| |||||
МЕНЮ
| Средства мирного разрешения споровp> 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ. Международный арбитраж (третейские разбирательство) — разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон. Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен еще
со времен рабовладельческих государств. Особое значение для современной
юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением Значительный вклад в развитие международной арбитражной процедуры
внесли Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899
и 1907 годов, Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 года. Современной международной практике известны два вида арбитражных органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий разрешению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относительно принятия и исполнения третейского решения. Постоянный арбитраж — это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов — добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.[4] Исполнение арбитражного решения является обязательным. Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обнаружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела. Третейский суд может состоять из одного лица (обязательно гражданина третьего государства) или группы лиц (из граждан третьих государств или из граждан спорящих сторон и третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о мирном разрешении международных споров определяет, что третейский суд ad hoc может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два других арбитра и суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из числа граждан третьих государств. В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была
создана Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка
лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список
третейских судей составляется следующим образом: каждое государство —
участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает сроком на 6
лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими
познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим
личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности
третейского судьи». В настоящее время в списке около 300 лиц (не все
государства назначают арбитров). Российская Федерация представлена четырьмя
известными профессорами: К.А. Бекяшевым, А.Л. Колодкиным, Ю.М. Колосовым, Палата компетентна рассматривать любой спор между государствами —
участниками Конвенций, между ними и государствами — неучастниками Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют компромисс, или третейскую запись. Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей:
письменного следствия и прений. Совещания суда проходят при закрытых
дверях. В течение времени, когда спор является предметом арбитражной
процедуры, стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных
отрицательно повлиять на рассмотрение спора. Решение выносится большинством
голосов и должно быть мотивировано. 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ. Международное судебное разбирательство является относительно новым
средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические, основы были
разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с
международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность
решений. При этом с точки зрения международного права решения
международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Международный Суд ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом,
могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные
ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или
действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция Государства — участники Статута могут в любое время, сделав заявление,
признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории
которых перечислены в ст. 36, п. 2: толкование договора; любой вопрос
международного права; наличие факта, который, если он будет установлен,
представит собой нарушение международного обязательства; характер и
размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного
обязательства. В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60
государств, причем из постоянных членов Совета Безопасности — только Ряд универсальных международных договоров содержит положение о
признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении
споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких
договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без
оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ[5] 1956 года, б Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. Судопроизводство в Суде ведется на французском или английском языке. По
ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться
другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде возбуждаются двумя способами:
нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре,
либо подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления, В обоих
случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1, Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году. Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так, получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о временных мерах, постановив, что США должны немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и какие-либо посягательства на территориальную целостность или политическую независимость Никарагуа с помощью любых военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы силой в нарушение принципов международного права. Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Суд
устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов,
контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов. По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для
обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и
сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов
присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения. Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства,
возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по
любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Консультативное заключение означает выражение мнения международных
судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит
рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных
заключения, большая часть которых — по запросам Генеральной Ассамблеи. Большой резонанс вызвало консультативное заключение Международного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны. Суд единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно к требованиям международного гуманитарного права, а также договорным обязательствам, непосредственно касающимся ядерного оружия. Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996 году в
соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года является судебным
органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества — в
морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по
морскому праву), Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из
числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и
справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского
права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных
правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих
целях предусмотрено, что в его составе не может быть двух граждан одного и
того же государства и должно быть не менее трех членов от каждой
географической группы, установленной Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3 Каждое государство — участник Конвенции 1982 года может выдвинуть не
более двух кандидатов. Выборы проводятся на совещании государств-участников
при кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты,
получившие наибольшее число голосов, но не менее двух третей присутствующих
и участвующих в голосовании государств. При первых выборах в состав В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами — участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, оп вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала. Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международной организацией), а также между физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна. Трибунал может работать в полном составе или при кворуме в 11 судей. В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спорам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого- либо конкретного спора. Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело исходя из справедливости, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции). Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута). Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ). Европейский суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) учрежден в Европейский суд по правам человека состоит из числа судей, равных числу
государств — участников Конвенции 1950 года. На сегодняшний день это 40
человек, включая судью от Российской Федерации. Должен быть избран 41-й
судья от Грузии. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы
сроком на шесть лет (ранее на девять лет) большинством поданных за них
голосов. Каждое государство выдвигает трех кандидатов для участия в выборах Судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять
требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности,
или быть правоведами с признанным авторитетом. Члены Суда не являются
представителями государств, они участвуют в работе Суда в личном качестве |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|