| |||||
МЕНЮ
| Развитие международной торговли России на современном этапеиз ближнего зарубежья - - - - - - Шоколадные изделия -"- 55,4 102,5 57,0 98,4 97,3 104,2 в том числе: из дальнего зарубежья 42,2 77,8 51,1 88,0 82,4 88,4 из ближнего зарубежья 13,3 24,8 5,8 10,5 228,6 236,0 Алкогольные и безалкогольные напитки млн. долларов - 741,3 - 716,2 - 103,5 в том числе: из дальнего зарубежья - 353,5 - 288,8 - 122,4 из ближнего зарубежья - 387,8 - 427,4 - 90,7 Сигареты -"- - 644,3 - 531,5 - 121,2 в том числе: из дальнего зарубежья - 616,9 - 497,1 - 124,1 из ближнего зарубежья - 27,4 - 34,4 - 79,7 Уголь каменный тыс. т 10936,5 152,4 12194,6 195,5 89,7 78,0 в том числе: из дальнего зарубежья 309,8 13,9 180,0 7,8 172,1 178,0 из ближнего зарубежья 10626,7 138,6 12014,6 187,7 88,4 73,8 Нефтепродукты -"- 3374,3 709,2 3711,3 712,5 90,9 99,5 в том числе: из дальнего зарубежья 1807,5 355,2 1906,3 356,5 94,8 99,6 из ближнего зарубежья 1566,8 354,0 1805,0 355,9 86,8 99,5 Медикаменты млн. долларов - 1121,5 - 1051,8 - 106,6 в том числе: из дальнего зарубежья - 1056,3 - 1002,1 - 105,4 из ближнего зарубежья - 65,2 - 49,8 - 131,0 Инсектициды, фунгициды, гербициды тыс. т 55,2 170,5 66,0 177,1 83,6 96,3 в том числе: из дальнего зарубежья 54,6 168,2 64,7 174,8 84,4 96,2 из ближнего зарубежья 0,6 2,3 1,3 2,4 43,3 98,5 Каучук натуральный и синтетический -"- 16,5 23,9 21,4 32,6 77,1 73,4 в том числе: из дальнего зарубежья 15,1 20,7 19,3 27,4 78,6 75,4 из ближнего зарубежья 1,4 3,2 2,2 5,1 64,1 62,4 Волокно хлопковое -"- 96,8 150,9 121,2 196,8 79,9 76,7 в том числе: из дальнего зарубежья 3,4 5,4 7,7 13,3 44,3 40,7 из ближнего зарубежья 93,4 145,5 113,5 183,4 82,3 79,3 Ткани хлопчатобумажные млн. долларов - 49,2 - 50,3 - 97,8 в том числе: из дальнего зарубежья - 18,6 - 19,8 - 94,0 из ближнего зарубежья - 30,5 - 30,5 - 100,2 Одежда -"- - 254,3 - 299,2 - 85,0 в том числе: из дальнего зарубежья - 166,8 - 207,2 - 80,5 из ближнего зарубежья - 87,5 - 92,0 - 95,1 Обувь кожаная млн. пар 6,3 99,2 15,7 178,0 40,1 55,7 в том числе: из дальнего зарубежья 2,5 43,7 12,0 115,0 20,7 38,0 из ближнего зарубежья 3,8 55,5 3,7 63,0 103,8 88,1 Железо, сталь и прокат млн. долларов - 642,7 - 537,0 - 119,7 в том числе: из дальнего зарубежья - 177,9 - 164,3 - 108,3 из ближнего зарубежья - 464,8 - 372,7 - 124,7 Трубы стальные тыс. т 651,2 499,7 835,5 669,4 77,9 74,6 в том числе: из дальнего зарубежья 105,9 134,2 159,7 181,6 66,3 73,9 из ближнего зарубежья 545,4 365,5 675,8 487,8 80,7 74,9 Машины, оборудование и транспортные средства млн. дол. - 12628,9 - 12687,9 - 99,5 в том числе: из дальнего зарубежья - 10324,6 - 10263,5 - 100,6 из ближнего зарубежья - 2304,2 - 2424,4 - 95,0 Мебель -"- - 345,4 - 436,3 - 79,2 в том числе: из дальнего зарубежья - 214,6 - 324,8 - 66,1 из ближнего зарубежья - 130,9 - 111,5 - 117,4 По данным Государственного таможенного комитета и Госкомстата России Во втором полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства, незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным финансовым возможностям страны. В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия. Основная часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей, стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки, дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов, оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты. В сентябре объем импорта в Россию (без данных по Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом), товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в 2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК, сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы, говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно, мука, макароны и крупы. Выступая перед членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г., председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время "импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить 600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы составляют в настоящее время только треть от необходимых. Падение импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству, сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах, страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а контрагенты требуют 100% предоплаты. 2.3. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли. В США в каждой отрасли экономики, при промышленных корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой, укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое и транспортное подразделения. В зерновой отрасли США, например, существуют крупные, мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах - "Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном. Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно, поставленное ими на экспорт. В стране имеются специализированные институты, на договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству, Министерство энергетики и Госдепартамент. США - знаток и мастер экономического регулирования - находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место, а Россия - близкое ко второй сотне). Отрицательные последствия глубокого валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в полгода задержки экономических реформ. В других странах с развитой рыночной экономикой регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии, Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет место во всех странах. В Норвегии, социальная система которой основывается на принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа, и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на счета каждой семьи, которая в этом нуждается. Социальная система с развитой рыночной экономикой, существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса, в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной экономикой, основывающейся на монетаризме. В СССР осуществление внешней торговли и других видов экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей. В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт. Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же совершенной, как и у американских солидных торговых фирм. С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции, проверка ее солидности имели первостепенное значение. В объединениях по каждому заключенному контракту по импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их, наказывались соответственно содеянному. Определение экспорта и импорта в объемах страны и созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой. Основной объем внешней торговли приходился на страны СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом. Одним из примеров того, что государственная монополия - это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на мировом зерновом рынке. Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на мировом рынке резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой низкой цене, существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста. В результате СССР по одной этой сделке сэкономил порядка 600 млн. долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная цифра. И все потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно выбрали фирмы, с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы. Блестяще была использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики переговоров с руководством из единого центра. Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам, некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не было. Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась. На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто задерживаются. Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не компетентные в вопросах внешней торговли. На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя. В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны. В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет государства и нанесло урон отрасли. В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти. При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность. Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие операции. Таможенная служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические направления и конкретные задачи. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|