реферат, рефераты скачать
 

Интеграция России в мировую экономику


p>Основные направления расширения участия России в международном разделении труда.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением национальной внешнеэкономической политики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами.

Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости перестала соответствовать внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В сложившихся условиях для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику перед Россией стоят следующие основные цели: повышение конкурентоспособности российской экономики; сохранение позиций России на мировых товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения и военной техники), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточение контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения данных целей и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности требуется развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям.

Первое направление - выработка и реализация внешнеэкономической политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и «ноу-хау»).

Одним из приоритетов станет стимулирование на государственном уровне экспортной деятельности российских производителей, прежде всего, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. В связи с этим продолжится формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).

Второе направление - обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию таких условий будет способствовать вступление России во
Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

Третье направление - защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты. Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности и перспективных отечественных производств.

Четвертое направление - формирование международных приоритетов внешнеторговой политики как важнейшей составной части внешнеэкономической политики.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях России.

Во внешнеэкономических связях с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится более 1/3 внешнеторгового оборота
Российской Федерации. Это основной рынок сбыта товаров российского экспорта
(прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке
Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются ведущими кредиторами
РФ.

На американском континенте важнейший торговый партнер России -
Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциалы, а также то, что американский рынок служит одним из перспективных для продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением.

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, включая вооружение и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и
Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, в том числе вооружения и военной техники.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, учитывая заметно возросший производственный и экономический потенциалы этого региона.

Состояние и перспективы международного научно-технического сотрудничества.

На рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию необходимости объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характера, определения приоритетов научных исследований и механизмов их реализации.

Наряду с этим налицо и конкурентная борьба, прежде всего между отдельными, особенно развитыми, странами, их группировками. Примером тому является европейская программа «Эврика», призванная (ее инициаторами) противостоять экспансии США и Японии.

Объективный процесс интернационализации современной экономики определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации.
Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны определенные противоречия, требующие организационного, правового и экономического регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности отдельно взятого государства или группировки стран.

Учитывая значительную роль науки в решении социально-экономических проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР,
Индия и др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих стран используются методы как директивного централизованного, так и индикативного планирования. Директивное планирование применяется с целью компенсации недостатков рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической модернизации традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной продукции, а также налоговых и таможенных льгот.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из важных элементов научно-технической политики страны, сохранения и наращивания российского научно-технического потенциала (НТП). В нашей стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер, содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит от состояния НТП.

Произошедшие в 90-х гг. XX в. коренные изменения политических и военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед
Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно- технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и специалистов.

Перспективы МНТС и роль российской науки в решении глобальных проблем.

Объективный всесторонний анализ современного состояния и результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на неадекватных их ценности условиях.

В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности МНТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно- технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.

Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно- исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.

Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах.
Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах развития страны. Из множества возможных путей развития нашей страны следует остановиться на двух.

1. Окончательное превращение России в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, свертывания
НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а следовательно, военной и политической независимости страны.

На этом пути Россия, даже в случае достижения относительно высокого уровня потребления (при первоначальном сокращении населения в несколько раз и благоприятных внешних условиях), может рассчитывать в XXI в. только на воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины XX в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации,
Россия в итоге утратит свой прежний статус в мире и превратится в страну второго порядка значимости по влиянию на мировые процессы.

2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов при участии в решении глобальных проблем и поиске наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для этого необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно- техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической ситуацией в мире.

Намечается определять тематику межгосударственной кооперации в максимально возможной степени, исходя из приоритетов Федеральной целевой научно-технической программы, других научно-технических программ Российской
Федерации, программ государственных научных центров, создать более благоприятные организационные, правовые и экономические условия осуществления научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
В итоге международное сотрудничество должно вносить реальный вклад в повышение технического уровня, сокращение сроков и снижение стоимости отечественных разработок путем привлечения интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов иностранных партнеров.

Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и оправдавшей себя практикой развитых и новых индустриальных государств.

Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.

Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами- членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических программ стран Содружества.
Дальнейшее развитие получат процессы создания единого научно- технологического пространства в рамках Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической кооперации обеих стран.

Одновременно будут осуществлены мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств- партнеров, установлены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными научными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных исполнителей в совместные проекты, намечено расширить взаимодействие в области инновационной деятельности и коммерциализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок наукоемкой продукции.

Важная задача МНТС - обеспечение в ближайшие годы перехода от программ международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотрудничества ученых разных стран, в том числе на базе использования уникальных отечественных научных установок.

Глобализация мировой экономики определяется, в частности, тем, что основными потребителями минеральных, биологических, научно-технических и финансовых ресурсов являются развитые страны мира с «открытой» рыночной экономикой, где проживает «золотой миллиард» населения Земли, а развивающиеся страны безнадежно отстали по уровню потребления и социально- экономическому развитию. После окончания «холодной войны» центр тяжести борьбы ведущих государств мира переместился в область политического и экономического контроля мировых рынков природных ресурсов и расширения рынков сбыта своих товаров, т.е. передела мира и установления нового мирового порядка. Острота глобальных проблем усиливается еще и тем, что увеличиваются масштабы неуправляемого хищнического предпринимательства и экологической экспансии транснациональных корпораций и многонациональных компаний в отношении природных ресурсов развивающихся стран. В силу слабости экономики стран третьего мира они вынуждены соглашаться с перемещением на их территорию экологически «грязных» производств, устаревших ресурсорасточительных технологий, складированием и захоронением промышленных отходов. Все это ускоряет истощение природных ресурсов, отбрасывает экономику этих стран назад, рождает экологические катастрофы.

Важный вклад в решение глобальных проблем могут внести наука и научное сообщество России, особенно в связи с участием в международных научно-технических проектах, называемых «меганаука», и передачей технологий развивающимся странам.

В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование приоритетов в
МНТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разработки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обновления отечественной промышленности.

Принимая во внимание геополитическую ситуацию и внешнеполитические интересы России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном развитии научно-технических отношений с Беларусью, другими странами СНГ,
Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Со странами других регионов научно-технические отношения следует поддерживать на уровне
«разумной достаточности»

Совершенствование международного научно-технического сотрудничества
России в итоге должно содействовать укреплению отечественного научно- технического потенциала, возрастанию роли нашей страны в решении проблем современной цивилизации в XXI в. при дальнейшей интеграции российской науки в мировую систему разделения научно-технического труда, если такая интеграция будет являться не самоцелью, а средством решения прежде всего внутренних задач.

Перспективы функционирования российских СЭЗ.

В современных условиях требуется пересмотр политики зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Первоочередной задачей для нормального становления и развития зон должно быть принятие федерального закона о свободных экономических зонах.

Он должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, такие как порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон. Этот закон должен быть конкурентоспособным по сравнению с аналогичными документами других стран, которые стремятся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

В то же время в России отсутствует федеральный закон о СЭЗ.
Законопроект «О свободных экономических зонах» был принят Государственной
Думой и Советом Федерации в июне 2000 г., но в июле 2000 г. был отклонен
Президентом РФ. В декабре 2001 г. Минэкономразвития России внесло в
Правительство РФ новую версию закона о свободных экономических зонах. Таким образом, в России на протяжении 90-х гг. не была создана законодательная база для деятельности СЭЗ, что вызывает большие трудности на пути организации и функционирования этих территориально-хозяйственных объединений.

Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. База должна включать, помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» (июль 1999 г.), законы о концессиях, дополнения и изменения
Закона «О соглашениях о разделе продукции», закон о валютном регулировании,
Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. Несмотря на то, что большинство перечисленных документов значится в приоритетном списке
Государственной Думы, их продвижение идет крайне медленно. Отсутствие прочной законодательной базы в России влияет на приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохранится в новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у СЭЗ «Находка» и «Янтарь». Однако и им, чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ.
Прежде всего СЭЗ «Янтарь» необходимо отказаться от масштабов
Калининградской области, а «Находке» - от территории всего города, ограничившись лишь тем, что относится к ее портовому хозяйству.

Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы им конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности.
Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон.

Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.

Создание технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта (в 2001 г. 90% экспорта России приходилось на энергоресурсы и другие виды сырья). Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

Другое стратегически оправданное направление - реализация транспортно- географического положения России и потенциала ее припортовых территорий.
Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край) могут быть преобразованы вряд крупных концессионных участков.
Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО.

Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО.
Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с
Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность.
Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств.

Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономических основ мира.
Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в
Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила
Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае
1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО.

В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках
Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сформулирован следующим образом:

«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить
Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».

Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ
L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации.

За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения России; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в
ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?
Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы? и др.

Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств.
Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать «мировая торговая система», базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО,
Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно- правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами
ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.

Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО.
Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.

Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков
Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»: искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.

Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации.
Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.

Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения.
Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими: защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок; ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;

• вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран под пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других; членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешне экономической деятельности; вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.

Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей
ВТО, о чем и пойдет речь далее.

Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений.
Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.

Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.

ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации
Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.

Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы.
Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии.

Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой.

Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.

Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО.

Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России.

Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.

Список литературы:

1. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.

2. Батенев В. Современнная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12

3. Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. -

№10.

4. Максимова М. М. Войдут ли Россия и СНГ в европейское экономическое пространство? – В кн.: Заглядывая в XXI век: Европейский союз и

Содружество Независимых государств. – М.: Интердиалект+, 1999.

5. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.