О.Г., отражено – Дт 70 «Расчеты с персоналам по оплате труда» Кт 50 «Касса».

Остаток на конец дня составил 2000 руб., он также нашел отражение в от-чете кассира (см. приложение 3), кассовой книге и регистре учета – аналити-ческой ведомости по счету 50 «Касса» за 30.12.04 г.

Сальдо на конец периода в Главной книге по счету 50 «Касса» равно 2000 руб.

4.2 Учет и аудит операций по расчетному счету

В соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и пре-дпринимательской деятельности" каждое предприятие вправе открывать в лю-бом учреждении банка расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых опера-ций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус юридичес-кого лица и находящимся на самостоятельном балансе.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией Цент-рального банка Российской Федерации, в соответствии с которой, каждой орга-низацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы:

1)  заявление на открытие счета;

2)  копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

3)  нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприя-тия;

4)  карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руко­водитель предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной нотариусом в двух экземплярах;

5)  справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фон-да, органов социального страхования и обеспечения).

После открытия расчетного счета банк присваивает ему определенный номер, который указывается во всех расчетно-платежных документах, переда-ваемых в банк. На расчетном счете сосредотачиваются денежные средства, за-численные в форме выручки от реализации продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета производятся перечисления поставщи-кам за продукцию, финансовым органам, различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца расчетного счета. Однако, в оп-ределенных случаях, законодательством предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке (взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое обслуживание.

Периодически банк выдает владельцу счета выписки с расчетного счета. Выписка с расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало периода, движе-ние за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым произво-дится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными до-кументами в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях прове-ренной выписки проставляются коды счетов, которые корреспондируют со сче-том 51. Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету 51 "Расчетный счет". Это счет активный, основной, денежный.

В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:

1. Получены на расчетный счет деньги из кассы предприятия: Дт 51 "Расчетный счет" Кт 50 "Касса".

2. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации продукции: Дт 51 "Рас-четный счет" Кт 90/1 "Выручка".

3. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации прочих активов Дт 51 "Расчетный счет" Кт  91/1 "Прочие доходы".

4. Зачислены на расчетный счет кредиты банка: Дт 51 " Расчетный счет" Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" Дт 51 "Расчетный счет" Кт 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

5. Получены на расчетный счет штрафы, пени, неустойки: Дт51 "Расчетный счет" Кт 91/1 "Прочие доходы".

6. Зачислено от дебиторов в погашение долгов: Дт 51 "Расчетный счет" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

7. Выдано по чеку наличными в кассу предприятия: Дт 50 "Касса" Кт 51 "Расче-тный счет".

8. Перечислено в погашение задолженности поставщикам: Дт 60 "Расчеты с по-ставщиками и подрядчиками" Кт 51 "Расчетный счет".

9. Перечислено в погашение задолженности бюджету по налогам: Дт 68 "Расче-ты по налогам и сборам" Кт 51 "Расчетный счет".

10. Перечислено в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения: Дт69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" Кт 51 "Расчетный счет".

11. Перечисление в погашение задолженности по  кредиту: Дт 66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам" Кт 51 "Расчетный счет".

      Источники информации:

§     платежное поручение (кому перечислено);

§     платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);

§     сводное платежное поручение и требование-поручение;

§     корешки чековой книжки на получение наличных денег;

§     журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поруче-ний – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

§     главная книга.

Целью аудиторской проверки операций на рас­четном, валютном и других счетах в банке явля­ется формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денеж­ные средства" и соответствии применяемой ме­тодики учета денежных средств на счетах в бан­ке действующим в Российской Федерации нор­мативным документам. Ведется проверка полноты и правильнос-ти синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка прово-дится по каждому счету, открытому в банке.

Если по договору банковского счета преду­смотрена выплата банком про-центов за пользо­вание денежными средствами, аудитор должен проверить, на-числяет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисле­ния процентов на расчетный счет.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

• порядок ведения учетных регистров;

• ведутся ли регистры синтетического уче­та по каждому расчетному счету, отк-рыто­му в банке, составляется ли сводный ре­гистр;

• своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движе­нию денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

• тождественность записей в учетных регист­рах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупа-телями и заказ­чиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с креди­товыми записями учетных регист-ров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами ".

Поступление денежных средств от финансо­во-кредитных организаций в виде кредитов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгал-терского учета по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам",  51 "Рас­четный счет",  55"Специа- льные счета в банках", а также сверки выписок и приложен­ных к ним докуме-нтов. Особое внимание аудитор должен уде­лить проверке полноты оприходова-ния налич­ных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организа-ции). Для этого про­водят встречную проверку записей с данны­ми учетного регис-тра по кредиту счета 50 "Касса ". Перечисление де­нежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализи­ровать в разде-ле аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчи-ками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подверг­нуты операции по счету 51 "Ра-счетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производс-тво", 26 "Общехозяйст­венные расходы ", 25 "Общепроизводственные рас­ходы" и др.), так как в дан­ном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыпол-ненные работы, неоказан­ные услуги.

Пересекающейся процедурой проверки операций по расчетному счету явля­ется проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходо-вания наличных де­нег в кассу. Аудитор должен проверить:

• приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитан-ция к при­ходному кассовому ордеру;

• тождественность записей в регистрах синте­тического учета по кредиту счета 51 "Рас­четные счета" и дебету счета 50 "Касса". Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей докуме-нтации  и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторс-кой проверки.

Рассмотрим порядок отражения движения денежных средств на расчет-ном счете МУП «Водоканал»». У предприятия открыт один расчетный счет в Кувандыкскос ОСБ.

Согласно выписки из лицевого счета за 31.12.04 г. в Кувандыкском ОСБ остаток денежных средств на начало дня 31.12.04 г. на счете МУП «Водоканал» составлял 1555,2 руб. За день 31.12.04 г. по счету были произведены следую-щие операции:

- списано со счета комиссия банка по платежному поручению № 865 от 31.12. 04 г. (приложение 4) в размере 24 руб., отражено - Дт 91 «Прочие доходы и рас-ходы» Кт 51.

Остаток на конец дня составил 1531,2 руб., он также нашел отражение в вы-писке банка и регистре учета – аналитической ведомости по счету 51.

4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками


Для обобщения информации о расчетах с постав­щиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Рас­четы с поставщиками и подрядчиками".

Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связан-ные с расчетами за приоб­ретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подряд­чиками" кредитуется на стои-мость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценно­стей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетами учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценно­стей (товаров), а также по пе-реработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производствен­ных запасов, товаров, затрат на производство.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчика-ми" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плано­вых платежей ­­– по каждому поставщику и подряд­чику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

• поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оп-латы которых не наступил;

• поставщикам по неоплаченным в срок рас­четным документам; поставщи-кам по неот­фактурованным поставкам;

• авансам выданным;

• поставщикам по полученному коммерческо­му кредиту и др.

Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсче­ту "Расчеты по авансам вы-данным" может быть толь­ко кредитовым.

Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует со счетами:

1.   Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов: Дт 04 "Нематериальные активы" Кт  60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

2.   Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке: Дт 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41 "Товары" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

3.   Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных работ и оказание услуги: Дт 08 "Капитальные вложе-ния" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

4.   Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг: Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44, 97  Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

5.   Возврат излишне перечисленных сумм: Дт51, 52 "Расчётный, валютный счёт"

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

6. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просрочены-ми сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санк-ций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате: Дт 91/2 "Прочие расходы" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

7. При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников: Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценнос-тей" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направ­лениям:

• проверка наличия и правильности оформления договоров;

• проверка полноты и правильности оприходова­ния полученных материальных ценностей (ра­бот, услуг);

• проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности   (работы, услуги).

Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продук-ции и других хозяйст­венных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления догово­ров. Договоры должны соответствовать требовани­ям действующего законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.