реферат, рефераты скачать
 

Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы


Причиной Второй Балканской войны были этнотерриториальные притязания победивших государств, обусловленные все теми же процессами национального самоопределения нескольких народов, проживавших на одной территории. Она была вторым (после сербо-болгарской войны 1885-1886 годов) случаем превращения межэтнических противоречий в межгосударственные по мере обретения балканскими (в том числе и родственными южнославянскими) народами государственной независимости. В этой войне религиозный фактор не играл никакой роли, а на первом месте стояли территориальные притязания государств. Увертюра к первой мировой войне была сыграна межславянскими и внутрибалканскими противоречиями.

Балканский кризис продолжился во время первой мировой войны, будучи одновременно одной из ее причин и составных элементов. Это обстоятельство и позволяет объединить события на Балканах 1912-1920 годов (когда были подписаны последние мирные договоры с Венгрией и Турцией в рамках Версальской системы, касающиеся и границ на Балканах) в один период.

Новый балканский кризис, подготовленный и ростом внутренней межэтнической напряженности в Югославии, и обострением этнотерриториальных проблем на Балканах в целом, стал по сути Третьей Балканской войной, развернувшейся в рамках второй мировой. Это были одновременно и внутригосударственные социальные и межэтнические (Югославия, Греция), и межгосударственные, внутрирегиональные вооруженные конфликты. Это проявилось и в оккупации Болгарией части территории Сербии и Греции, а также в межэтническом конфликте на территории Югославии, в котором участвовали как псевдонезависимые и псевдонациональные государственные образования, так и силы сопротивления оккупантам. Они вели между собой борьбу за будущую государственность - или за восстановление Югославии (в форме либо централистского государства - Д. Михайлович, либо этнотерриториальной федерации - И. Б. Тито), или за распад на моноэтнические независимые государства.

Эта война была одновременно и порождением межвоенной Югославии, где экстремизм порождал экстремизм, и войной за ее освобождение и восстановление. Хотя религиозный момент в значительной степени присутствовал в этом столкновении "всех против всех", но в основе его лежал процесс национального самоопределения этнически родственных народов, на протяжении многих веков проживавших на одной территории совместно и (или) чересполосно. Она соединила в себе две стороны процесса национального самоопределения: национального освобождения и разрешения взаимных этнотерриториальных споров между южнославянскими и балканскими народами вооруженным путем.

Третья Балканская война в иной форме продолжилась в Греции, в событиях в которой активное участие принимали Федеративная Народная Республика Югославия, Болгария и Албания. Если вооруженные конфликты на Балканах послужили прологом к первой мировой войне, то гражданская война в Греции стала эпилогом второй. Но вновь межэтнические (в том числе и межславянские), внутрирегиональные (балканские) и глобальные противоречия сплелись в тугой узел.

Война, начавшаяся в 1991 году, стала уже войной не только против Советской Федеративной Республики Югославия, но и против Югославии в принципе. Югославянские народы, несмотря на этническое родство, отказались от совместного государства как формы национального самоопределения каждого из них.

Каждая из противоборствующих сторон стремилась осуществить возведенный в абсолют принцип XIX века "одна национальность - одна территория - одна нация - одно государство". Во многом конфликт был обусловлен борьбой между вновь образовавшимися независимыми посткоммунистическими государствами за улучшение своего стратегического, военно-политического и экономического положения.

Югославия представляла собой многонациональное государство, состоявшее из 6 республик и двух автономных краёв в составе Сербии. Единство страны обеспечивалось единой национальной политикой, вниманием к народам и народностям, населявшим федерацию, властью и силой её лидера Иосиф Броз Тито, однопартийной системой и многоуровневой системой самоуправления. Однако после смерти Тито в 1980 году, страну охватил глубокий и всесторонний кризис. Обозначились серьезные проблемы в экономике, когда экономическая стагнация грозила перерасти в затяжной экономический кризис. С середины восьмидесятых очевидным стал кризис политической системы, росла напряженность в межнациональных отношениях. На рубеже десятилетий страна искала пути выхода из создавшейся ситуации и пыталась начать комплексную реформу: в хозяйственной сфере намечался переход на модель рыночной экономики, в политической — к многопартийности, во внешней политике рассматривалась возможность новых приоритетов.

Главными внутренними факторами ослабления югославского государства в конце 80-х годов стали: отсутствие единого экономического пространства, интегрированного рынка, а следовательно, экономический изоляционизм республик; федерализация Союза коммунистов Югославии а затем распад партии и крах коммунистической самоуправленческой идеологии как цементирующих единство федерации элементов; крах идеи югославизма и замена ее национализмом; кризис политической системы, ослабление вертикали власти и перенос центра тяжести власти с уровня федерации на уровень республик; паралич центральных органов власти, отсутствие политической воли и ограниченность средств у руководства страны для преодоления центробежных тенденций; противостояние двух концепций дальнейшей судьбы Югославии, одну из которых (дезинтеграцию) поддержало в дальнейшем мировое сообщество; осложнение межнациональных противоречий, историческая память о сербско-хорватских конфликтах; незапрограммированность на «компромисс» руководства Сербии и Черногории, отсутствие компромисса у руководства этих республик в отстаивании идеи югославизма, иллюзорность надежд на объединение всех сербских земель, отсутствие опыта политического прогноза, неподготовленность к политическому противостоянию идеям (и конкретным шагам) сепаратизма. Линия усиления противоречий шла по вертикальной оси «центр — республики», затем переместилась на горизонтальное направление: «республика — республика», «республика — край» и «народ — народ». Эта усиливающаяся тенденция встречала слишком слабое сопротивление на своем пути, а на вертикальной оси поддерживалась всей законодательной системой и практикой югославского федерализма и самоуправления.

В этих условиях Словения и Хорватия делали всё возможное, чтобы начать процесс отделения от Социалистической Федеративной Республики Югославия. Руководство страны тогда не ставило под сомнение единство страны, так как в 1990 — первой половине 1991 годов не было ни одного государства или международной организации, включая и НАТО, которые на официальном уровне поддержали бы тенденции к дезинтеграции Югославии. Поэтому Югославия была спокойна в отношении сохранения федерации. На заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе в декабре 1990 года была принята Декларация об отношениях с Югославией, где подчеркивалось, что сохранение целостности Социалистической Федеративной Республики Югославия является непременным условием начала переговоров о предоставлении ей статуса ассоциированного члена ЕС[40]. Еще в марте 1991 года, по мнению двенадцати стран, «объединенная и демократическая Югославия имеет самые большие шансы на интеграцию в новую Европу»[41]. В июне 1991 года на берлинской конференции Совет по Безопасности и Сотрудничеству Европы была единогласно принята Резолюция о сохранении Югославии. Таким образом, в первой половине 1991 года ЕС считало, что только «объединенная и демократическая Югославия имеет шанс интегрировать в новую Европу»[42], и поэтому первые варианты урегулирования и государственного устройства всей Югославии, предложенные ЕС осенью 1991 года, основывались на необходимости сохранить Югославию.

Тем не менее, в июне 1991 года, заявив о своём отделении от федерации, Словения и Хорватия положили начало распаду федерации. Распадалась страна трудно, с конфликтами, войнами, жертвами и беженцами. Мировое сообщество поддерживает процессы, имеющее место в регионе.

Единство западных стран и международных организаций по поводу сохранения Югославии не продлилось долго. В начале 1991 года Президент Хорватии Ф.Туджман направил президенту США Дж. Бушу обращение с призывом защитить демократию в Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговине от «коммунистического диктата» Сербии и Югославской народной армии. Оппозиция в американском конгрессе призвала оказать помощь «некоммунистическим» республикам Югославии. Америка ввела в действие экономические орудия, и в мае 1991 года Конгресс США принял решение приостановить американскую помощь Югославии по причине попирания демократии — блокирования руководством Сербии выбора представителя Хорватии (Стипе Месича) на пост председателя Президиума Социалистической Федеративной Республики Югославия.

Первоначально ЕС координировало свои усилия с СБСЕ. В конце июня 1991 года по предложению Германии в рамках СБСЕ был создан Консультативный комитет Центра по превентивному предотвращению конфликтов с местом прописки в Вене. И уже 1 июля Комитет принял Декларацию о выводе войск Югославской Национальной Армии из Словении и Хорватии вместо того, чтобы запретить нерегулярные формирования в этих республиках и деятельность, направленную на раскол федерации. Аргументами было то, что офицеры Югославской Национальной Армии в большинстве своем были коммунистами, а руководство «антизападно и антилиберально» настроено.

С самого начала вооруженного столкновения в Хорватии отчетливо было видно субъекивное отношение международных организаций к основным субъектам конфликта — Сербии и Хорватии. Сербия, отстаивающая концепцию сохранения Югославии, уважения международного права и законов еще существующего государства, постоянно ощущала на себе давление, видела себя неравноправной в переговорном процессе.

В конце лета 1991 года начинают формироваться специальные структуры международных организаций, призванные заниматься урегулированием ситуации в Югославии. Югославия не соглашалась с узаконением факта распада государства без предварительного согласования и соблюдения всеми сторонами правовых норм. Более откровенной стала склонность Запада сделать все, чтобы поддержать распад Югославии. Впервые мировое сообщество свою позицию стало подкреплять угрозами и строгими мерами воздействия. 7-8 ноября 1991 года министры двенадцати стран ЕС приняли решение об экономических санкциях против Югославии. Президент США Дж. Буш поддержал инициативы ЕС на введение полного эмбарго на поставки нефти в Югославию. Такие чисто экономические меры подкреплялись первыми предупредительными мерами военного характера. 19 ноября Совет министров Западноевропейской унии решил направить корабли Франции, Великобритании и Италии в Адриатическое море. 2 декабря Совет министров ЕС корректирует свое решение и ограничивает санкции только территорией Сербии и Черногории. Уже 4 декабря Германия прерывает все транспортные связи с Сербией и Черногорией.

Так начинался процесс распада Югославии при поддержке международных организаций. Для этого пространства были созданы специальные новые организации, такие как Арбитражная комиссия, Контактная группа, Международный трибунал по бывшей Югославии и другие. Некоторые из них создавались в спешке и носят сомнительный правовой статус. Кризис проходил несколько этапов, и давно перестал быть гражданским и межнациональным внутренним конфликтом многонациональной федерации. Он дал примеры как эффективного, так и неэффективного миротворчества, то есть деятельности международных организаций в несвойственной им функции арбитров и судий многосторонних межнациональных конфликтов.

Сегодня важно проанализировать ситуацию в этом регионе потому, что Балканы стали местом отработки взаимодействия международных организаций и центров власти, новой методики, применяемой для урегулирования конфликтов. Впервые был введен в действие механизм, когда создание независимого государства, пожелавшего выйти из многонациональной федерации, регулируется не нормами международного права или конституцией федерации, а решением группы людей или политических лидеров отдельных стран, обладающих политической мощью; тем самым создан прецедент неурегулированного выхода из федерации отдельных ее частей. Изменена суть миротворческой концепции Организации Объединенных Наций, осуществился переход к применению силы для наказания несговорчивой стороны конфликта (Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Югославия). Были использованы военные меры или при разрешении конфликтов, или для навязывании своего видения внутреннего устройства той или иной страны, узаконена самостоятельная роль НАТО в урегулировании межнациональных конфликтов. Происходило это постепенно. Сначала НАТО появилась как элемент миротворческих операций, затем стала действовать как самостоятельный фактор под флагом миротворчества, а потом уже без этого флага и без одобрения Организации Объединенных Наций.

Также использовался механизм международных организаций для смены неугодных политических лидеров и изменения политического строя страны (Босния и Герцеговина, Республика Сербская, Югославия); на Балканах осуществлялась политика двойных стандартов по отношению к конфликтующим сторонам, когда миротворческие организации и НАТО открыто устранились от объективного подхода к конфликтующим сторонам;

изменена система равновесия сил, построенная в послевоенные годы; в международных отношениях закрепилось возрастание права и закона силы, которые проистекают из главенствующей роли только одной державы в мировом международном процессе. Ни одно государство не смогло или не захотело сыграть роль контрбаланса при осуществлении политики двойных стандартов.

Следует подчеркнуть, что югославский конфликт начал разрастаться с момента его интернационализации. При поддержке международных организаций произошел распад многонациональной федерации, и ее дробление продолжается и поныне.

Как отмечает русский эксперт  Гуськова Е.: “Югославия стала полигоном отработки различной методики, которая в конечном итоге должна способствовать осуществлению одной задачи — созданию системы управляемости миром из одного центра”[43]. Такая методика позже стала применяться и в других странах.

Стержнем является метод «принуждения к миру» или «принуждения к принятию решения». Он почти полностью исключает переговорный процесс, а использует целую систему принудительных мер.

Хотя переговоры велись, однако под эгидой Организации Объединенных Наций и ЕС в 1992-1994 годах потерпел полный крах. Лишь то, что предшествовало ему — ускоренное признание субъектов федерации в качестве независимых государств в 1991 году можно отметить как определенное достижение, которое разрушило незыблемое право неприкосновенности международно признанных границ.

А успех имели только Дейтонские соглашения в 1995 году, методика которого применялась в Рамбуйе 1999 года. Сутью этой методики стало ультимативное принуждение к подписанию условий договора, в составлении которого не участвовали стороны конфликта.  В балканском конфликте главным методом принуждения к миру стал не согласование позиций, а ультиматум. Если ультиматум отвергался, то применялись жесткие методы воздействия — введение всесторонних санкций (Югославия), политическая изоляция (Босния и Герцеговина, Республика Сербская во второй половине 1994 года), отдельные бомбовые удары с воздуха (Босния и Герцеговина, Республика Сербская в 1994 году), массированные бомбовые удары продолжительностью до двух недель (Босния и Герцеговина, Республика Сербская в 1995 году), агрессия на суверенное государство (Югославия, 1999). НАТО стало инструментом осуществления такой политики.

После завершения военной операции НАТО на Балканах, продолжена попытка поставить под контроль НАТО всю территорию Югославии. Балканы после Дейтона показывают разные варианты решения посткризисного пространства. Определенные варианты протектората при ограничении территориального и политического суверенитета представлены ниже:

·        Босния и Герцеговина — протекторат с неограниченными полномочиям, которыми пользуются Высокие представители, и жесткой военной структурой поддержания мира. Население и международная надстройка существуют параллельно, а их взаимоотношения развиваются по схеме: указание — выполнение. Невыполнение — наказание. Высокие представители смещают избранных на выборах парламентариев, даже президента, навязывают политические решения, полностью контролируют средства массовой информации, систему образования, армию, активно вмешиваются в выборы, контролируют избирательные законы. Постоянное сужение демократического пространства в Боснии и Герцеговине стало нормой жизни. Сложившаяся в Боснии и Герцеговине система протектората мешает, тормозит дальнейшее развитие Боснии и Герцеговины по пути демократии и свободы, которые сегодня имеют на этом пространстве усеченный, урезанный облик.

·        Косово является другим вариантом протектората. Это пример установления независимого правопорядка на отдельно взятой территории федерации без согласия руководства страны, с применением силы. В Косове это выглядит как «временный контроль» над частью территории суверенного государства и прекращение действия на ней законов центральной власти, приведший к самостоятельному одностороннему провозглашению независимости края.

·        Македония. В этом государстве мы имеем «условный протекторат», когда государство формально независимо, но ограничено в принятии самостоятельных решений. Это особенно проявилось при решении внутриполитического межнационального албанско-македонского конфликта. Возникшая в стране «албанская проблема» решается с помощью международных организаций и НАТО таким способом, что это может привести к разделу территории.

·        Сербия и Черногория являют собой пример того, как сломленная страна полностью лишается своего суверенитета даже в вопросе развития государственности. Хавьер Солана одним росчерком пера, заставил руководителей двух республик признать факт прекращения существования такого государства, как Югославия.

Общим итогом деятельности международных организаций, особенно НАТО, на поскризисных территорях, является то, что они не в силах решить главных вопросов — возвращения беженцев, налаживания демократических процессов, оздоровления хозяйственной жизни, примирения ранее конфликтовавших сторон, самостоятельного выбора пути. Последнее на Балканах почти полностью исключается. Деятельность НАТО в Боснии и Герцеговине и Косове убеждает нас в том, что иностранное присутствие не может решить вопрос межнационального разъединения, не может осуществлять политическое и экономическое выздоровление страны, не может стать силой прогресса просто в силу своих задач и целей.

“Югославия стала полигоном отработки методики, которая может применяться для процесса распада многонациональных федераций, для ускоренного признания субъектов (отдельных территорий) федерации в качестве независимых государств, для обеспечения управляемости политическими процессами в регионе, для разрушения и создания государств не по воле народов их населяющих, для смены неугодных политических лидеров и изменения политического строя страны (такой как, например, Россия)”[44].

         Классическим примером разрушения стран и создания на их основе новых государств по воле международных организаций является Союзная Республика Югославия, когда генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, прибыв в Белград в феврале 2003 года, предложил в узком кругу руководству Сербии и Черногории признать факт прекращения существования такого государства, как Союзная Республика Югославия и принять Конституционную хартию, написанную в Европе, означающую рождение в одночасье новой страны. Сопротивления он не встретил. Парламент в этом не участвовал. Референдум не проводили. На обломках Югославии возникло не имеющее аналогов в современной системе международного права «государственное образование» Сербия и Черногория. И эти неясные правовые рамки нового государства позволяли почти безболезненно перейти к разделению уже Сербии и Черногории, к отделению от Сербии Косова. Такая тактика принесла свои результаты. То, чего не удалось достичь в Рамбуйе и в результате бомбордировки в 1999 году, удалось 18 июля 2005 года, когда был подписан договор Сербии и Черногории с НАТО «О сухопутных линиях коммуникации», который регулирует транзит войск НАТО через территорию Сербии и Черногории и самое благоприятное использование Альянсом на этой территории аэродромов, морских бухт, шоссейных и железных дорог, казарм, информационных и коммуникационных систем. Согласно этому договору, НАТО может использовать такие возможности ещё долгое время — «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан». Тем самым расширяется возможность дополнительного размещения войск НАТО на Балканах, их дислокации и перегруппировки для дальнейшей переброски в другие регионы, а также контроля над армиями Сербии и Черногории.

В результате мы имеем провозглашенное независимость 17 февраля 2008 года Косово, начало новых массовых волнений, в первую очередь нападениям подверглось посольство США, затем волнения охватили всю Сербию. 21 февраля в Белграде прошел митинг протеста. По официальным оценкам полиции, он был гораздо более массовым, чем 5 октября 2000 года - во время прозападного государственного переворота, свергнувшего Слободана Милошевича.

Кризисную ситуацию комментируют известные российские эксперты. Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения Российской  Академии Наук Елена Гуськова заявила: "Настойчивость, с которой США и Запад добиваются отторжения Косово от Сербии, объясняется несколькими причинами. Прежде всего, США построили в Косове огромную военную базу "Бондстил", поэтому они не заинтересованы, чтобы этот край был в составе Сербии, и существовала потенциальная возможность контроля со стороны Белграда. Кроме того, США и Запад стремятся получить контроль над природными богатствами Косово"[45].

По словам Елены Гуськовой, необходимо учитывать и «намерение Запада создать в Европе новую глобальную архитектуру управления мировым сообществом, характерными чертами которой являются сетевой принцип организации, полная проницаемость границ и открытость для финансовых и информационных потоков, а также защита прав этнических и национальных меньшинств с целью создания автономных этнических регионов»[46].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.