реферат, рефераты скачать
 

Киотский протокол - как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уро...


Для экономического обоснования необходимости ратификации Россией Киотского протокола Министерство экономического развития и торговли РФ использовало прогнозные расчеты, подготовленные в Институте энергетических исследований РАН. Записка директора этого института, члена-корреспондента РАН Макарова А. гласит[37]: «Во всех сценариях уровень эмиссии СО2 в 1990 году не будет достигнут вплоть до 2020. Даже при удвоении ВВП за 10 лет размеры эмиссии СО2 в 1990 году будут достигнуты лишь между 2020 и 2025 годами».

На сегодняшний день Россия занимает 3 место в мире по уровню выбросов, но первое - по их сокращению[38]. Большинство как отечественных, так и зарубежных экспертов говорят, что обязательства России по протоколу Киото уже выполнены из-за резкого снижения производственной активности. На 1998 год наши выбросы составляли лишь 70% от уровня 1990 года, и по прогнозам Минэкономразвития, не поднимутся выше уровня 96% к контрольному 2012 году. В 2008 - 2012 гг. Россия накопит квоту не менее 1,25 млрд.т + 1,8 - 2,54 млрд.т за период 2000 - 2008 гг. Согласно предположениям российских и зарубежных аналитиков цена за тонну будет колебаться в пределах от 10 до 50 долларов. Международный спрос на квоты только в 2008-2012 гг. приблизительно оценивается в 10 - 15 млрд.тонн. Крупными покупателями должны стать Япония, Канада, а, возможно, и страны ЕС. По расчетам Минэкономразвития к 2008 году Россия может довести объем сделок на этом рынке до 15-23 млрд. долларов. В 2003 году британская The Financial Times написала, что Россия, ратифицировав Киотский протокол, может получить прибыли около 10 млрд. долларов[39].

Наиболее известным механизмом Киотского протокола является торговля квотами. У России здесь есть преимущество, так как квоты на выброс зафиксированы на уровне 1990г., а производство, энергопотребление, а следовательно эмиссия парниковых газов в России с тех пор существенно сократились. За счет продажи квот страна сможет получить заметные материальные выгоды. Но это, возможно, даже не самый главный плюс для России. Акцент нужно делать на использование инвестиционных проектов, в которых может быть использован экономический механизм Киотского протокола, о котором говорилось выше. Бюро экономического анализа при Минэкономразвитии РФ подготовило портфель российских проектов. В него входят предложения по улавливанию попутного газа, переработке отходов, лесовосстановлению, повышению энергоэффективности производств.

Российские предприятия получат шанс привлечь инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них выступят правительства или организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов. Гарантией получения необходимого финансирования послужат форвардные сделки на передачу инвестору сокращенных в результате реализации проекта выбросов.

Примером таких проектов, предусматривающим снижение расходов топливного газа, является совместный проект ОАО «Газпром» и «Рургаз АГ» по внедрению авто­ма­ти­че­ской системы оптимизации транспорта газа с использованием программно-вычи­сли­тель­ного комплекса «Simone». Техническая реализация первого этапа проекта на одном из участков ООО«Волготрансгаз» позволила сократить[40]:

- расход топливного газа на 90 млн. м3 в год;

- расход электроэнергии на 575 млн. квт*ч/год;

- эмиссию в экв. тоннах СО2 на 447 тыс./год.  

Существует также российско-японская программа сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК. Проект в 2 млрд. долларов японцы готовы финансировать, но существует требование государственной гарантии. В качестве таковой они готовы рассмотреть гарантию передачи той квоты на выброс, которая будет наработана в результате осуществления совместных проектов по модернизации российских предприятий. Совместный проект ОАО «Газ­пром» и консорциума японских корпораций (Sumitomo, Nippon Steel и т.п.), пред­усма­три­ва­ющий техническую реконструкцию участка ЕСГ с заменой труб, компрессорного обо­ру­дования и созданием дополнительного лупинга. Разработанное ТЭО проекта пока­зы­ва­ет, что его реализация позволит уменьшить на реконструируемом участке[41]:

- прямые потери природного газа на 114 млн. м3 в год;

- расход топливного газа  на 78 млн. м3/год;

- эмиссию ПГ в экв. тоннах СО2 на 1 млн./год.

Таким образом, опыт сотрудничества ОАО «Газпром» с корпорациями стран, ра­ти­фи­цировавших Киотский протокол, демонстрирует возможность реального использования потенциала сокращения эмиссии ПГ для привлечения масштабных зарубежных ин­ве­сти­ций в проекты повышения энергоэффективности и снижения ресурсопотребления в про­изводственных комплексах Российской Федерации.

Предполагается, что использование механизма реализации проектов совместного осуществления может обеспечить значительный приток инвестиций в экономику России, так как она обладает огромным потенциалом энергосбережения и более низким уровнем издержек на реализацию энергосберегающих мероприятий по сравнению со многими развитыми индустриальными странами.

Если правительство России создаст условия для использования такого редкого экономического ресурса, как квоты, страна будет вовлечена в глобальную торговлю эмиссиями с оборотом в миллиарды долларов. Все это должно дать серьезный толчок для развития экономики.

Можно отметить еще одно важное преимущество для России – после выхода из протокола США значение России резко возросло, у нас появился дополнительный рычаг давления на страны Европы. России нельзя упускать возможность оказаться в ситуации, когда она может чем-то надавить на страны Евросоюза. Так же у России есть возможность использования квот сокращения в качестве обеспечения внешних кредитных линий. Можно создавать фонды для привлечения средств на экологические проекты в России. Следующим направлением является привлечение европейских инвестиций в Россию в рамках проектов совместного осуществления – модернизация производственных мощностей, освоение новых видов продукции, что ведет к повышению энергоэффективности. Но России необходима безвозмездная техническая помощь для создания общенациональной системы мониторинга эмиссии парниковых газов. То есть теперь выгоды подписания Киотского протокола зависят от нее самой, от ее поведения на рынке квот на загрязнение, от реализации проектов по модернизации российских предприятий. Условия для получения дивидендов очень благоприятны.

По данным Министерства экономического развития РФ, негативное воздействие на природу России оказывают около 300 000 предприятий. Система экологических платежей (в стране 1,5 млн. плательщиков этой платы), действующая в России с начала 1991 г., предусматривает отчисления в бюджет по 400 видам загрязняющих веществ.

В первую очередь это плата за выбросы (и сбросы) в пределах допустимых нормативов загрязнения. Когда предприятие технологически не может соответствовать установленным стандартам, к нему применяются так называемые лимиты – «временный индивидуальный норматив» допустимых выбросов на ограниченный период времени.

Теоретически, пока он действует, компания должна инвестировать в природоохранные технологии и уменьшить загрязнение. Если же предприятие оказывается нарушителем и в этом случае, то его плата вырастает в 25 раз. На практике 25-кратный коэффициент экологических платежей практически не применяется, так как предприятия с готовностью представляют программы модернизации и перехода на экологичные стандарты. Правда, потом оказывается, что средств на выполнение этих программ не хватает и лимиты, которые зачастую становятся предметом торга между предприятиями и чиновниками, приходится продлевать.

В результате в 1994–2004 гг., по данным Министерства природных ресурсов РФ уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5%[42].

В 2005 г. экологические платежи составляют: в электроэнергетике – 0,05% от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности – 0,04%. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы – 0,1 и 0,12%[43]. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.

Директор департамента госполитики в сфере охраны окружающей среды министерства природных ресурсов России Александр Ишков сообщил, что в рамках Киотского протокола российскими предприятиями подготовлены около 100 проектов по снижению выбросов парниковых газов[44]: «В настоящее время в России существует порядка 100 проектов, 20 из них уже получили предварительное одобрение, в частности, Минэкономразвития», - сказал он.

Были представлены проекты по снижению выбросов парниковых газов предприятиями энергетической, газовой и химической отраслей, также рядом предприятий жилищно-коммунального хозяйства, целлюлозно-бумажные комбинаты.

Ишков отметил, что: «Наиболее масштабные - проекты РАО ЕЭС по переходу на природный газ вместо угля или мазута. Кроме того, колоссальный резерв - это проекты по ликвидации утечек газа в газораспределительных сетях».

Проекты в сфере лесного хозяйства находятся на начальной стадии разработки (например, лесовосстановление, специальные посадки деревьев на свободных площадях) позволяющие увеличить поглощение CO2.Чтобы приступить к реализации этих проектов, нужна нормативная база, инвесторы, а также механизмы передачи квот. Как уже отмечалось ранее Россия имеет преимущество в торговле квотами (ей требуется не снижать выбросы, а только не превысить уровень 1990 года)

По мнению Ишкова: «…та квота, которая у нас есть, вполне достаточна для развития реальной промышленности. А вот то, что будет сокращаться в результате реализации проектов, можно продавать».

Глава департамента считает, что к 2012 году возможно на 10% сократить расход энергоресурсов в России без использования крупных инвестиций, просто «идя по пути экономии и эффективного использования имеющихся ресурсов».

Немногочисленные способы решения проблем охраны окружающей среды предлагаются различными организациями: Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Энергетическим углеродным фондом (создан РАО «ЕЭС России»), Национальным углеродным соглашением (НУС) – некоммерческим партнерством, объединяющим организации, готовые взять на себя обязательства по сокращению выбросов («РУСАЛ», Евразхолдинг, РАО «ЕЭС России», АФК «Система», ЗАО «Группа МДМ», ответственные за ежегодную эмиссию более 650 млн.т. углекислого газа – свыше 1/3 общероссийского объема эмиссии парниковых газов), а также российские банки и компании, специализирующиеся в области экологического и инвестиционного консалтинга.

По новой схеме взимания экологических платежей, уже презентованной этим ведомством, с 2006 г. отменяется плата для предприятий, чьи выбросы соответствуют нормативам. Эти деньги предлагается начислять, но не изымать у субъектов хозяйственной деятельности, чтобы те имели средства для обновления производства и перехода на более щадящие природу технологии. Но одновременно предлагается отменить и лимиты, а деньги брать только со злостных загрязнителей – из прибыли компаний с прежним 25-кратным коэффициентом. Эти же принципы заложены и в концепции будущего закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Предполагается, что при введении новой системы общая сумма экологических платежей останется неизменной: она по-прежнему будет в пределах 11,5 млрд. руб., однако для конкретных предприятий и отраслей за счет увеличения сверхнормативных платежей цифры могут существенно измениться. Для предприятий электроэнергетики повышение составит около 15%. Практически такое же повышение ожидает предприятия нефтехимии – их платежи возрастут примерно на 20%. Рост сборов с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности составит 50%, а нефтедобывающей промышленности – 60%[45].

Проблема российских предприятий в том, что пока они бесконечно далеки от экологических стандартов, которые достигают предприятия ЕС.

Большинство предприятий ведущих отраслей России не соответствует ни прежним, ни готовящимся нормативным требованиям по выбросам. Чтобы избежать сверхнормативных платежей, большинству из них необходимо модернизировать собственное производство.

Если можно одним словом описать в целом реакцию компаний в России на ратификацию КП, то наиболее подходящее – «озадаченность». Например, в ответ на вопрос о значении КП для каждой из представленных нефтегазовых компаний, Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию компании «Ренова», заявил: «Если говорить об уровне корпораций и предприятий, я думаю, что никто пока не решится взять на себя смелость сказать, что для какой-то отдельно взятой компании это выгодно, а для другой - невыгодно. А глава компании Shell в России Джон Барри подтвердил это замечание, сказав, что «не знает, как КП скажется на нефтегазовом бизнесе на уровне операций», хотя отметил, что на макроуровне Россия выигрывает как поставщик газа на мировой рынок, ведь «голубое топливо» более чем нефть, приемлемо с точки зрения выбросов углекислого газа.

Ряд других компаний, включая СУЭК и ЕвразХолдинг, а также курирующие основных эмиттеров Департамент ТЭК Минпромэнерго и Комитет Думы по энергетике, транспорту и связи в ответ на вопросы об их позиции по КП воздержались от комментариев.

В то же время стратегически ограничения на выбросы углекислого и прочих парниковых газов не могут не вызывать у подозрений у нефтяников и газовиков, играющих первую скрипку в российской экономике. Ведь нефтегазовый рынок, по определению, – это «углеродный бизнес», и ограничения выбросов двуокиси углерода в атмосферу, по сути дела, означают падение цен на нефть для поставщиков и ограничение рынка энергоресурсов.

С другой стороны у нефтегазовых компаний также весьма велик потенциал снижения выбросов, а, следовательно, «углеродные» инвестиции могут внести существенный вклад в их модернизацию. РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», уже реализующих свои программы энергетического перевооружения. В их рамках «киотская» составляющая инвестиций за счет проектов совместного осуществления может достигать 50%[46]. Снижая выбросы углекислого газа и, особенно, метана, «Газпром» сможет сэкономить свою главную товарную продукцию.

Киотский протокол может также помочь в модернизации других предприятий-источников парниковых газов, например, металлургических производств и на транспорте. Председатель совета директоров Балтийского Банка Анатолий Зелинский отметил, что для тех российских предприятий, которые реализуют сегодня программы модернизации и имеют в них энергосберегающую составляющую, Киотский протокол автоматически является одним из источников финансирования и может закрыть около 10%[47] потребностей от инвестирования в модернизацию. Но предприятия, которые не могут собрать средств для реализации своих планов модернизации, от Киотского протокола не выиграют.


Программные объемы выбросов парниковых газов ОАО «Газпром»[48]


1990

2000

2008

2012

факт


прогноз


Метан, миллиарды кубометров

11,0

10,0

7,8

5,1

Метан в пересчете на диоксид углерода, миллионы тонн

161,7

147,0

114,7

75,0

Диоксид углерода от сжигания топливного газа, миллионы тонн

105,4

84,0

74,0

70,0


Во всех спорах о влиянии выбросов углерода на глобальное потепление климата, об экономической и политической составляющей Киотского протокола нужно помнить о том, какое влияние эти выбросы оказывают на каждого из нас. Всемирная Организация Здравоохранения регулярно сообщает об ухудшении состояния здоровья людей в крупных городах, что связано с загрязнением атмосферы. Кроме того, растет значимость экологического фактора в общем показателе здоровья людей. По мнению группы экспертов, проводивших данное исследование, ратификация Киотского протокола и создание эффективной системы управления выбросами ПГ позволяют дополнительно предотвратить рост выбросов традиционных атмосферных загрязнителей. Сегодня вклад выбросов от сжигания топлива в общий риск здоровью составляет примерно 10-25%. Однако при отсутствии эффективной стратегии регулирования выбросов эта величина может возрасти до 50% и больше.

Человек стал больше болеть, появились новые «экологические» заболевания (например, синдром хронической усталости). Происходит снижение репродуктивной функции у женщин в мегаполисах, что по данным ВОЗ также является следствием ухудшения экологической ситуации. Все это влияет на демографическую ситуацию, на производительность труда, а, следовательно, на экономику.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. При снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.


Оценки снижения риска смертности при активном участии России в Киотском протоколе за счет сокращения выбросов веществ, сопутствующих выбросам ПГ[49]


Снижение риска смертности (случаев/год)

Сокращение выбросов СО2 тыс. тонн в год

Россия, в целом

40 000

600 млн.

Тепловая энергетика России, в целом

10 000

60 млн.

Москва

850

3600

Воронеж

1130

220

Нижний Новгород

277

1700

Великий Новгород

51

1100

Вельск

40

50

Новодвинск

16

1000




Заключение

         Проанализировав все вышеизложенное можно выделить следующее:

§         Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата.

§         Киотский протокол к Рамочной конвенции об изменении климата был подписан в 1997 году в бывшей столице Японии – Киото. Он обязывает индустриально развитые страны сократить эмиссию шести парниковых газов на 5,2% по отношению к уровню 1990 года.

§         Договор получил широкое одобрение и был назван важным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата. То, что выбросы парниковых газов атмосферу напрямую связаны с глобальным потеплением, пока не доказано, но тому есть масса косвенных подтверждений. Эту связь признает большинство промышленно развитых стран.

§         Участие в Киотском протоколе абсолютно добровольно для каждой страны. Протокол не устанавливает каких-либо ограничений на выбросы ПГ после 2012г. Протокол не предусматривает никаких временных ограничений по принятию обязательств, поскольку он устанавливает бюджеты выбросов только для 2008-2012 гг.

§         Евросоюз - главный инициатор Киотского протокола (31 мая 2002 года Евросоюз ратифицировал протокол). В законодательстве европейских стран были внесены положения об огромных налогах на грязное производство, именно поэтому там был разработан ряд новых экологических технологий, позволяющих до минимума сократить выбросы парниковых газов и вредных примесей. Общий объем затрат ЕС на выполнение обязательств по протоколу оценивается в 130 млрд. долларов. На сегодняшний день Евросоюз лучше всего подготовлен для реализации Киотского протокола.

§         Чтобы данное соглашение превратилось в международный закон, должны были произойти две вещи. Первое: оно должно было получить одобрение в законодательных органах 55 стран. Второе: суммарный выброс CO2 ратифицировавших его стран должен составлять не менее 55% от выбросов стран Приложения 1 РКИК в 1990 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.