| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Отношения Российской Федерации и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТООтношения Российской Федерации и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТНОШЕНИЯ РФ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2005
г. Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы 6 1.1.Содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции.. 6 1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия.. 9 Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза 13 2.1.Европейское направление российской внешней политики.. 13 2.2.Активизация «восточной политики» ЕС.. 18 Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее.. 23 3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО 23 3.2.Приоритеты торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО.. 26 ВведениеСтратегическом партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела в последнее время, когда осенью 1999 г. правительство России приняло «Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»[1]. Этот документ стал своего рода российским ответом на разработанную Европейским Союзом «Общую стратегию ЕС в отношении России»[2]. Обе стороны сформулировали свои «стратегические» задачи в отношении друг друга на ближайшую перспективу. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях ЕС-Россия, особенно с российской стороны. До недавнего времени российская политика в отношении ЕС не имела приоритетного характера и отличалась определенной неадекватностью. Это отражалось в двух диаметрально противоположных подходах. С одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, и стоит только России этого захотеть, как она будет его членом, как большинство других европейских стран. С другой, процесс европейской интеграции, институционально представленный ЕС, воспринимался как явление второстепенное в европейской политике. Россия традиционно ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего такими крупными, как Германия, Франция и Великобритания, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В последнее время, однако, ситуация начинает радикально меняться, что отражает как возросшую роль самого Евросоюза как самостоятельного политико-экономического игрока, так и растущее понимание того, что хотя национальные государства в Европе никто не отменял, Европа все в большей степени ассоциируется с ЕС, и все, что находится вне ЕС, Европой в строгом смысле, не является. Иными словами, продуманные и структурированные отношения с Европейским Союзом являются безусловным требованием отношений с Европой. Перспектива вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более рельефно обозначило «европейское» направление внешней политики Российской Федерации и актуализировало прогнозирование развития отношений с ЕС в XXI веке. Подписанное в 2004 году Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имело принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Россия может стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже к концу 2005 г. Для России завершение переговоров с ЕС - это даже не половина, а добрые две трети победы: Евросоюзу принадлежит около 50% голосов ВТО. К тому же он, наряду с США, Канадой и Японией, входит в число ключевых оппонентов России - «группу квадро». На них ориентируются другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией. Подписанный протокол с ЕС - это сигнал завершения переговоров для всех остальных. Завершение переговоров с ЕС по вопросу вступления России в ВТО - препятствие прошлых времен. Однако речь идет не только о ВТО: главная тема сегодня - построение между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой. Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте вступления России в ВТО. В задачи работы входит: 1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ – начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества. 2. Дать оценку последствиям вступления России в ВТО. 3. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной экономической интеграции и преддверии вступления России в ВТО, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Европы. В работе использованы документы России и Европейского Союза, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков по вопросам вступления России в ВТО и развитию переговорного процесса и взаимоотношений России и ЕС в последней четверти ХХ и начале ХХI вв, а также материалы специализированных сайтов в Интернет. Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы1.1.Содержание и суть современных
аспектов международной
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1. Изменение доли России в
мировом выпуске |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Россия |
Весь мир |
Доля России в мировом выпуске, % |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
млрд. |
темп |
млрд. долл. 1 |
темп |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1990 |
1661 |
97.0 |
30204 |
102.7 |
5.5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1991 |
1578 |
95.0 |
30748 |
101.8 |
5.1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1992 |
1349 |
85.5 |
31363 |
102.0 |
4.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1993 |
1232 |
91.3 |
32084 |
102.3 |
3.8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1994 |
1075 |
87.3 |
33271 |
103.7 |
3.2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1995 |
1031 |
95.9 |
34469 |
103.6 |
3.0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1996 |
9962 |
96.6 |
358484 |
104.0 |
2.8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1997 |
1005 |
100.9 |
37354 |
104.2 |
2.7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
956 |
95.1 |
38400 |
102.8 |
2.5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1999 |
1007 |
105.4 |
39782 |
103.6 |
2.5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 |
1091 |
108.3 |
41652 |
104.7 |
2.6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001 |
1146 |
105.0 |
42651 |
102.4 |
2.7 |
1 В ценах 1996 г.
2 Российский статистический
ежегодник 2001 г., на основе программы международных сопоставлений
3 World Economic Outlook, October
1998, May 1999, May 2000, December 2001
4 Расчет на основе данных
Российского статистического ежегодника 2001 г. и Handbook of International
Economic Statistics: Central Intelligence Agency, Directorate of Intelligence.
Экономика России по степени открытости уже достигла уровня развитых стран Западной Европы. Но при этом, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, главным образом на уровне технологической кооперации, она имеет черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров.
Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
В этом контексте установление и совершенствование хозяйственного сотрудничества и партнерских отношений России с зарубежными странами, в том числе с ЕС являются объективной необходимостью, поскольку стороны заинтересованы в их развитии.
Как замечает С.П.Ганжа, развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, давние деловые связи и традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европейский союз, как представляется, в стратегическом плане будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России.[4]
Можно было бы воспользоваться и накопленным ЕС опытом отраслевой интеграции (например, Европейское объединение угля и стали). Как представляется, существует целый ряд отраслей, взаимодействие в которых при соблюдении общего взаимовыгодного баланса интересов могло бы оказаться весьма эффективным: топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс, аграрно-промышленный комплекс и т.д.
Однако, реальность не слишком соответствует чаяниям большей части российского общества и политической элиты. В российском официальном понимании как «общеевропейские» могут рассматриваться только те процессы, которые идут с участием России, в то время как на практике имеет место прямо обратное явление - общеевропейские процессы идут, как правило, без участия России. Складывается чрезвычайно серьезная ситуация. В процессе расширения Европейского Союза складывается новая европейская общность, носящая панъевропейский характер, но без присутствия России.
Чрезвычайно сложно шли переговоры ЕС и России по вопросу вступления в ВТО. Долгожданный прорыв был достигнут лишь в мае 2004 года, когда стороны подписали договор о том, что все разногласия между ними по этому поводу устранены. Предполагается, что в 2005 году наша страна формально станет полноправным членом ВТО.
Обсуждение вопросов необходимости и оценки последствий вступления России в ВТО на протяжении десяти лет носили острый дискуссионный характер. Большинство экспертов признали, что интеграция российской экономики в глобальную экономику не произойдет одномоментно и не превратится во фронтальное наступление на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии.
Учитывая, что решение о вступлении России в ВТО принято окончательно, обсуждение этого вопроса сегодня в основном происходит вокруг темы последствий этого вступления.
Некоторые ученые отмечают, что за десять лет в стране не проведено ни одного комплексного социально-экономического исследования последствий присоединения России к ВТО, поэтому мы не можем выделить «чистые эффекты» от этого процесса. Вместе с тем, данная проблема неоднократно становилась предметом отечественных исследований.[5]
Существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 1990-е гг. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов[6], оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям.
Гипотетически выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта.
Но расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально будет иметь значение только для 5% нашего экспорта.[7] Пессимистичная позиция многих российских ученых активно поддерживается промышленниками. В целом, независимо от отраслевой принадлежности в деловой среде имеет место нежелание представителей производств, ориентированных в своей деятельности на внутренний рынок, быстро вступать в ВТО. В то же время, те предприниматели, чьи интересы сосредоточены в основном в области экспорта сырья и которые не сталкиваются с противодействием на западных рынках, в целом нейтральны.[8]
Этот факт сам по себе свидетельствует как о неоднородности отечественного делового сообщества, так и неясности позиции государства по ключевым вопросам промышленной (отраслевой) политики, которая призвана определить приоритеты и очертить круг мер поддержки ряда отраслей.
Основной проблемой для России стали требования стран-членов ВТО, в том числе членов ЕС, о ликвидации действующих механизмов субсидий и по вопросам тарифного регулирования.
По заключению большинства экспертов[9], присоединение к ВТО не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Маловероятно также ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.
В основном негативные последствия ВТО будут проявляться в наукоемких и высокотехнологичных секторах, главным образом, в машиностроении. К таким секторам относятся производство гражданской авиатехники, автомобилестроение, космос, производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
С точки зрения С. Афонцева и других экономистов, издержки, которые будет нести экономика, вполне реальны, а основная часть выгод носит скорее ожидательный характер[10].
Исходя из того, что вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Для встраивания в глобальную экономику потребуется существенное перераспределение труда, финансового и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.
Европейское направление российской внешней политики приобрело новое содержание только после начала рыночных реформ. Феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности.
В практическую стадию работа по заключению соглашений с ЕС перешла с началом «перестройки» в СССР. В 1988 г. была подписана совместная декларация СЭВ и ЕС, установлены дипотношения между СССР и ЕС. В декабре 1989 г. заключено Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве.
После распада СССР отношения между РФ и ЕС на начальном этапе (1992 - середина 1994 г.) развивались в целом по восходящей. С подписанием 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве российско-есовские отношения вступили в следующий этап развития (середина 1994 - конец 1997 г.). Но его содержанием, как считают исследователи, не стало развертывание широкого взаимодействия.[11]
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |