| |||||
МЕНЮ
| Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграцииp> 2. Смещение количественных ограничений. Создание единого рынка, со свободным хождением товаров потребовало не
только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных
ограничений. Ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить
внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании
определенных количественных или стоимостных квот. Меры подобного рода
противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с этим считаться. Стоимостные ограничения перекликаются по сути с количественными, как
бы являясь их выражением. То есть, сами не являясь квотами или запретами,
они делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным. Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам. Очень часто эти требования были более строгими, чем было необходимо, но в результате была достигнута относительная гармонизация путем сложных и долгих процессов. В некоторых случаях согласие по техническим условиям одной производственной единицы достигалось годами. Это также вызвало проблемы, в частности, производители часто не могли понять, каких стандартов придерживаться например при принятии инвестиционных решений, когда должно было пройти планирование на несколько лет вперед, но невозможно было просчитать ни даты, ни стандарты. На фоне этих проблем многим стало казаться, что так называемая “гармонизация” на самом деле является не чем иным, как бюрократической уловкой Брюсселя, который стремится создать “усредненную европродукцию”. На самом же деле картина была совсем иной. Переломным пунктом стал в 1979 году процесс в Суде Справедливости по
делу “Cassis de Dijon”, с помощью которого было найдено наиболее
прагматичное решение проблемы как обезопасить свободное движение товаров. На настоящий момент структура производства Европейского Сообщества выглядит следующим образом (табл. 2). Подавляющую часть как экспорта, так и импорта составляют машины и оборудование, что, во-первых свидетельствует о высокой технологичности производства, а, во-вторых о жесткой конкуренции со стороны стран не входящих в Европейское Сообщество. Опять же необходимо отметить стабильный рост товарооборота по всем статьям без исключения. Таблица 2 Структура экспорта/импорта Еврорынка (млрд. евро)* | |Экспорт |Импорт |Торговый баланс | *www.europa.eu.int 3. Устранение налоговых барьеров. Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является
уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть
косвенные налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в
конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это
выглядит как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар,
произведенный в Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то
германскому производителю возмещаются косвенные налоги, уплаченные в Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение косвенных налогов. Соответственно это дало бы возможность устанавливать демпинговые цены на отечественные товары. Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это,
однако, не означает невозможность общего (без границ) налогообложения. Свободное движение рабочей силы (Статьи 48-51 Соглашения по Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было
зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. 1. Географическая мобильность. Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать
и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или
получить образование по специальности. Практически же это право
распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому- либо в праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости. 2. Профессиональная мобильность. Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным центрам, ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты трудоспособности. 3. Социальная интеграция. Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми
социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники
из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и
местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Свобода истеблишмента. В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить любую работу. Это касается докторов, адвокатов, архитекторов, агентов по недвижимости, брокеров, рекламных агентств также, как и технических, художественных или ремесленных образований. Это также касается свободы ведения бизнеса, в частности компаний, агентств компаний, их отделений и филиалов. Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти. Страны Сообщества сами решают, кому поручить управление властными структурами. Но каждый спорный случай должен рассматриваться как с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, так и точки зрения национальной безопасности. Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы. Свобода предоставления услуг. Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это право не распространяется на государственные структуры власти. Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы. Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес. Данная свобода также применима к в случаях, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание. Взаимное признание дипломов. Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Свободное движение капитала и платежей (Статьи 67-73 Соглашения по Свободное движение капитала и либерализация платежей являются
дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. 1. Свободное движение капитала Первые директивы относительно освобождения движения капитала, принятые Только после 1986 года Комиссией был разработал первый детальный план по созданию единого финансового пространства для либерализации движения капитала внутри Сообщества. Целью было объединить все финансовые рынки и освободить все валютные и финансовые потоки. Следуя плану, к 1 января 1993 года страны Сообщества (кроме Греции) реально перешли к свободному движению капитала, и на сегодня какие-то ограничения в этом вопросе могут вводиться только в отдельных случаях, рассматриваемых Комиссией. Это событие знаменует первую стадию перехода к экономическому и валютному союзу. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим
лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также
переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также
означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей 2. Либерализация платежей. Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства, которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель. 3. Политика конкуренции. Единый рынок для промышленных и сельскохозяйственных товаров не может
действовать эффективно, пока не будут созданы одинаковые для всех условия
конкуренции. Это единственный путь обезопасить единый рынок от каких-либо
нерыночных факторов. Учрежденная Европейская Комиссия регулирует этот
вопрос, а с 1991 года на нее также возложена функция контроля (с правом Экономический и валютный союз. Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание
общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах
неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной
политики. Естественно. что постепенный переход к общему рынку приведет к
все усиливающейся взаимозависимости между странами Сообщества, что сильно
усложнит их индивидуальный выбор краткосрочных экономических реалий. Несмотря на это, никто из создателей Сообщества не взял на себя
ответственность возглавить процесс объединения экономической и валютной
политики, который бы в перспективе привел к экономическому и валютному
союзу. Страны Сообщества не были готовы к тому, чтобы пожертвовать Очень скоро стало очевидным, что фактическое продвижение координирования их политики зашло далеко за пределы ожиданий. Несмотря на тот факт, что это было вообще проведено исходя из жизненной важности для консолидации Европейской интеграции, большая цель экономического и валютного союза, осталось не достигнутой. Тем не менее успехи «Общего рынка» очевидны. Являясь одним их трех
центров сил в мировой экономике Сообщество активно развивает торговые связи
с другими государствами, в том числе с Россией. В таблице 3 представлены
государства — основные партнеры ЕС. Первую строчку занимают Соединенные Таблица 3 Основные торговые партнеры еврорынка (млрд. евро)* *www.europa.eu.int Помимо отдельных государств, Сообщество налаживает экономические
отношения с другими интеграционными образованиями, такими как НАФТА, II.3. Особенности становления и развития латиноамериканского общего рынка в рамках «Меркосур» Одной из характерных черт современной международной обстановки стал
рост удельного веса стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ)
как в системе мирохозяйственных связей, так и в решении ряда важных
политических проблем мирового сообщества. Внутренний валовой продукт ЛАКБ
достиг к середине 90-х годов 900 млрд. долларов. Идет процесс
диверсификации внешнеэкономических связей. По количественным и качественным
параметрам экономического развития страны континента опережают другие
регионы развивающегося мира. Латинская Америка сейчас находится на втором
месте в мире среди наиболее быстроразвивающихся регионов и, по прогнозу на
следующие пять лет, ежегодный прирост ее внутреннего валового продукта
должен составить пять процентов. По оценкам экспертов Экономической
комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) ряд
государств — так называемые региональные державы (Аргентина, Бразилия, МЕРКОСУР — крупнейшая группировка в Южной Америке, по темпам развития
превосходящая все подобные объединения. В нее входят Аргентина, Бразилия, Объединение охватывает территорию в 12 млн км с населением 200 млн
человек и суммарным объемом валового внутреннего продукта приближающимся к |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|