| |||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудит денежных средств в МУП "Водоканал"Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установлен-ной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожны-ми (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации. Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах. Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте, своевременности и правильности оприходования полученных мате-риальных ценностей (работ, услуг). При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавли-вает: • подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выпис-ками банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, век-селями, чеками и т. п.); • подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.); • соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по сче-ту 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; • соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах. В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поста-вщиками и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и под-рядчиками осуществляется на счете 60. Также установлено, что бухгалтерский уч-ет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными доку-ментами. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщи-ками и подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские ба-лансы составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприя-тия подтверждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов-ордеров. Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обоб-щает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оцен-ку реальности сальдо. 4.4 Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчикамиДля обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчи-ками". Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспон-денции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспо-нденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т. п. На счете 62 также отра-жаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому получен-ному авансу. Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется: • по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету; • при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность по-лучения необходимых данных по: • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; • покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со сче-тами: 1. Отражена стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей, выпол-ненных работ и оказанных услуг на момент перехода права собственности: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 90/1 "Выручка". 2. Отражена сумма задолженности покупателей в связи с реализацией им осно-вных средств, излишних материальных ценностей, и прочего имущества: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 91/1 "Прочие доходы". 3. Отражен возврат покупателям излишне полученной у них суммы: Дт62 "Рас-четы с покупателями и заказчиками" Кт 50, 51, 52 счета денежных средств. 4. Поступили платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им про-дукцию, работы, услуги: Дт 50, 51, 52 счета денежных средств Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". 5. Зачтены суммы полученных от покупателей авансов: Дт 62, субсчет "Авансы полученные" Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчика-ми устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками " с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99. В ходе аудиторской проверки МУП «Водоканал» установлено, что данные регистра по счету 62 соответствуют данным Главной книги и взаимосвязанным регистрам. Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственнос-. 51, 52 счета денежных средств________________________________________________________________________________________________ти переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кт 90 "Продажи" независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по отгрузке". Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность отражения операций. При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям дого-вора, а также правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавли-вается путем взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50, 51, 52 и про-слеживания записей в регистрах аналитического учета. В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской задолжен-ности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолжен-ности. По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обосно-ванность и правильность отражения. Суммы неистребованной кредитором задол-женности подлежат списанию по истечении 4 месяцев со дня фактического полу-чения предприятием-должником товаров – как безнадежная дебиторская задолжен-ность – на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях от-сутствует умысел. При проверке в МУП «Водоканал» не выявлены факты списания просроченной дебиторской заложенности. Аудитор проверяет наличие доказательств фактов истребования дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с мо-мента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом, постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т. п.). Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе до ис-течения срока исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК РФ). В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поку-пателями и заказчиками установлено, что учет расчетов с покупателями и заказчи-ками осуществляется на счете 62. Также установлено, что бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными документа-ми. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские балансы сос -тавлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприятия подт-верждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов-ордеров. 4.5 Учет и аудит расчетов с подотчетными лицамиВ процессе работы предприятия могут возникнуть хозяйственные расхо-ды, которые не могут быть оплачены с расчетного счета или из кассы. К этим расходам относятся закупка в торговле необходимых канцелярских товаров или других материальных ценностей, оплата услуг или товаров, реализуемых част-ными лицами или сторонними организациями, командировочные расходы и т.д. При возникновении необходимости в таких операциях сотруднику предп-риятия выдаются наличные деньги под отчет с последующим отчетом о произ-веденных расходах. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". По отношению к балансу – это активно-пас-сивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету записывают-ся суммы, выданные под отчет, и возмещение перерасхода. По кредиту суммы списанной задолженности подотчетных лиц согласно утвержденных авансовых отчетов и суммы, сданные в кассу, неиспользованные подотчетными лицами. В учете составляются следующие проводки по счету 71 "Расчеты с подот-четными лицами": 1. Выдано под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы: Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса". 2. Подотчетные суммы использованы на производственные нужды: Дт 25, 26 "Общепроизводственные, общехозяйственные расходы" Кт 71 "Расчеты с под-отчетными лицами" 3. Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов, товаров:Дт 10, 41 "Материалы", "Товары" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Дт 19 "Налог на добавленную стоимость" Кт 71 " Расчеты с подотчетными лицами". 4. Взнос неиспользованных подотчетных сумм в кассу: Дт 50 "Касса" Кт 71 "Ра-счеты с подотчетными лицами". 5. Удержан из заработной платы долг по подотчетным суммам: Дт70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Проверка обоснованности выдачи авансов под отчет заключа-ется в установлении соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операци-онные нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руково-дителя круг лиц, получающих под отчет авансы, а также размеры и сроки предоста-вляемых авансов. При проверке расходных кассовых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание на полноту заполнения всех реквизитов и, в частно-сти, на отражение оснований для выдачи авансов. Выдача денег под отчет должна производиться при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ра-нее выданному авансу. Проверка своевременности представления авансовых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сро-ками, предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руково-дителя. Согласно Порядку ведения кассовых операций (п. 11) лица, получившие на-личные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении сро-ка, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъяви-ть в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Если аудитор установил несоблюдение этого порядка, то необходи-мо далее проверить выполнение требований плана счетов об отражении подотчет-ных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 "Недостачи и поте-ри от порчи ценностей" (Дт 94, Кт 71) и последующее списание этих сумм. Провер-ка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляет-ся путем установления наличия и правильности оформления документов, подтвер-ждающих расходование подотчетных сумм, и их последующего отражения. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение уста-новленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осу-ществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поста-вщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты сумми-руются и сравниваются с лимитом. В ходе аудиторской проверке в МУП «Водоканал» установлено, что на пред-приятии соблюдаются сроки предоставления авансовых отчетов, не выявлено слу-чаев предоставления авансовых сумм под отчет лицам не отчитавшимся по ранее выданным авансам. Прослеживая корреспонденцию счетов, указанную в авансовых отчетах, ауди-тор обращает внимание на характер произведенных затрат: • расходы, связанные с производственной деятельностью (Дт 20-26, 44, Кт 71), следует отражать на счетах учета затрат; • расходы социального и непроизводственного назначения (Дт 84, Кт 71) списыва-ются за счет собственных средств предприятия; • расходы капитального характера (Дт 08, Кт 71) и расходы, связанные с приоб-ретением МПЗ, включаются в покупную стоимость (Дт 10, 15, 16, Кт 71). Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает приз-нание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности Расходов, связанных с командировкой. Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает нали-чие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответст-вующими отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждаю-щих расходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем предпри-ятия. Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибытии и убытии в командировочном удостоверении), размера суточных в преде-лах установленных норм и сверх норм. Расходы по проезду к месту командировки и обратно определяются по данным приложенных проездных документов воздушно-го, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта общего пользования. Затраты за пользование постельными принадлежностями должны быть подт-верждены соответствующей справкой или отметкой, сделанной на билете. Расходы на проживание возмещаются командированному на основе подтверж-дающих документов и в полном размере относятся на себестоимость. В целях на-логообложения данные расходы принимаются только в пределах действующих норм не более 550 руб. в сутки. В размере 50 % от стоимости места за сутки возмещаются расходы за бронирование мест в гостинице. При отсутствии подтверждающих доку-ментов оплата найма жилого помещения возмещается по норме 12 руб. Оплата су-точных – 100 руб. за каждый день нахождения в командировке. Целесообразность оплаты других расходов, например, телефонных счетов, ус-танавливается на основе подтверждающих документов. При этом определяется прои-зводственный характер расходов и правомерность отнесения их на себестоимость. С этой целью устанавливается наличие распечатки счетов за переговоры и соответст-вие номеру служебного телефона организации. Расходы непроизводственного характе-ра, возмещенные подотчетному лицу, должны списываться за счет собственных сред-ств (Дт 84, Кт 71) и включаться в совокупный доход работника для удержания подо-ходного налога. Аудитору следует провести арифметическую проверку командирово-чных расходов в пределах норм и сверх норм. Проверка отражения в учете расчетов с подотчетными лицами проводится прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регист-ре по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Затраты на командировки, связан-ные с производственной деятельностью, включаются (в соответствии с Положением о составе затрат) в себестоимость и отражаются на счетах учета расходов с выделе-нием сверхнормативных расходов. Выявленные при проверке несоответствия и отклонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определяется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начисленных налогов (подоходный, НДС, на прибыль). 4.6 Уровень существенности и аудиторский рискОсновной целью аудита является установление достоверности бухгалтер-ской отчетности МУП «Водоканал» и соответствия совершенных ими финансо-вых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российс-кой Федерации. Аудиторская организация в ходе проведения проверок не долж-на устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обяза-на установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных от-ношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отче-тности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказы-вается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать прави-льные экономические решения. Существенность информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного по-льзователя такой информации. Аудитор обязан принимать во внимание две стороны cущественности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы опреде-лить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных МУП «Водоканал» финансовых и хозяйст-венных операций от требований нормативных актов, действующих в Российс-кой Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, пре-восходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный крите-рий – уровень существенности. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошиб-ки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользова-тель этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состо-янии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные эконо-мические решения. При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности МУП «Водоканал»», подлежащего аудиту, далее на-зываемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности. Для нахождения уровня существенности можно использовать следующую таблицу № 4.1. Таблица № 4.1 - Определение единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности МУП «Водоканал» за 2004 год.
|
Наименование базового показателя
|
Значение базового показате-ля бухгалтерской отчетности проверяемого экономическо-го субъекта, тыс. руб.
|
Доля (%)
|
Значение, применяе-мое для нахождения уровня существен-ности, тыс. руб.
|
Балансовая прибыль предприятия
|
54
|
5
|
2,7
|
Валовый объем реализации без НДС
|
18143
|
2
|
362,86
|
Валюта баланса
|
21882
|
2
|
437,64
|
Собственный капитал
|
17870
|
10
|
1787
|
Общие затраты предприятия
|
22681
|
2
|
453,62 |
Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в МУП «Водоканал», подлежащем проверке, определяются фи-нансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение за-несено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бух-галтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, которые оп-ределены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются на постоя-нной основе, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в че-твертый столбец.
Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четве-ртом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в боль-шую и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую мож-но для удобства округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменило-сь бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расче-ты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(2,7 + 362,86 + 437,64 + 1787 + 453,62) / 5 = 608,76 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(608,76 – 2,7) / 608,76 ∙ 100% = 99,56%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(1787 – 608,76) / 608,76 ∙ 100% = 193,55%.
© 2009 Все права защищены. |