| |||||
МЕНЮ
| Основы внешнеэкономических связейp> Национальные системы страхования кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в целом ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, специализирующиеся в этой сфере, частные же выполняют вспомогательные функции, хотя значение их в отдельных странах различно. На Украине эту функцию выполняет НБУ по принятым государственным гарантиям иностранным кредиторам. Развитие страхования кредитных рисков идет главным образом по двум направлениям. Во-первых, увеличиваются размеры страхового покрытия, составляющего обычно 80-90% возможных потерь страхователя, но достигающего в ряде случаев и 100% (в частности, по политическим рискам). Во-вторых, расширяется перечень страхуемых рисков, вводятся новые виды страхования. Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования. В международной практике объектами страхования также могут быть товары, находящиеся на складах; технические риски, возникающиеся при подрядах, строительно-монтажных работах, поставках машин и оборудования и др. Подавляющая часть страховых операций сосредоточена в руках страховых монополий-гигантов, господствующее положение среди которых занимают монополии США (около 60% объема страховых операций, совершаемых на мировом рынке). В ходе международного экономического и научно-технического сотрудничества могут возникнуть споры, имеющие различный характер. Основная часть споров связана с непосредственным обменом товарами и услугами и имеет гражданско-правовой характер. Практически во всех странах мира такие споры можно рассматривать не только в судебном, но и в арбитражном (третейском) порядке. Арбитраж, рассматривающий данные споры, именуют международным коммерческим арбитражем. Это название имеет в определенной степени условный характер, поскольку он действует на территории определенного государства, является одним из законных средств рассмотрения споров, допускаемых указанным государством, и не имеет каких-либо наднациональных свойств. Основное отличие арбитража от государственного суда состоит в том, что первый представляет собой институт частного (или общественного) разбирательства, что обуславливает ряд его преимуществ перед государственным судом в отношении коммерческих споров. Так, стороны, участвующие в споре могут избрать любой арбитраж и тех арбитров, которых они сочтут наиболее подходящими для рассмотрения спора. Это позволяет сторонам обращаться в необходимых случаях в специализированные арбитражи и избрать арбитров, имеющих глубокие профессиональные знания. Государственный суд определяет свою компетенцию в отношении
конкретного спора, как правило, по обращению заинтересованного лица с иском
и вне зависимости от соглашения сторон о передаче дела на рассмотрение
этого суда. Стороны не вольны выбирать судей, рассматривавших спор. Вместе с тем, арбитраж, как и государственный суд, рассматривает споры по существу на основе норм права. В отличие от государственного суда, применяющего гражданско-процессуальный кодекс своей страны, процессуальные отношения в международном коммерческом арбитраже регулируются на основании правил рассмотрения споров, утвержденных институтом, при котором действует арбитраж (торговой палатой, биржей, ассоциацией и т.п.), либо в соответствии с порядком, определенным сторонами по спору (изолированной арбитраж). Международный коммерческий арбитраж существует в двух формах. Он может быть создан спорящими сторонами для рассмотрения только одного спора - изолированный арбитраж. Он может также функционировать как постоянно действующий орган, имеющий свою структуру, технический аппарат, списки арбитров и правила рассмотрения споров. Постоянно действующий арбитраж принято именовать институционным, поскольку он обычно образуется при торговых палатах, биржах, ассоциациях. Международный коммерческий арбитраж делится на виды в зависимости от
характера споров, входящих в его компетенцию. Общий международный
коммерческий арбитраж рассматривает все споры, возникающие в связи с
внешнеэкономическими сделками и входящие в его компетенцию. В компетенцию
специализированного арбитража входит рассмотрение споров, относящихся к
одному из видов внешнеэкономического сотрудничества или связанных с
международным обменом каким-либо конкретным товаром с определенной
спецификой. Так широко распространены арбитражи, специализирующиеся на
рассмотрении морских споров (например, арбитраж при комитете Ллойда в При рассмотрении вопроса о компетенции международного коммерческого
арбитража необходимо обратить внимание на то, что арбитраж не обладает
обязательной компетенцией. Он приобретает компетенцию на рассмотрение
конкретных споров, как правило, на основании соглашения спорящих стран. Процессуально-правовым последствием заключения арбитражного соглашения является исключение юрисдикции государственного суда по конкретному делу и возможность для спорящих сторон обратиться в арбитраж для разрешения возникшего спора. Наличие между сторонами действительного арбитражного соглашения в отношении конкретного спора обязует государственный суд отказаться от рассмотрения этого спора и предложить сторонам обратиться в избранный ими арбитраж. Международный коммерческий арбитраж регулируется не только
национальным законодательством, но и международными двусторонними и
многосторонними договорами. Арбитражное решение (принудительное исполнение)
независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается
обязательным и при подаче в компетентный национальный государственный суд
письменного ходатайства приводится в исполнение на территории этой страны. Таким образом, неотъемлемыми элементами инфраструктуры, обеспечивающей
международный обмен товарами и услугами являются страхование и арбитраж. Контрольные вопросы и задания Каково место страхования и арбитража в системе международных экономических
отношений? Тема 7. Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей Государственное регулирование внешнеэкономических связей -это система
хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по
углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с
целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации
структуры потребления. Оно является составной частью механизма
воспроизводства национального экономического потенциала и представляет
собой один из основных объектов государственного регулирования национальной
экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и
территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными
отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного
регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от
остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной
сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость
структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного
производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса,
борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет
конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования
внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики. Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил. Механизм регулирования международных экономических связей представляет
собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления
отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли. Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров. Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилема: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов. Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары. Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества. Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может
быть оценена с помощью следующих критериев: Механизм регулирования международных экономических отношений состоит
из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому
механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей
находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Рассматривая государственное регулирование как определенную систему,
при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента: В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства. Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо: сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии; улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто- замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте; переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества. Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития
экономики Украины, укрепления ее международных позиций. К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование. Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров. В качестве инструментов регулирования государство обычно использует
следующие экономические категории: - Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта. - Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны. - Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь. - Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина - это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине, законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признается демпингом. Инструментом регулирования экспорта-импорта являются также акциз и налог на добавленную стоимость. Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат. Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами. Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении. Гарантирование экспортных кредитов - выдача гарантии государством,
коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными
партнерами. Основная их цель - страхование покупателя от убытков, вызванных
нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить
гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от
иностранных кредитов. Международные стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования. В отличие от национальных стандартов международные не носят
обязательного характера для их использования, однако применение
международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых
рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к
применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН,
а также большим количеством других специализированных организацией. Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и
техническим требованиям подтверждается посредством сертификата. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|