реферат, рефераты скачать
 

Средства мирного разрешения споров


p> Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изменение принципа функционирования Суда введено Протоколом №11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 года и
Протоколов к ней. Любое государство — участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и
Протоколов к ней другим государством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст.
34). Суд также может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней, по просьбе
Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рассматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физических лиц и неправительственных организаций. Межгосударственные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения.

При разрешении дел Суд заседает в комитетах, Палатах и Большой палате.
Комитеты состоят из трех судей, Палаты — из семи и Большая палата — из 17 судей.

Комитеты являются первой инстанцией для индивидуальных жалоб.
Единогласным решением Комитет может объявить жалобу неприемлемой. Такое решение является окончательным. Если Комитет не считает жалобу неприемлемой, она поступает в Палату, которая выносит решение о приемлемости по существу дела. Вопрос о приемлемости межгосударственных споров решается только Палатой. Большая палата рассматривает дела по существу в исключительных случаях. Это может иметь место, если речь идет о серьезных вопросах, касающихся толкования Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. В этом случае
Палата до вынесения своего постановления может уступить юрисдикцию Большой палате (ст. 30). Это может иметь место также в случае обращения одной из сторон в споре в Большую палату с просьбой о пересмотре дела (ст. 47).

Впервые в практике международных судебных органов предусмотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения решения Палатой любая из сторон может просить о повторном слушании дела в Большой палате.
Постановления Большой палаты являются окончательными. Постановления любой из Палат являются окончательными, если стороны заявили, что они не будут требовать передачи дела в Большую палату, или по истечении срока в три месяца, в течение которого стороны не обратились в Большую палат пли
Большая палата отклонила такое обращение (ст. 44).

Решение Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в
60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года.
Европейский суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешения споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Экономический суд Содружества Независимых Государств представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран—участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия,
Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты
Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде.
В Уставе СНГ, ст. 32, Суд был закреплен как постоянно действующий орган.
Свою деятельность он начал в 1994 году.

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Содружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств — участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов,
Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов
Содружества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства — участника
Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитражных) судов государств- участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательные решения.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных государств и по заявлению органов Содружества. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством международного соглашения или решений органов
Содружества и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения н его последствии
(п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекомендательный характер, что отличает его от других международных судебных органов.

За время своего существования Суд рассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании.

7. МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по мирному разрешению споров. Рассмотрение международных споров органами международных организаций ведется, как правило, политическими средствами.
Решения носят рекомендательный характер.

Мирное урегулирование споров в рамках ООН. По Уставу ООН Совет
Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделенными полномочиями в области мирного разрешения споров. Согласно главе VI Устава
ООН «Мирное разрешение споров», речь идет в первую очередь о спорах, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. В соответствии со ст. 34 Устава Совет Безопасности уполномочен провести расследование любого спора или любой ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора шеи ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. На основании этой статьи Совет
Безопасности осуществляет функции международной следственной процедуры.
Расследование может осуществляться самим Советом или специально созданными для этой цели комиссиями, выезжающими на места. В ходе расследования Совет не только устанавливает фактическую сторону спора или ситуации, но и определяет степень их опасности для поддержания международного мира и безопасности. Этим расследование, проводимое Советом, отличается от традиционной следственной процедуры.

Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтет это необходимым, разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые перечислены в ст. 33 Устава ООН. Наряду с этим для указанной категории споров и ситуаций Совет может рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы урегулирования с учетом уже принятой сторонами процедуры разрешения спора (ст. 36 Устава). Совет также принимает во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может рекомендовать не только надлежащую процедуру и методы урегулирования, но и такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими (ст. 37 Устава).

Совет Безопасности уполномочен заниматься не только спорами указанного выше характера, но и любыми спорами, если все стороны, участвующие в таком споре, попросят об этом, и делать сторонам рекомендации с целью мирного разрешения этого спора (ст. 38 Устава). При выполнении перечисленных положений Устава Совет Безопасности может выступать с функциями добрых услуг, посредничества, примирения, создавая в случае необходимости соответствующие органы, которые в своих действиях не должны выходить за рамки предоставленных им Советом полномочий.

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, и делает рекомендации по их урегулированию. При этом
Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если
Совет не запросит об этом (ст. 12 Устава).

Полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи по мирному разрешению споров распространяются как на государства — члены ООН, так и на нечлены при условии, что они примут на себя обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом.

Специализированные учреждения и другие организации системы ООН предусматривают в своих учредительных актах процедуры мирного урегулирования споров, в том числе рассмотрение спора в главном органе
Организации. Такие споры касаются толкования или применения учредительных актов или решений главных органов.

Региональные организации также предусматривают в своих учредительных документах механизмы мирного разрешения споров.

В ст. 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сторон наряду с другими средствами и к региональным органам или соглашениям. Государства, заключившие такие соглашения или входящие в такие органы, должны приложить все усилия для достижения мирного разрешения местных споров (ст. 52, п. 2,
Устава ООН). Обращение к региональным соглашениям или органам может иметь место либо по инициативе заинтересованных государств, либо по инициативе
Совета Безопасности. При этом Совет должен поощрять мирное разрешение местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов (ст. 52, п. 3, Устава ООН).

Мирное урегулирование споров в рамках ОБСЕ. В рамках ОБСЕ разработана система мирного разрешения споров, состоящая из четырех элементов;
Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм), Комиссии
ОБСЕ по примирению, Суда по примирению и арбитражу и процедуры директивного примирения.

В основе Механизма ОБСЕ по урегулированию споров лежат Принципы по мирному урегулированию споров и Положения процедуры ОБСЕ по мирному урегулированию споров, принятые в Валлетте в феврале 1991 года и одобренные с изменениями на Стокгольмском заседании Совета в декабре 1992 года.

Валлеттский механизм выполняет функции согласительного и примирительного органа. Его отличительной чертой является то, что он приводится в действие по одностороннему обращению любой из сторон в споре.
Как отмечено в разделе IV Положения, любая из сторон в споре может обратиться с просьбой о создании Механизма ОБСЕ по урегулированию споров путем уведомления другой стороны или сторон в споре. Такой Механизм образуется одним или несколькими членами, выбираемыми при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. Его функции были поручены Центру по предотвращению конфликтов в Вене. В список включаются до четырех лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это сделать. При образовании Механизма в его состав не могут включаться граждане из государств — сторон в споре.

Задача Механизма по урегулированию споров состоит в оказании помощи сторонам в определении подходящих процедур урегулирования спора. В этих целях Механизм может предлагать общие или конкретные замечания или советы, имеющие рекомендательный характер. Подобные же замечания и советы он может давать и по существу спора по требованию любой из сторон в споре.

Предусмотренная процедура не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориальной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является
Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в
Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор между государствами — участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об этом договорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II
Положения государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Ко-. миссии в отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.

Каждая сторона в споре должна назначить одного мирового посредника из
Валлеттского списка, который ведется в целях Валлеттского механизма по урегулированию споров. Указанные посредники должны назначить третьего мирового посредника, который будет председателем Комиссии.

Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Однако в соответствии с разделом XIV Положения государство-участник может сделать заявление, что в общем порядке или в связи с конкретным спором оно будет считать обязательными, на условиях взаимности, любые условия урегулирования, предложенные Комиссией.

Третьим элементом системы является Суд по примирению и арбитражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ, принятой в Стокгольме 15 декабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Ее участниками являются 20 государств. Россия не участвует. Местом пребывания Суда является Женева.

Каждое государство — участник Конвенции после вступления ее в силу назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее гражданами или гражданами любого другого государства — участника ОБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд. Для рассмотрения споров могут создаваться
Примирительные комиссии и Арбитражные трибуналы.

Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлению государства — участника Конвенции. Она может также создаваться по соглашению между государствами — участниками Конвенции и другими государствами — членами ОБСЕ, не участвующими в Конвенции. Каждая сторона в споре назначает одного мирового посредника из списка таких посредников.
Президиум Суда назначает еще трех посредников в состав Примирительной комиссии. Он может увеличить или сократить их число при условии, что оно остается нечетным. Главная цель Комиссии — оказывать помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.

Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов, подписываемое представителями сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство завершается. Если стороны не пришли к согласию, Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения сторон. В случае несогласия сторон в 30-дневный срок с предлагаемым урегулированием доклад направляется в Совет министров
ОБСЕ.

Арбитражный трибунал может создаваться по обоюдному обращению спорящих сторон или по одностороннему заявлению одной из сторон по истечении 30 дней после предоставления доклада Примирительной комиссии Совету министров ОБСЕ,
Государства — участники Конвенции, сделав соответствующее заявление, могут признать обязательную юрисдикцию Арбитражного трибунала.

Арбитражный трибунал для рассмотрения конкретного спора создается из арбитров спорящих сторон, назначенных ими в состав Суда, и арбитров, назначенных Президиумом Суда из списка арбитров. Трибунал решает споры в соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело по справедливости при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

Последний, четвертый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ — это процедура директивного примирения, предусмотренная
Положениями о директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре
1992 года.

Другие международные региональные организации также предусматривают процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государств[10] Совет наделен функциями арбитражного и примирительного органа, в котором решения принимаются большинством голосов. Согласно ст. 5, споры, подлежащие разрешению Советом ЛАГ, подразделяются на две категории, К первой относятся споры, не затрагивающие независимости, суверенитета и территориальной целостности государств. Если обе спорящие стороны обратятся к Совету для разрешения такого спора, то его решение будет обязательным и окончательным.
При этом спорящие государства не будут принимать участия в обсуждениях и решениях Совета. Ко второй категории относятся споры, которые могут привести к войне между двумя государствами — членами ЛАГ или между государством — членом Лиги и третьей стороной. В этом случае Совет вправе сам проявлять инициативу и предлагать свои услуги в разрешении любого такого спора.

В практике ЛАГ споры и конфликтные ситуации рассматривались также периодически созываемой Конференцией глав государств и правительств.
Разрешению споров способствовала практика создания комиссий по посредничеству и примирению, в состав которых входили, как правило, генеральный секретарь Лиги, председатель Совета, а также представители ряда государств — членов ЛАГ.

Временное местонахождение Генерального секретариата ЛАГ – г. Тунис.
Официальный язык – арабский.

Хартия Организации африканского единства[11] предусматривает в ст. 3, что спорные вопросы должны разрешаться путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража. Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу отводилась роль особого органа для мирного разрешения международных споров. Однако на практике деятельность ее оказалась незначительной.
Главную роль в урегулировании межгосударственных споров и конфликтов, включая территориальные и пограничные, играют ее руководящие органы —
Ассамблея глав государств и правительств и Совет министров. Наиболее часто в практике разрешения споров в рамках ОАЕ используется создание следственных и согласительных комиссий, а также арбитражных органов.

Система разрешения споров между американскими государствами закреплена с Уставе Организации американских государств[12].

Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров
(Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся. В нем участвуют не все американские государства, а многие из участвующих сделали весьма существенные оговорки, ограничивающие сферу применения Пакта.

Протоколом поправок Картахены 1985 года проведена реформа

системы мирного разрешения споров, предусмотренная Уставом

ОАГ, в частности упразднена Межамериканская комиссия по мирному решению споров и усилены полномочия Постоянного совета. Постоянный совет уполномочен следить за поддержанием дружественных отношений между государствами — членами ОАГ и в

этой связи способствовать мирному разрешению споров между ними

(ст. 83 Устава ОАГ). Любая сторона в споре может просить Постоянный совет об оказании добрых услуг для урегулирования спора. Совет оказывает помощь сторонам и может рекомендовать им процедуры, которые сочтет подходящими для мирного урегулирования спора (ст. 84). Он может также с согласия спорящих сторон создавать комиссии ad hoc. Такие комиссии наделяются полномочиями по согласованию в каждом конкретном случае Постоянным советом со спорящими сторонами (ст. 85). Постоянный совет может также с согласия спорящих сторон проводить расследование спора, включая расследование фактов на территории любого из спорящих государств с разрешения его правительства (ст. 86). В случае, если рекомендованная процедура не будет принята сторонами или если одна из них заявит, что спор не может быть урегулирован предложенным способом. Постоянный совет информирует об этом Генеральную Ассамблею.

Среди других соглашений между американскими государствами о мирном разрешении споров наиболее важным является Устав Организации центральноамериканских государств, предусматривающий учреждение
Центральноамериканского суда.

Что касается Содружества Независимых Государств, то в его Уставе, ст.
18, предусмотрено, что Совет глав государств правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, международный спор - формально признанное разногласие между субъектами международного права. Международный спор должен решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров. Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно- правовые способы и процедуры урегулирования споров. К ним относятся:

1. Переговоры – способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно–правовых норм, мирного решения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права.

2. Консультации – разновидность переговоров.

3. Посредничество – ведение переговоров не состоящим в споре государством или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

4. Добрые услуги - представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта.

5. Следственные и согласительные комиссии – предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.

6. Международный арбитраж (третейское разбирательство) - процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т.е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего

Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.

7. Международное судебное разбирательство – имеет много общего с международным арбитражем, главная отличительная черта – состав такого суда определён заранее.

Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международных споров является Конвенция «О мирном решении международных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и Дополненная в 1907 году на второй
Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мирном разрешении международных споров, подтвержденный резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с поправками),

Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных положений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильским декларация о мирном разрешении споров
1982 года.

Среди региональных соглашений можно назвать Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 сода (Боготинский пакт). Европейскую конвенцию о мирном разрешении споров, принятую Советом Европы в 1957 году,
Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ 1992 года и др., а также уставы региональных организаций (ЛАГ, ОАГ, ОАЕ, СНГ и др.), содержащие положения о мирном разрешении споров.

Механизмы мирного урегулирования международных споров предусмотрены в ряде многосторонних конвенций, регулирующих сотрудничество государств в различных специальных сферах, например в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года, в
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и во многих других, а также в двусторонних договорах и соглашениях.

Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.

Список используемой литературы.

1. Устав ООН и Статут Международного Суда. Вступил в силу 24 октября
1945 г.

2. Венские Конвенции от 1975 г.

3. Гаагские Конвенции о мирном разрешении международных столкновений от 1899 и 1907 гг.

4. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним.

5. Конвенция ООН по морскому праву. Вступила в силу 16 ноября 1994 г.

6. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. МИД РФ.
М., Международные отношения. 1993.

7. Действующее международное право. В трёх томах. Т. 1, М., 1996.

8. Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения международных споров. Л., 1975.

9. Лазарев С.Л. Международный арбитраж. М., 1991.

10. Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. М.,
Международные отношения. 2000.

11. Международное право. Словарь – справочник. Под общей ред. В.Н.
Трофимова. М., 1998.

12. Журнал «Международная жизнь». 1999 г., № 10. «В. Азбукин, С.
Терехов. Проблема разрешения конфликтных ситуаций».

-----------------------
[1] Международное право. Словарь – справочник. Инфра – М, 1998.
[2] Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения международных споров. Л., 1975.
[3] Международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова. М., 2000.
[4] Лазарев С.Л. Международный арбитраж. М., 1991.
[5] МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии.
[6] ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.
[7] ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.
[8] ЮНЕСКО – Организация Объединённых Наций по образованию, науке и культуре.
[9] МОТ – Международная организация труда.
[10] ЛАГ – межправительственная региональная организация независимых арабских государств, созданная 22 марта 1945 г. Членами ЛАГ являются 21 государство.
[11] ОАЕ – межправительственная региональная организация безопасности, созданная на Аддис – Абебской конференции независимых государств Африки в
1963 г. Члены ОАЕ – 51 африканское государство.
[12] ОАГ – межправительственная региональная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария (35 латиноамериканских государств).



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.