| |||||
МЕНЮ
| Интеграция России в мировую экономикуp>Основные направления расширения участия России в международном разделении труда. Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен. Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней. В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели: повышение конкурентоспособности российской экономики; сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров. Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям. Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»). Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.). Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки. Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств. Четвертое направление - формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики. Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России. Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное
значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым
партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота На американском континенте важнейший торговый партнер России - Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала. Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший производственный и экономический потенциалы этого региона. Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества. На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию необходимости объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характера, определения приоритетов научных исследований и механизмов их реализации. Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между отдельными, особенно развитыми, странами, их группировками. Примером тому является европейская программа «Эврика», призванная (ее инициаторами) противостоять экспансии США и Японии. Объективный процесс интернационализации современной экономики
определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации. Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических
проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР, Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из важных элементов научно-технической политики страны, сохранения и наращивания российского научно-технического потенциала (НТП). В нашей стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер, содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит от состояния НТП. Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и
военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и
экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других
странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие
процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не
могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед Перспективы МНТС и роль российской науки в решении глобальных проблем. Объективный всесторонний анализ современного состояния и результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на неадекватных их ценности условиях. В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности МНТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно- технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране. Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно- исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом. Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической
ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. 1. Окончательное превращение России в сырьевую и энергетическую базу
развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие
добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро
нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран
и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и
фактического уничтожения собственных наукоемких производств, свертывания На этом пути Россия, даже в случае достижения относительно высокого
уровня потребления (при первоначальном сокращении населения в несколько раз
и благоприятных внешних условиях), может рассчитывать в XXI в. только на
воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины XX
в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации, 2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов при участии в решении глобальных проблем и поиске наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для этого необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий. В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно- техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической ситуацией в мире. Намечается определять тематику межгосударственной кооперации в
максимально возможной степени, исходя из приоритетов Федеральной целевой
научно-технической программы, других научно-технических программ Российской Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и оправдавшей себя практикой развитых и новых индустриальных государств. Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС. Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-
членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых
документов по обеспечению создания общего научно-технологического
пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно
новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных
организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации
представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических
программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских
центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению
задач национальных научно-технических программ стран Содружества. Одновременно будут осуществлены мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств- партнеров, установлены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными научными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных исполнителей в совместные проекты, намечено расширить взаимодействие в области инновационной деятельности и коммерциализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок наукоемкой продукции. Важная задача МНТС - обеспечение в ближайшие годы перехода от программ международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотрудничества ученых разных стран, в том числе на базе использования уникальных отечественных научных установок. Глобализация мировой экономики определяется, в частности, тем, что основными потребителями минеральных, биологических, научно-технических и финансовых ресурсов являются развитые страны мира с «открытой» рыночной экономикой, где проживает «золотой миллиард» населения Земли, а развивающиеся страны безнадежно отстали по уровню потребления и социально- экономическому развитию. После окончания «холодной войны» центр тяжести борьбы ведущих государств мира переместился в область политического и экономического контроля мировых рынков природных ресурсов и расширения рынков сбыта своих товаров, т.е. передела мира и установления нового мирового порядка. Острота глобальных проблем усиливается еще и тем, что увеличиваются масштабы неуправляемого хищнического предпринимательства и экологической экспансии транснациональных корпораций и многонациональных компаний в отношении природных ресурсов развивающихся стран. В силу слабости экономики стран третьего мира они вынуждены соглашаться с перемещением на их территорию экологически «грязных» производств, устаревших ресурсорасточительных технологий, складированием и захоронением промышленных отходов. Все это ускоряет истощение природных ресурсов, отбрасывает экономику этих стран назад, рождает экологические катастрофы. Важный вклад в решение глобальных проблем могут внести наука и научное сообщество России, особенно в связи с участием в международных научно-технических проектах, называемых «меганаука», и передачей технологий развивающимся странам. В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование приоритетов в Принимая во внимание геополитическую ситуацию и внешнеполитические
интересы России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном
развитии научно-технических отношений с Беларусью, другими странами СНГ, Совершенствование международного научно-технического сотрудничества Перспективы функционирования российских СЭЗ. В современных условиях требуется пересмотр политики зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Первоочередной задачей для нормального становления и развития зон должно быть принятие федерального закона о свободных экономических зонах. Он должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, такие как порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон. Этот закон должен быть конкурентоспособным по сравнению с аналогичными документами других стран, которые стремятся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. В то же время в России отсутствует федеральный закон о СЭЗ. Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы,
регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. База должна включать,
помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохранится в
новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно
складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно
работающими зонами имеются у СЭЗ «Находка» и «Янтарь». Однако и им, чтобы
привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от
территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ. Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы им конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон. Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет
будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении
корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний. Создание технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта (в 2001 г. 90% экспорта России приходилось на энергоресурсы и другие виды сырья). Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости. Другое стратегически оправданное направление - реализация транспортно-
географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого
выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский
край) могут быть преобразованы вряд крупных концессионных участков. Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО. Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях,
которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств. Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно
участвовал в формировании политических и экономических основ мира. В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и
в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках «Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении
к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г.,
когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех
лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство,
регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было
достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного
процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры
все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет
зависеть от политического решения России; с другой стороны - от
политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в
торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись
к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать
этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств? Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств. Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм
разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком
контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей
системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие
положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны
различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Для вступления в ВТО необходимо приведение российского
законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как
федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. • вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран под пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других; членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешне экономической деятельности; вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор. Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для
этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую
структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были
представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых
обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока. ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации
выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет
функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в
урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически
сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется
соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56,
и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих
министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой. Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО. Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО. Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России. Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать. Список литературы: 1. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. 2. Батенев В. Современнная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12 3. Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. 4. Максимова М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое пространство? – В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский союз и Содружество Независимых государств. – М.: Интердиалект+, 1999. 5. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|