реферат, рефераты скачать
 

Развитие международной торговли России на современном этапе


Невидимй экспорт. Важную роль в международной торговле развитых стран играет экспорт и импорт услуг (т. е. Так называемый невидимый экспорт). Сюда относятся все виды: международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банков и страховых компаний, платежи за патенты, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественной работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торгово-техническая деятельность.

Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли возрос со 155 млрд долл. в 1975 г. до более 10 трлн долл. в 1982-1992 гг., имея те же темпы роста, что и экспорт товаров. За послевоенные десятилетия производство товаров и услуг в США возросло более чем в 30 раз. Во столько же возрос и объем мировой торговли товарами и услугами . Доля экономически развитых стран в этом международном обмене услугами составляет около 80%, если же иметь в виду объем торговля услугами НИС, эта доля превысит 85%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х гг. приблизился к 30%. И, по-видимому, эта тенденция будет ускоряться.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т. п.) быстро развивался экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торговых» технических услуг, ноу-хау, услуга области дальней связи, услуг банков, страховых агентств и т. п.


1.3. Торгово-экономическая политика индустриальных государств.

Новые тенденции в торговой политике индустриальных государств. Противоречия в развитии процессов мировой торговли — объективный фактор, а следовательно, успехи или неудачи торговой политики есть показатель их разрешения. В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. Первая — стремление к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил. Вторая — одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение "чужого" капитала и товаров в "свою" страну. Эти две тенденции в торговой политике индустриальных стран имеют конкретные проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка; установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран; аграрный протекционизм; расширение арсенала средств защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов за счет расширительного толкования принятых ранее правил и процедур или отказа от их применения, введение противоречащих им национальных законов и т. д. Реальные интеграционные процессы требуют ослабления протекционизма, однако кризисные явления, ослабление того или иного участника заставляют его отходить от общего курса. Хотя в настоящее время преобладающей все же является тенденция к либерализации международной торговли индустриальных стран. Это, однако, не исключает практику "селективного протекционизма" , когда страны достаточно твердо ограждают те или иные отрасли от угрозы перехода их под контроль иностранного конкурента, либо не допускают в страну товары их конкурентов.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Особую роль в регулировании международной торговли занимает Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), действующее с 1947 г. Членами этой международной организации являются развитые страны рыночной экономики, развивающиеся страны, некоторые восточноевропейские страны, (Куба — с 1947 г.). В 1993 г. в ГАТТ на разных уровнях участвовали 155 страны. Сфера его деятельности охватывает 4/5 мировой торговли. ГАТТ было создано на временной основе после второй мировой войны в период возникновения различных многосторонних организаций в области международного экономического сотрудничества, в частности, Бреттонвудских учреждений, известных сейчас как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Первоначально 23 страны-участницы   ГАТТ входили в число 50 стран, принимавших участие в создании проекта устава международной торговой организации (МТО), которая должна была стать специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав должен был обеспечить не только положения, регулирующие мировую торговлю, но также правила, касающиеся занятости, соглашений о сырьевых товарах, ограничительной деловой практики, международных инвестиций и услуг.

Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около одной пятой мировой торговли или 10 миллиардов долларов. Будучи вместе взятыми, эти торговые уступки и правила стали известны как Генеральное соглашение о тарифах и торговле и вступили в силу в январе 1948 года.

Около двух третей стран-членов ГАТТ находились на ранних этапах экономического развития, развивающиеся страны постоянно стремились к присоединению. Следствием этого явилось то, что в 1965 году к Генеральному соглашению были добавлены новые статьи, поощряющие оказание промышленно развитыми странами помощи развивающимся странам как "дело сознательных и целенаправленных усилий". В 1979 году было принято решение о преференциальном режиме — режиме всеобщей системы преференций (ВСП), в соответствии с чем развивающиеся страны были признаны в качестве постоянного правового фактора мировой торговой системы.

Работа ГАТТ осуществляется представителями правительств — Договаривающимися Сторонами. Торговая политика и переговорные позиции формируются в столицах, большинство стран имеют дипломатические миссии в Женеве, возглавляемые специальным послом при ГАТТ. Высшим органом ГАТТ является сессия Договаривающихся Сторон, проводимая обычно на ежегодной основе. В период между сессиями вопросы решаются Советом Представителей, заседания которого проводятся девять раз в год. Для решения текущих вопросов создаются рабочие группы, например, для рассмотрения просьб о присоединении к ГАТТ; для проверки соответствия заключенных членами ГАТТ соглашений их обязательствам. Решения ГАТТ принимаются на основе консенсуса, голосование проводится редко, причем каждая сторона имеет один голос, и решение принимается простым большинством голосов.

Крупнейшей и наиболее всеобъемлющей группировкой в ГАТТ является Европейское сообщество. ЕС, как известно, является и таможенным союзом с единой внешнеторговой политикой и тарифами. Страны-члены ЕС координируют свои позиции в Брюсселе и Женеве, а почти на всех совещаниях ГАТТ от имени ЕС выступает Европейская комиссия (ЕК). Поскольку ЕС не является договаривающейся стороной ГАТТ, а этим статусом пользуются его отдельные страны-участники, данный случай является вопросом обычая и практики.

Меньшая степень скоординированной деятельности в работе ГАТТ характеризуют страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины, Таиланд. С более или менее единых позиций выступают члены ГАТТ, входящие в состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. Однако, Маастрихтские соглашения вносят в политику этих стран серьезные изменения в сторону укрепления связей с ЕС.

Среди других группировок, которые выступают с согласованными едиными подходами, можно отметить Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС). Наиболее известной группировкой является Каирская группа, которая объединяет экспортеров сельскохозяйственной продукции из развитых, развивающихся и восточноевропейских стран.

Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли быля достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них: Раунд Диллоиа 1960-1961 годы; Раунд Кеннеди 1964-1967 годы; Токийский раунд 1973-1979 годы. Восьмой раунд (Уругвайский раунд) был начат в Пунта-дель-Эстс (Уругвай) в сентябре 1986 года.   Большинство из ранних торговых раундов касались в основном сокращения тарифов, однако на последних раундах начался процесс пересмотра, реинтерпретации или расширения статей самого Генерального соглашения. Например, раунд  Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ. При завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 года был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7 процентов, то есть таможенные сборы уменьшились на 34 процента. Для сравнения можно сказать, что данный уровень в 4,7 процента резко контрастирует со средним уровнем таможенных сборов около 40 процентов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов , Имеются определенные достижения и в ходе Уругвайского раунда

О важности Уругвайского раунда можно судить по перечню основных вопросов, обсуждаемых в ходе его заседаний: дальнейшее сокращение тарифов; нетарифные меры; тропические товары (составляют в стоимостном выражении около 20 млрд долларов); продукция, производимая на базе природных ресурсов; текстиль и одежда; сельское хозяйство; статьи ГАТТ; защитные оговорки; субсидии и компенсационные меры; урегулирование споров; права на интеллектуальную собственность; инвестиционные меры; функционирование системы ГАТТ; торговля услугами, Особенно трудными оказались переговоры по договоренностям об обязательствах по сокращению государственной финансовой помощи и ограничений на доступ к рынкам в области сельского хозяйства. Их главная цель — ограничение протекционизма в торговле сельскохозяйственной продукцией, устранение таможенных пошлин в ряде отраслей промышленности, выработке рассчитанного на десять лет графика устранения протекционистских барьеров в торговле текстилем и одеждой, придание более открытого характера ряду отраслей в сфере услуг, включая банковское дело и страхование.

Региональный подход к торговой политике. Одним из факторов, сопутствующих росту разочарования по поводу многосторонних подходов, является продолжение использования двусторонних, региональных или так называемых микромногосторонних торговых механизмов. Хотя многие рассматривают зарождающиеся региональные группировки как "трамплин", облегчающий переход к более открытой и либеральной торговой системе, едва ли можно сомневаться в том, что подобные механизмы отвлекают внимание от многосторонних усилий по либерализации системы мировой торговли и, по крайней мере с этой точки зрения, они часто описываются как "барьеры" на пути либерализации. Во что выльется их создание в конечном счете, пока еще предсказать невозможно.

Обеспокоенность по поводу целесообразности образования торговых блоков возникла в связи с их распространением. Причиной для нее послужили усилия по созданию единого рынка ЕС и опасения насчет того, что Европейское сообщество может стать "европейской крепостью". Вместе с тем заключение Соглашения о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой в 1992 г., которое в значительной степени явилось реакцией на предложение об образовании единого европейского рынка, лишь усугубило обеспокоенность, равно как и предлагаемое соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли (САЗСТ) и все громче раздающиеся голоса о возможности создания какого-либо торгового блока в Азии. Важно отметить, что эта обеспокоенность возникла несмотря на тот факт, что на протяжении примерно трех последних десятилетий европейская интеграция и укрепление связей между Канадой и Соединенными Штатами часто связывались с усилением либерализации режимов в отношении третьих стран.

Страны, стремящиеся создать торговый блок, могут выбрать любую форму — от зоны преференциальной торговли до полноценного экономического союза. Хотя диапазон возможных соглашений весьма широк, общее состоит в том, что участники пользуются теми или иными видами преференций, которые не распространяются на страны, не участвующие в этих соглашениях .

Наблюдаемый в настоящее время повышенный интерес к торговым блокам — не такое уж новое явление. Впервые этот интерес проявился в 60-е годы на волне создания в 1957 году Европейского сообщества. Соединенные Штаты (в то время ярый защитник многосторонности) тем не менее поддерживали ЕС по политическим соображениям, считая его потенциальным экономическим противовесом растущему влиянию бывшего Советского Союза.

Однако эта первая волна регионализма схлынула за пределами Европы. Мотивированная главным образом по самой своей сути стремлением добиться индустриализации через региональное замещение импорта, создание этих региональных объединений закончилось неудачей по тем же самым причинам, по которым завершились неудачей по прошествии некоторого времени попытки замещения импорта на национальном уровне .

Сегодня наблюдается вторая волна повышенного интереса к регионализму, хотя от первой она отличается рядом существенных черт. Во-первых, эта тенденция намного шире, чем раньше. Все основные промышленно развитые страны, за исключением Японии, входят в одну из четырех групп свободной торговли: Европейское сообщество, ЕАСТ, Канадско-американское соглашение о свободной торговле и Австралийско-новозеландское соглашение об установлении более тесных экономических отношений. Во-вторых, Соединенные Штаты, действовавшие поначалу весьма нерешительно, сейчас являются одним из основных сторонников регионально интеграционных объединений. В-третьих, складывается новая тенденция в связи с тем, что развитые и развивающиеся страны впервые предпринимают попытки к заключению взаимных соглашений о свободной торговле. В-четвертых, торговые интеграционные объединения развивающихся стран теперь носят менее оборонительный характер и часто рассматриваются как часть совокупных усилий в направлении либерализации торговли.

Северолиериканское соглашение о свободной торговле. В декабре 1992 года между Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами был подписал проект соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).

Предлагаемый пакт содержит значительное число положений, выработанных в первом приближении после 14 месяцев обсуждений. В целом в течение 15 лет предполагается отменить тарифы почти на 10 000 наименований товаров, обеспечивая тем самым более свободное движение товаров между тремя странами. Будут постепенно отменены пошлины на все виды сельскохозяйственной продукции: одни — быстро, другие — в течение 15 лет. Об отмене пошлин на одежду и текстиль сказано особо: беспошлинный режим распространяется на предметы одежды лишь в том случае, если прядильные, ткацкие и все покройно-пошивочные операции произведены в Северной Америке. Что касается финансовых услуг, то лимиты участия американского и канадского капитала в мексиканских банках, инвестиционных фирмах и страховых компаниях будут постепенно отменены, при этом все ограничения будут устранены к 1 января 2000 года. Что касается свободного движения населения, то соглашение позволит большинству профессиональных работников каждой из трех стран заниматься трудовой деятельностью в любой

другой стране Северной Америки более свободно, чем в настоящее время, хотя путь крупномасштабной иммиграции из Мексики будет прегражден.

Авторы многочисленных исследований потенциальных преимуществ и недостатков практической реализации этого соглашения часто приходят к неодинаковым выводам, например, основываясь на том, что этим договором будет отменен ряд сельскохозяйственных налогов, авторы некоторых исследований сделали вывод о возможности экономии для потребителей. Однако авторы других аналитических исследований утверждали, что цены на продукты питания возрастут, поскольку многие положения этого соглашения предусматривают предоставление особых преимуществ могущественным отраслям экономики, при этом интересам потребителей уделяется лишь второстепенное внимание .

Одним из вопросов, вызывающих наиболее яростные споры, является, естественно, потенциальное воздействие соглашения на занятость. Значительная разница в оплате труда рабочих в Мексике и в Соединенных Штатах может привести к перемещению трудоемких производств. В 20 исследованиях, рассмотренных министерством труда Соединенных Штатов, предсказывалась потеря рабочих мест в результате действия договора, причем, по одной из оценок, договор может стоить Америке 150 000 рабочих мест в течение 10 лет. Однако в исследовании, проведенном Комиссией по международной торговле, содержалось мало аргументов в пользу критиков договора. Согласно приведенным в исследовании оценкам, сокращение уровня занятости в конечном счете составит до 5 процентов в автомобильный и швейной промышленности и до 15 процентов в отраслях, производящих основные бытовые электроприборы, изделия из стекла и керамики; однако в сравнении с прогнозами изменения уровня занятости при отсутствии соглашения общий уровень занятости в условиях действия договора останется неизменным в Соединенных Штатах и увеличится в пределах 0,6 процентного пункта в Канаде и в пределах 6,6 процента в Мексике. В Америке возрастет количество рабочих мест в отраслях, производящих запчасти для автомобилей, компьютеры, в промышленном машиностроении и текстильной промышленности. Однако одной из существенных проблем является постоянство этих рабочих мест.


1.5. Международные цены: сырьевые товары

В начале 90-х произошло резкое изменение уровня некоторых важнейших видов международных цен — процентных ставок и валютных курсов. В 1992 году средняя лондонская межбанковская ставка (ЛИБОР) по шестимесячным долларовым депозитам упала по сравнению со средним уровнем 1991 года примерно на одну треть. Произошли изменения обменных курсов основных валют, а курс доллара к марке ФРГ был подвержен весьма резким колебаниям. По сравнению с этим изменения цен на товары, реализуемые на международных рынках, были умеренными.

Экспортные цены на готовые изделия, на долю которых приходится около 70 процентов мирового экспорта, повысились лишь незначительно. Удельная стоимость экспорта готовых изделий из развитых стран с рыночной экономикой возросла в долларовом выражении примерно на 3,8 процента по сравнению со средним уровнем 1991 года. Это объясняется еще большим снижением темпов инфляции в этих странах и лишь незначительным повышением удельной стоимости рабочей силы.

Цены на нетопливное сырье, на которое приходится немногим более 15 процентов мирового товарооборота, но при этом гораздо более значительная доля экспорта многих развивающихся стран, в 1992 году снижались третий год подряд. Свободный индекс цен в номинальном долларовом выражении, рассчитываемый Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) снизился на 3,4% после снижения на 6% в каждом из предыдущих двух лет.

Главными причинами снижения цен на сырьевые товары в 90-х годах были вялый спрос на сырьевые материалы в большинстве промышленно развитых стран; резкое снижение спроса на многие виды сырья в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе; значительный объем экспорта полезных ископаемых и металлов из этой группы стран; и хроническое избыточное предложение широкого круга сельскохозяйственных сырьевых товаров на мировых рынках.

На многих рынках сырьевых товаров продолжали ощущаться неблагоприятные последствия нарушения нормальной хозяйственной деятельности в странах с переходной экономикой бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Из-за острого дефицита иностранной валюты  импорт широкого круга сырьевых товаров сократился по сравнению с существовавшим ранее уровнем в несколько раз; во многих из этих стран практически прекратилась промышленная деятельность; кроме того, распались торговые связи с традиционными торговыми партнерами. В то же время экспорт алюминия, меди и никеля из бывшего Советского Союза оставался весьма активным, что привело к снижению цен до рекордно низкого уровня.

Устойчивое избыточное предложение ряда сельскохозяйственных сырьевых товаров, таких, в частности, как тропические напитки и хлопок, было обусловлено благоприятными погодными условиями и рекордными урожаями на протяжении нескольких лет подряд, а также активной экспортной политикой многих стран-производителей. В отсутствие увеличения спроса темпами, соразмерными росту предложения, происходило накопление запасов этих товаров,  сопровождающееся снижением цен до рекордного уровня. Например, по оценкам, совокупные зав кофе у потребителей и производителей по своему объему эквивалентны годов потреблению этого товара в крупнейших странах-импортерах. На других рынках появились новые конкуренты, располагающие значительными запасами готовой к экспорту продукции. Например, в 1992 году Вьетнам вывез рекордное количество риса, что привело к снижению уровня цен на рынке, весьма остро реагирующем на неожиданные колебания предложения и спроса, поскольку в товарообороте участвует лишь весьма незначительная доля общемирового производства этого товара. Цены на сахар выросли незначительно, несмотря на сокращение экспорта Кубы и других традиционных экспортеров из числа развивающихся стран, из-за увеличения об производства в Австралии, Европейском сообществе и Таиланде. На рынке какао западноафриканские производители пытались добиться повышения уровня путем ограничения экспорта. В то же время Индонезия, которая в настоящее время по объему производства этого товара занимает четвертое место в мире, последовательно наращивала свой экспорт. Западноафриканским производителям пришлось отказаться от стратегии ограничения экспорта для сохранения своей доли рынка. По мере увеличения предложения цены продолжали снижаться.

Несмотря на общее снижение уровня цен, появились признаки начинающегося повышения цен на некоторые товары. Возобновление роста в Соединенных Штатах обусловило увеличение спроса и повышение цен на некоторые виды сырьевых материалов. Многие развивающиеся страны, которые более не зависят от экспорта первичного сырья, сами становятся важными рынками сбыта этих товаров. Если бы не сохраняющийся активный спрос со стороны азиатских экспортеров готовых изделий и не превращение Китая в емкий и растущий рынок сбыта промышленного сырья, эрозия цен на полезные ископаемые и металлы, а также на сельскохозяйственное сырье была бы значительно более сильной.

Цены на сельскохозяйственное сырье в целом снизились. Цены на древесину повысились в результате введения ограничений на рубку леса в Соединенных Штатах примерно в тот же период, когда в отрасли жилищного строительства в этой стране началось оживление. Цены на шерсть оставались на низком уровне из-за снижения импортного спроса в бывшем Советском Союзе, Японии и Европейском сообществе, однако несколько повысились в результате расширения закупок шерсти Китаем. Цены на другие основные виды сырьевых товаров этой группы, такие, как натуральный каучук, хлопок, джут и сизаль, снизились в пределах от 3 до 25 процентов. Индекс цен на полезные ископаемые и неблагородные металлы снизился на 3 процента. Это падение произошло вслед за снижением в среднем на 9 % в течение 90-92 гг. Цены на цинк и олово возросли на 11 и 9 % соответственно, а цены на все другие товары этой группы упали. Повышение цен на цинк объяснялось главным образом предполагаемыми рыночными спекуляциями, а повышение цен на олово было результатом уменьшения предложения и снижения уровня мировых запасов в результате сокращения объема производства и экспорта Бразилии, Малайзии и Боливии и замедления темпов расширения экспорта Китая. Цены на другие виды сырья снизились в результате сохранения вялого спроса в большинстве промышленно развитых стран и резкого падения спроса в странах с переходной экономикой. Наиболее сильно — на 14 % — упали цены на никель, а цены на алюминий, медь, свинец, железную и марганцевую руду снижались более низкими темпами, составляющими от 2 до 5 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.