реферат, рефераты скачать
 

Преступность несовершеннолетних в Новгородской области


14) Ощущаются ли результаты профилактической работы в среде

несовершеннолетних по предупреждению преступности, которую ведут

правоохранительные органы и социальные структуры.

1. Никогда не слышал(а) о таковой. 61%

2. Да, были какие-то попытки. 17%

3. Правоохранительные органы и социальные структуры ведут серьезную работу

в этой области. 19%

4. Затрудняюсь ответить. 3%

15) Что, по-вашему, толкает несовершеннолетнего на совершение

преступления.

1. Недостаточная материальная обеспеченность. 42%

2. Желание самоутвердиться. 17%

3. Окружение и среда, в которой живет несовершеннолетний. 29%

4. Другое. 12%

16) Кто или что может подавить возникшее у несовершеннолетнего преступное

желание.

1. Семья. 65%

2. Школа и другие социальные структуры. 8%

3.Боязнь реального наказания. 14%

4.Другое. 13%

17) Что, по-вашему, ощущает несовершеннолетний, совершая преступление.

1. Материальное или моральное удовлетворение. 58%

2. Страх и боязнь. 4%

3. Относится безразлично. 20%

4. Другое. 18%

18) Влияют ли алкоголь и наркотики на рост преступности

несовершеннолетних.

1. Да. 71%

2. Нет. 24%

3. Влияют, но не всегда. 3%

4. Затрудняюсь ответить. 2%

19) Совершит ли преступление вновь несовершеннолетний уже понесший

наказание за предыдущее преступление.

1. Нет, т.к. он уже был наказан ранее. 27%

2. Да, независимо от того, что он ранее был наказан. 47%

3. Да, обязательно. 15%

4. Другое. 1%

20) Будет ли наблюдаться рост преступности несовершеннолетних в будущем.

1. Да, если ничего не изменится в политической, экономической, социальной

и культурной жизни страны. 70%

2. Нет, если принять вовремя определенные меры. 28%

3. Другое. 2%

21) Готовы ли вы лично принимать участие в мероприятиях, направленных на

профилактику и предупреждение подростковой преступности.

1. Нет, пусть этим занимаются те, кому положено – государство и

специальные органы. 10%

2. Я готов оказывать посильную помощь, но думаю, что вряд ли смогу каким-

либо образом повлиять на ситуацию с преступностью несовершеннолетних.

10%

3. Да, готов. Я считаю, что для борьбы с подростковой преступностью

необходимы усилия не только государства, но и всего общества в целом.

72%

4. Затрудняюсь ответить. 8%

Интерпретация статистического анализа.

Опрос показал, что большинство опрошенных мало интересуются состоянием

преступности в среде несовершеннолетних и мало знают о работе, проводимой

различными органами в этой области. Нельзя не отметить положительные

прогнозы граждан в тенденции снижения роста подростковой преступности,

которые они связывают с улучшением работы правоохранительных органов,

социальных структур, а также выработкой государственными и иными

компетентными органами квалифицированных и материально подкрепленных

программ в области борьбы с преступностью несовершеннолетних. Существует

готовность граждан помочь вышеперечисленным органам. Как отметили 65%

респондентов именно семья может реально повлиять на снижения количества

преступлений несовершеннолетних. Важным выводом является то, что

большинству опрошенных граждан очевиден высокий уровень подростковой

преступности в настоящее время, что и отражено в выше приведенных

статистических данных.

В 1998 году проводился статистический анализ, осуществленный

социологами и психологами Комитета по образованию Администрации

г.Новгорода. В рамках этого анализа было опрошено 78 учащихся, совершивших

правонарушения, и 78 учащихся, не совершавших правонарушения.

Для большего удобства данные были сведены в таблицу. Жирным шрифтом

выделены ответы учащихся, совершивших правонарушения. Обычный шрифт -

данные учащихся, не совершавших правонарушений.

Таблица распределения ответов

| | |Частично|И «да», |Частичн| Не |

| |Согласен|согласен|и «нет» |о |согласен|

| | | |% |не | |

| |% |% | |согласе|% |

| | | | |н | |

|1.Ребенок обременителен|10 |19 |16 |10 |44 |

|для своих родителей. |3 |22 |11 |8 |57 |

|2.Хулиганские поступки |31 |32 |6 |17 |13 |

|дети совершают от |32 |25 |9 |12 |21 |

|«нечего делать». | | | | | |

|3.Хулиганские поступки |35 |32 |90 |10 |13 |

|совершаются детьми за |32 |40 |4 |9 |14 |

|«компанию». | | | | | |

|4.Правонарушения |12 |27 |17 |18 |26 |

|совершаются потому, что|14 |31 |17 |14 |23 |

|что-то подобное делают | | | | | |

|и другие. | | | | | |

|5.Решиться на |29 |17 |10 |12 |32 |

|криминальные поступки |29 |10 |10 |19 |31 |

|может только смелый | | | | | |

|человек. | | | | | |

|6.Криминальные поступки|35 |25 |10 |12 |16 |

|совершаются тогда, |27 |29 |10 |13 |21 |

|когда есть уверенность,| | | | | |

|что нельзя будет | | | | | |

|установить, кто это | | | | | |

|делает. | | | | | |

|7.Во многих семьях не |49 |22 |4 |9 |16 |

|хватает денег на обеды |53 |17 |8 |6 |16 |

|для детей в школе. | | | | | |

|8.Дети часто получают |27 |29 |6 |16 |22 |

|наказания незаслуженно.|31 |22 |4 |23 |17 |

|9.Дом для ребенка – его|81 |10 |0 |3 |4 |

|опора. |74 |12 |0 |4 |3 |

|10.Чтобы не произошло |91 |5 |0 |1 |3 |

|со мной, родители будут|84 |12 |0 |1 |1 |

|любить меня. | | | | | |

|11.Родители, чаще |21 |49 |4 |16 |10 |

|всего, считаются с моим|39 |35 |5 |16 |4 |

|мнением. | | | | | |

|12.Чтение книг – это |13 |19 |16 |8 |44 |

|нудное и бессмысленное |10 |18 |8 |18 |44 |

|занятие. | | | | | |

|13.Ребенок учится |18 |25 |17 |18 |22 |

|плохо, чаще всего от |17 |30 |9 |12 |31 |

|того, что учителя не | | | | | |

|умеют объяснить свой | | | | | |

|предмет. | | | | | |

|14.Чтение- это огромное|29 |31 |9 |17 |13 |

|удовольствие. |35 |26 |10 |19 |8 |

|15.Самый любимый и |94 |5 |1 |0 |0 |

|уважаемый человек для |84 |10 |1 |1 |1 |

|ребенка – это его мать.| | | | | |

|16.Отец является |51 |26 |5 |12 |4 |

|образцом поведения для |51 |26 |6 |6 |8 |

|своих детей. | | | | | |

|17.Родители проводят |34 |43 |5 |12 |6 |

|много времени со своими|32 |39 |4 |16 |8 |

|детьми. | | | | | |

|18.Очень жаль, что нет |39 |18 |14 |6 |22 |

|детских клубов |43 |26 |10 |5 |13 |

|охотников, рыболовов, | | | | | |

|детского | | | | | |

|самодеятельного театра.| | | | | |

|19.Мне интересно |53 |36 |5 |4 |1 |

|общаться с родителями. |60 |23 |4 |6 |4 |

|20.Я провожу много |23 |45 |10 |10 |9 |

|времени, общаясь с |27 |43 |8 |11 |9 |

|родителями | | | | | |

Анализ данных в таблице позволил выявить следующие факторы, обуславливающие

преступность несовершеннолетних.

1. Первый фактор выделяет семьи очень обеспеченные (доминирующая роль

отца), не уважается мать, очевидно не работающая, она контролирует каждый

шаг ребенка. Ребенок ищет своего признания на улице. В данной ситуации

наблюдаются :

- успехи в учебе, которые не устраивают родителей;

- наказания за учебу, когда подняться выше своего уровня не

представляется возможным;

- наказания от человека, который не является примером;

- невозможность общаться с друзьями дома.

2. Второй фактор выделяет семьи с низким материальным уровнем, ребенок

чувствует себя обделенным по сравнению с другими, он плохо учится и за это

получает строгие наказания. Потеря родительского авторитета. Дети скорее

всего становятся на путь воровства; ищется среда , которая будет их

уважать. В данной ситуации наблюдаются :

- плохая учеба;

- низкая материальная обеспеченность;

- строгие наказания со стороны родителей.

3. Третий фактор выделяет семьи неполные. Мать и ребенок. В данной ситуации

наблюдаются :

- неудовлетворительные для матери успехи в учебе;

- учеба у людей в школе, которых он не уважает и не признает их

воздействия законными;

- дефицит общения дома.

Возможные правонарушения: насилие над теми, кто слабее их.

4. Четвертый фактор включает семьи, где дети испытывают эмоциональный

голод, эмоциональную неудовлетворенность. В данной ситуации наблюдаются :

- конфликтное общение с родителями;

- бездеятельность;

- конфликтное общение со сверстниками и учителями.

Эти дети обретают внутреннее равновесие в причинении боли другим без

разбора.

5. Пятый фактор включает в себя семьи с низким материальным уровнем из-за

неработающего отца. Отец не уважается. Эти дети не ищут компаний, именно на

них приходятся ограбления детей, изымания от них денег. В данной ситуации

наблюдаются :

- низкий материальный уровень;

- наказания от неуважаемого человека.

6. Шестой фактор: дети учатся плохо, за это не уважаются родителями дома,

взамен идет поиск авторитетов на стороне.

Факторы:

- плохая учеба;

- отсутствие значимости и в школе и дома;

- отсутствие значимой деятельности.

3. Особенности ответственности несовершеннолетних.

Ответственность имеет регулирующую, оценочную, мотивационную роль в

поведении человека. Именно обладая определенным сознанием, человек понимает

суть своих связей с обществом, необходимость существования этих связей и в

силу этого готов принять социальный контроль и выполнить предъявляемые ему

обществом требования. Во-вторых, ответственность - это реальная

необходимость ответа за свои отрицательные поступки. Подходя так к оценке

сущности ответственности, З. А. Астемиров ставит вопрос о способности

человека отвечать за свои действия. Он справедливо отмечает, что эта

способность зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня

его знаний.[2] Естественно, что все это происходит с годами, и поэтому

способность понимать характер своих действий и отвечать за них возникает у

человека в определенном возрасте.

Уяснение сущности уголовной ответственности требует раскрытия в ней не

только объективного содержания, но и субъективных, личностно-

психологических моментов. С точки зрения субъективно-личностной

ответственность предполагает усвоение правосубъектными лицами требований

уголовного закона, запечатление в их сознании содержащихся в нем норм

(правил поведения) и сообразовывания ими своего поведения с этими нормами,

а также охватывает осознанную обязанность и вынужденность отвечать перед

органами правосудия в случаях совершения преступления и понести

заслуженное наказание.

Субъективно-личностный аспект ответственности непосредственно связан с

такими философскими (социологическими) категориями, как «свобода» и

«необходимость», и вместе с ними отражает степень формирования,

социализации личности.[3] По мере познания необходимости и постижения

свободы личность динамично приобретает способность нести ответственность в

той или иной форме. Ответственность в субъективном смысле вызревает точно

также, как вызревает и мужает человек, укрепляются его разум и воля,

расширяется кругозор. Поэтому ее можно отнести к свойствам личности. Это

важное положение, признаваемое в социологии и этике, почему-то отвергается

отдельными авторами-юристами. Признание ответственности «одним из решающих

элементов структуры личности, определяющим степень свободы и основное

направление поведения человека», а ее воспитание - одной из главных задач

воспитательной работы и составной частью формирования личности имеет прямое

отношение к проблеме ответственности вообще, к раскрытию сущности и

специфики ответственности несовершеннолетних, к ее субъективно-личностному

аспекту в частности.[4]

Отсюда вытекает очень важный и принципиальный вывод: по мере

формирования, социализации личности та или иная форма ответственности

становится ей внутренне присущей, а соответственно с этим и посильной.

Значит, нельзя не учитывать этого при решении вопроса об ответственности в

объективном смысле, при определении форм ответственности и ее субъектов.

Произвольное возложение ответственности противоречит природе самого

человека и поэтому не может дать ожидаемого результата. Это положение

приобретает особую остроту, когда речь идет об уголовной ответственности

несовершеннолетних.

Несовершеннолетний - это формирующаяся личность, постепенно познающая

«необходимость» и постигающая «свободу» и соответственно этому также

постепенно приобретающая способность принимать решения, то есть поступать

ответственно, на основе усвоения закономерностей общественного развития и

правил общежития. Иначе говоря, процесс формирования, социализации личности

несовершеннолетнего, определяемый как внешними, так и внутренними

условиями, сопряжен с постепенным (можно сказать, поэтапным, имея ввиду

возрастную эволюцию) приобретением им способности нести определенную форму

ответственности.

Требования уголовно-правовых норм, поскольку в них содержатся

нравственно-ценностные начала, имеют воспитательное значение для всех

членов общества, оказывают влияние на поведение каждого сознательного

человека. Однако в качестве их конкретных адресатов выступают не все члены

общества, а именно те, которые могут быть субъектами уголовной

ответственности. Круг этих лиц определяет сам уголовный закон, законодатель

на основе учета и правильной оценки закономерностей развития и формирования

личности. При этом решающее значение имеют два социально-биологических и

социально-психологических критерия - возраст и уровень сознания,

отражающий накопление социального опыта, степень социализации личности. Как

отмечает Б. Г. Ананьев, у человека «переход от одной функции к другой, от

одного уровня обязанностей, прав и ответственности к другому совершается по

мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции. Каждое общество

и государство регулирует эти переходы определенными индексами права:

избирательного, трудового, уголовного и т. д.».[5]

Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве и взаимной

связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность по мере

своего формирования могла выступать в качестве субъекта тех или иных

общественных отношений, носителем определенной формы социальной

ответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на

том или ином этапе своего развития и формирования личности человек несет (

или может нести) ответственность в определенной степени, в той или иной

форме, в зависимости от уровня сознания, его структурных элементов. Хотя

сознание само по себе не определяет характера общественных отношений, в

которые вступает личность, но оно позволяет человеку аккумулировать опыт,

причем не какой-то индивидуальный, а прежде всего общественный опыт, и

сделать его своим достоянием.

Принципиальным является вопрос о возрастном пороге, а также об уровне и

характере сознания, с которых начинается уголовная ответственность, о

«точке пересечения» двух этих критериев.

Уголовная ответственность в объективном смысле представляет собой

возложение на правосубъектных лиц сопряженной с определенными санкциями

обязанности не совершать деяния, признаваемые уголовным законом как

преступные ( позитивный аспект), а в случаях нарушения ими этой обязанности

- привлечение их к ответу перед органами правосудия посредством вменения в

вину совершенного преступления и применения соответствующих санкций

(негативный аспект). А в субъективном смысле она предполагает усвоение

правосубъектными лицами указанной обязанности, отражение ее в их сознании и

сообразовывании ими своего поведения и поступков с требованиями уголовного

закона (позитивный аспект), а в случаях нарушения этих требований и

совершения преступления - осознанную обязанность и вынужденность отвечать

за содеянное перед органами правосудия и понести заслуженное наказание (

негативный аспект).

Установление уголовной ответственности в законе происходит не

произвольно, а на основе учета закономерностей формирования личности,

объективных условий и субъективных предпосылок этого процесса.

Формирующаяся личность может быть признана субъектом уголовной

ответственности начиная с определенного возраста, по мере приобретения ею

необходимого уровня правого сознания, предполагающего способность осознания

общественной, общегосударственной значимости установлений уголовного

закона. Поэтому уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои

особенности.

По российскому законодательству уголовной ответственности подлежат

несовершеннолетние с 16 лет, а за особо тяжкие преступления, такие как,

убийства, разбои, грабежи – с 14 лет.

4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних

на общегосударственном и региональном уровне .

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической

науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом

направлении является проблема контроля государства и общества над

преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой

проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения

преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка

предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося

толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено

многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами

и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее

распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая

социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних,

особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно

использовать термин не «борьба», а «предупреждение».[6]

Так, государственная политика предупреждения преступности

несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность

системы государственных и негосударственных институтов по формированию и

реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения

явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и

государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения преступности не автономна.

Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и

правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.