реферат, рефераты скачать
 

Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации товародвижения и возможности его использования в сфере торговли


широкий спектр логистических услуг в сфере обслуживания материальных и

информационных потоков и инфраструктуры товарных каналов. В основе их

деятельности различные функции логистики (транспортировка, хранение,

погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, складирование и

обработка заказов...) рассматриваются как взаимосвязанные и

взаимодействующие элементы системы, что и приносит им успех. Концепция

логистики реализуется через систему товародвижения, основными элементами

которой являются:

. технические средства и инфраструктура транспорта;

. материально-техническая база экспедиторских, агентских, брокерских,

лизинговых и других компаний, связанных с процессом движения товаров;

. складское хозяйство и оборудование;

. средства информационного обеспечения и управления.

Основным связующим звеном между производством и потреблением является

транспорт, и поэтому новые технологии связаны с изменением роли транспорта

в условиях функционирования логистических систем. Транспортно-

экспедиционные фирмы берут на себя дополнительные функции, которые

предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней. Такие,

как: упаковка, маркировка, хранение, сортировка грузов, оформление и

ведение счетов, определение оптимального варианта маршрутов и видов

транспортировки, контроль за процессом движения грузов в пути.

Эффективность выполнения комплекса экспедиторских услуг предполагает

применение технологий, обеспечивающих взаимосвязанную работу функциональных

звеньев, что позволяет обеспечивать контроль выполнения заказа с

использованием единой информационной системы. Новые задачи, связанные с

реализацией логистических принципов, требуют создания соответствующей

коммуникационной инфраструктуры, позволяющей собирать и передавать

информацию участникам системы. В том числе: обеспечение компании

современными информационными услугами, доступ к удаленным ресурсам,

оперативный обмен коммерческой информацией между поставщиками, заказчиками

и посредниками. Информационно-коммуникационные сети обычно представляют

собой совокупность аппаратно-программных средств, образующих узел и

объединенных специальными каналами связи. В узел могут входить: телеграфный

канал, телефонный канал общего пользования, выделенный телефонный канал,

выделенный цифровой коммутируемый канал, канал спутниковой связи. С помощью

таких каналов формируется полная коммуникационная инфраструктура фирмы.

Логистические системы невозможны, прежде всего, без внедрения современных

технологий учета логистических операций при обработке грузопотоков.

Внедрение подобных систем позволяет автоматизировать процесс ввода

информации о движении конкретной физической единицы товара и значительно

ускорить время обработки грузов. [ 9 ]

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг. нашего

столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими

целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм,

их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим

главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и

обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей

эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению

преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной

связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и

приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и

комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции

без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой

подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется,

ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже

отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня

сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала,

задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании

интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и

информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за

материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение

стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов

управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации

полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки

и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями

закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее

функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением

движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и

распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного

материально-технического обеспечения.

К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и

материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика

или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или

торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами,

включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии

производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на

оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную

организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к

потребителям.

[pic]

Рис. 2.2 Функции управления распределения продукции

К числу функций логистической координации (см. рис.2.2) относятся:

выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и

частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и

прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных,

касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции

логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом

смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула –

«маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой

весомое основание. В известной степени формула применима и к координации

взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика

занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и

выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей

информации.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее

направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением

сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой

деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза

спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов,

разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами

готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства,

разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. [ 13 ]

3. Особенности организации товародвижения в деятельности торговых

предприятий Республике Беларусь

3.1 Особенности посреднической деятельности в Республике Беларусь

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже

относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды

становится актуальным не только общее совершенствование существующих

технологий организации посреднической деятельности, но и внедрение новых

для белорусской экономики методик продвижения товара.

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна

современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара

к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в

оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый

результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе.

Торговое посредничество в экономическом смысле - это весьма широкое

понятие. Оно включает круг услуг, в частности по подыскиванию контрагента,

подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению

гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-

экспедиторских операций, страхованию товаров при транспортировке и

хранении, выполнению таможенных и иных формальностей (например, по

сертификации товара), исследованию рынка сбыта и информационному

обслуживанию поставщика, проведению рекламных и других мероприятий по

продвижению товаров на рынки, осуществлению предпродажного сервиса и

технического обслуживания, а также проведению многих других операций. В

Республике Беларусь посредническая деятельность регламентируется Указом

Президента РБ от 7.03.2000г. № 117 “О некоторых мерах по упорядочению

посреднической деятельности при продаже товаров”[ 2 ]

В нем в частности говорится, что торгово-посредническая деятельность

осуществляется:путем заключения договоров купли-продажи (розничной купли-

продажи, поставки, контрактации), в том числе на основании договоров

поручения или комиссии, только при наличии полученного в установленном

законодательством порядке специального разрешения (лицензии) на

осуществление оптовой и (или) розничной торговли или специального

разрешения на осуществление оптовой и (или) розничной торговли отдельными

видами товаров, если посредником осуществляется оптовая и (или) розничная

торговля исключительно указанными видами товаров. При этом в качестве

существенного условия договора должна указываться цель приобретения

товаров.Реализация товаров за пределы Республики Беларусь осуществляется

при условии выполнения в предыдущем отчетном периоде установленных Советом

Министров Республики Беларусь заказов на поставку товаров для

государственных нужд или по квотам. Предполагается, что производитель

товаров в праве осуществлять их продажу посредникам, получившим специальное

разрешение на осуществление оптовой торговли.

. Посредник вправе осуществлять продажу товаров организациям и гражданам,

в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства

и потребления; нерезидентам и резидентам Республики Беларусь для вывоза

этих товаров из Республики Беларусь. Регламентируется также

поставка сырья и материалов, страной происхождения которых является

Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях и она может

осуществляться только:

посредником, имеющим специальное разрешение на осуществление оптовой

торговли.

. Поставка иностранных сырья и материалов для переработки на давальческих

условиях может осуществляться организациями и индивидуальными

предпринимателями, импортирующими эти сырье и материалы, без получения

специального разрешения на осуществление оптовой торговли;

.Посредники - импортеры осуществляют оптовую торговлю иностранными

товарами, везенными ими на территорию Республики Беларусь, без получения

специального разрешения (лицензии), если законодательством не установлено

иное.

В Указе существенно оговорены торговые надбавки применяемые в определенных

случаях, так продажа на территории Республики Беларусь организациями

индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного

производства и потребления, поставки на переработку на давальческих

условиях и не использованных для этих целей, по ценам, не превышающим более

чем на 5 процентов цену приобретения товара.

Продажа организациями и индивидуальными предпринимателями не

использованных для собственного производства товаров, произведенных в

результате переработки сырья и материалов на давальческих условиях,

осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 10 процентов цену

производителя товара.

Приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на

территории Республики Беларусь, осуществляется по ценам, не превышающим

более чем на 5 процентов отпускную цену, установленную производителем

соответствующего товара для потребления его на территории Республики

Беларусь на день заключения договора реимпорта. При приобретении товара по

цене выше установленной разница между ценой приобретения и ценой

производителя товара с учетом 5-процентной надбавки относится резидентом

Республики Беларусь на прибыль, остающуюся в его распоряжении.

Данный Указ вступил в силу с 10.03.2000г, за исключением норм,

предусматривающих получение специального разрешения на осуществление

оптовой торговли, , которые вступают в действие с 1 июля 2000г.

Указ N 117 устанавливает, что посредники, осуществляющие розничную

торговлю товарами, вправе осуществлять и оптовую торговлю этими товарами

только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на оптовую

торговлю. Таким образом, посредническая деятельность, во-первых,

трактуется как нечто среднее между непосредственно оптовой торговлей,

осуществляемой производителем или продавцом, не являющимся производителем

товаров, и непосредственно производством, во-вторых, она рассматривается

как некий особый вид деятельности, для осуществления которой требуется

второе, помимо торгово-розничного, разрешение.

Как представляется, такой подход противоречит белорусскому

законодательству. Напомним, Временное положение о порядке выдачи субъектам

хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных

видов деятельности, утвержденное Постановлением Совета министров от 16

октября 1991 г. N 386 и действующее в настоящий момент, устанавливает

следующее:

В случаях, когда один вид деятельности предполагает обязательное

осуществление иных лицензируемых работ, неразрывно связанных с ним

технически и организационно, выдается одна лицензия на основной вид".

Указ № 117 ужесточает и так отнюдь не либерального законодательства в целом

о предпринимательстве и в частности о посреднической деятельности.

Между тем он является обязательным для всех субъектов хозяйствования,

зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории РБ.

Кроме того, субъекты хозяйствования, зарегистрированные за пределами РБ, но

осуществляющие свою деятельность полностью или частично на ее территории,

обязаны получать лицензии в порядке, установленном положением.

А так как Указ №117 определил, что посредники - это юридические или

физические лица - резиденты РБ, то получается, что субъекты хозяйствования,

зарегистрированные за пределами РБ, но осуществляющие свою деятельность

полностью или частично на ее территории, пока не должны получать лицензию

на посредническую деятельность (оптовую торговлю).

Таким образом, юридические или физические лица - резиденты РБ оказываются в

гораздо худших условиях существования, чем нерезиденты, что опять же

противоречит основополагающим нормам права, закрепленным, например, в

Гражданском кодексе.

В скором времени количество посреднических предприятий в Беларуси может

значительно сократиться. Существует опасения, что вряд ли получится выгода

от данного нововведения. Очевидно, что цены на товары не снизятся, а вот их

ассортимент в магазинах заметно сократится. Это с одной стороны. С другой

и без того заполненные склады предприятий эта мера тоже не разгрузит. А вот

количество людей, которые не стоят на бирже труда только потому, что нашли

свой бизнес в частных структурах, помогающих белорусским производителям

искать рынки сбыта, наверняка уменьшится. Сегодня в Беларуси главная

проблема не в том, чтобы произвести, а в том, чтобы продать продукцию. Наши

товары неконкурентоспособны не только на Западе, но и в России. Вряд ли

очередное государственное вмешательство имеет шанс что-то улучшить [ 21 ]

Роль же посредников в современном мире переоценить нельзя. Да, мы по-

прежнему говорим о прямых хозяйственных связях, заставляем открывать

фирменные магазины и т.д. Однако некоторые производители не хотят да и не

могут это сделать - слишком много требуется дополнительных затрат,

необходимо обучение кадров и т.д. Вообще, роль посредника сегодня уже не

сводится к одной только купле-продаже (хотя и это тоже весьма важно). На

складах многих предприятий скопились залежи продукции, которую зачастую

практически невозможно реализовать. Думаю, что они будут благодарны любому

посреднику, предложившему свои услуги. Но, повторимся, роль посредников в

современных хозяйственных связях не ограничивается этими функциями. Многие

из них оказывают контрагентам целый комплекс услуг, начиная от изучения

рынка и заканчивая кредитованием (авансированием) производителей. Да,

некоторые наши граждане пострадали от фирм типа МММ. Но опять же это

говорит лишь о необходимости более четкого регулирования отношений. И не

всегда, кстати, под этим следует подразумевать тотальный государственный

контроль. Просто государство должно устанавливать более четкие “правила

игры”, абсолютно понятные всем и не подлежащие произвольному толкованию,

как самими субъектами хозяйствования, так и чиновниками. Если же кто-то

такие правила нарушает, то мер ответственности у нас более чем достаточно.

С другой стороны, обязательным для всех должно стать правило, согласно

которому всякие акты законодательства, в которых имеются неточности или

неясные моменты, должны толковаться в пользу субъектов хозяйствования, а не

государства, которое повинно в неточностях. Кроме того, законом должно

стать правило: известный лозунг “можно все, что не запрещено” применим

только к гражданам и юридическим лицам. А в отношении государства и его

органов должен действовать принцип “можно только то, что разрешено”.

Поэтому, нужно создавать квалифицированные законы. И главное, чтобы они

были стабильными, а само законодательство предсказуемым. При этом,

естественно, должна учитываться специфика деятельности, что сегодня, в

принципе, и делается. Так, мы особо регулируем и особые требования

предъявляем к деятельности отдельных структур, выходящих на большое

количество контрагентов и привлекающих значительные средства, особенно от

населения (банки и небанковские финансовые организации, инвестиционные

фонды и т.д. с начислением налогов с совокупного годового дохода. Важно

понять и еще одну важную истину: если посреднические структуры существуют -

значит, это объективная необходимость. Ведь в условиях рынка могут

существовать только те, кто обеспечивает самоокупаемость. Что же касается

тезиса о том, что именно посредники “накручивают” цену товара, то он верен

лишь отчасти. Ведь посредникам производитель продает товар, как правило, по

оптовым ценам. А если бы он сам продавал его, например, по розничным ценам

с учетом затрат на розничную торговлю, то и цена была бы соответствующей.

Еще раз подчеркнем: если производитель использует услуги посредников,

значит, это ему выгодно. Другое дело, что мы еще пока не умеем

цивилизованно торговать. Например, в той же розничной торговле не

существует понятия оптового покупателя. Попробуйте купить, например, в США

1 и 12 банок пива - и вы сразу поймете, что одна банка при покупке большего

их количества обходится гораздо дешевле. У нас такие скидки не практикуются

прежде всего потому, что слишком дешево ценится труд продавцов: затраты на

зарплату составляют в расходах мизерную сумму. И, наверное, самым важным

фактором в снижении стоимости товаров, уменьшении количества посредников

должна являться конкуренция: наличие большего количества и товаров, и

продавцов. Без надлежащей конкуренции, административными методами уменьшить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.