| |||||
МЕНЮ
| Интеграция России в мировую экономикуИнтеграция России в мировую экономикуСодержание. I. Общая характеристика экономических связей России и Западной Европы 2 Общая характеристика экономических связей России с ЕС и Западной В 90-х гг. произошли крупные изменения в географической направленности внешнеторговых связей России. Отказ в начале 90-х гг. от идеологических критериев при выборе зарубежных партнеров, децентрализация внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях повлекли за собой резкий рост доли развитых стран и резкое снижение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешнеэкономических отношениях России. В настоящее время Западная Европа, в особенности Европейский Союз, ЕС - главный экономический партнер Российской Федерации. ЕС -
крупнейшая интеграционная группировка, объединяющая 15 стран: Францию, С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998 г. экономическое
сотрудничество между ЕС и Россией развивалось по восходящей линии, хотя и
не без трудностей. На первых порах значительный эффект дала отмена
государственной монополии на внешнюю торговлю и широкая, даже чрезмерная,
либерализация торговых связей, открывшая путь на внешние рынки десяткам
тысяч российских предприятий, не считая мелкий бизнес - миллионы Казалось бы, это должно было дать дополнительный импульс динамике
экономических связей между Россией и Западной Европой. Однако уже в 1998 г.
они оказались в состоянии кризиса, который проявился в трех важнейших
областях - торговой, инвестиционной и валютно-финансовой. В торговле
впервые после 1992 г. произошло абсолютное сокращение стоимости
товарооборота. Впервые сократился и объем прямых иностранных инвестиций в
российскую экономику, в том числе западноевропейских. Кульминацией кризиса
в сфере валютно-финансовых отношений стало решение о временном
замораживании выплат по внешним и внутренним долгам России, принятое Во всех трех областях негативная динамика спровоцирована конкретными обстоятельствами, но в ее основе лежат структурные факторы: колоссальные экономические деформации и диспропорции; незавершенность процессов формирования основ рыночного хозяйства, в том числе его правовой базы; непоследовательность и ошибки внутренней политики сменявшихся правительств; огромная теневая экономика; политическая и социальная нестабильность; слабость государства и его неспособность обеспечивать выполнение уже принятых законов; разгул коррупции и преступности и др. Возможности динамичного развития экономического сотрудничества между При этом надо отдавать себе отчет в том, что даже при условии возобновления роста экономики и усиления структурных изменений в российской экономике в начавшемся первом десятилетии XXI в. отмеченные негативные факторы так или иначе будут действовать длительное время и, в частности, влиять на характер и динамику экономического сотрудничества России с внешним миром, в том числе с ЕС и Западной Европой в целом. Перспективы интеграции российской экономики в европейское экономическое
пространство. 1. Создание оптимальных условий для стабильного развития взаимной торговли и существенного роста иностранных инвестиций в российскую экономику. Становится, как никогда, актуальной задача разработки совместной торговой стратегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли между Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно меняется подход к пониманию роли западноевропейских инвестиций, важнейшим назначением их становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка. Эта концепция сотрудничества в области торговли и инвестиций должна
быть увязана с решением таких актуальных задач, являющихся предметом
обсуждений и переговоров, как вступление России в ВТО, защита интересов
российских хозяйствующих субъектов, действующих в Европе, улучшение
правовых, административных и иных условий деятельности иностранных
инвесторов в России и т.д. Азия; общеевропейские или коммунитарные программы развития науки и
технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в
подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление
окружающей среды; борьба с экономической преступностью. 5. Налаживание постоянного широкого сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с наркобизнесом и отмыванием капиталов, терроризмом, нелегальной миграцией. Важность сотрудничества в этой области будет расти по мере продвижения России и ЕС к созданию общей зоны свободной торговли. Новые аспекты отношений между Россией и ЕС: евро и расширение Союза. В СПС не упоминаются ни экономический и валютный союз (ЭВС), к созданию которого приступил ЕС, ни его будущее расширение на восток. В настоящее время оба направления развития европейской интеграции непосредственно затрагивают практические взаимоотношения России и ЕС. Евро введено в обращение как платежное средство в безналичных расчетах с 1 января 1999 г., с 1 января 2002 г. - и в виде банкнот и монет, используемых в наличных расчетах наряду с национальными валютами государств, участвующих в ЭВС. С 1 марта 2002 г. евро становится единственной валютой в этих странах, а немецкие марки, франки, лиры, песеты и т.д. превращаются в музейные экспонаты. Стратегически Россия заинтересована в том, чтобы евро утвердилась как валюта, играющая самостоятельную роль в международной валютной системе, так как на долю ЕС и стран-кандидатов приходится около 50% ее внешней торговли и более 50% всех иностранных вложений в ее экономику. Введение евро позволит России, как и любой третьей стране (т.е. не входящей в ЕС), маневрировать при изменении валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли. Перед ней открывается возможность ослабить свою зависимость от доллара. Ориентация России на евро может стать дополнительным фактором укрепления международных позиций новой европейской валюты. На практике Россия будет диверсифицировать свою валютную политику с учетом темпов утверждения евро как второй международной резервной валюты. Что касается расширения ЕС, то Россия является одним из государств,
которое в наибольшей степени затрагивает этот процесс. На долю вступающих в В декабре 2000 г. Совет министров ЕС, заседающий в составе глав государств и правительств 15 стран ЕС, впервые назвал примерную дату фактического начала расширения - 2004 г. Это несколько облегчает оценку его последствий для России. По мнению большинства российских экспертов, они будут неоднозначными. По предварительным оценкам, и при условии, что начавшийся в 2000 г. рост национальной экономики приобретет устойчивый характер, Россия может выиграть благодаря: 1) распространению на вступающие страны общих таможенных тарифов ЕС, которые на 3,6 пункта ниже, чем средний уровень их тарифов в торговле с Россией; 2) унификации таможенных процедур и совершенствованию таможенных служб в этих странах; 3) отмене всех количественных ограничений в торговле этих стран с Россией в соответствии с действующими соглашениями между Россией и ЕС; 4) унификации условий транзита товаров через территорию государств-членов ЕС, что также предусмотрено этими соглашениями; 5) в целом благодаря сравнительным преимуществам экономического взаимодействия с расширенным единым рынком ЕС. Перечень возможных негативных последствий для России таков: возможность применения новыми членами ЕС его антидемпингового законодательства; их переход на действующие в ЕС более высокие стандарты и условия сертификации, которые закроют доступ некоторым видам экспортируемой туда российской продукции; ухудшение условий взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и этими странами из-за их присоединения к общей аграрной политике ЕС. Что касается последующего партнерства и сотрудничества с Евросоюзом, то ключевой вопрос российской стратегии в Европе может быть сформулирован таким образом: надо ли России стремиться к полноправному членству в ЕС? Объективный анализ показывает, что это:
нереально по той причине, что государства-члены ЕС не согласятся на
вступление России, поскольку Евросоюз не в состоянии «переварить» огромного
восточного соседа со всеми его историческими, экономическими, социальными,
геополитическими и культурными особенностями;
не соответствует стратегическим целям России, поскольку у нее есть жизненно
важные интересы в таких удаленных от Европы регионах, как Центральная, Целесообразна иная стратегическая цель - интеграция в Европейское
экономическое пространство (ЕЭП), оформленная особым соглашением между которой предусмотрена нынешним Соглашением, Согласно ст. 3 СПС изучение возможностей создания такой зоны должно
было начаться еще в 1998 г. Однако Стороны пока не приступили к этой работе
и, учитывая реальное состояние российской экономики, займутся ею не скоро.
За прошедшее с начала рыночных преобразований время вся система
организации и осуществления внешнеэкономической деятельности Кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или товарной формах является проблематичным. Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации. Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям. При переходе к рынку и многообразию форм собственности,
предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права
заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии
и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача
государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики. Выбор в России модели открытой экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства. В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались
и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и
либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными
мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. В результате преобразования во внешнеэкономической сфере носили более радикальный характер по сравнению с внутренними преобразованиями, заметно опережая становление отечественного рынка и не учитывая в должной мере кризисное состояние национальной экономики. Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О
либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать
приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом
накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость
настройки системы государственного (административного и экономического)
регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их
эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления
конкурентоспособности российского экспорта. • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам
машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-
сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь
имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в
продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые
транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами
зарубежных государств и их союзов;
достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с
зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками,
организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных
ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических
барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях
со странами-кредиторами, с между народными организациями и должниками Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|