реферат, рефераты скачать
 

Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уро...


Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уро...

Санкт-Петербургский Государственный Университет


Экономический Факультет


Кафедра мировой экономики







Дипломная работа на тему:

КИОТСКий ПРОТОКол - как  механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне




















Санкт-Петербург

2006 г.


Содержание


         Введение                                                                                              3

Глава I. История создания Киотского протокола                              4

1.1   Возникновение проблемы                                                                       4

1.2   Создание Межправительственной группы экспертов

 по изменению климата                                                                  7

1.3   Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата                   11

Глава II. Киотский протокол. Суть и цели                                        15

2.1  Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс       15

2.2  Содержание Киотского протокола. Обязательства сторон        19

2.3  Основные аспекты протокола и его международное значение           25

Глава III. Позиции стран                                                                    31

3.1 Соединенные Штаты Америки                                                    33

3.2 Европейский Союз                                                                       36

3.3 Россия                                                                                          40

Заключение                                                                                        55

Приложения                                                                                       59

Список литературы                                                                            62


Введение


         Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата – это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива. Ученые считают, что безопасный уровень потепления – 2°С и человечество уже прошло треть «дистанции».

Многие страны, в особенности  беднейшие, сильно страдают от изменения климата. В России серьезной угрозы пока нет, но опасность уже существует. В настоящее время ежегодный мировой объем выбросов парниковых газов оценивается в 25,7 млрд. т ( более 25% приходится на США, около 25% на страны Евросоюза, 14% на Китай, 7% приходится на Россию)[1]. По мнению многих специалистов, для регулирования, стабилизации климата, для ограничения эмиссии парниковых газов, необходимы огромные ресурсы.

  Киотский протокол - экологическое соглашение по предотвращению катастрофических изменений климата. Большое количество специалистов занимаются оценкой затрат и выгод от снижения эмиссии парниковых газов, разрабатываются соответствующие эколого-экономические программы, ведутся дискуссии о механизмах реализации протокола (механизмы передачи квот на выбросы, налоги на углерод и т.д.) Необходимо приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить глобального потепления.

  Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет важные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений.

Хочу заметить, что большая  часть людей в мире либо вообще не слышали о данном соглашении, либо  имеют довольно смутное представление о нем .А ведь проблема изменения климата непосредственно касается жизни людей и пути ее решения должны волновать всех и каждого.

Целью данной работы является анализ Киотского протокола и его влияния на регулирование глобальных экологических проблем на международном уровне.

Для этого были рассмотрены следующие вопросы: история создания Киотского протокола, подготовка Киотского протокола, суть и цели, основные статьи протокола и его международное значение, а также рассматривались различные позиции стран по вопросу подписания соглашения и перспективы (экономические ожидания) после его ратификации.


§ I. История составления Киотского протокола

§ 1.1 Возникновение проблемы

Парниковый эффект - проблема не новая. О том, что углекислый газ способен накапливаться в атмосфере и таким образом влиять на повышение температуры поверхности Земли, ученые узнали еще в 19 веке. Уже в 1827 году французский ученый Фурье высказал предположение, что атмосфера Земли подогревает поверхность, пропуская к ней солнечное излучение с высокой энергией, но не давая выйти в космос части длинноволновой тепловой радиации, отражающейся от земной поверхности. Этот эффект вызывается несколькими парниковыми газами, в особенности двуокисью углерода и водяным паром. В конце девятнадцатого столетия шведский ученый Аррениус пришел к выводу, что возрастание выбросов двуокиси углерода предприятиями, возникшими в период промышленной революции, изменило содержание газов в атмосфере и что это может привести к росту приземной температуры. Однако, до недавнего времени считалось, что излишки концентрации двуокиси углерода поглощаются мировым океаном.

         До конца 50-х годов этой проблемой мало кто интересовался.

Впервые о проблемах экологии и, как одной из основных форм ее проявления – глобальном потеплении климата, заговорили в мировом масштабе в 60-70-е годы ХХ века.

         Этот новый этап в развитии исследования природной тематики связан, в первую очередь, с работами Римского Клуба – группы ученых и журналистов, созданной в 1968 году Аурелио Печчеи.

         В 1970 году Генеральный секретарь ООН уже в достаточной степени был озабочен этой проблемой, чтобы упомянуть в своем отчете по экологии возможность «катастроф, вызванных потеплением». И в 1972 году в Стокгольме состоялась Первая Всемирная конференция по окружающей среде и развитию, где была принята программа ООН по окружающей среде (UNEP). Здесь были зафиксированы принципы решения экологических проблем первого поколения – загрязнения воды, атмосферы, истощения почвы. С этого момента программа ООН по окружающей среде стала самой масштабной и влиятельной формой международного сотрудничества, занимающейся природоохранной проблематикой.

         Для практической реализации целей UNEP в 1983 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН была образована Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В 1987 году Комиссией была подготовлена «Программа устойчивого долговременного развития», которая затем была опубликована под названием «Наше общее будущее». Эта программа рекомендована всем странам для выработки национального законодательства по охране окружающей среды. Основная заслуга – это преодоление противоречия между экономическим ростом и охраной окружающей среды, при соблюдении жесткого условия – следования всех стран выработанным принципам.

         В течение 1980-х годов Программа ООН по окружающей среде (UNEP) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) созвали ряд международных научных семинаров, на которых ученые выработали предварительный консенсус относительно сути проблемы.


§  1.2 Создание МГЭИК

         Именно в рамках UNEP проводились наиболее глубокие исследования по вопросам изменения климата Земли. В 1988 году для этого была создана под эгидой UNEP и ВМО Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) (Либо Межправительственный комитет по климатическим изменениям – Intergovermental Panel on Climate ChangeIPCC)

         Лидерами в этом процессе были сначала главным образом промышленно развитые страны, но к участию в нем были приглашены все правительства. В дальнейшем в МГЭИК присутствовали представители почти всех стран. Именно отчеты МГЭИК обеспечили научную основу для дипломатических переговоров, увенчавшихся принятием Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

  Первый доклад МГЭИК был опубликован в 1990 году. Основным выводом, который был сделан Первой рабочей группой, ответственной за научный аспект проблемы: рост концентрации двуокиси углерода и других парниковых газов в атмосфере вызван человеческой деятельностью и может привести к повышению температуры в масштабе всей планеты с соответствующими изменениями климата. Этот рост, вероятно, будет вести к общему потеплению температуры у земной поверхности, хотя с существенными различиями по регионам. Вторая рабочая группа, изучавшая последствия климатических изменений, не смогла обнаружить единого мнения ученых по данному вопросу. Предположительно потепление приведет, прежде всего, к повышению уровня моря (в первую очередь, из-за нагревания океанов) и к росту осадков. Последствия для сельского хозяйства могут оказаться значительными: заболачивание земель, рост пустынь, изменение территорий лесов и береговой линии. Но нельзя делать с уверенностью какие-либо выводы: слишком много неясностей, особенно в том, что касается изменения климата в отдельных регионах.

Третья рабочая группа анализировала возможные меры для сглаживания последствий климатических изменений. Здесь имели место разногласия по принципиальным политическим вопросам. В результате отчет этой группы вырабатывался в ходе долгих и чрезвычайно политизированных переговоров. Итогом стал отчет, в котором содержалась только одна-единственная конкретная рекомендация: начать переговоры по международному соглашению об изменении климата.

После долгих споров оценки и рекомендации МГЭИК были направлены Второй всемирной конференции по климату, которая состоялась летом 1992 года. Министры, проведшие отдельное совещание в рамках этой конференции, приняли отчет и призвали ООН открыть переговоры по выработке документа, который впоследствии стали называть Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата. К 1994 году МГЭИК подготовила несколько специализированных отчетов и параллельно Второй аналитический доклад, который в конце 1995 года был утвержден, а в июне 1996 года опубликован.

Второй аналитический доклад показал, что международное сообщество добилось принципиальных сдвигов в деле борьбы с изменениями климата. Именно этот второй доклад более любого другого документа определил исход переговоров в Киото.

Основными выводами доклада явились[2]:

-         концентрации парниковых газов продолжают возрастать в результате человеческой деятельности;

-        совокупность имеющихся данных говорит о том, что влияние человеческой деятельности на климат планеты достаточно велико, чтобы его заметить;

-         к концу двадцать первого века средняя температура поверхности Земли, вероятно, повысится примерно на 2°С, а с учетом фактора неопределенности это повышение может составить от 1 до 3,5°С. В дальнейшем температура будет возрастать в течение нескольких десятилетий даже в том случае, если содержание парниковых газов в атмосфере к этому времени стабилизируется;

-         в среднем прогнозируется повышение уровня моря на 50 см к 2010 году (оценки колеблются от 15 до 95 см), и это повышение будет продолжаться в последующем;

-         в большинстве стран возможно осуществление безболезненных для экономики действий по ограничению эмиссии парниковых газов, чтобы их количество в будущем оказалось ниже уровня, неизбежного при сохранении имеющихся тенденций. Эти действия не повлекут дополнительных затрат.

Подводя итоги деятельности МГЭИК можно выделить следующее:

1) Принципиальный спор шел, прежде всего, вокруг того, есть ли связь между климатическими изменениями и человеческой деятельностью. Соответствие научных прогнозов реальным данным резко улучшилось благодаря учету аэрозолей, улучшенному моделированию (которое стало учитывать и естественные вариации климата), накоплению более точных данных о распределении температурных изменений по отдельным регионам. На основании таких исследований, максимально приближенных к реальным условиям, был сделан вывод о том, что «совокупность свидетельств позволяет предположить, что человеческая активность оказывает несомненное влияние на климат планеты».

2) Вторая рабочая группа выяснила, какие есть методы по сокращению эмиссии и увеличению стоков парниковых газов, и пришла к заключению, что существенное сокращение чистых эмиссии парниковых газов является технически возможным и экономически осуществимым. Эмиссии двуокиси углерода могут сокращаться благодаря использованию возобновляемых источников энергии, переходу с угля и нефти на газ, с ископаемых видов топлива на атомную энергию (при условии решения проблем безопасности, захоронения отходов и передачи энергии).

3) Третья рабочая группа пришла к совершенно другому заключению. Большинство стран могут существенно сократить эмиссии парниковых газов без дополнительных затрат, при помощи так называемых «безболезненных» мероприятий. К таким мероприятиям относятся ослабление рыночных ограничений и экономических диспропорций (например, через изменения в правовом регулировании и сокращение субсидий, связанных с ископаемым топливом), сокращение неблагоприятных для атмосферы явлений, влекущих за собой эмиссию двуокиси углерода и прочих загрязняющих веществ вне промышленной сферы – достаточно упомянуть возможность повышения чистоты выхлопных газов. В докладе отмечалось, что важным принципом борьбы с изменениями климата является соблюдение справедливости, и в качестве самостоятельной ценности, и в качестве средства достижения международных договоренностей. Эксперты были согласны с тем, что развивающиеся страны нуждаются в особой поддержке для того, чтобы справедливо и эффективно участвовать в разработке и осуществлении политики в деле борьбы с изменениями климата, и что в отсутствие гласности расходы в этой сфере будут, скорее всего, распределяться несправедливо.

Таким образом, была сформирована интеллектуальная основа, опираясь на которую политики различных стран начали международные переговоры, ставшие одним из самых важных и сложных явлений нашего времени. Была сделана попытка договориться о создании такой системы международной взаимопомощи, которая бы позволила совместными усилиями контролировать влияние человечества на атмосферу и климат всей планеты.


§ 1.3 Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата

         В феврале 1991 года под эгидой ООН были начаты переговоры о принятии Рамочной Конвенции по изменениям климата (РКИК ООН). Летом 1992 года состоялась Вторая Всемирная Конференция. В результате работы конференции была принята Декларация Рио по окружающей среде и развитию 1993 года, где формулировались важнейшие принципы охраны окружающей среды и экологического регулирования. Эта программа получила название «Экологический кодекс человечества».

Экологические проблемы были признаны глобальными и поиск путей их разрешения должен стать одной из ключевых задач человечества[3].

         Одно из важнейших форм проявления экологических  проблем было признано глобальное потепление климата. И в июне 1992 года на саммите в Рио-де-Жанейро была принята РК ООН по изменениям климата, в которой предлагались реальные шаги, направленные на урегулирование этой проблемы (вступила в силу с 21 марта 1994 года). История выработки Киотского протокола нельзя понять в отрыве от этого основополагающего документа.

         Основной целью РКИК является сдерживание изменений в атмосфере и стабилизация их на безопасном уровне:

«Главной задачей этой конвенции .. является .. достижение стабильного содержания в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на том уровне, при котором исчезнет опасность антропогенного вмешательства в баланс климатической системы Земли…»[4].


Основные положения конвенции отражены на рисунке 1:

Рис. 1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата[5].

      Таким образом, РКИК сформировала определенное пространство в сфере международного права, установила принципы, с которыми по большей части готовы были согласиться все подписавшие ее стороны. В ней заявляется, что проблема изменений климата достаточно серьезна, а странам Третьего мира даны заверения, что ответственность за решение этой проблемы в данное время лежит прежде всего на промышленно развитых государствах. Конвенция недвусмысленно формулирует принципиальный подход к решению проблемы: постепенный, основанный на постоянном уточнении информации, усиленно подчеркивающий необходимость распространять информацию и подвергать переоценке обязательства сторон.

Одним из первых, кто ратифицировал Конвенцию, стало правительство США, вскоре за ним последовали и многие другие. К декабрю 1990 года РКИК ООН была ратифицирована в общей сложности в 50 странах, что стало достаточным для ее вступления в силу. Это и произошло спустя три месяца в соответствии с законом. Такой срок можно назвать достаточно коротким для международного соглашения подобного масштаба. Уже после вступления Конвенции в силу ее одна за другой ратифицировали и многие другие страны: ко времени переговоров в Киото их было уже 167. не считая ЕС. Российская Федерация ратифицировала РКИК в ноябре 1994 г[6].

Следующим шагом должен был стать запланированный созыв первой ежегодной Конференции участников Конвенции; эта конференция была призвана оценить пройденный со времени саммита путь и определить направление дальнейшего развития. Ее решили провести в Берлине. На состоявшейся в 1995 г. Первой сессии Конференции Сторон РКИК было принято решение 1/СР1. получившее название «Берлинский мандат», в соответствии с которым был начат международный переговорный процесс по разработке нового юридически обязательного документа, дополняющего РКИК в части конкретных обязательств Сторон по численному сокращению или ограничению выбросов. Обсуждение организационных вопросов в Берлине проходило довольно спокойно, если не считать провала попыток согласовать формальные процедурные нормы (эта ситуация повторилась и в Киото). Дольше всего продолжались дебаты о торговле квотами. По этому вопросу был достигнут перспективный компромисс, предусматривавший пробные попытки в этом направлении, но без четко сформулированных обязательств по зачету эмиссии странам-донорам. В Берлине стороны согласились с тем, что прежние обязательства являются недостаточными «для долгосрочных действий в период после 2000 года». Было решено начать вырабатывать меры по ужесточению обязательств, взятых на себя промышленно развитыми странами, перечисленными в Приложении I. Было решено, что новых требований по отношению к развивающимся странам выдвигаться не будет, а «намеченный объем работы необходимо завершить по возможности к 1997 году, чтобы ее результаты можно было утвердить на третьей сессии Конференции сторон». Так было положено начало новым интенсивным переговорам, в конце концов, завершившимся встречей в Киото.


§ II. Киотский протокол. Суть и цели

§ 2.1 Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс

         Конференция в Киото стала многочисленным и представительным событием в деле международной охраны окружающей среды

         В Киото представители различных стран должны были принять совершенно определенные и юридически безупречные обязательства, признав тем самым, что предыдущие соглашения с их декларациями и увещеваниями оказались недостаточными. «Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата»[7]. Однако в нем сохраняется ряд противоречий, отсюда и вероятная сложность переговоров: надо было сформулировать обязательства, найти способ их точно сформулировать количественно, распределить между участниками, определить механизм контроля за их исполнением.

         Основные направления переговоров:

- Планы и мероприятия. В соответствии с первым пунктом Берлинского мандата, ЕС с первых же шагов особенно старался добиться соглашения о том, какие действия и мероприятия могли бы осуществлять Стороны Конвенции. Это и стало одним из предметов для дискуссии, особенно со стороны стран ОПЕК: мероприятия по решению климатических проблем могут иметь неблагоприятные побочные результаты, и следует предусмотреть способы сведения их к минимуму.

- Ограничение и сокращение эмиссии. Переговоры сосредоточились на обязательствах по сокращению эмиссии, принимаемых на себя странами в соответствии с принципиальным положением Берлинского мандата. Эти споры разворачивались по трем направлениям: объем обязательств (в течение какого времени они должны быть выполнены, какие источники эмиссии и стоки должны при этом учитываться); уровень, на котором должны приниматься обязательства (в том числе, следует ли дифференцирование распределять обязательства между Сторонами); и международные механизмы, благодаря которым Стороны могут выполнять свои обязательства с определенной гибкостью.

- Проблемы развивающихся стран и их участие в Киотском режиме. Хотя Берлинский мандат оговаривал, что развивающиеся страны не должны брать на себя дополнительные обязательства, он содержат в себе указание на необходимость «продолжать развивать существующие обязательства» развивающихся стран, и это лишь один из нескольких аспектов дискуссии о роли и потребностях развивающихся стран, включая вопросы передачи им новых технологий и финансирования.

Какие общие выводы можно сделать из рассмотрения переговоров по Киотскому протоколу? Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на кабинетные рассуждения о том, что в эру экономической глобализации национальное государство постепенно теряет свое значение, Киотский протокол – это, прежде всего соглашение, выработанное правительствами национальных государств. Экологические общественные организации возражали против практически всех механизмов передачи квот, не говоря уже о том, что они хотели принятия более жестких обязательств. Но правительства решили достичь согласия и сделали все, что считали возможным, для защиты атмосферы планеты, равно как и для защиты своих собственных интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.