| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчикамиПосле проведения анализа системы внутреннего контроля аудитор определяет, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки нарушения будут исправлены. Аудитор должен выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были приняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета. 2.3. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов, с поставщиками и подрядчиками. План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками: - правовую оценку договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства; - организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; - организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; - организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице №6. Таблица №6 План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проверяемая организация Период проверки Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы состав аудиторской группы
Руководитель аудиторской организации подпись Руководитель аудиторской группы подпись Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Программу аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками представим в таблице №7. Таблица №7 Программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Проверяемая организация Период проверки Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности
Руководитель аудиторской организации Руководитель аудиторской группы На первом этапе проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость. Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками. Первая группа: Экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности. Вторая группа: Экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты. Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственность давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. 2.4. Состав аудиторских процедур проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
2.4.1. Аудиторская проверка первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются: - отсутствие много кратного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии); - сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; - большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; - значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств. Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме: 1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы. Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность. 2. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур. 3. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке. Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №8. При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам. Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета. Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что бы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками Таблица №8 Вопросник к определению объема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|