| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчикамиПомимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение обязательств. Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы выданные» с кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств. Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц. Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: - при зачете взаимных требований; - новации; - прощении долга; - ликвидации юридического лица. Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете. При прекращении обязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение данных в разрезе поставщиков: - о задолженности поставщикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; - по неоплаченным в срок расчетным документам; - по неотфактурованным поставкам; - авансам выданным; - по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; - по просроченным векселям; -по полученному коммерческому кредиту и др. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно. Глава 2 Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.1. Источники информации для проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. Первая группа - расчеты с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров и имущественных прав. Основные формы договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор купли-продажи; энергосбережения; мены. Вторая группа – расчеты с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного оказания услуг, договор подряда. Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки. В ходе аудита участка расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг); в том числе и неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения. Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, необходимо выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету до и после этой даты. При применении в организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета. Данные аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах: - с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; - с поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам; - с поставщиками по неотфактурованным поставкам; - по выданным авансам; - с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; - с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям; - с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др. Основными источниками для проверки данного раздела учета являются: - договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг); - счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях – таможенные декларации); - накладные на поступившие товарно-материальные ценности, акты выполненных работ; - документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и др.); - журналы регистрации счетов-фактур; - книга покупок; - регистры аналитического и синтетического учета. 2.2. Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия. Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице №5. Заполнив две последние графы такой таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Но не всегда положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля. Таблица №5 Оценка состояния внутреннего контроля
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|