| |||||
МЕНЮ
| Основы внешнеэкономических связейp> Профессиональный интерес для студентов данной специальности представляет рассмотрение вопроса о таможенном регулировании внешнеэкономических связей. В полном объеме это является предметом специальной учебной дисциплины. В данном случае правомерно ограничиться уяснением основных понятий. Основными средствами таможенного регулирования внешнеэкономических связей являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима прохождения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля. Уточним некоторые понятия. Таможенный союз - общая таможенная территория двух и более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях. Таможенная конвенция - многостороннее или двустороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. Ее цель - снижение таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран-участниц, и облегчение прохождения ими таможенных формальностей как в стране-экспортере, так и в стране-импортере. Участники конвенции берут на себя обязательства предоставлять друг другу таможенные льготы и содействовать тому, чтобы таможенные правила не препятствовали развитию взаимной торговли и других видов внешнеэкономических связей. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах. Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Таможенные сборы - дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин. К таможенным сборам относятся: статистический сбор, связанный с учетом внешнеторговых товаров; марочный сбор, взыскаемый при приеме различных деклараций и выдаче квитанций таможней; сбор за сохранность и складирование товаров; сбор за право вывоза товара со склада таможни; сбор за пломбирование, а также штемпелирование почтовых посылок; санитарные сборы при осуществлении санитарного контроля; лицензионные сборы, взимаемые при выдаче разрешения на ввоз и вывоз товаров; бандерольный сбор. Таможенное регулирование оказывает прямое влияние на воспроизводственный комплекс страны, норму прибыли и , соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень внутренних цен. Экономический эффект установления таможенных тарифов проявляется в следующем виде: производственный эффект - защита отечественного производителя; потребительский эффект - повышение цен на импортные товары снижает объемы их потребления; бюджетный эффект - таможенные доходы являются одной из доходных статей госбюджета; эффект перераспределения доходов - снижение конкуренции отечественным товарам позволяет устанавливать на них более высокие цены и получать большую прибыль (за счет потребления); конкурентный эффект - в зависимости от уровня таможенного тарифа напряженность конкуренции изменяется и может влиять на процесс воспроизводства как положительно, так и отрицательно; влияние на платежный баланс страны - меньше платежей в другие страны за счет снижения объема импорта; влияние на условиях торговли - снижает конкурентоспособность импортного товара на рынке страны-импортера, что заставляет экспортера снижать цену продавца. В дальнейшей работе над данной темой студенту необходимо изучить раздел 2 “Регулирование внешнеэкономической деятельности” Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”, в которой определяются правовые, экономические, организационные положения процесса регулирования. В Законе сформулированы основы, цели и средства регулирования, обозначены органы государственного регулирования и их компетенция, определены принципы и конкретные формы регулирования отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Таким образом, сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Контрольные вопросы и задания Определите понятие “государственное регулирование внешнеэкономических
связей”. Тема 8. Механизм внешнеэкономической деятельности предприятия Изучение данной темы предполагает уяснения некоторых общеэкономических понятий. Целью производственной деятельности любого субъекта
внешнеэкономических связей является реализация своего экономического Внешнеэкономическая деятельность предприятия (компании, фирмы, банка, организации и т.д.) означает, что их производственный процесс вышел за пределы границ национальных воспроизводственных комплексов и они выступают на мировом рынке (товаров, услуг, рабочей силы, капиталов). Функциональная роль предприятий на мировом рынке заключается в том, что они: обеспечивают спрос и предложение; создают конкуренцию; устанавливают ценовые параметры; обеспечивают большую часть международного обмена товарами, услугами и капиталом для производственного потребления; создают совместные предприятия; создают филиалы, дочерние компании в других странах. Предприятие - это основной субъект внешнеэкономической деятельности. Деятельность предприятия на международном рынке осуществляется в трех основных формах: экспорт (импорт) товаров; экспорт (импорт) услуг; заграничные капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций, т.е. создание международных производственно-коммерческих систем. Механизм внешнеэкономической деятельности каждого предприятия функционирует в данном конкретном для отдельного предприятия институционно- правовом поле, которое формируется национальным законодательством стран, международными нормами общими и для различных сфер международных отношений, уставами международных организаций и объединений и т.д. Поэтому структура механизма, регулирующего деятельность предприятия на международном уровне, может рассматриваться как совокупность его внешнеэкономической политики и системы рычагов (инструментов) воздействия на практическую реализацию этой политики. Внешнеэкономическая политика предприятия включает определение сферы и стратегических задач, организационную структуру и масштабы деятельности. Стратегические задачи фирмы - это программа установления и выполнения ключевых целей фирмы по следующим важнейшим функциональным направлениям деятельности: маркетинг (выход на одно из первых мест на рынке определенного вида продукции и услуг); производство (достижение наивысшего уровня техники и технологии); инновации (НИР) (лидерские позиции по выпуску новых видов продукции); финансы (поддержание стабильного финансового состояния); персонал (обеспечение условий, удовлетворяющих работников фирмы и обеспечивающих их заинтересованность в работе); управление (менеджмент). Названные направления деятельности являются предметом изучения в отдельных дисциплинах. Сфера деятельности предприятий, изучаемая в данном курсе, определена - внешнеэкономическая. Поэтому, с точки зрения формирования внешнеэкономической политики, несколько подробнее необходимо рассмотреть вопрос о структуре и масштабах предприятий, вступающих в международные экономические отношения. В зависимости от масштабов внешнеэкономической деятельности
предприятия условно относятся к одной из трех групп: Предметом нашего рассмотрения являются транснациональные предприятия корпорации (фирмы). Понятие “транснациональный” - выходящий за пределы одной нации, одного государства, международный. Транснациональные корпорации (ТНК) - фирмы, имеющие предприятия Успешная деятельность фирмы на мировом рынке определяется двумя основными факторами: экономические, политические и социокультурные условия, в которых действует фирма; организация производственно-коммерческих операций фирмы как определенной целостной экономическо-организационной структуры. Первая группа факторов (специфические факторы территории, на которой действует фирма) включает внешние по отношению к фирме факторы. Вторая группа - это факторы внутреннего характера, т.е. такие, которые непосредственно определяются фирмой (объем производственных ресурсов и соотношения между ними, организационная структура фирмы, принципы ее производственно-коммерческой деятельности и т.д.). Эти факторы обуславливают конкурентные преимущества компании перед другими фирмами. Они включают разработанные фирмой технологии, накопленный опыт организации производственно-коммерческой деятельности. Транснациональная фирма, как правило, осуществляет многоотраслевую
деятельность. Эффективность такой деятельности прежде всего зависит от
того, насколько правильно фирма комбинирует распределение производственных
ресурсов через внутренний (в пределах фирмы) или внешний рынки. Операции на
внутреннем рынке сопровождаются меньшими затратами, чем на внешнем. Для
реализации этого преимущества ТНК могут иметь организационно-хозяйственную
структуру трех типов: Одним из самых важных экономических инструментов, с помощью которого согласовывается деятельность подразделений фирмы и обеспечивается преимущество, связанное с производственно-коммерческой деятельностью на разных национальных рынках, являются трансфертные цены. Трансфертные цены - это цены, по которым проводятся операции в рамках В этом плане можно говорить о внутреннем и внешнем аспектах трансфертного ценообразования. Внутренний аспект. Внутренний аспект состоит в том, что, установив определенный ценовой механизм, регулирующий движение товаров и услуг, ТНК предоставляют каждому филиалу широкие полномочия и возможности для ведения наиболее прибыльных операций, тогда как транспортные цены должны экономически принудить филиалы принимать такие решения, которые соответствовали бы интересам фирмы в целом. Внешний аспект. В этом качестве трансфертные цены используются для достижения таких основных целей: уменьшение суммы поступлений, которые облагаются налогами; уменьшение сумм выплачиваемых налогов, которые устанавливаются на экспорт и импорт; перераспределение прибыли и фондов между материнской компанией и между филиалами; реализация определенной конкурентной стратегии. Транснационализация производства и обращения товаров является общей экономической основой развития совместного предпринимательства. Совместное предпринимательство является одной из форм реализации противоречивого процесса интернационализации и транснационализации производства и обращения. Главная функция механизма совместного предпринимательства сводится к обеспечению оптимального взаимодействия производительных сил и социально- экономических форм, форм собственности, в которых они развиваются. Совместные предприятия характеризуются тремя отличительными признаками: общим имуществом, общим управлением и общим распределением прибыли и риска. Непосредственные мотивы и факторы, побуждающие к созданию совместных предприятий, сводятся к следующим: сокращение объема капитальных затрат и риска при создании совместных мощностей; доступ к новейшим технологиям и передовым методам управления; проникновение на новый географический рынок; экономия на масштабах производства; использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок; мобилизация дополнительных финансовых ресурсов; диверсификация производства, вступление в новую сферу деятельности; снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; приобретение производственной базы или источников сырья, расширение действующих производственных линий, избежание цикличной или сезонной нестабильности; использование преимуществ, связанных с привлечением дешевых факторов производства; расширение каналов торговли, повышение эффективности существующего маркетинга. Процесс создания совместных предприятий включает в себя несколько
стадий. После определения целей СП, определения рынка сбыта, формирования
концепции деятельности предприятия, оценки технологических и финансовых
возможностей принимающей стороны, наступает этап выбора партнера для
будущего соглашения. Следующий этап состоит в разработке партнерами плана
деятельности СП. Затем наступает этап составления протокола о намерениях. Наряду с ТНК, СП на мировом рынке выступают малые и средние предприятия. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамическая форма развития предпринимательской деятельности. Создание сети малых и средних предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Преимущества этих предприятий на рынке обеспечиваются за счет: - гибкости и маневренности в выпуске новой продукции; - высокого качества продукции. Как известно, эффективность производства в условиях рынка определяется отношением: качество Э = --------------- . затраты Чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции производитель должен обеспечить ее высокое качество при минимизации затрат (удешевление продукции). Векторы интересов производителя и потребителя совпадают и обеспечивают условия для развития производства и потребления; самостоятельности в принятии хозяйственных решений и оперативности в разрешении возникающих проблем (80-100% управленческих решений принимает собственник фирмы); восприимчивости к инновациям; сотрудничества в экспортно-сбытовой деятельности между собой путем создания ассоциаций, консорпциумов и т.п. Одной из форм внешнеэкономической деятельности хозяйственно- предпринимательских организаций является перевод производственных мощностей, капитальных ресурсов за границу с целью решения проблем транспортировки сырья, продуктов, приближения к потребителю, улучшения конъюнктурных условий функционирования. Развитие разнообразных форм собственности в экономике Украины
открывает путь к созданию современных международных структур, способных
осуществить технический и технологический прорыв, обеспечить качественные
параметры продукции мирового уровня. Для активизации внешнеэкономической
деятельности отечественных производителей товаров и услуг необходимо
проведение системы государственных протекционистских мер. Эта система
должна включать следующие важнейшие элементы: Таким образом, механизм внешнеэкономической деятельности предприятия включает в качестве основных элементов определение внешнеэкономической политики и систему организационных, экономических институционно-правовых рычагов и инструментов и призван обеспечить реализацию экономических интересов предприятия на основе национального законодательства, международных норм, традиций, хорошей практики. Контрольные вопросы и задания 1. Какова функциональная роль предприятия на мировом рынке? 2. В каких формах осуществляется деятельность предприятия на мировом рынке? 3.Охарактеризуйте транснациональные корпорации. 4.Чем определяется организационно-хозяйственная структура транснациональной фирмы? 5. Что такое трансфертное ценообразование и какова его экономическая роль? 6. Назовите мотивы и факторы, побуждающие к созданию совместных предприятий. 7. Назовите основные этапы создания совместного предприятия. 8. За счет чего обеспечиваются преимущества малых и средних предприятий на мировом рынке? 9. В чем заключается особенность перемещения производственных мощностей, капитальных ресурсов за границу как формы внешнеэкономической деятельности? 10. Назовите элементы системы протекционизма государства внешнеэкономической деятельности предприятий. Тема 9. Международная координация экономической политики Методологическую основу для изучения вопросов данной темы составляют
рассмотренные в теме 1 положения о том, что международные экономические
связи представляют собой сложную субординированную систему, сущность
которой формируется противоречивой совокупностью рынков товаров и услуг,
рабочей силы и капиталов. Рынок в значительной мере детерминирует В условиях углубления интернационализации и транснационализации производства и обращения усиливается регулирующее влияние на мирохозяйственные связи международных организаций, которые создают всемирный, общецивилизационный климат, благоприятную среду для углубления и диверсификации всех форм международных экономических отношений. Теория и практика регулирования мирохозяйственных связей свидетельствует о необходимости учитывать и аккумулировать в национальном законодательстве опыт других стран, положений, зафиксированных в уставах и решениях международных организаций. Для повышения эффективности внешнеэкономических связей в рамках национальных экономик, сохранения мирового экономического равновесия, усиления планетарного экономического единства необходима международная координация экономической политики. В настоящей теме рассматриваются субъекты и формы такой координации. Важнейшую роль в регулировании современных международных экономических отношений принадлежит межгосударственным экономическим организациям (МГЭО). Существуют два вида МГЭО - общеэкономического и отраслевого характера. Межгосударственные организации общеэкономического характера призваны
содействовать сотрудничеству своих членов в сфере, которая охватывает
широкий спектр международных экономических отношений. Например, Организация
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Ассоциация стран Юго- В отличие от них отраслевые экономические организации основное
внимание уделяют регулированию международного экономического сотрудничества
в конкретной сфере. Например, Международная морская организация (ММО), Развитие процессов интернационализации хозяйственной жизни и усиление взаимосвязи участников международных экономических отношений обусловили то, что ряд организаций общеэкономического и отраслевого характера тесно сотрудничают между собой, образуя целостные системы, в рамках которых общеэкономические организации выполняют функции координационного центра для согласования деятельности отраслевых объединений. Например, Европейский экономический союз (ЕЭС) координирует деятельность ряда отраслевых организаций, связанных с ним специальными соглашениями, - Евроатом и ЕОУС. Правовое положение, основные направления деятельности, функции, способы и средства регулирующего влияния на международные экономические отношения межгосударственных экономических организаций определяются международным договорным механизмом, представляющим собой систему международных договоров, с помощью которых направляется развитие мировой экономики в интересах государств-членов этих организаций. Эти договоры регулируют отношения между МГЭО и государствами-участниками. Центральное место в договорном механизме МГЭО принадлежит их уставам. Кроме уставов в договорный механизм входят другие международные соглашения, которые касаются жизнедеятельности организаций. Функции МГЭО. Под функциями МГЭО понимают процессы ее деятельности, направленные на осуществление ее задач. Главная функция состоит в итеративном (итерация - лат. повторение) выявлении соответствия интересов государств-членов, а также в достижении их согласия относительно вопроса об общих заданиях. Другие или производные от главной функции можно представить двумя группами: 1. Регулирующие функции состоят в установлении для своих членов стандартов поведения, которые имеют морально-политическое или юридическое значение. 2. Оперативные функции сводятся прежде всего к выявлению фактического состояния дел в сфере, охватываемой данной организацией и его сопоставление с эталонами, которые зафиксированы в учредительных документах или актах органов организации. Для реализации регулирующих функций организация занимается сбором, обработкой и предоставлением информации (“мягкий” способ международного контроля). Применяется такой способ контроля на месте, как инспекция. Это инструмент принуждения стран-участниц к действию, решению поставленных задач. Оперативные функции организация осуществляет своими силами (персонал,
материально-технические средства). Оперативная внутренняя деятельность МГЭО Типовая организационная структура МГЭО предполагает наличие четырех разновидностей органов: высший (ассамблея, конференция, совет, сессия), формируется на равноправной основе из представителей всех государств-членов. Решает вопросы формирования исполнительных органов, выбора председателя, президиума, членства в организации, бюджета, определения заданий и т.д.; исполнительный (совет, директорат, комиссия, комитет) формируется путем представительства стран-участниц и в соответствии с паем финансового взноса, обеспечивает работу между сессиями высшего органа, контролирует реализацию решений высшего органа, подготавливает сессии, разрабатывает бюджет и т.д.; административный (секретариат). В состав входят: Генеральный секретарь и его заместители, специалисты, обслуживающий персонал. Основные функции: представительство во внешних связях, публикация документов, составление отчетов и т.д.; комитеты и комиссии - могут быть специально предусмотрены уставом организации или создаваться как вспомогательные органы. Они бывают постоянными или временными, сформированными для разрешения какой-либо конкретной проблемы. Сравнительно редким явлением в практике МГЭО является наличие в их институционной структуре органов парламентского типа (например, Европейский парламент Европейского Союза). В их состав входят представители национальных парламентов или парламентарии, которые избираются общим голосованием населения стран-участниц объединения. Главное содержание деятельности МГЭО, в которой отражается автономная
воля организации, составляет принятие постановлений, предусмотренных
уставом. Большинство постановлений имеют характер резолюций-рекомендаций. Другую часть актов МГЭО составляют решения, которые имеют обязывающий характер для тех, кому адресованы (например, Международная организация гражданской авиации - IKAD). Особое место в современной системе международных отношений принадлежит Международные экономические и социальные проблемы глобального
межотраслевого характера обсуждаются и разрабатываются Экономическим и ЭКОСОС уполномочен созывать международные конференции и разрабатывать
для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам,
которые входят в его компетенцию. Он наделен правом вести переговоры со
специализированными учреждениями, согласовывать их деятельность,
консультироваться с соответствующими неправительственными организациями. В рамках ЭКОСОС действуют многочисленные межправительственные комиссии
и комитеты. Среди них Статистическая комиссия, Комиссия по ТНК В системе органов ЭКОСОС работают пять региональных экономических
комиссий: Европейская экономическая комиссия, Экономическая комиссия для Например, в Европейскую экономическую комиссию входят 30 стран. В ее структуре функционируют около 100 различных органов по разным направлениям деятельности. Для Украины наибольший интерес представляют разработанные ЕЭК рекомендации по реформированию экономики стран бывшего СССР. В них определяются первоочередные шаги по переходу к рынку: однозначное подтверждение и гарантирование прав собственности; осуществление макроэкономической стабилизации; проведение либерализации цен; реформирование государственного сектора с помощью его корпоратизации и коммерциализации; создание системы социальной защиты и эффективного функционирования рынка труда; формирование коммерческой банковской инфраструктуры; либерализация торговли и валютных операций. Для реализации этих рекомендаций требуется длительный период и помощь стран Европейского Союза и семи международных финансовых организаций, которые экономически способствуют развитию этого региона. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Международную стратегию развития на четвертое Десятилетие (1991-2000 г.г.). ООН и система ее организаций и учреждений играют главную роль в стимулировании технического сотрудничества с целью развития. Программы технического сотрудничества ООН можно разделить на три категории: регулярная программа технического сотрудничества ООН; деятельность, которая финансируется Программой развития ООН (ПРООН); внебюджетная деятельность. В рамках ПРООН в настоящее время сооружается ряд объектов для обустройства переселенных крымских татар. В системе международного регулирования экономических отношений
существенную роль играют международные валютно-кредитные организации. Участниками МВФ является абсолютное большинство государств (более Одновременно с МВФ был создан Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Банк призван стимулировать экономическое развитие стран- участниц банка, содействовать развитию международной торговли, представлять экономическую помощь развивающим странам. Он имеет статус специального учреждения ООН. Между МВФ, МБРР и ООН подписано соглашение о формах сотрудничества. МБРР в 1960 году создан филиал - Международная ассоциация развития МБРР имеет еще два филиала: 1. Международная финансовая корпорация (МФК) - призвана стимулировать приватные (частные) инвестиции в развивающихся странах. 2. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - основная функция: поощрение притока прямых инвестиций в развивающиеся страны путем смягчения барьеров на их пути. Для этого предлагает инвесторам гарантии против некоммерческих рисков, рекомендует правительствам стран, принимающих иностранные капиталы, соответствующую политику, программы, процедуры, связанные с иностранными инвестициями. МБРР вместе со своими филиалами МАР, МФК и МАГИ составляет Группу мирового банка. МБРР представляет кредиты при соблюдении сложной процедуры. Влиятельной организацией в структуре международных валютных отношений
является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Открыт в 1991
году. Оперирует только в странах Центральной и восточной Европы. В него
входят постсоциалистические страны, Украина с 1992 г., все другие страны Основная цель - развитие частной и предпринимательской инициативы. Банк международных расчетов основан в 1930 году в г. Базель Особую сферу представляет собой глобальное регулирование международной торговли. В основе такого регулирования лежит Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение вступило в силу в 1948 году. В настоящее время с правами полного членства в него вступили более 100 государств, ряд стран имеет различный статус с ограниченными правами. Основное назначение ГАТТ - осуществление контроля за странами- участницами соглашения, которые взяли на себя определенные обязательства, организация и проведение многосторонних торговых переговоров по важнейшим проблемам международной торговли, выяснения спорных проблем. Наряду с высшим органом (сессией), секретариатом, советом
представителей в структуре ГАТТ имеются специальные комитеты, подкомитеты и
рабочие группы. Среди них Комитет по торговле и развитию, Комитет по
торговле сельскохозяйственными товарами, Комитет по тарифным уступкам, Определенную роль в управлении процессом международного экономического сотрудничества играют Международные неправительственные экономические организации (МНЭО). По определению ООН любая международная организация, не утвержденная на основе межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией. МНЭО действуют на основе договоров и уставных документов. Цели их деятельности разнообразные по содержанию. Общим их признаком является то, что они не ставят получение прибыли основной целью. Вместе с тем они самым тесным образом связаны с бизнесом. Членами МНЭО, на взносы которых они существуют, являются предприниматели, фирмы, корпорации. Регулирующее воздействие МНЭО на развитие международных экономических связей они оказывают путем создания благоприятных условий для сотрудничества путем принятия постановлений по конкретным проблемам, организации и проведения конгрессов, конференций, семинаров, симпозиумов, курсов повышения квалификации. В рамках МНЭО проводятся исследования, подготавливаются доклады, концентрируется и передается информация по международным экономическим проблемам. Некоторые из них издают бюллетени, журналы, книги. Осуществляется обоюдовыгодное сотрудничество межгосударственных и неправительственных экономических организаций. МНЭО могут получить официальный статус при МГЭО, что дает им право направлять наблюдателей на заседания МГЭО, выступать, передавать информацию, реализовывать свой научный потенциал. В то же время МНЭО получают материальные средства от МГЭО, выполняя заказы последних на научные исследования и другие виды информационных услуг. Назовем некоторые МНЭО: Таким образом, международное регулирование мирохозяйственных связей
осуществляется на межгосударственном и неправительственном уровнях. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|