| |||||
МЕНЮ
| Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграцииp> Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года, когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая принципиальную важность франко-германского сотрудничества. Кроме этого, Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции. В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано, Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все
предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока
не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры
иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было
большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами создания ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году. Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЭС удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции экономический союз с Германией был как бы политическим
признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность, и Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец, голландцы столкнулись с проблемой защиты и расширения их сельскохозяйственных рынков. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как политические, так и экономические и социальные интересы страны. Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году, торговля сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны, а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х гг., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить вполне конкретные экономические выгоды. Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973 года,
после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации
соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия
вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на
национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества. Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества. Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций, несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным, будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны — наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на Сообщество как в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве. Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по
присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того
же года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было желание более тесной экономической интеграции, но не формального объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета. Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными
по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о
членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в Исходя из своего географического положения и исторического опыта, С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции количество стран-участниц достигло 15. Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта II.2. Современное состояние и проблемы развития полноценного еврорынка Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-
летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель
эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в
сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов
потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу
экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую
инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому
европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована
так называемая “Белая газета” (Белая книга) — каталог специфических
мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к
концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для
каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного
процесса за 7 лет, при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество,
которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических
намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна
была вылиться в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в “Сообщество примет меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31 декабря 1992 года...создав область действий без каких-либо границ, и на которой будет гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала”.[2] Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры,
перечисленные в “Белой газете”, успешно перешли в разряд законодательных. Итак, центральным пунктом экономической интеграции Европы является
внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы
создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни
таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат четыре
принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Свободное движение товаров (Статья 9-37 Соглашения по Европейскому 1. Таможенный союз. Первым шагом в создании внутреннего рынка было решение аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами- участницами до этого времени. Соглашением был выработан план постепенного снятия всех внутренних пошлин в течение 12 лет. Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18 месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка очень быстро. Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался
принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа, которым стали
облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. Единый тариф
стал защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял
действующий до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и Насколько экономически выгодным оказалось это решение на сегодняшний день можно судить по следующей таблице (см. табл. 1). Таблица 1 Экспорт-импорт ЕС (млрд. евро)* |Товарные |Февраль|Февраль|Рост|Январь|Январь|Рост|Январь-|Январь-|Рост| *www.europa.eu.int Несмотря на некоторое превышение импорта над экспортом, вызвавшее
дефицит платежного баланса, очевиден устойчивый рост товарооборота стран |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|