реферат, рефераты скачать
 

Прямые испанские инвестиции в экономику России


p> К иностранным инвестициям относятся подписка и приобретение нерезидентами акций испанских фирм, подписка и приобретение ценных бумаг, выпускаемых государственными организациями или частными лицами - резидентами Испании, участие в испанских инвестиционных фондах, созданных в соответствии с действующими нормативными актами и зарегистрированными в
Национальной комиссии рынка ценных бумаг.

Законодательством допускается также иностранные инвестиции в недвижимое имущество путем приобретения его в собственность физическими или юридическими лицами - нерезидентами Испании.

Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объем инвестиций превышает 500 млн. песет, осуществляемые в соответствующую компанию в срок 6 месяцев, начиная с даты оформления инвестиционной операции.

Предварительному контролю со стороны Генеральной дирекции внешних операций Министерства экономики и финансов Испании подлежат иностранные инвестиции, осуществленные путем приобретения нерезидентами акций испанских компаний, а также долей уставного капитала не акционерных компаний
(например, товариществ с ограниченной ответственностью). Однако под указанный контроль не подпадают иностранные инвестиции, осуществляемые путем приобретения ценных бумаг в песетах, выпускаемых государственными или частными юридическими и физическими лицами - резидентами Испании.

Под предварительный административный контроль подпадают также инвестиции, осуществляемые с целью приобретения недвижимого имущества стоимостью свыше 500 млн. песет, кроме того инвестиции, осуществляемые в форме субсидий в сумме, превышающей 500 млн. песет и субсидии, предоставляемые инвесторами - резидентами или инвесторами, пользующимися льготным режимом налогообложения.

Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в
Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.

Иностранные инвестиции, осуществляемые в соответствии с положениями декрета 671/1992, пользуются правом перевода за границу доходов.
Поступления и платежи, связанные с иностранными инвестициями и их ликвидацией, производятся через соответствующие финансовые учреждения, учтенные в Официальном регистре банков "Банко де Эспанья" или Национальной комиссии рынка ценных бумаг. Допускается свободная отсрочка платежей и досрочное осуществление платежей по иностранным инвестициям даже в случае, когда последние подлежат предварительному административному контролю.

Для иностранных инвестиций, подпадающих под предварительный административный контроль, установлен следующий порядок оформления документов.

Нотариально заверенные документы либо заверенные консульской службой
Посольства Испании предоставляются в Генеральную дирекцию внешних операций
Министерства экономики и финансов Испании, которая изучает и проверяет правильность их оформления. В течение 30 дней она должна уведомить подателя документов о принятом решении. Если по истечении 30 дней ответ не поступил, то считается, что вопрос решен положительно. Срок в 30 дней может быть продлен, если Генеральная дирекция внешних сделок запросит дополнительные сведения или потребует устранить какие-либо неточности.

О рассмотрении инвестиционного проекта Генеральная дирекция внешних операций в срок 60 дней информирует Инвестиционную хунту.

Если решение вопроса относится к компетенции министра экономики и финансов или самого правительства Испании, то срок его рассмотрения продлевается до 90 дней.

Об осуществленных инвестициях инвестор должен уведомить службу инвестиционного регистра, заверив предварительно пакет документов в нотариальной конторе.

Невыполнение этих требований не затрагивает права инвестора на перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности, однако рассматривается как нарушение установленных правил, влекущее за собой уплату штрафных санкций в размере 50-100% обмена реализованной, но не заявленной операции.

Инвестиционный проект должен быть реализован в установленный срок, но не позднее 6 месяцев от даты извещения о проведенной проверке документов или о выдаче разрешения на осуществление инвестиций.
Система поддержки инвестиций, осуществляемых испанскими фирмами за границей

Поддержка испанских инвесторов, осуществляющих инвестиции за рубежом, остается одним из приоритетных направлений Правительства, предусматривающего развитие национального экспорта и дальнейшую интернационализацию испанского предпринимательства.

Существующая структура стимулирования испанского экспорта, включая инвестиции, состоит из целого ряда организаций, которые имеют возможность финансирования экспортных программ или отдельных экспортных операций, реализуемых испанскими предпринимателями.

К ним относятся:

-Институт государственного кредита (ICO), осуществляющий свою деятельность под непосредственным контролем Министерства экономики и финансов и проводящий надзор за деятельностью государственных кредитных учреждений;

-Национальный институт внешней торговли (ICEX), подготавливающий программы и организующий мероприятия, содействующие расширению экспорта, включая проведение выставок и ярмарок за границей;

-Компания по финансированию развития (COFIDES), представляющая на договорной основе помощь испанским инвесторам в осуществлении инвестиций в развивающихся странах, в том числе с использованием финансовых кредитных ресурсов международных организаций.

-Государственная компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE), осуществляющая операции по страхованию экспортных кредитов не только под государственные гарантии, но и за счет собственных средств.

В отношении финансовой помощи, которая существует для поддержки испанских инвестиций за границей, следует выделить несколько специальных кредитных линий, реализуемых вышеперечисленными организациями.

Вначале Институт государственного кредита и Институт внешней торговли создали специальную кредитную линию, способствующую интернационализации деятельности испанских предприятий. Основной задачей этой линии государственного кредитования является финансирование производственных капиталовложений испанских фирм за рубежом. Этой кредитной линией могут воспользоваться предприятия, находящиеся в Испании, осуществляющие свою деятельность на национальной территории, а также предприятия, находящиеся за рубежом, основная доля капитала которых принадлежит испанским фирмам, и отвечающие следующим требованиям:

4. число занятых не должно превышать 250 человек и объем производства - не свыше 40 млн. евро или чей общий ежегодный баланс не превышает 27 млн. евро;

5. доля участия крупных фирм в капитале не должна быть выше 25%.

Финансироваться по этой линии могут до 70 % общего объема инвестиций, однако, максимальный размер кредита не должен превышать 4,5 млн. евро.

Из перечня поддерживаемых инвестиционных проектов исключаются жилищный, финансовый, страховой, оборонный и налоговый секторы.

Сроки возврата кредитов могут колебаться от 5 до 10 лет с процентными ставками от 1,5 до 8 % годовых.

По этой линии было предоставлено кредитов на общую сумму 61,8 млрд. песет (около 420 млн. долл.) 380 испанским фирмам.

Между ICO и ICEX было подписано новое Соглашение, в соответствии с которым на 1999 год был создан инвестиционный фонд в размере 125 млн. долл.
США.

Основными пользователями явились испанские фирмы, действующие в
Бразилии (16,0 %), Мексике (12,7 %), Аргентине (11,6%). На Восточную Европу пришлось только 4 %, в том числе на Россию - 1,3 % (в 1998 г. - 0%).

В соответствии с Законом № 66 было создано еще два Фонда поддержки испанских инвестиций за границей: Фонд иностранных инвестиций, и Фонд для осуществления иностранных операций за границей малыми и средними предприятиями.

Фонд иностранных инвестиций имеет целью содействовать интернационализации и внешнеторговой деятельности испанских фирм, создаваемых за границей. Размер фонда - 10 млрд. песет (около 62 млн. долл.). Лимит финансирования со стороны фонда определяется Исполнительным
Комитетом Фонда в зависимости от таких критериев как содержание инвестиционного проекта, сектор производственной деятельности, важность участия испанской фирмы с точки зрения закрепления ее позиций на рынке страны пребывания и т.д.

Председателем Исполкома Фонда назначается Госсекретарь по торговле, туризму, малым и средним предприятиям Министерства экономики и финансов.
Первым Заместителем является руководитель Департамента торговой политики и инвестиций Минэкономики и вторым - Председатель Правления Фонда,
Председатель Компании финансирования развития (COFIDES S.A.). Функции управления Фондом исполняет "COFIDES", действующий от своего имени.
"COFIDES" принимает на рассмотрение инвестиционные предложения от испанских фирм, подписывает соглашения, удостоверяющие участие Фонда в инвестиционном проекте и проводит все финансовые операции, связанные с исполнением этих соглашений.

Второй Фонд - для инвестиционных операций за границей создан для поддержки испанских малых и средних предприятий, осуществляющих инвестиции за рубежом. Отличие данного Фонда от предыдущего заключается в том, что он используется для реализации небольших краткосрочных инвестиционных операций. Его размер составляет всего 3 млн. долл.. Схема управления этим
Фондом аналогична Фонду иностранных инвестиций, где главную управленческую роль играет также "COFIDES".

Все эти Фонды могут быть использованы как вне, так и в рамках специальных программ, разработанных Правительством и входящих составной частью в т.н. План экспорта.

Ведущую роль здесь занимает Программа ICO по финансированию крупномасштабных проектов за границей, осуществляемых при участии испанских фирм на долгосрочной основе. Ее финансирование в объеме свыше 500 млн. долл. обеспечивается через посредничество крупнейших испанских банков
("BEX", "Santander", "Banco Central Hispano", "Sabadel") и др.

Существует также План поддержки инвестиций, разработанный Институтом внешней торговли и предусматривающий возможность оказания как организационной, так и финансовой помощи испанским инвесторам за границей в начальной, предпроектной стадии реализации инвестиционного проекта.

Несмотря на то, что все вышеперечисленные кредитные организации и Фонды имеют статус самостоятельных, действующих от своего собственного имени и на свой собственный риск, практически ни один крупный инвестиционный проект за рубежом с участием испанских фирм не финансируется без одобрения со стороны государственной компании по страхованию экспортных кредитов "CESCE". Можно сказать, что именно она во многом определяет испанскую инвестиционную политику за рубежом. Именно "CESCE" после августовских 1998 года событий в
России рекомендовала испанским фирмам временно отложить свои поставки в нашу страну и осуществлять их только в том случае, если со стороны "CESCE" будет иметься письменное подтверждение, как условие финансового обеспечения.

Необходимо при этом отметить, что все крупные испанские фирмы, осуществляющие инвестиционную деятельность в России, пользуются услугами
"CESCE". Среди них такие как "Кампофрио", "Кельме", "Чупа-Чупс",
"Драгадос", "Гальина Бланка" и другие.

Изменение позиции "CESCE" в отношении России может в значительной степени активизировать испанские инвестиции в нашу страну, поскольку среди испанских инвесторов существует достаточно много желающих развивать эту форму экономического сотрудничества.[11]

3.Российско-испанские связи.

3.1.Установление и развитие российско-испанских отношений.

Дипломатические отношения между СССР и Испанией установлены 9 февраля
1977 г. Испания официально заявила о признании России в качестве государства – продолжателя СССР 27 декабря 1991 г.

Между двумя странами давно налажен и поддерживается регулярный политический диалог на высоком и высшем уровнях. Нашу страну с официальными визитами посещали Король Хуан Карлос I (1984 г.) и председатель правительства Ф. Гонсалес (1986, 1991 гг., май и сентябрь 1995 г.). В ноябре 1994 г. состоялся визит в Россию министра иностранных дел Х. Соланы.
В мае 1995 г. глава испанского правительства и министр иностранных дел побывали в Москве на праздновании 50-летия Победы.

11–13 апреля 1944 г. состоялся официальный визит Б. Ельцина в Мадрид.
Он провел обстоятельные переговоры с Ф. Гонсалесом, имел беседу с королем
Испании Хуаном Карлосом I. Подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве, о социальном обеспечении и ряду двусторонних соглашений.

5–7 мая 1997 г. Россию с государственным визитом посетил Король Хуан
Карлос I и королева София. Состоялась обстоятельная беседа с Президентом
России. Министры иностранных дел России и Испании провели переговоры по двусторонним и международным вопросам.

10 октября 1997 г. на саммите глав государств и правительств Совета
Европы в Страсбурге состоялась краткая беседа Б. Ельцина с Х.М. Аснаром.

2 декабря 1996 г. в рамках саммита ОБСЕ в Лиссабоне состоялись беседы председателя Правительства России с испанским премьером Х.М. Аснаром и министра иностранных дел России с его испанским коллегой А. Матутесом.
Председатели правительств двух стран имели еще одну беседу

24 июня 1997 г. в Нью-Йорке во время работы спецсессии ГА ООН по окружающей среде и развитию.

В апреле 1997 г. для участия в двусторонних мероприятиях экономического характера в Испании дважды побывали заместители председателя Правительства
России. В июле того же года заместитель председателя Правительства России принял участие в саммите НАТО в Мадриде.

В январе 1998 г. состоялся официальный визит в Испанию министра иностранных дел России Е. Примакова. Российский министр был принят королем, премьер-министром и министром иностранных дел.

В сентябре 1998 г. министры иностранных дел двух стран И. Иванов и А.
Матутес встречались в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

16 декабря 1998 г. в ходе визита И. Иванова в Мадрид состоялась беседа с заместителем председателя правительства Р. Рато. Подписана межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения.

На основе российско-испанского Протокола о межправительственных консультациях 1992 г. стороны регулярно проводят межмидовский обмен мнениями по широкому кругу международных проблем и вопросам двусторонних отношений.

С 1984 г. развиваются межпарламентские связи. В ноябре 1991 г. Москву посетила делегация Конгресса депутатов Генеральных кортесов (парламента)
Испании. В октябре 1992 г. состоялся первый официальный визит в Испанию российской парламентской делегации. В 1994–1995 гг. был осуществлен обмен визитами на уровне руководителей Совета Федерации и испанского Сената.

В сентябре 1998 г. для участия в 100-й конференции Межпарламентского
Союза Москву посетила представительная делегация испанского парламента.

26–29 октября 1998 г. состоялся официальный визит Е. Строева в Испанию.
Глава Совета Федерации встретился с королем Испании Хуаном Карлосом I, председателем правительства Х.М. Аснаром, министром иностранных дел А.
Матутесом, президентом испанской Конфедерации предпринимательских организаций, руководством Каталонии, мэром Мадрида.

В 1990 г. стороны обменялись военными атташатами. В 1989–1992 гг. состоялся обмен визитами министров обороны. Между двумя странами были подписаны планы сотрудничества и контактов между вооруженными силами на
1991–1992 гг. и 1993–1994 гг., межправительственное Соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод (1990 г.), совместное заявление о сотрудничестве в области конверсии военной промышленности (1991 г.).

Торговые связи между двумя странами начали налаживаться еще в конце 50- х годов. В 1972 г. стороны подписали первое межправительственное торговое соглашение. В настоящее время действует соглашение об экономическом и промышленном сотрудничестве от 12 апреля 1994 г. и соответствующая долгосрочная программа, подписанная в 1988 г., соглашения о защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения.

В 1998 г. двусторонний товарооборот несколько снизился и составил 1821,
2 млн. долл. (в 1997 г. – 2 120 млн. долл.), российский экспорт – 1126, 2 млн. долл., импорт – 695 млн. долл. Наибольший удельный вес в экспорте
России приходится на нефть и нефтепродукты (более 50%), черные и цветные металлы, химические товары. В испанских поставках превалируют продовольствие и сырье для его производства, строительные материалы, мебель, товары широкого потребления. В России зарегистрировано 275 совместных предприятий с испанским капиталом, 80% из которых относятся к сфере производства. В Испании насчитывается более 300 предприятий с участием российского капитала, однако, большинство из них – фирмы- посредники. В ноябре 1996 г. создан двусторонний Комитет делового сотрудничества (КДС).

24–25 апреля 1997 г. в Мадриде было проведено второе заседание
Межправительственной Смешанной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству.

В октябре 1990 г. правительство Испании предоставило СССР кредит на общую сумму в 1,5 млрд. долл. Часть его (750 млн.) была использована на импорт продовольствия и промышленных товаров. Вторая половина, предназначавшаяся на инвестиционные проекты, осталась неизрасходованной и была закрыта. В 1994 г. подписан протокол о предоставлении России ряда кредитов, в том числе 100 млн. долл. на развитие социальной сферы. В марте
1994 г. подписано соглашение об отсрочке погашения российской задолженности
Испании (более 800 млн. долл.). 17 января 1997 г. заключено межправительственное соглашение о всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга России и бывшего СССР.

На основе межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов (всего их около 30) развиваются двусторонние научно-технические связи (в 1990 г. подписана долгосрочная программа на десятилетний период), сотрудничество в области воздушного сообщения (осуществляются регулярные полеты между двумя странами), морского судоходства, железнодорожного транспорта, автомобильного сообщения, туризма, охраны окружающей среды.
Подписаны также договор о социальном обеспечении, соглашения о сотрудничестве в социально-трудовой сфере, о передаче лиц, осужденных к лишению свободы и о правовой помощи по уголовным делам. Вступил в силу договор о правовой помощи по гражданским делам.

Культурные связи развиваются на основе соглашения 1994 г. и двухгодичных программ обменов. В сентябре 1998 г. Россию с визитом посетила министр культуры Испании Э. Агирре. В марте 1999 г. в Мадриде состоялось очередное заседание смешанной российско-испанской комиссии по сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры, подписана

Программа сотрудничества на 1999–2001 гг. В 1990 г. заключено соглашение о взаимоотношениях в области кинематографии и подписано соглашение об эквивалентности и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней и меморандум о развитии изучения языков и литературы обеих стран. В июне 1991 г. в Мадриде создан негосударственный
Фонд им. А.С. Пушкина, одной из основных задач которого является распространение русского языка в Испании. Налаживается межрегиональное сотрудничество, в частности, между Москвой и Мадридом, Санкт-Петербургом и
Барселоной. В феврале и июне 1997 г. состоялся обмен визитами мэров Москвы и Мадрида, подписано (Москва, июнь) соглашение о дружбе и сотрудничестве между двумя столицами. Особую активность в развитии межрегиональных торгово- экономических связей проявляют Самарская, Ярославская, Ростовская,
Московская, Волгоградская, Нижегородская области. Краснодарский край.
Республика Башкортостан; с испанской стороны – Каталония, Валенсия, Мурсия.

В течение ряда лет Испания принимает на восстановительно- оздоровительный отдых российских детей из районов экологических катастроф, малоимущих семей и детских домов. Эти акции, проводимые, как правило, общественными организациями, поддерживаются правительством страны.

3.2.Торгово-экономические отношения между Россией и Испанией.

Двусторонний товарооборот между Испанией и Россией имеет тенденцию к росту при постепенном выравнивании сальдо за счет увеличения импорта из
Испании. Рост взаимного товарооборота происходил, главным образом, за счет увеличения объемов импорта товаров из Испании, при этом в 1998 году произошло падение объемов вследствие кризиса, происшедшего в августе.

Основными товарами российского экспорта в Испанию являются нефть и нефтепродукты (свыше 70%), продукция черной металлургии (12%), химические товары, включая удобрения (2%), семена подсолнечника (0,7%), лесоматериалы
(1%), рыба и морепродукты (0,1%), а также услуги по обогащению урана.

Российский экспорт в Испанию в 2000г.[12]

|Код |Товарная группа |Кол-во, тонн.|Тыс. долл. |
|03 |Рыба и морепродукты |12074 |20320 |
|07-08 |Овощи и фрукты |1681 |360 |
|10 |Зерновые |138 |40 |
|12 |Семя подсолн. |82185 |16420 |
|22 |Спиртные напитки |1488 |3910 |
|25 |Соль, камень, цемент |521951 |23930 |
|27 |Минеральное топливо (нефть, уголь) |9435554 |1608450 |
|28 |Неорганич. химия |27107 |11650 |
|29 |Органич. химия |7730 |6700 |
|31 |Удобрения |200263 |25430 |
|38 |Прочие хим. товары |430 |2520 |
|39 |Пластмассы |2167 |1710 |
|40 |Каучук и изделия |5529 |4180 |
|41 |Кожевенное сырье |8744 |15780 |
|44 |Древесина |114915 |31160 |
|47 |Целлюлоза |5411 |3210 |
|48 |Бумага и картон |31829 |13600 |
|52 |Хлопок |3855 |7150 |
|61-62 |Текст. и трикотажная одежда |161 |3000 |
|70 |Стекло |2881 |810 |
|71 |Драг. и полудраг. камни |18 |32500 |
|72 |Черные металлы |1496309 |223120 |
|73 |Изделия из черных металлов |7346 |3800 |
|75 |Никель |7763 |65520 |
|76 |Алюминий |63493 |101880 |
|84 |Обогащ. уран, котлы, обор., мех. |1501 |4380 |
| |присп. | | |
|85-86 |Эл. оборуд., машины и оборудование |275 |1890 |
|87 |Автомобили |538 |1940 |
|94 |Мебель |662 |770 |
| |Итого: |12043998 |2251990 |

В стоимостном выражении общий объем испанского экспорта в Россию в
2000г. составил 528,3 млн. долл. В Россию поставляются главным образом, продовольственные товары, машины и оборудование, обувь.

Основные статьи испанского импорта в Россию в 2000г.[13]

|Код. |Товарная группа |Кол-во, тонн.|Тыс. долл. |
|94 |Мебель |13840 |59890 |
|69 |Керамика |77113 |40430 |
|84 |Энергооборудование и необогащенный |3421 |35240 |
| |уран | | |
|02 |Мясо |36986 |30170 |
|39 |Пластмассы |7111 |28540 |
|85 |Электрооборудование |5170 |27900 |
|17 |Сахар, кондит. изд. |14479 |27820 |
|20 |Овощные консервы |18729 |23400 |
|21 |Прочие пищевые продукты |7974 |22780 |
|07-08 |Овощи и фрукты |46009 |19750 |
|64 |Обувь |998 |18840 |
|87 |Автомобили и запчасти к ним |2452 |16470 |
|73 |Изделия из черных металлов |8361 |16000 |
|16 |Изделия из мяса и рыбы |7463 |13260 |
|48 |Бумага и картон |5620 |12220 |
|44 |Древесина |3569 |10240 |
|29 |Органическая химия |2558 |9880 |
|83 |Прочие металлоизделия |1424 |9760 |
|95 |Игрушки |1027 |9200 |
|40 |Каучук и изделия |2666 |7710 |
|32 |Красители |5992 |7370 |
|24 |Табак |2451 |5760 |
|33 |Эфирные масла |573 |5530 |
|18 |Какао и изделия |5330 |5240 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.