| |||||
МЕНЮ
| Проблемы европейской валютной интеграцииp> Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежит поколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончании Второй Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европы будут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый военный конфликт на континенте станет невозможен. Создание вслед за объединением Германии и окончанием действия Мнения политикой и экономистов: "Тенденция, которую я наблюдаю в Европе, на редкость парадоксальна, -
отметил Билл Зейц, президент нью-йоркской консалтинговой компании Beyond С данным утверждением в той или иной степени готово согласиться большинство наблюдателей. Подобная неопределенность не могла не сказаться и на характере подготовки компаний к евро, которая, надо признать, происходит довольно неорганизованно. Неудивительно, что представители крупнейшей французской компании LVMH, выпускающей шампанские вина Louis Vuitton, Moet-Chandon и бренди Hennesy, отказались сообщить подробности планов перехода на евро, сославшись на то, что это может сказаться на стоимости ее акций. Продукция этой фирмы, специализирующейся на производстве предметов роскоши, традиционно продается в беспошлинных магазинах разных стран мира, поэтому опыт работы с множеством различных валют у ее сотрудников имеется. Однако пока желающих похвастаться своими достижениями что-то не видно. К счастью, хранят молчание отнюдь не все: маленькие немецкие рестораны и бистро уже выдают чеки одновременно в марках и евро. Иан Тейлор, член палаты общин парламента, в период правления Джона Тейлор, как и Зейц, считает Великобританию лидером в "гонке за евро". Герд Круз, вице-президент и директор проектов 2000 и евро, выделил
две проблемы, связанные с единой валютой; "Мы считаем, что частный сектор
подготовлен к евро значительно лучше. Государственный же, увы, отстает". Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжают
оцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинах
ослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично
представил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям с
евро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединение Практическая подготовка к введению евро Для того, чтобы планы введения единой валюты осуществились, финансовым
институтам, государственным учреждениям, предприятиям и населению было
необходимо заранее подготовиться к предстоящим переменам. В апреле 1996 г. Однако ассигнуемых из бюджета ЕС средств может не хватить для
осуществления столь масштабной задачи. По некоторым оценкам, до 40%
населения будет в силу разных причин иметь сложности с получением
информации о новой валюте и ее применением. Речь идет о таких категориях,
как инвалиды, лица пожилого возраста, неработающие женщины, жители
удаленных районов и мелких населенных пунктов и т.п. Поэтому в 1997 г. К примеру, 29 августа в Венеции на суд публики был представлен проект
передвижных музеев единой европейской валюты, в экспозиции которых
представлена вся история создания евро. Цель мероприятия в том, чтобы
познакомить европейцев поближе с этой денежной единицей путем создания семи
мобильных музеев. В проекте, кроме Венеции, участвуют Афины, Рим, Лечче, В ряде стран в школьные программы будут включены специальные курсы,
посвященные единой европейской валюте. Лишь в одной из 15 стран ЕС- Введение единой валюты потребует и других, весьма ощутимых затрат. В связи с вышеизложенным, актуален анализ последствий нового витка европейской интеграции для третьих стран, в частности, для России. На страны ЕС в 1997г., по данным Государственного таможенного комитета, приходилось около 33% российского экспорта и 37% российского импорта, доля стран ЕС во внешнеторговом обороте нашей страны составляла 34,5% то есть для России экономические связи с ЕС являются приоритетными. Российские экспортеры и импортеры выиграют от перехода на евро уже вследствие того, что осуществление расчетов будет производиться на базе одной валюты. Эти преимущества особенно очевидны при реализации европейскими консорциумами крупных проектов в России. В результате того, что комплектующие будут поступать из разных стран ЕС, но из одного валютного пространства, упроститься калькуляция сделок, что позволит несколько удешевить поставки. Кроме того, предсказываемое после введения евро обострение конкуренции между европейскими производителями товаров и услуг может привести к снижению цен на импорт из ЕС. Большое значение имеет проблема формирования валютных резервов Банка Диверсификация валютных резервов и снижение зависимости от валюты Практические проблемы для российской банковской системы, возникающие в связи с переходом к единой европейской валюте, сводятся к решению операционных вопросов ведения корреспондентских счетов в евро. В этом смысле введение единой европейской валюты ничем не отличается от введения новых национальных валют- процесса, который мы недавно пережили. В целом появление единой европейской валюты, несомненно, отвечает финансовым интересам России. Стабильная евро оказала бы благоприятное влияние на ее финансы, позволила бы совмещать использование евро в качестве резервной и инвестиционной валюты, преодолеть долларовую монополию в международных расчетах. Существует, однако, и обратная сторона медали: возможно, россияне начнут массовый «сброс» европейских денег, чтобы в один прекрасный день не остаться на руках с ничего не стоящими бумажками. Сколько таких денег осело на территории России - неизвестно. Такой вариант вряд ли будет способствовать быстрому признанию евро Россией. Введение евро повлечет определенные последствия для России. В 1996 г. на долю ЕС приходилось 32% отечественной внешней торговли, в западноевропейских валютах (в основном в DM) номинировано 40% внешнего государственного долга России и 25% официальных резервов ЦБ. Поэтому для правительства и госструктур было бы необоснованно игнорировать предстоящие в ЕС перемены. Также неуместно начинать массированную кампанию по подготовке к евро, наподобие тех, которые ведутся в странах Евросоюза, поскольку до 80% внешнеторговых контрактов России и 90% активов коммерческих банков в иностранных валютах приходятся на доллары США, да и нет абсолютных гарантий, что старт евро пройдет успешно. В нынешней ситуации наиболее адекватным является вариант умеренной подготовки, предполагающий выделение круга особо актуальных и неотложных вопросов. Концентрация усилий на избранных направлениях позволила бы своевременно учесть интересы России, ее юридических и физических лиц и не упустить существующих возможностей влиять на развитие ситуации. Основная часть стратегических и оперативных решений, которые предстоит принимать госструктурам России в отношении евро, требует проведения серьезных аналитических разработок с учетом разных сценариев развития событий:
Тематика исследований зависит от конкретных потребностей того или иного ведомства. Наиболее важными в ближайшее время будут проблемы, связанные с пересчетом (реденоминацией) внешнего госдолга России, юридическими и техническими аспектами циркуляции евро на территории РФ, формированием курса рубля по отношению к евро. Из $120-140 млрд. внешнего государственного долга России $50 млрд.
номинировано в немецких марках. В течение 1997 и 1998 гг. Россия выпустила
два семилетних транша евробондов (второй и четвертый) на общую сумму 3,25
млрд. DM. Основная часть долгов в DM и других западноевропейских валютах
будет возвращаться после 2002 г., когда эти валюты перестанут существовать. В силу международного принципа lex monetae (согласно которому реденоминацию проводит страна, чья валюта использована при эмиссии обязательств) Россия не может самостоятельно решать вопросы пересчета долга и должна согласовывать их с Евросоюзом в целом или с отдельными его странами. Задача состоит в том, чтобы обеспечить возврат долга на условиях не хуже тех, на которых производились бы выплаты в национальных валютах. Евро потребуется для операций с государственными ценными бумагами
стран Валютного союза, поскольку подавляющая их часть сразу же будет
пересчитана в единую валюту. Российским предприятиям с участием
западноевропейских ТНК предстоит вести в евро учет и отчетность, так как
большинство крупных корпораций перешли на расчеты в евро с начала 1999 г. Вместе с тем внешние аспекты функционирования евро разработаны
сравнительно слабо. Принимаемые в ЕС правила в отношении юридического
статуса евро не могут иметь экстерриториальной силы (тем более, что право Российские государственные и частные предприятия и банки могут
столкнуться с многочисленными трудностями, если не будут иметь четкого
представления о процедурах ведения операций в евро, пересчета обязательств,
начисления процентов и т.п. Поскольку права и привилегии, предусмотренные
для участников Валютного союза, не распространяются на третьи страны, не
исключены случаи, когда российские юридические и физические лица окажутся в
неравном положении по отношению к их западноевропейским партнерам
Заключение Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого Света создать противовес влиянию США: доллар используется в 60 % мировых торговых операций, притом, что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП. Нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран- участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе. Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены Отношение США и Японии к созданию Европейского валютного союза в
целом можно охарактеризовать как скептическое. “Большинство американских
бизнесменов ничего не слышали о ЕВС, а те, кто узнал о нем, не придали
значения. Даже среди интеллектуальной банковской элиты ЕВС (по-английски: В целом, сомнения относительно целесообразности валютного союза велики даже внутри стран-членов ЕС, за исключением Франции, которая самым решительным образом стоит за создание ЕВС. Уже сейчас есть опасения в том, что два последних этапа могут сильно растянуться во времени либо вообще остаться на бумаге, а очередной опыт по созданию единого европейского валютного пространства повторит участь предшествующих мер. Ни одна из предпринимавшихся попыток Европейского центрального банка стабилизировать положение новой денежной единицы не увенчалась успехом. Такой, казалось бы, действенный механизм денежного регулирования, как управление процентными ставками, в данном случае оказался неработоспособен. C начала 1999 г. ставки поднимались несколько раз и с начального значения 3% достигли уровня 4,5%. Предпринятая ЕЦБ совместно с Банком Японии и ФРС США попытка валютной интервенции 22 сентября также не дала существенного положительного результата, если не принимать во внимание краткосрочный эффект. Наблюдая устойчивый процесс удешевления евро, некоторые европейские
политики - приверженцы новой валюты - пытаются убедить общественность, что
это даже на пользу странам зоны, поскольку значительно укрепляет их
экспортный потенциал. В ходе своей пресс-конференции в Берлине канцлер ФРГ В качестве объясняющих причин неблагоприятной конъюнктуры евровалюты экспертами называются факторы, связанные с текущими экономическими различиями США и Европы: разные темпы и прогнозы развития, разные уровни процентных ставок и т.д. Учитывая, что позиции доминирующей валюты во многом определяются конкурентоспособностью различных экономических систем, это довольно веские аргументы. В то же время, на мой взгляд, фундаментальная причина слабости евро в
большей степени кроется в ее синтетической природе, которая не учитывает
более глубоких противоречий, связанных не только с текущими показателями. Следует учесть и различия в особенностях банковских культур. Так,
например, Ирландии присущ англо-саксонский тип банковской культуры, а Таким образом, о единстве стран речи идти не может. В то же время предполагается, что евро, заменив собой национальные валюты, будет проводником единой денежной политики одновременно для всех стран зоны. Механизм регулирования евро предполагает формальный обезличенный
подход ко всем странам зоны. Единая ставка, устанавливаемая ЕЦБ, является
сама по себе источником дополнительных противоречий. Наличие единой ставки
для различных стран приведет к тому, что экономически более сильные
государства будут фактически выполнять роль доноров для более слабых. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|