реферат, рефераты скачать
 

Мировая экономика


12

0

15


      а)  На производстве каких товаров выгодно специализироваться странам Х и Y?


      б)  Каков будет прирост общего производства автомобилей и риса, полученный в результате такой специализации?


      в)  В каких пределах может установиться мировая цена одного автомобиля?


      г)  Предположим, что мировая цена устанавливается на уровне 1 автомобиль за 1 т риса и, что объемы внешней торговли составляют 10 тыс. автомобилей и 10 тыс. т риса. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?


Ответы

      а) стране Х выгодно специализироваться на производстве риса, а стране Y – на производстве автомобилей;


      б)  4 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса;


      в)  0,75 т риса < 1 автомобиля < 1,5 т риса;


      г)  страна Х увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 2 тыс. т риса; страна Y  увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 1 тыс. т риса.











































Лекция 2.  Классификация стран по социально-эконо-мическому развитию и региональная интеграция

 

Переходим  к  рассмотрению отдельных стран и государств в мировой экономике. Несмотря

на кажущуюся полную синономичность терминов «страна» и «государство», они все же имеют некоторые значительные различия.

      Страна – это определенная исторически обособившаяся территория, обычно обладающая некоторым государственным суверенитетом.

      Государство – аппарат власти, управляющий делами общества.

      В большинстве случаев понятия «государство» и «страна» употребляют как синонимы. Особенно это характерно для России с ее обостренным государственным менталитетом населения.

      На практике же страны отнюдь не всегда совпадают с государствами. Например, Шотландия или «страна басков», без сомнения, являются странами, но не государствами. Индия, будучи долгое время английской колонией, оставалась страной. Страна может менять государства, оставаясь единым целым. Царская Россия, Советский Союз и современная Россия являются одной и той же страной, хотя существовавшие в различные периоды государства не имели практически ничего общего.

      Рассматривая экономику различных стран мира, мы будем четко выделять вопросы государственного устройства и анализировать влияние государств на экономическое развитие стран

 

2.1. Классификация стран

Страны  можно  классифицировать,  исходя из  различных   классификационных  признаков.

При этом основными классификационными признаками для группировки стран в мировой экономике являются:

1.  Тип цивилизации и имеющиеся цивилизационные ресурсы. Страна на протяжении всей своей истории принадлежит, как правило, к определенной цивилизации (православной, мусульманской и т.п.), межцивилизационные переходы встречаются крайне редко и связаны скорее с возникновением новой страны на базе старой.


2. Институциональные ресурсы и государственное устройство. Тип законодательства (общего, континентального, шариатского и иного права), система власти, взаимоотношения государства и бизнеса, степень вмешательства государства в экономику и традиции делового оборота часто оказывают решающее воздействие на экономическое развитие страны.

      По политическим признакам страны, в основном, делят на:

а)  монархические, конституционно-монархические и республиканские;

б) тоталитарные, где власть фактически узурпирована группой лиц, возможно, с использованием системы контролируемых выборов, и демократические;

в)  унитарные (с жесткой централизованной властью), федеративные (с разграничением власти между центром и регионами при главенствующей роли центра) и конфедеративные (с практически самостоятельными регионами);

г)  президентские и парламентские в зависимости от того, кому принадлежит реальная власть в стране.

      На классификации государств по их роли в экономике мы остановимся в следующем параграфе главы.


3.  Природные ресурсы и эффективность их использования. Основными показателями для оценки природных ресурсов могут служить:

а)  эффективная территория, получающаяся при вычитании из общей территории страны той ее части, где по природно-климатическим условиям эффективная хозяйственная деятельность невозможна (среднегодовая температура ниже -2°С). По эффективной территории на первом месте среди стран мира оказывается Бразилия, а Россия отодвигается на более соответствующее ее природным ресурсам скромное пятое место;

б)  количество природных ресурсов, приходящихся на душу населения. Эта оценка должна даваться в стоимостном выражении с учетом затрат на введение этих ресурсов в хозяйственный оборот;

в)  количество энергоресурсов на душу населения с учетом их доступности.

      Эффективность использования природных ресурсов в данной стране определяется:

а)  отношением стоимости материалов к стоимости всей конечной продукции страны;

б)  затратами энергоресурсов на производство единицы ВВП страны;

в)  продуктивностью экономики, измеряемой отношением конечной продукции к общей валовой продукции страны.


4.  Соотношение основных экономических укладов в экономике. По главенствующему экономическому укладу страны можно разделить на:

а)  аграрно-сырьевые;

б)  индустриальные;

в)  постиндустриальные;

г)  страны с промежуточными структурами  укладов.


5.  Социально-экономическое развитие определяется, в основном, по следующей системе показателей:

а)  отношение ВВП страны к мировому ВВП. Этот показатель определяет экономическую мощь страны.

      Рассмотрим соотношение стран по экономической мощи. На 2003 г. (более свежих данных еще нет) мировой ВВП составил 36,5 трлн долл. США. При этом на долю:

-         США приходится 10,8 трлн долл.;

-         стран ЕС (объединяющих большинство стран Западной Европы) – 10,9 трлн долл.;

-         Китая – 1,7 трлн долл.;

-         остального мира – 6,9 трлн долл.

Основной вклад в ВВП европейского экономического сообщества вносит Германия – 2,4 трлн долл., Франция – 1,75 трлн долл., Великобритания – 1,79 трлн долл. и Италия – 1,47 трлн долл.

      Четвертый полюс экономической мощи – Япония (ВВП – 4,3 трлн долл.). 

      К странам с ВВП в районе 0,7-1,0 трлн долл. относятся Канада (853,8 млрд долл.), Индия (591,5 млрд долл.), Испания (838,6 млрд долл.), Мексика (615,1 млрд долл.).      Общее представление об относительной мощи отдельных стран можно получить из следующей таблицы.

                                                                                                                               










 Таблица 1.

Оценка доли крупнейших стран в мировых и экономических и военных показателей в конце 90-х годов

ВВП по

ППС*

Населе-ние

Инвести-ции

Экспорт

Импорт

Внешняя

торговля

Внешняя

задолжен-

ность

Ядерное оружие

Весь мир

США

Китай

Япония

Германия

Индия

Франция

Англия

Италия

Бразилия

Индонезия

Мексика

Канада

Корея

Россия

Турция

Иран

Пакистан

100,0

20,6

10,7

7,7

4,7

4,1

3,4

3,2

3,2

2,9

2,2

2,0

1,8

1,8

1,6

1,1

1.1

1,0

100,0

4,6

21,1

2,2

1,4

16,4

1,0

1,0

1,0

2,8

3,4

1,6

0,5

0,8

2,6

1,1

1,1

2,3

100,0

16,1

16,6

9,8

4,7

3,8

2,8

2,2

2,6

2,7

3,4

1,5

1,5

2,7

1,0

1,1

1,4

0,8

100,0

11,7

2,6

8,7

10,4

0,6

5,3

4,9

4,7

0,9

0,9

1,1

3,8

2,5

1,6

0,4

0,4

0,2

100,0

15,5

2,2

6,1

9,1

0,8

5,2

5,3

3,9

1,0

0,9

1,0

3,4

2,6

1,3

0,7

0,3

0,2

100,0

13,6

2,4

7,4

9,8

0,7

5,3

5,1

4,3

1,0

0,9

1,0

3,6

2,6

1,4

0,6

0,3

0,2

100,0

23,6

3,5

нет данных

10,3

3,4

0,4

2,4

нет данных

5,2

3,3

4,4

2,6

1,9

3,2

2,3

0,8

1,0

100,0

45,0

1,3

0,0

0,0

0,1

1,4

1,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

50,0

0,0

0,0

0,1

* ППС – паритет покупательной способности

б)  ВВП на душу населения, взятый по рыночному обменному курсу валюты и по паритету покупательной способности. Замечено, что ВВП, исчисленный по обменному курсу валюты и по ППС, для развитых стран совпадает, а вот для развивающихся стран ВВП по ППС в 2-5 раз превосходит ВВП по обменному курсу. Для экономических сравнений чаще используется ВВП по обменному курсу валют, а для социальных – ВВП по ППС.

      Именно по этому показателю производится классификация стран на:

-         развитые, с высоким ВВП на душу населения (обычно к развитым относят страны с месячным ВВП на душу населения в 1 тыс. долл. в месяц);

-         развивающиеся, с меньшим, чем 1 тыс. долл. в месяц. В эту группу все чаще включают так называемые страны с переходной экономикой, в которую входили бывшие страны народной демократии Восточной Европы, страны бывшего СССР и азиатские социалистические страны (Китай, Вьетнам, КНДР).

      Сейчас обозначилось четкое разделение стран с переходной экономикой. Многие страны Восточной Европы, такие как Чехия, Словения, Венгрия, Польша, вплотную приблизились к развитым странам и вскоре войдут в эту группу. Другие страны, включая Россию, уже по всем параметрам соответствуют группе развивающихся стран.


6.  Социально-демографическое развитие определяется следующими основными показателями:

-         абсолютным и относительным приростом населения;

-         коэффициентами рождаемости и смертности;

-         показателями миграции населения;

-    ожидаемой при рождении продолжительностью жизни и связанными с ней показателями

-         уровнями образования, здравоохранения и культуры.

       

      2.2. Классификация государств по их месту в экономике

Из многих возможных классификационных признаков, по которым можно выстроить после-

довательности моделей государств, широко используют следующие:

-         «удельный вес» государства в экономике;

-         социальная направленность государства;

-         открытость государства для внешних рынков и направленность его внешнеэкономи-ческой политики;

-         роль государственного сектора в экономике;

-         степень бюрократизации и коррупции в государственном аппарате.

      Удельный вес государства в экономике чаще всего определяют по доле государственных расходов в ВВП. Здесь имеется одна важная закономерность, получившая наименование «закон возрастающей активности», или закон Вагнера, который констатирует неизменный рост государственных расходов с развитием страны. Действительно, с 1870 г. по наши дни государственные расходы, взятые в среднем по 17 развитым странам, выросли с 9 до 47% ВВП. В развивающихся и относительно бедных странах  доля государственных расходов в ВВП гораздо ниже и находится на уровне 20% ВВП.

      При этом важно отметить, что в «либеральных», в основном англоязычных странах (США, Австралия, Новая Зеландия), доля государственных расходов в ВВП заметно ниже (порядка 30-35% ВВП), чем в странах с социально ориентированной экономикой (почти во всей Западной Европе эта доля составляет около 50%, а в Швеции свыше 60%). Постсоциалистические страны с переходной экономикой разделились на три группы Страны Восточной и Центральной Европы пошли, в основном, по западноевропейскому пути с долей госрасходов в ВВП около 50%, азиатские страны имеют 20-30% ВВП, и они уже пополнили список бедных развивающихся стран; Россия, Белоруссия и Украина имеют долю госрасходов 30-35% ВВП, и пока не ясно, то ли они осознанно пошли по американскому пути, то ли постепенно спускаются в группу развивающихся стран.

      Однако, наряду с долей госрасходов в ВВП для более детального и достоверного анализа необходимо рассматривать структуру этих расходов.        

      Анализ структуры государственных расходов позволяет оценить социальную направленность государств, которую можно количественно охарактеризовать долей общественных благ в ВВП, производимых государством, социальных трансфертов в ВВП. Здесь первенствует Швеция (по 25% общественных благ и трансфертов), за ней следуют другие западноевропейские страны, за ними либеральные страны ОЭСР и далее более бедные развивающиеся страны.

      Степень социальной направленности государства отражает также децильный коэффициент, показывающий, во сколько раз 10% наиболее богатых людей имеют большие доходы, чем 10% наиболее бедных. На одном из первых мест по этому показателю – Бразилия (73 раза), имеющая, кстати, всего 7% ВВП, расходуемых на социальные блага и 4% трансфертов. У США этот показатель равен 15, у западноевропейских стран около 3-7.

      Открытость государства для внешних рынков может быть охарактеризована средним уровнем импортных тарифов, импортными тарифами по группам товаров и другими мерами протекционистской политики. Важным показателем является также доля экспорта в ВВП. Высокая степень протекционизма характерна для стран, по различным причинам неспособных на равных конкурировать на мировых рынках (невыгодные природно-климатические условия, технологическая отсталость, традиционно высокая оплата труда, делающая некоторые группы товаров неконкурентоспособными).

      Причины протекционизма разнообразны, поэтому довольно высокую степень защиты по ряду товаров демонстрируют как развитые европейские страны и Япония (например, по продовольственным товарам), так и развивающиеся страны Южной Азии (средний уровень тарифа – 52,7%) и Африки (36,6%). Классическими примерами либеральных и предельно открытых экономик  оставались в конце 20 века Гонконг и Сингапур. Одной из самых отрытых является в то же время социально ориентированная экономика Швеции, которая зато тратит значительные средства на поддержку своего неконкурентоспособного сельского хозяйства.

      Россия в первые годы реформ вообще обходилась без импортных пошлин, то есть была абсолютно открыта. Сейчас эти пошлины в среднем составляют 15%. С точки зрения экспорта экономика России относится также к весьма открытым. Наша страна экспортирует 43% добываемой нефти, 34% газа, более 60% проката черных металлов, 70-90% цветных металлов, около 80% минеральных удобрений, треть пиломатериалов и почти 90% целлюлозы.

      Государственный сектор, включающий полностью или частично государственные предприятия, играет заметную роль в большинстве стран. В одних странах госсектор возник, в основном, в результате национализации предприятий и целых отраслей (Франция, Италия, Великобритания, Австрия), в других государство строило или приобретало разоряющиеся объекты (ФРГ, США, Япония, Швеция). В постсоциалистических странах госсектор сохранился как наследие от социалистического прошлого.

      Необходимость госсектора обусловлена, прежде всего, внерыночным характером некоторых, в основном стратегических, целей, которые рынок без государства осуществить не в состоянии. Роль госсектора определяется его долей в ВВП и долей занятых в нем людей от всех трудоспособных. В настоящее время в странах ЕС на государственных предприятиях занято более 8 млн чел., что составляет около 11% всех работающих по найму. На них приходится 12,5% ВВП и 20% капиталовложений. Максимальный вклад госсектора в ВВП у Греции (23,3%), минимальный у Нидерландов (8,3%). На государственных предприятиях энергетики занято 70% работающих в отрасли, на транспорте и связи – 60%, в финансовом секторе – 30%. Традиционно большое влияние имеют госсекторы Франции, Италии, Австрии, Испании, Португалии в металлургии, авто- и судостроении, химии, пищевой промышленности, авиастроении, атомной энергетике и космической промышленности

      Государственные концерны «Рено» во Франции и «Фольксваген» в ФРГ дают примеры эффективного использования госсобственности.

      Однако расширение госсектора и непомерное увеличение роли государства в экономике создают предпосылки для бюрократизации и коррупции. (Россия здесь занимает одно из первых мест в мире). Одним из объективных показателей бюрократизации страны, являющейся одной из причин коррупции, может служить отношение доли госаппарата к числу всех трудоспособных к доле госрасходов в ВВП. Например, для стран ОЭСР госрасходы в ВВП составляют 51%, отношение занятых на госслужбе к занятым в экономике – 19,2%, отношение второго к первому 0,37. Для Египта те же показатели равны14%, 17,9% и 1,28. Отсюда степень «бюрократизации» Египта в 3,46 раза выше, чем в странах ОЭСР.

      Анализ различных моделей взаимодействия государств с экономиками своих стран позволяет сделать вывод о постепенной конвергенции моделей, что объясняется, прежде всего, глобализацией экономики. Крайние случаи сверх социально ориентированных и сверхлиберальных стран постепенно приближаются к центру спектра, а весь спектр моделей становится со временем все более узким.

     

      2.3. Классификация интеграционных образований

      Эволюция форм межстрановой интеграции, так же как и интеграция между отдельными предприятиями, идет от относительно простых и «мягких» форм к более сложным и жестким. Например, интеграция между предприятиями начиналась со стратегических альянсов, затем появились картели и синдикаты и, наконец, тресты и концерны. После появления более сложных форм относительно более простые, появившиеся на более ранних этапах эволюции, не отмирают, а лишь утрачивают свое былое доминирующее значение и занимают определенную нишу.

      Интеграционные объединения на уровне стран проходят следующие эволюционно сменяющие друг друга формы:

      1. Зоны свободной торговли. С организации таких зон начинается интеграция. При этом между странами заключаются соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров. Общее направление на либерализацию внешней торговли соответствует общим тенденциям и вектору усилий ВТО.

      2. Таможенный союз. В таможенном союзе вырабатывается единая таможенная политика по отношению к третьим странам.

      3. Общий рынок. Общий рынок предполагает полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эти рынки становятся едиными для всех стран общего рынка.

      4. Валютный союз. Валютный союз дополняет уже имеющиеся договоренности об общем рынке единой валютной политикой. Постепенно осуществляется переход к единой валюте. Организуется единый центральный банк или система центральных банков, осуществляющих согласованную валютную и эмиссионную политику.

      5. Экономический союз. Экономический союз является высшей формой экономической интеграции, при которой общий рынок и валютный союз дополняются общей экономической политикой. Возникают надгосударственные экономические органы, решения которых становятся обязательными для экономических субъектов стран союза.

      6. Политический союз. Политический союз – это уже переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.    

      К настоящему времени в мировой экономике насчитывается уже несколько десятков региональных интеграционных объединений со всеми перечисленными ыше формами интеграции. На рис. 2.1. изображены основные интеграционные объединения, расположенные в различных частях света.

Интеграционные объединения
 
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.