реферат, рефераты скачать
 

Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками



Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение обязательств. 

Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям:

- при зачете взаимных требований;

- новации;

- прощении долга;

- ликвидации юридического лица.

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная  долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

При прекращении обязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных в разрезе поставщиков:

- о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- по неоплаченным в срок расчетным документам;

- по неотфактурованным поставкам;

 - авансам выданным;

- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- по просроченным векселям;

-по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.


Глава 2

Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

2.1. Источники информации для проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками


Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.

Первая группа - расчеты с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров и имущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены.

Вторая группа – расчеты с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного оказания услуг, договор подряда.

Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

В ходе аудита участка расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету до и после этой даты.

При применении в организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

- с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;

- с поставщиками по неотфактурованным поставкам;

- по выданным авансам;

- с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;

- с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.

Основными источниками для проверки данного раздела учета являются:

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

- счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации);

- накладные на поступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ;

- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.);

- журналы регистрации счетов-фактур;

- книга покупок;

- регистры аналитического и синтетического учета.


2.2. Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.


Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают  качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.

Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице №5.

Заполнив две последние графы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.

Таблица №5

Оценка состояния внутреннего контроля


Наиме- нование процедур контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

Оценка наличия внут- реннего контро-ля


При- ме-

ча-ние

«+»

«-«

1

2

3

4

5

6

1.Контроль законности соверше-ния опера-ции и создания первич-ного документа 

1.Все хозяйствен-ные операции совершаются в учете с письмен- ного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

Систематическая проверка первич- ной документации на наличие не- обходимых подписей службой внутреннего контроля




Отказ в принятии документа в об- работку работниками бухгалтерии без необходимых подписей




Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной опе- рации без необходимых письмен- ных распоряжений




1

2

3

4

5

6


2.Все хозяйствен- ные операции совершаются в строгом соответст- вии с заключен- ными договорами и действующим законодатель- ством

Проверка службой внутреннего контроля соответствия произве- денных и зафиксированных на но- сителе операций хозяйственным договором и действующему зако- нодательству





Визирование договоров и прочих юридических актов главным бух- галтером или другим уполномо- ченным работником бухгалтерии




2.Фор- мальная проверка докумен- тации на наличие всех обя- зательных реквизитов

3.Весь массив первичных доку- ментов в части наличия необхо- димых реквизитов отвечает требова- ниям законода- тельства о бухгал- терском учете

Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах




Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих кон- кретные документы, за правильно- стью оформления документов




3.Соответ- ствие пер- вичной докумен- тации регисриру- емым опе- ративным фактам

4.Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен доку- мент, верно зафи- ксировавший со- вершенный опе- ративный факт

Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первич- ных документов экономическому смыслу операции




Арифметический и логический кон- тролль со стороны работников бух- галтерии, обрабатывающих доку- ментацию, за соответствием совер- шенной операции оформленному оправдательному документу




4.Контроль полноты регистра- ции пер- вичных докумен- тов

5.Достижение уве- рености, что все первичные доку- менты на пред- приятии будут введены и обра- ботаны

Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах




Единая нумерация первичной до- кументации, контроль со стороны бухгалтероии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов




1

2

3

4

5

6

5.Контроль точности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов

6.Точный количес- твенный и качес- твенный перенос данных из доку- мента в систему учета

Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета




Автоматический ввод бухгалтер-ской проводки с документа с помощью программных продуктов




Обязательная контировка первич-ных документов бухгалтером, про- изводящим их обработку




6.Контроль своевре- менности регистра-ции и об- работки первичных докумен-тов

7.Достижение уверенности в том, что принцип временной опре- деленности на предприятии соб-люден

Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты доку- мента дате его регистрации в учет-ном регистре




Проведение инвентаризации и све- рок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату




Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером – испол- нителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регис- трации документов




7.Контроль докумен-топотоков

8.Достижение уверенности в том, что на пред-приятии исполня-ются действую-щие графики доку-ментооборота

Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций пер-сонала, участвующего в системе до-кументооборота в соответствии с действующими графиками




Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов




8.Контроль защиты ин-формации при орга-низации обработки и регистра-ции доку-ментов

9.Достижение уверенности в том, что в процес-се регистрации и обработки инфор-мации вся первич-ная документация будет защищена от несанкциони-рованного доступа

Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей де-ятельности




Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной доку-ментации, контроль со стороны ра-ботников бухгалтерии за докумен-тами, находящимися у них на обра-ботке




1

2

3

4

5

6

9.Контроль системы защиты ин-формации в условиях КОД


Практика введения паролей на автоматизированных рабочих месс-тах (АРМ), установление системным оператором определенного поряд-ка доступа к информации с другого АРМ




10.Кон-троль орга-низации хранения докумен-тов

10.Достижение уверенности в том, что в органи-зованной на пред-приятии системе хранения доку-ментов не будет допущено утери или исправления первичной доку-ментации

Проверка службой внутреннего контроля  соблюдения требований нормативных актов в части органи-зации архивной службы




Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи до-кументации в архив и сроков хране-ния первичной документации




Инвентаризация дел в архивах




11.Кон-троль за истребо-ванием кредитор-ской за-долженности

11.Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной за-долженностью на предприятии будет проводить-ся необходимая работа по ее ис-требованию

Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевре-менности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов про-веденных мероприятий




Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности




12.Кон-троль за правиль-ностью отражения операций на счетах бухгалтер-ского учета                                                                    

12.Достижение уверенности в том, что все опе-рации по расчетам с поставщиками и подрядчиками бу-дут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершен-ной операции сче-тах бухгалтерского учета

Использование на предприятии автоматизированных средств обра-ботки данных, в которых реализо-вана возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям




Контроль со стороны службы внут-реннего контроля и главного бух-галтера (или другого ответствен-ного лица) за правильностью про-изведенных на счетах записей




Разработка типовых корреспонден-ций счетов без дальнейшего кон-троля за их соблюдением




Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.