реферат, рефераты скачать
 

Преступность несовершеннолетних в Новгородской области


жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку

политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы

государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы

иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства

в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по

выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных

направлениях государственной социальной политики по улучшению положения

детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей),

утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента

РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной

декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е

годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом

Президента РФ от 18.08.94г.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по

которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей,

является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения

преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности

несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в

отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно

включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети

России».

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди

проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии. Эта

особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности

несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов

несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и

преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели

политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать

многие вопросы криминологической и правовой практики.

С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из

важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование

комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная

модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой

судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной

защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов

несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности

за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от

правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель

политики).[7]

Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения

преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному

сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых

распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого

пространства задана преступным поведением подростка.[8]

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения

преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества

от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления

и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения.

Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и

негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с

преступностью несовершеннолетних;

- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и

негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью

несовершеннолетних ;

- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов,

влияющих на прогнозные оценки;

- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и

внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих

на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных

общностей;

- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и

возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее

реформирования и развития.[9]

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных

элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства

и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс

формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов

(средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы

реализации политики.

Третий – последствия. Это показатель эффективности политики

предупреждения преступности.[10]

Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики как практики

способствует анализ направлений трансформации принципов политики

предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права

они трансформируются прежде всего в определении:

- объема и характера уголовно-правового запрета (проблема

криминализации и декриминализации);

- видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);

- направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых

норм на правосознание молодежи.

Государство располагает многими средствами реализации политики

предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

- социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и

интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности –

быта, образования, труда, досуга).

- Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового

воспитания).

- Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление,

блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).

- Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование

безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать

жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).

- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений

средствам уголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного

права), ядро которого – обеспечение применения эффективного

наказания и его исполнение.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации

политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой

политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны

стать:

- разработка критериев определения профилактического потенциала

права;

- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за

счет более широкого включения в него норм гражданского,

административного

трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О

занятости населения РФ».

- Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;

- Разработка видов и механизмов назначения наказания

несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

- Разработка правового регулирования осуществления процедуры

собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены

их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения

конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения

преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и

негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации

политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система

«правоохранения».[11]

Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности в обществе (

защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем

реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних

могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих

стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности

несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за

слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных

организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех

этих функций.

Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе

формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает

самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового

регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать

три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие,

поддержка (система социальных, экономических и других льгот),

дополнительная правовая и социальная защита.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный,

региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности

формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит

конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих

основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном

ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности

несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы

политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы

населения, которая нуждается в повышенной защите.

- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;

- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы

социальной и правовой защиты;

- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта

профилактики;

- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные

полномочия.

2.Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности

несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как

инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий

уровень безопасности общества.

- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа

протекционизма.

- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение

реализации основных прав несовершеннолетних.

- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на

социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3.Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения

принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.

- Усиление профилактического потенциала права.

- Принятие специальных законов и специальных процедур для

несовершеннолетних.

- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для

несовершеннолетних.

- Специализация следователей, прокуроров, судей.

- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от

характера и тяжести деяния.

- Приоритетность социально-психологической, педагогической

реабилитации.

- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа,

согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних

должны применяться в качестве крайней меры.

5. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности

несовершеннолетних.

- Создание системы координации предупредительной деятельности в

соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и

многоуровневого подхода.

- Создание единого пространства профилактики.

- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и

реализации политики.

6. Подход к проблеме с учетом региональных условий.

- Оценка криминогенной ситуации.

- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры

реабилитационного пространства, профилактики и исполнения

уголовного наказания.

- Максимальное использование для предупреждения преступности

несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

- Принятие законов и иных подзаконных актов.

- Согласование программ предупреждения преступности на региональном

уровне с программами потребностями на местном уровне.[12]

5. Предупреждение преступности несовершеннолетних на территории

Новгородской области.

В Новгороде и Новгородской области местные власти рассматривают борьбу с

подростковой преступностью в качестве одного из приоритетных направлений

своей деятельности. На реализацию этих целей направлен целый ряд

нормативных актов и документов. Администрацией г. Новгорода и

Новгородской области были приняты:

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 22.05.97 N 60 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК"; установлены сроки проведения операции,

выработаны цели и план мероприятий.

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 28.08.95 N 132 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК";

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 07.05.96 N 102 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК";

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 09.02.98 N 51 "О

ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ"

5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 11.04.96 N 130 "О

ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА

1996-1997 ГОДЫ"

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 20.02.96 N 33 "О

ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ НОВГОРОДЕ НА 1996 -

1997 ГОДЫ"

7. РЕШЕНИЕ Старорусской Думы от 28.05.98 N 90

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ И РАЙОНЕ НА

1998 - 1999 ГГ."

8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Боровичи и Боровичского района от

30.03.98 N 258 "О ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В БОРОВИЧСКОМ

РАЙОНЕ

НА 1998 - 1999 ГОДЫ"

9. РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации города Новгорода от 05.09.96 N 2868рг "О

СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ".

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1. Цель:

активизировать работу всех заинтересованных ведомств по

предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних,

организации их досуга, защите прав и законных интересов, улучшению

обстановки в неблагополучных семьях, выявлению и устранению причин и

условий, способствующих подростковой преступности, повышению

эффективности работы, направленной на предупреждение

безнадзорности среди детей и подростков.

2. Основные меры :

формирование эффективной системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и оказание им

правовой помощи;

выявление и пресечение фактов жестокого обращения с

несовершеннолетними, сексуального и иного насилия в отношении них,

оказание всех видов помощи несовершеннолетним пострадавшим;

выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в

преступную и антиобщественную деятельность;

проведение мероприятий по выявлению несовершеннолетних,

употребляющих наркотические средства, спиртные напитки, иные

одурманивающие вещества, и оказание им медицинской и

реабилитационной помощи;

выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и

оказание им всех видов помощи;

выявление подростков - правонарушителей, групп

несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по

предупреждению их противоправного поведения и оказанию им

социальной поддержки и реабилитации;

осуществление мероприятий, направленных на возвращение в

учебные заведения для продолжения учебы детей, необоснованно их

покинувших;

выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения или

ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию

несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых

возложены эти обязанности, принятие по данным фактам мер в

соответствии с законом;

выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся

поведению несовершеннолетних, подготовку и реализацию предложений по

устранению этих причин и условий;

принятие мер по обеспечению прав и социальных гарантий,

предоставляемых государством семье и несовершеннолетним,оказанию

помощи детям из малообеспеченных семей и семей из группы "риска".

Социальная политика семьи с несовершеннолетними неблагополучными детьми

является неотъемлемой составной частью социальной политики города. Мы живем

и трудимся в сложных жизненных условиях. Работать с детьми, семьей стало

гораздо труднее, потому что к традиционным проблемам предупреждения

подростковой преступности добавилось много новых, связанных с

экономическими противоречиями в стране. Преступления, совершаемые

несовершеннолетними, стали, к сожалению, «обычным делом».

В Новгороде наблюдается низкий уровень жизни значительной части семей.

По данным социологических исследований 1996 года средний балл самооценки

своего уровня жизни у жителей города составил 3,7 по 10-бальной шкале. На

протяжении 1992-1996 гг. разводами закончились от 63 до 73% браков. В

1996 году число детей, у которых развелись родители составило 1218, а в

целом в 1992-1996 гг. - 7750 детей.

Согласно Программе социальной политики семьи с несовершеннолетними

детьми на 1998-2000 гг., разработанной и утвержденной организациями,

учреждениями, работающими с неблагополучными семьями и детьми, основными

целями социальной политики семьи с несовершеннолетними в городе являются:

1. Обеспечение условий для выполнения семьей важнейших ее функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных

обязанностей с личными интересами человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, охраны

материнства и детства.

Важнейшие принципы социальной политики семьи с несовершеннолетними

детьми в Новгороде:

1. Гарантия обеспечения равенства прав всех типов семей, независимо от

социального положения, на поддержку.

2. Дифференцированная социальная защита нуждающихся семей от нищеты и

насилия.

3. Защита прав детей и женщин.

4. Формирование и развитие системы новых учреждений социального

обслуживания семей и т.д.

Было принято много документов и нормативных актов о защите прав семьи,

детей, молодежи. Вот некоторые из них:

1. «О социальной поддержке студенческих семей с детьми « от 26.02.96 года

№ 128-рг (г. Новгород). Установлена ежемесячная денежная компенсация

малообеспеченным студенческим семьям, имеющим детей, в сумме двух

минимальных размеров оплаты труда одному из родителей.

2. «Об установлении родителям, имеющим статус безработного, пособия на

детей» от 22.03.96 №208-рг. Установлена ежемесячная выплата на детей в

размере 50% минимальной оплаты труда семьям, где родители имеют статус

безработного.

3. «О разработке областной комплексной Программы «Семья и дети» на 1997-

2000гг.» от 26.03.96 года №216 - рг.

4. «О проведении ежегодного фестиваля творчества детей и подростков с

ограниченными возможностями» от 10.04.95 г. №224-рг.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.