реферат, рефераты скачать
 

Дефицит государственного бюджета


По данным Министерства финансов РФ, общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 1995 года был равен 191,6 трлн. рублей. При этом задолженность Министерства Финансов перед Центральным банком России составила 97,1 трлн. рублей, или 5,9% ВВП и 50,5% общей суммы государственного внутреннего долга (при 66,7 трлн. рублей на 1 января 1995 года)1. В этой сумме наибольший удельный вес приходится на задолженность по кредитам. На 1 января 1997 года общая сумма внутреннего государственного долга уже составила 326,0 трлн. рублей2. Задолженность Министерства финансов России перед Центральным банком России по государственным ценным бумагам в общей сумме его задолженности в 1996 году составила 34,95 трлн. рублей, или 36%, и возросла по сравнению с 1 января 1995 года на 27,9 трлн. рублей3. Это было связано с проведением ЦБ операций на открытом рынке в рамках утвержденной денежной программы. Покупая государственные обязательства, Центральный банк создает “базу” для последующей депозитно-чековой эмиссии коммерческих банков, что непосредственно ведет к увеличению массы обращающихся денег. Рефинансирование накопленной государственной задолженности, к которому неизбежно будет вынуждено прибегать Правительство в течении всего 1995 года, означает, что потенциальные обязательства, выданные им в 1994 году, должны будут превратиться в реальные платежи, приводящие к росту видимого федерального долга сверх ожидаемого бюджетного дефицита. Кроме того, в составе государственного внутреннего долга Российской Федерации числиться задолженность Минфина перед коммерческими банками, включая Сберегательный банк и Внешэкономбанк.

В условиях достаточно резкого падения доходов федерального бюджета Министерство финансов прибегает к все более активной экспансии финансового рынка за счет выпуска государственных облигаций для покрытия бюджетного дефицита. Эта тенденция наблюдается и в бюджетных проектировках на текущий финансовый год. Поскольку возможность увеличения финансовых ресурсов в стране практически исчерпана, то гипертрофированный рынок ценных бумаг, обслуживающих государственный долг, ведет не только к возникновению кризисных явлений, повышающих степень риска всего рынка, но и к сужению других финансовых секторов и их ослаблению, в частности это касается кредитного и валютного рынков.

Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для российского бюджета. В бюджете 1996 года на выплату долгов было предусмотрено 8,5 млрд. долларов, из которых примерно половина пошла на обслуживание долгов России, взятых после 1991 года и не подлежащих реструктуризации. Эти расходы превышают размеры иностранных частных капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от иностранных банков и международных финансовых организаций.

Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

Расходы на погашение и обслуживание государственного долга характеризуются следующими данными: в 1994 году они составили 5,6% в объеме бюджетных расходов, в 1995 году - 9,2%, в 1996 году - 13%, а в 1997 году в соответствии с Законом “О федеральном бюджете на 1997 год” они составили 14,8%1. Эти показатели наглядно демонстрируют, что происходит удорожание государственного долга и увеличение доли бюджетных средств, направляемых на его обслуживание, а следовательно, сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. В такой ситуации следует не только весьма осторожно подходить к привлечению новых займов, но и направить значительные усилия на увеличение сроков обращения государственных ценных бумаг, регулирование их доходности и снижение ставки рефинансирования.


Глава III. Федеральный бюджет и его дефицит в Российской Федерации

 

3.1. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

 в Российской Федерации на современном этапе


В основном (первичном) акте бюджетного законодательства Российской Федерации - Законе РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 года, в параграфе 1, статье 1 говориться, что бюджет сегодня - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации республиканский бюджет РСФСР именуется теперь федеральным бюджетом Российской Федерации. В свою очередь вся бюджетная система Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, состоит из трех звеньев:

n   федеральный бюджет;

n   бюджеты субъектов Федерации;

n   местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации  состоит из бюджетов различных форм собственности. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации являются собственностью государственной (соответственно собственностью Российской Федерации и каждого субъекта), а местные бюджеты объектом муниципальной собственности.

Неотъемлемой частью бюджетного процесса в Российской Федерации является бюджетное регулирование, заключающееся в том, что из доходов вышестоящих бюджетов передаются бюджетам нижестоящим денежные средства с целью сбалансирования доходов и расходов бюджетов каждого уровня.

Также следует отметить, что бюджетно-финансовая политика России включает налоговую политику. Она увязывается с бюджетно-финансовой налоговой политикой республик, национально-государственных и административно-территориальных образований, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой Российской Федерации.

Начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться. Дефицит российского федерального бюджета и сейчас имеет постоянную тенденцию к росту (с 4% от ВНП в 1990 году он увеличился до 12 -14% в последующие годы1). Несбалансированность государственных расходов и доходов связана, в основном, с падением объемов производства (например, только в первом квартале 1993 года по сравнению с тем же периодом 1992 года произведенный национальный доход сократился на 19%2) и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов.

При сравнении характера проводимой в последние годы бюджетной и денежно-кредитной политики в трех группах стран: развитых, развивающихся, странах с переходной экономикой, а также в России (таблица 1) нетрудно увидеть, что значения бюджетного дефицита, темпов прироста денежной массы и инфляции в России были существенно выше, чем в любой другой группе стран. Таким образом, важнейшей особенностью российской экономической политики 1992-1996 годов являлась ее излишняя мягкость, даже по сравнению со средними показателями группы стран с переходной экономикой.

Видимо, неудивительно и то, что в странах, проводивших более ограничительную политику темпы прироста ВВП оказываются, как правило, выше, а в странах, придерживающихся экспансионистской политики - ниже. При значительном бюджетном дефиците, высоких темпах прироста денежной массы и инфляции темпы прироста ВВП становятся отрицательными. Поэтому, если попытаться сформулировать закономерность, связывающую характер проводимой экономической политики с темпами экономического роста, то она, скорее, будет иметь следующий вид: проведение более жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики, как правило, способствует повышению темпов экономического роста, в то время как осуществление более мягкой бюджетной и денежно-кредитной политики ведет к их снижению.

Таблица 11

Показатели жесткости (мягкости) бюджетной и денежной политики

в 1992 - 1996 годах.

Показатели

Развивающие-ся страны

Развитые страны

Страны с переходной экономикой

Россия


1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

1992-1996 гг.*

1996г.

Дефицит бюджета в % к ВВП

           - 2,5

           - 2,1

           - 2,9

            - 3,0

            - 7,0

           - 2,9

           - 12,0

            - 13,1

Темпы прироста

47,6

17,9

3,5

4,4

193,7

28,2

283,7

 53,6          

Опережение темпов прироста реального ВВП, %

            41,4

            11,6    

      1,6

           2,4

             197,8

            23,9

            292,9

            59,6

Темпы инфляции, %

31,7

12,6

2,4

2,3

223,4

14,9

685,3

31,6

Справочно:    темпы прироста реального ВВП, %

             6,2

               6,3

             1,9    

            2,0

             - 4,1

               4,3

            - 9,2

             - 6,0

 * В среднем за период

Источник: расчеты МЭА по данным МВФ, Госкомстата РФ и ЦБР

На сегодняшний день федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии, прежде всего по исполнению его доходной части. Объем налоговых поступлений к ноябрю 1996 года составил 57,7% бюджетных проектировок1. Закон Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1997 год” составлен в расчете на следующие макроэкономические параметры: объем ВВП предполагается быть в сумме 2727,0 трлн. руб. (рост ВВП на уровне 101% его величины в 1996 году), при этом ожидается рекордно низкая за последние годы инфляция - 0,8% в месяц и рост валютного курса рубля на уровне 4 - 5%, что в реальном выражении должно составить 5560 руб. за доллар США в среднем за год2.

Иначе говоря, Правительство вновь ориентируется на оптимистический прогноз развития экономики страны в 1997 году. В определенной степени он со- ответствует некоторым тенденциям последних месяцев 1996 года. В частности, это касается сокращения темпов инфляции, которое в мае прошлого года составило 1,6%, в июле - 0,7%. Фактический темп инфляции в июле равен 1,2%3.  Кроме того, наблюдается определенная стабилизация обменного курса рубля. Однако необходимо иметь в виду, что эти процессы протекают на фоне сокращения объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства, замедления скорости обращения денег, ухудшения финансового состояния предприятий. Не снизились также процентные ставки до уровня, обеспечивающего доступность кредитов для инвестирования реального сектора как необходимого условия для выхода из депрессии и начала оживления экономики.

В результате за первое полугодие прошлого года объем ВВП уменьшился (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом 1995 года на 5% (в то время как прогнозом намечался его рост), а объем промышленного производства на 4%4. При этом в мае - июне 1996 года статистика зафиксировала возрастание темпов промышленного спада по отношению к предыдущему году.

Современная ситуация в сфере государственных финансов сегодня в России характеризуется прежде всего тенденциями нарастания бюджетного кризиса. Основные предпосылки бюджетного кризиса в России были заложены в исходной модели экономических реформ еще в 1991 году и постепенно все более четко проявлялись через бюджетную систему по мере нарастания общего экономического кризиса.

Бюджетный дефицит - это сумма превышения расходов федерального

правительства над его доходами в каждый данный год.

Экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, бюджетов. В связи с реальной ситуацией, сложившейся в экономике на сегодняшний день, все рассуждения и предложения о “формуле” бюджетного устройства, оптимальной налоговой системе и повышении ее стимулирующей роли неизбежно будут носить и носят абстрактный, умозрительный, беспочвенный характер.

Снижение ежемесячных темпов инфляции на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счет инфляционных доходов. Именно по этому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции. Кроме того, налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Критическое состояние доходной базы бюджета усугубилось и тем, что структура расходов, зафиксированная в Законе о бюджете на 1996 год, была резко перекошена в первом полугодии, поскольку в результате ряда решений Правительства в период предвыборной компании, носящих явно политический и конъюнктурный характер, была нарушена сбалансированность экономической политики.

Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики в России является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, населения и предпринимателей.



3.2 Анализ динамики бюджетного дефицита в России

в период 1995 – август 1997 г.

 

Результаты исполнения федерального бюджета за период 1995 год – август 1997 года представлены в таблице 2.

Таблица 21

Исполнение республиканского бюджета России (в % ВВП)




1995 год

1996 год

1.02.97

1.03.97

1.04.97

1.05.97

1.06.97

1.07.97

1.08.97*

Доходы















Налог на прибыль

2,47

1,44

0,59

0,67

0,88

1,13

1,30

1,29

1,17

Подоходный налог

0,2

0,23

0,20

0,20

0,17

0,12

0,12

0,10

0,09

Налог на добавленную стоимость, спецналог и акцизы

5,81

6,74

4,21

4,57

5,44

6,30

6,64

6,28

5,98

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1,46

1,01

0,55

0,71

0,83

0,86

0,88

0,93

0,93

Прочие налоги, сборы и платежи

0,34

0,28

0,15

0,37

0,22

0,23

0,25

0,14

0,22

Итого налогов и платежей

10,28

9,70

5,70

6,52

7,54

8,64

9,19

8,74

8,39

Неналоговые доходы

3,4

2,80

1,59

1,91

1,35

1,57

1,54

1,55

1,29

Всего доходы

13,68

12,50

7,29

8,43

9,22

10,20

10,73

10,29

9,46

Расходы





 







 





Государственное управление

0,27

0,24

0,17

0,18

0,21

0,21

0,24

0,24

0,27

Международная деятельность

1,3

1,18

0,36

0,34

0,60

0,69

0,69

0,73

0,53

Национальная оборона и правоохранительная деятельность

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.