| |||||
МЕНЮ
| Российско-Украинские отношенияРоссийско-Украинские отношенияМинистерство образования Российской Федерации Татарский институт содействия бизнесу Гуманитарный факультет Российско-Украинские отношения в 90-е годы. Работу выполнила: Студентка 3 курса отделения М/О Ивлева Ольга Науч. руководитель: К. исторических наук. Доцент Шагалов В.А. Казань-2002 Содержание. Введение…………………………………………………………………3 Раздел 1. Российско-Украинские отношения…………………………7 Раздел 2. Крымская проблема………………………………….………19 Раздел 3. Статус Севастополя……………………………………….…24 Раздел 4. Черноморский флот………………………………….………34 Заключение………………………………………………………………43 Литература и источники………………………………………………...46 Введение. Россия и Украина являются крупнейшими государствами не только Европы,
но и всего мира. Они занимают значительную совокупную территорию, на
которой проживает свыше 200 млн. человек. Оба государства обладают весомым
хозяйственным и военным потенциалом. Не случайно Россия и Украина играют
заглавную роль в экономической и политической жизни на постсоветском
пространстве. Вполне понятно, что от характера взаимоотношений этих двух
государств во многом зависит стабильность ситуации в Центральной и Отдельное изучение отношений России и Украины в последние десятилетие Особый характер отношений России и Украины определяется также тем, что экономики двух стран теснейшим образом переплетены. Разрыв хозяйственных связей России и Украины сказался самым отрицательным образом на состоянии экономики каждого из этих государств, а в конечном счете и на жизненном уровне их граждан. Говоря о российско-украинских отношениях, нельзя не упомянуть о
глубочайших духовных и культурных связях народов наших стран. Оба наши
народа вышли из одного «исторического дома» - Киевской Руси, на протяжении
столетий они делали общую судьбу. Все эти фундаментальные факторы диктовали
необходимость максимально ответственного, дальновидного подхода к
строительству отношений между Россией и Украиной. С первых дней создания Сегодня стало совершенно очевидным, что внешнеполитическая обстановка,
в которой находиться Украина после обретения независимости, сложилась не в
итоге поиска тщательно взвешенной стратегии развития, а скорее в результате
попыток практической реализации популярных политико-экономических мифов,
созданных в атмосфере всеобщей эйфории национального освобождения. В
соответствии с декларациями Украины о геополитическом значении южного
морского фасада она стремиться к сотрудничеству в Черноморском бассейне, в
частности, к оживлению своих отношений с Турцией. Также для Украины большое
значение имеет перспектива создания альянса с Грузией, Азербайджаном и Именно из-за потенциальной угрозы со стороны России, по мнению многих
украинских идеологов, Украине необходимо как можно быстрее заменить Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и В процессе работы нами поставлены и достаточно полны раскрыты следующие задачи: ( Изучение литературы по общей ситуации в России и Украине с точки зрения межгосударственных взаимоотношений. ( Изучение современной периодики и научной литературы по геополитическим, экономическим и военно-стратегическим вопросам. ( Сравнительный анализ различных точек зрения на вышеизложенные вопросы. Хронологические рамки исследования определены, как уже говорилось, последним десятилетием XX века. В работе мы используем метод синтеза и анализа, метод исторической ретроспекции а, также диалектический метод. Российско-украинские отношения. Ключевым стержнем в определении основ и принципов внешней политики государства является проблема национальных или национально-государственных интересов. Для Украины они состоят в гарантировании суверенитета, государственной независимости, самостоятельности, сохранения территориальной целостности и нерушимости ее границ, достижении надежной безопасности Украины во всех измерениях – военно-политическом, экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. Определяющими интересами являются также преодоление экономического кризиса и динамичное развитие народного хозяйства, обеспечение высокого жизненного уровня населения, создание правового демократического государства, которое сможет интегрироваться в европейское и мировое сообщества. Большое значение имеет установление нормальных добрососедских отношений со странами как ближнего так и дальнего зарубежья, соблюдение правил международного сосуществования, проведение политики мира и сотрудничества. Концепция внешней политики Украины изложена в таких документах, как Первые годы после провозглашения независимости Украины
характеризовались политикой демонстративно дистанцированных отношений с По всем этим конкретным вопросам в начале 1990-х годов наметилось
весьма непримиримое противостояние между нашими государствами. Россия
требовала от Украины отказа от атомного оружия, на что она сразу не готова
была согласиться. Россия заявляла претензии на весь Черноморский флот, а Хотя в течение определенного времени все эти конфликты оставались
острыми и находились в центре публичного обсуждения, с 1997 года они в
основном были урегулированы. По-прежнему спорным и неразрешенным является
вопрос о русском языке и русской культуре в Украине. Разногласия в этом
отношении будут существовать впредь и в зависимости от политической
атмосферы могут значительно осложнять российско-украинские связи. Не
устранены также конфликты, обусловленные экономической зависимостью Украины
от Российской Федерации.[2] Экономика Украины напрямую зависит от поставок
из России не только энергоносителей, в отношении которых более чем 90% Но существует и обратная зависимость – России от Украины, прежде всего
в сфере газового транзита: примерно 95% поставок российского газа по
трубопроводам на Запад в последние годы проходило через украинскую
газопроводную систему. На территории Украины расположена значительная часть
подземных хранилищ природного газа бывшего СССР. Кроме того, от
распавшегося Союза Украина унаследовала 20% запасов урана, составляющего
ресурсную базу для атомной энергетики РФ. Украина традиционно выступает в
качестве одного из основных поставщиков продовольственных товаров на
российский рынок, что немаловажно, если учесть значительное увеличение
импорта продуктов питания в современной России. И Украина и Россия обладают
высокоинтегрированными производственными комплексами, способными эффективно
функционировать лишь в режиме кооперации, в таких ключевых секторах
экономики, как машиностроение, электроника и приборостроение, ВПК, а также
в области науки и научного обеспечения. Наши страны имеют развитую систему
инфраструктурных коммуникаций, созданных в расчете на обслуживание единого
экономического комплекса бывшего Союза и представляющих собой сеть
объединенных энергосистем, трубопроводов, морских транспортных терминалов,
железнодорожного транспорта и т.д. Акцентируя внимание на гиперзависимости Огромное значение российского фактора для социально-экономического
развития Украины, для процесса ее рыночной трансформации признается
практически всеми более или менее значительными политическими движениями в К сожалению, чрезмерные политизация и идеологизация экономических
проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных
способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их
оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал-
радикального толка, так и национал-демократы делают однозначный выбор в
пользу «европейского вектора» интеграции Украины. Для них любые попытки
восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом
от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее,
признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного
экономического и политического развития требуют не «лозунгового»
патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско-
российских отношений и их влияния на процессы социально-экономической
трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы: При отсутствии продуманной стратегии возобладала политика сугубо ситуативная, нацеленная на достижение исключительно краткосрочных политических соглашений между основными кланами (корпорациями), формирующими социально-политическую структуру общества. Обнаружилась поразительная повторяемость в Украине многих ранее проявившихся в России социально- экономических тенденций, сходство основных макроэкономических и структурных проблем. Как и Россия, Украина испытала ряд деструктивных для экономики явлений: хронические неплатежи и бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис, прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом полукриминального) рынка, на котором люди, соединяющие власть и собственность, ведут торг по их распределению и перераспределению, стремясь к фактической приватизации самого государства. Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном совпадении
трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем,
имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в
унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран,
которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине характеризуется высокой степенью государственного вмешательства, корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит. Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к снижению. Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных
международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей
внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные
организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики, При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так, скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости, что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле, продиктовано именно указанными мотивами). Иными словами, заокеанские займы Украины стимулировали развитие в экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и внешнеполитических проблем еще долгие годы. Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух
объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины
перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и
электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских
экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа. Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|